Содержание.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Зарождение
и развитие экономической теории……………………………….7
2.Предмет
экономической теории………………………………………………12
2.1.Исследование
экономической науки……………………………………….12
2.2.Общая
экономическая теория и её функции……………………………….16
2.3.Экономические
законы и категории………………………………………..17
2.4.Анализ
экономической динамики…………………………………………..19
3.Функции
экономической теории……………………………………………...21
4.Методы
экономической теории………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список
использованной литературы…………………………………………...30
Введение.
Экономика
- это особая сфера общественной
жизни со своими законами, проблемами
и противоречиями. В этой сфере
формируется экономический потенциал
общества, производятся различные блага
для удовлетворения физиологических и
духовных потребностей людей.
По
мнению Борисова Е.Ф., человечество проявляло
всегда большой интерес к основам управления
экономическими процессами. Однако исследования
формировались как отдельные элементы
экономических знаний в рамках единой,
еще не расчлененной науки. Значительно
позже произошел процесс расчленения
науки. Возникает система наук, которая
изучает социум, т.е. такое сложное явление,
как ассоциация людей. Экономическая теория
не выступает в единственном числе. К наукам,
изучающим общество, относятся: философия,
история, политика, социальная психология,
экономическая география, демография
и др. Каждая из них имеет свой интерес
и сегмент в изучении социума. Дело не
ограничивается самостоятельной ролью
общественных наук. Все науки находятся
во взаимодействии, они дополняют друг
друга и, в конце концов, составляют целостность
гуманитарных наук, т. е. наук, предметом
изучения которых является не отдельный
человек, а вся совокупность людей, начиная
со времени, когда человек выделился из
животного мира и стал жить сознательно
и целеустремленно.
По мнению Чепурина М.Н., экономическая
теория призвана изучать и объяснять процессы
и явления экономической жизни, а для этого
она должна проникать в суть глубинных
процессов, вскрывать законы и предсказывать
пути их использования.
Существует
большое количество определений
этой науки. Вот некоторые из таких
определений:
1)
Экономическая теория - есть наука об использовании
людьми редких или ограниченных производительных
ресурсов (земля, труд, товары производственного
назначения, например машины, технические
знания) для производства различных товаров
(таких как пшеница, говядина, дороги, яхты
и т.д.) и распределения их между членами
общества в целях потребления.
2)
Экономическая теория - есть наука о видах
деятельности, связанных с обменом и денежными
сделками между людьми.
3)
Экономическая теория - есть наука о повседневной
деловой жизнедеятельности людей, извлечения
ими средств к существованию и использовании
этих средств.
4)
Экономическая теория - есть наука о том,
как человечество справляется со своими
задачами в области потребления и производства.
5)
Экономическая теория - есть наука о богатстве.
Этот
перечень достаточно велик сам по себе,
однако, его можно продлить. Экономическая
теория, несомненно, включает в себя все
элементы, указанные как в этих определениях,
так и в тех, которые могли бы войти в более
длинный перечень. Если заставить специалиста
выбрать из всех приведенных выше дефиниций
лишь одну, то в наше время он, по всей вероятности,
остановился бы на первой: экономическая
теория - есть наука о том, какие из редких
производительных ресурсов общество с
течением времени, с помощью денег или
без их участия, избирает для производства
различных товаров и распределения их
в целях потребления в настоящем и будущем
между различными людьми и группами общества.
Экономика
сложна, многолика и подвижна. Этим
объясняется и подвижность науки,
изучающей ее. В разных странах экономическая
наука называется по-разному. В 1619 г. французский
ученый А. Монкретьен впервые употребил
термин "Политическая экономия" и
с тех пор это название сохраняет право
на свое существование. В учебных планах
наших учебных заведений экономическая
наука именуется как политическая экономия
(в ряде университетов на экономических
факультетах) или как Основы экономической
теории. Одни авторы отождествляют эти
две науки, другие - разграничивают. Коренного
различия между предметами исследования
этих наук нет. И в том, и в другом случаях
рассматривается деятельность людей по
обеспечению себя жизненными благами.
