Предмет и методы экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 00:05, доклад

Описание работы

Общая характеристика экономической теории как науки. Предмет экономической теории.
Функции и место экономической теории среди других наук.
Методы исследования в экономической теории.
Основные этапы развития экономической теории.

Работа содержит 1 файл

Tema_1_Predmet_i_m-dy_ET.doc

— 97.50 Кб (Скачать)
  • конкретные (экономика промышленности, сельского хозяйства, экономика предприятий  др.), посвященные углубленному изучению особенностей функционирования отдельных секторов экономики;
  • функциональные (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент и т.п.), специализирующиеся на детальном анализе важнейших процессов в хозяйстве;
  • ряд наук, возникающих на стыке различных областей знаний (экономическая география, экономика природопользования; теория управления производством и т.д.)
  • информационно-аналитические (статистика, экономическое моделирование и др.), занятые совершенствованием методов сбора и обработки экономической информации;
  • исторические (история народного хозяйства, история экономических учений).

    Для экономических  наук, экономическая теория является  общим теоретическим и методологическим основанием, т.е. выступает как фундаментальная наука. Это означает, что все прочие экономические науки черпают из теории свои базовые понятия. Вместе с тем все экономические дисциплины оказывают обратное воздействие на экономическую теорию, обогащая ее сведениями о развитии отдельных секторов экономики, об идущих в ней процессах, разрабатывают новые методы исследования, снабжают теорию новыми статистическими и историческими фактами.

В условиях перехода к  рыночным отношениям экономические знания становятся профессионально необходимыми. Работникам любой профессии необходимо обладать определенным объемом экономических знаний и умением использовать их на практике.

 

    1. Методы исследования в экономической теории

 

Исследуя экономические процессы и явления общества, экономическая теория использует следующие методы познания.

  1. Метод диалектики – экономическая теория рассматривает экономические явления в историческом развитии от простого к более сложному. Он требует рассмотрения явлений, процессов в их возникновении и развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. Данный метод познания позволяет проникать в глубь экономических процессов и явлений, выявлять причинно-следственную связь явлений и раскрывать движущие силы развития общества.
  2. Метод научной абстракции – т.е. освобождение наших представлений от случайного, единичного и выделение устойчивого, типичного. Данный метод позволяет выделить главное в объекте исследования при отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. С использованием метода научных абстракций выделяются наиболее существенные и характерные особенности предмета, его количественные и качественные специфические параметры. Результат научной абстракции – выработка новых научных категорий (понятий), выражающих существенные стороны исследуемых объектов, а также выявление экономических закономерностей. Также посредством метода абстракции формируются экономические законы.
  3. Метод анализа и синтеза – Анализ – предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей, например, анализ показателя себестоимости по элементам затрат (сырье, зарплата, энергоресурсы и т.д.). Синтез – это метод познания, основный на соединении отдельных частей явления, ранее проанализированных, в единое целое, что дает возможность представить развитие экономического явления в перспективе, например, определение показателя себестоимости продукции (как сумма всех затрат).
  4. Метод индукции и дедукции – Индукция – движение мысли от частных фактов к общим умозаключениям, выводам, обобщениям. Дедукция – движение познания от теории к фактам, от общего к частному.
  5. Исторический метод – экономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в какой они возникли в самой жизни, развивались, совершенствовались и какими стали в настоящее время.
  6. Логический метод – позволяет правильно применять законы мыслительной деятельности, обосновывающие выводы, глубже понимать причинно-следственные связи, складывающиеся между процессами и явлениями реальной экономической жизни.
  7. Метод единства логического и исторического – исследование всегда отталкивается от исторически реальных фактов. Наблюдаются все происходящие изменения во времени. Сделанные абстрактно логические выводы постоянно сверяются, уточняются в соответствии с реальным протеканием исследуемых экономических процессов.
  8. Метод маржинализма – основан на использовании предельных, дополнительных величин для анализа экономических явлений и процессов.
  9. Метод экономико-математического моделирования – описание экономического явления на формализованном языке с помощью математических символов и алгоритмов. Данный метод с применением компьютерных технологий способствует построению экономических моделей, которые могут быть представлены в виде логических описаний, схем, таблиц, графиков, алгебраических формул и т.д. Такие модели позволяют выявить особенности и закономерности экономических явлений и процессов.
  10. Метод графического представления отражает экономические процессы и явления с помощью различных схем, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.
  11. Метод применения экономических экспериментов – это искусственное создание экономических процессов и явлений в определенных (лабораторных) условиях, приближенных к хозяйственной деятельности, с целью их изучения и дальнейшего практического применения. Экономические эксперименты весьма ограничены, но это компенсируется широкими масштабами теоретических дискуссий ученых-экономистов (конференции, симпозиумы).
  12. Метод использования общественной практики – т.е. все научные открытия апробируются практикой и только так определяется истинность теорий.

