1. Предмет, структура
и функции экономической
теории.
2. Методы экономической
науки.
3. Потребности,
блага: понятие и классификация.
4. Проблемы экономического
выбора. Кривая производственных
возможностей.
Тема № 1: Предмет и методы экономической науки.
Вопрос 1. Предмет, структура и функции экономической теории.
В современных
условиях предмет ЭТ – это
анализ проблемы рационального
использования ограниченных ресурсов
для производства благ и услуг,
их распределения и обмена
с целью удовлетворения растущих
потребностей людей.
Структурно ЭТ делится на:
- Микроэкономика
– изучает поведение отдельных экономических
агентов: индивидуумов, домохозяйств,
предприятий. На этом уровне анализируются
цены, объёмы производства и потребление
отдельных благ, состояние различных рынков.
- Мезоэкономика
– изучает поведение определённых подсистем
национальной экономики или отраслей
народного хозяйства.
- Макроэкономика
– исследует функционирование эконом.
системы в целом, а также её элементов.
Объектом изучения становятся крупномасштабные
эконом. процессы: экономический рост,
национальный доход, инфляция.
- Мегаэкономика
– изучает законы и развитие мировой экономики
в целом.
Функции ЭТ:
- Познавательная
– изучение и объяснение процессов и явлений
в экономике, необходимость познания их
содержания, обоснование их законов и
способов их применения в действительности.
- Практическая
– предполагает разработку принципов
и методов рационального хозяйствования,
осуществления стратегии эконом. политики.
- Планово-прогностическая
– связана с разработкой научных прогнозов
и выявления перспектив развития общества.
- Идеологическая
– проявляется в критической оценки всех
происходящих в экономике явлений. Экономические
концепции непросто описывают процессы
и явления, но и определяют отношение к
ним.
- Методологическая
– назначение данной функции в том, чтобы
отделить предмет ЭТ от объектов, которые
изучаются смежными науками.
Вопрос 2.
Методы экономических исследований.
1. Метод познания и изложения
Используется для выявления
сущности экономических процессов
и явлений. Метод познания опирается
на позитивные и нормативные
методы:
- позитивный
– применяется для исследования фактического
состояния экономики опираясь на факты,
т.е. помогает изучать то, что уже есть.
- нормативный
– основан на субъективных оценках о том,
что и как должно быть.
2. Метод научной абстракции
Позволяет получить
обобщенное понятие, отражающее
сущность явления, при этом отбрасываются
второстепенные характеристики
объекта.
3. Метод анализа и синтеза
- Анализ
– это разложение явления на составные
части, выделение отдельных его сторон
с целью выявления в них специфического,
что отличает их друг от друга.
- Синтез
– это объединение, разъединенных анализом
частей, с целью выявить общее, что связывает
эти части в единое целое.
4. Индуктивный и дедуктивный методы
- Индукция
– это исследование обеспечивающие выработку
единичных утверждений с помощью которых
делаются выводы и формируются общие положения.
- Дедукция
– движение от абстрактного к конкретному.
Это исследование при котором знания о
явлениях формируются в ходе перехода
к частным и единичным.
5. Математическая логика
Это совокупность формализованных
языков для которых устанавливаются
такие их логические свойства
как доказуемость, выводимость, следствие.
6. Принципы равновесия и неравновесия
- Принцип
равновесия – сложная система с внутренним
механизмом саморегуляции.
- Принцип
неравновесия – предполагает, что
экономическая система никогда не будет
находиться в равновесном состоянии.
7. Графический метод
Это наглядная иллюстрация
зависимости и связи между
различными эконом. факторами.
Вопрос 3. Потребности, блага: понятие и классификация.
Потребности –
это необходимость, нужда человека
в чем либо. Развитие потребности
выражает процесс развития человека
в окружающем его мире и
состоит в том, что по мере
удовлетворения материальных потребностей
усиливается значение духовных
и социальных.
Виды потребностей:
- Материальные
- духовные
- социальные
Пирамида потребностей Маслоу
Благо
Благо – это средство
для удовлетворения потребностей.
По сфере производства:
- материальные
блага – имеют материальную форму
или природу.
- нематериальные
блага – не имеют материальной формы.
По степени ограниченности ресурсов:
- экономические
блага – это объект или результат
эконом. деятельности, которые можно получить
в ограниченном количестве, по сравнению
с потребностями.
- неэкономические
блага – это блага не являющиеся результатом
деятельности человека и существующие
в природе в достаточном количестве.
По времени существования:
- настоящие
блага
- будущие
блага
По длительности пользования:
- краткосрочные
– это те, которые исчезают в процессе
разового потребления.
- долгосрочные
– это блага предполагающие многократное
использование.
По сфере использования:
- прямые (потребительские)
– блага предназначенные для непосредственного
удовлетворения чел. потребностей.
- косвенные
(производственные) – это блага, используемые
в процессе производства.
По характеру потребления:
- частные
блага – это блага, потребляемые каждым
человеком индивидуально.
- коллективные
блага – это блага, которые могут
быть (но не обязательно будут) употреблены
совместно.
По возможности взаимодействия:
- взаимодополняемые
– это блага дополняющие друг друга в
процессе использования.
- взаимозаменяемые
– это блага которые заменяют друг друга
в процессе использования.
Вопрос 4. Проблемы экономического выбора. Кривая производственных возможностей.
Проблема
экономического выбора предполагает
выбор технологического производства
в условиях ограниченных ресурсов.
Экономисты делают следующие допущения:
- Экономика
функционирует с учетом полной
занятости ресурсов и эффективности
производства.
- Располагаемые
ресурсы постоянны по качеству и количеству.
- Неизменность
технологии.
- В экономике производятся
два продукта.
Кривая производственных возможностей
Это множество точек,
каждая из которых соответствует
возможной комбинации одновременного
производства двух альтернативных
благ, при полном и наилучшем
использовании всех ресурсов.
Кривая производственных возможностей