"Экономическая теория,
- говорил выдающийся английский экономист
первой половины XX в. Дж. Кейнс, - не есть
набор уже готовых рекомендаций, применяемых
непосредственно в хозяйственной политике.
Она является скорее методом, чем учением,
интеллектуальным инструментом, техникой
мышления".
Актуальность
данной курсовой работы обусловлена тем,
что необходимо изучить предмет, метод
и функции науки, которая касается всех
без исключения людей.
Согласимся,
что на первый взгляд далеко не всем
нужны знания по экономике. Шахтер в забое,
металлург у плавильной печи, астроном,
изучающий солнечную активность, могут
безболезненно обойтись без знания экономической
теории в своем рабочем процессе. Человеческий
мозг имеет ограниченную вместимость.
Каждый стремиться экономить свое ограниченное
время и использовать его для накопления
профессиональных знаний и отдыха.
В то же время мы должны признать,
что с экономическими вопросами и проблемами
соприкасаются практически все. Домохозяйка
рассчитывает, как прожить на зарплату
мужа, накормить и приодеть детей; шахтер
озабочен недостаточным заработком и
выдвигает свои требования шахтовладельцам
или правительству; инженер пытается выяснить,
нельзя ли где-то подработать дополнительно;
бизнесмен озабочен спадом производства
и повышением ставок за кредит и налогов;
владелец акций в панике с падением их
курса и т.д.
Управленцы предприятия
любого уровня обязаны глубоко и систематически
изучать рыночную конъюнктуру, проводить
тщательный экономический анализ состояния
дел на предприятии. Экономическая политика
государства, если она не опирается на
экономическую теорию, неизбежно заведет
общество в тупик, приведёт к кризису и,
в конечном счете - к социальному взрыву.
Практическое значение науки состоит
в накоплении знаний, знание ведет к предвидению,
а предвидение - к действию.
Большинство взаимодействий
в обществе направляется и координируется
определенными правилами, правилами игры.
В экономическом поведении обширную и
важную часть правил образуют права собственности.
Экономическая теория пытается объяснить
социальные явления, механизм взаимодействия
и позволяет предвидеть направленность
в экономическом поведении людей.
Цель
данной курсовой работы - раскрыть содержание
предмета, методов и функций экономической
теории. Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть
предмет экономической теории.
- Изучить методы
исследования и функции экономической
теории.
1. Зарождение
и развитие экономической теории.
Задача
любой науки состоит в анализе
реальных процессов, фактов, выявлении
внутренних взаимосвязей, определении
закономерностей и тенденций изменения
явлений. Не является исключением из этого
и экономическая теория. Вся история экономической
теории показывает, что это был постоянный
поиск целостного системного анализа
экономической жизни общества, стремления
описать, объяснить и предвидеть тенденции
развития, выяснить законы экономической
жизни, обосновать способы наиболее рациональных
экономических решений. [8; с.10]
Экономическая теория, как и другие социальные
науки, имеет ряд особенностей по сравнению
с естественными науками. Во-первых, экономическая
теория имеет дело с деятельностью людей
и в силу этого является общественной,
социальной наукой в отличие от естественных
наук, которые изучают не опосредованные
волей и сознанием людей явления и процессы.
Во-вторых, экономические действия и, следовательно,
экономическая теория прямо связаны с
экономическими интересами и идеологией.
Это ставит перед экономической теорией
задачу постоянно обращаться к другим
социальным наукам и дисциплинам: социологии,
политологии, истории и т. д. В-третьих,
в силу прямой связи экономической теории
с экономическими интересами людей экономическую
теорию интересуют не просто рациональные
экономические решения, а необходимость
реализации этих решений при учете социально
справедливого распределения продуктов
и благ, признаваемого обществом. [15;
с.218]
Зачатки
экономической науки появились
еще в древнем мире. Уже учёные-философы
Древней Греции, Рима, Востока, Египта,
Китая и Индии пытались решить отдельные
вопросы экономики: что лежит в основе
цены товара, как наживать состояние и
др.