В экономической теории можно выделить два направления изучения экономических процессов в зависимости от области приложения ее результатов.

Позитивная  экономика изучает факты и зависимости между ними, призвана исходить из накопленных знаний и опыта и отвечать на вопросы: что есть и что может быть в экономике? Практические  суждения, касающиеся реального состояния экономики, называются позитивными. Основной продукт этой части экономической науки – знания, обобщения, экономический анализ, аналитический прогноз. Она описывает, анализирует, но не дает рекомендаций.

Нормативная экономика ставит перед собой более сложную задачу – поведать о том, что должно быть, как следует действовать, чтобы достичь желаемых результатов. Теоретические суждения, рассматривающие желаемые состояния называются нормативными. Эта экономика дает рекомендации, рецепты действий.

 

 

 

 

 

    1. Основные этапы развития экономической теории

 

Экономические явления  и процессы изучались учеными  на всем протяжении развития человеческого  общества. Серьезное внимание к основным экономическим проблемам появилось еще в Древнем мире. Многие важные экономические процессы рассматривались в работах ученых античного мира, в трудах Ксенофонта, Аристотеля, Платона. Уделяли внимание экономической мысли и в Древнем Египте, Китае, Индии.

В средневековье  представления  об экономических явлениях формировались  в рамках церковных учений, а также в политических теориях, в фантазиях раннего утопического социализма.

Однако, в указанные периоды формировались лишь отдельные элементы экономической теории, а знания об экономических отношениях носили разрозненный характер, поэтому их следует рассматривать как предысторию экономической науки. Самостоятельное развитие экономика получила в эпоху зарождения капитализма (XVI-XVII вв.).

Первой  экономической школой была школа меркантелизма (итал. мерканте – торговец, купец), которая возникает в конце XV в и развивается в XVI-XVII вв. в период первоначального накопления торгового капитала. Представители этой школы считали, что богатство нации – это золото, деньги, за которые можно все купить и основным источником богатства общества является внешняя торговля, т.к. в этот период международная торговля приносила большой доход (т.е. товары покупались по одной цене, а продавались по более высокой). Создателем школы меркантелизма был англичанин Томас Мен, который разработал программу внешней торговли. Характерными выразителями идей меркантелизма  также были англичанин Уильям Стаффорд и французы Антуан Монкретьен и Жан Батист Кольбер.

Вторая  школа – это школа физиократов (греч. fizio – природа, cratos – власть) формировалась в XVIII в. Основоположником этой школы считается француз Франсуа Кенэ, который создал первую модель общественного воспроизводства – знаменитую «Экономическую таблицу». Представители этой школы (Франсуа Кене, Альберт Тюрго) считали источником богатства – производство, к которому они относили лишь сельское хозяйство, где богатство возникает естественным путем и выглядит как дар природы. Заслуга физиократов состоит в том, что они впервые исследовали экономические явления в развитии, разработали модель воспроизводства, обосновали деление общества на классы.

Третья  школа – школа классической политической экономии, которая зародилась в конце XVII – начале XVIII в. в трудах У.Петти и П.Буагильбера. Они впервые в истории экономической мысли выдвинули трудовую теорию стоимости, в соответствии с которой источником и мерилом стоимости является количество затраченного труда на производство той или иной товарной продукции или блага. Основу богатства и благосостояния государства они видели не в сфере обращения, а в сфере производства.

Наиболее яркие представители классической политэкономии – Адам Смит и Давид Рикардо.  А.Смит разработал принцип свободной конкуренции, согласно которому все процессы отрегулирует «невидимая рука рынка», т.е. спрос – предложение – цена – конкуренция. Во многом благодаря ему вплоть до 30-х годов XX-го столетия неопровержимым считалось положение о полном невмешательстве правительственных предписаний в свободную конкуренцию.

Д. Рикардо изложил содержание закона стоимости, обосновал тенденцию к понижению нормы прибыли; разработал теорию земельной ренты;  дал объяснение закономерности изменения стоимости денег как товаров в зависимости от количества обращения и др.

Четвертая школа – школа марксизма, формируется с середины XIX в. Ее основоположниками являются Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые при исследовании экономических явлений используют классовый подход. Данной школой завершена разработка трудовой теории стоимости и разработана теория прибавочной стоимости; открыт закон стоимости как закон развития товарного производства; разработана теория воспроизводства и экономических кризисов; открыты экономические законы капиталистического способа производства.

Пятая школа  – школа маржинализма, возникла во второй половине XIX в. (англ.  marginal - предельный). Классиками теории маржинализма являются экономисты австрийской школы Карл Менгер, Фридрих фон Визер. Ими разработаны теории предельной полезности, предельной доходности и предельной производительности труда. Теория маржинализма активно использовалась при анализе взаимовлияния цены и спроса на конкретные товары, при определении взаимозаменяемости и взаимодополняемости различных факторов производства.

Шестая  школа – неоклассическая школа. Неоклассическое направление экономической теории было сформировано в конце XIX в. в сочинениях английского экономиста Альфреда Маршалла, в которых рассмотрены элементы механизма рыночных отношений, а также функциональная зависимость таких факторов как цена, спрос и предложение.

Седьмая школа  – школа институционализма (от лат. institutum – установление, учреждение) – это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории. Представители данного направления разработали проблемы государственной власти и контроля над ними. Они поддерживали идею государственного регулирования экономики, не признавая способности капиталистической системы к саморегулированию. Самыми яркими представителями институционализма считаются Торстейн Веблен и Джон Гэлбрейт.

Восьмая школа  – кейнсианская школа, возникла в 30-е годы XX в. в связи с необходимостью вывода буржуазной экономики из мирового кризиса. Основоположником данной школы считается английский ученый-экономист Джон Кейнс, который заложил основы макроэкономического анализа, выступил за государственное регулирование экономики через бюджет и кредит, устраняя кризисы, обеспечивая полную занятость и высокий рост производства. Им также была разработана теория мультипликатора, которая до сих пор применяется в финансовой и банковской практике (мультипликатор – коэффициент, выражающий мультипликационный эффект одной экономической величины от увеличения другой,  например влияние увеличения инвестиций на изменение национального дохода).

Девятая школа  – школа монетаризма, возникла в 70-е годы XX в. (англ. monetary - денежный), в противовес кейнсианской школы. Ее лидером стал американский экономист Милтон Фридмен, который считает, что государство не должно вмешиваться в развитие экономики, а обязано обеспечить лишь стабильность денежной единицы. По мнению представителей этой школы все крупнейшие экономические потрясения являются результатом неправильной денежной политики. Они предлагают как можно меньше и осторожнее государству вмешиваться в рыночные отношения, ограничив его только денежной областью, регулируя денежную массу, находящуюся в обращении.

Изучив общественные характеристики основных направлений развития экономической теории, можно сделать вывод, что ни одна теория не может претендовать на абсолютную и вечную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, т.к. выступает с позиции определенной социальной группы и определенного периода.

 

 




Информация о работе Предмет и методы экономической теории