Экономическая мысль Древней Греции характеризуется
работой учёных той поры, таких как Платон
(427-347 гг. до н. э.) и Аристотель (384-322 гг.
до н. э.), которые сформулировали исходные
положения экономической теории о полезности
как исходной ценности материальных благ.
Мыслители Древнего Рима - Сенека (4-65 гг.
дон, э.), Лукреций Кар (39-55 гг. до н. э.) и
др. исследовали экономические причины
разложения и гибели рабства, главной
из которых, по их мнению, было отсутствие
материального интереса. Взгляды Сенеки
оказали влияние на формирование экономических
концепций христианства, которое в последующем
историческом процессе развития человечества
совершило коренной переворот во взглядах
на хозяйственную жизнь. Христианские
мыслители и проповедники объявили простой
хозяйственный труд необходимым и святым
делом, считая, что «если кто не хочет трудиться,
тот пусть и не ест». Христианское учение
обосновывало принципы справедливого
ценообразования, социальной, а не индивидуальной
оценки благ с учетом затрат труда. Однако
мыслители древности еще не выделяли экономические
явления из всей суммы общественных процессов,
не создали систему учения об экономике. [2;с.42-44]
Итак, как прикладная наука о ведении хозяйства
экономическая теория возникла в период
рабовладельческого строя. Но только в
XVI-XVIII вв. появилось ее название - политическая
экономия (от греческих слов: «политейя»
- общество, «ойкос» - дом, хозяйство, «номос»
- закон). Таким образом, политическая экономия
- наука о законах функционирования общественного
хозяйства в рамках государства. В самостоятельную
науку политическая экономия превращается
в начале XVII в.
Первой
теоретической школой был меркантилизм
(от итальянского «мерканте» - купец, торговец).
Представители этой школы считали, что
богатство общества возникает только
в торговле (деньги, золото). Главный предмет
своей науки они видели в процессах товарного
и денежного обращения. Такие представления
не были случайными. Они соответствовали
начальному виду капиталистической деятельности
- международной торговле, когда товары
покупались в одной стране по более низким
ценам, а продавались в другой - по более
высоким. Поэтому меркантилисты советовали
государству расширять торговлю, накапливать
золото в стране. Представитель этой школы
- Томас Манн (1571-1641 гг.). Идеи меркантилизма
- государственное вмешательство в хозяйственную
жизнь и протекционизм в торговле - используются
и в современной экономике. Между тем критики
меркантилизма справедливо отмечали,
что во время торговой сделки не возникает
вообще никакого богатства, а происходит
лишь обмен денег на товар и наоборот.
При нарушении равенства в обмене богатство
лишь перераспределяется в пользу одной
из сторон. Когда же обмен равноценен,
то никто не может обогатиться.
Позже
появляется теоретическое учение физиократов
(«физиократия» в переводе с греческого
- власть природы). Вслед за основателем
учения Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.) физиократы
считали, что источником богатства является
производство, хотя и существует только
одна его отрасль - сельское хозяйство,
где богатство возникает естественным
путем и представляется даром природы.
Отсюда рост богатства они связали только
с естественным плодородием земли, а промышленность
не считали отраслью, где создается прирост
доходов. Однако сама по себе природа без
приложения капитала и труда не может
постоянно умножать богатство общества.
Поворот к исследованию производства
открыл путь для возникновения научной
политической экономии.
Наиболее
обоснованные ответы на рассматриваемые
вопросы дала классическая школа. Ее представители
Давид Риккардо (1772-1823 гг.) и Адам Смит (1723-1790)
установили, что богатство нации возникает
во всех отраслях материального производства.
Его всеобщей универсальной формой выступает
стоимость товаров. А. Смит заложил основы
трудовой теории стоимости, подчеркнув
роль производительного труда, и создал
учение о доходах. Рост богатства происходит
тогда, когда первоначально затраченная
сумма прирастает на дополнительную величину
(прибавочную стоимость, или прибыль).
Это принципиально важное открытие, которое
и позволило экономической теории, в конечном
счете, стать подлинной наукой. [13;с.17-19]