Правоотношения, их объекты и субъекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:52, контрольная работа

Описание работы

С правоотношениями в нашей жизни мы сталкиваемся каждый день – большинство межличностных отношений в той или иной степени являются правоотношениями.
Потребность ограничения общественных отношений правовыми актами появилась задолго до нашей эры и осуществлялась посредством дифференциации общества и распределения обязанностей. Позднее, с появлением первых цивилизаций, для контроля обществен

Содержание

План изложения темы.
Вводная часть.
Основная часть.
Понятие правоотношений, их виды и особенности.
Содержание и форма правоотношений.
Объекты правоотношений.
Субъекты правоотношений.

Работа содержит 1 файл

Правоведение.docx

— 57.31 Кб (Скачать)

    Затем, когда в 1922 году в  результате объединения РСФСР,  Украинской ССР, Белорусской ССР  и Закавказской Советской Федеративной  Социалистической республики (ЗСФСР)  образовался Союз Советских Социалистических  республик, в 1924 вышла новая  конституция.

    В 1936 году была принята так  называемая Конституция «победившего  социализма», «общества, где нет эксплуататорских классов». В ней  закреплялась государственная собственность на средства производства, социально-политические права трудящихся, основная часть которых только декларировались.

    В 1977 году была принята последняя  советская конституция. Она также  представляла собой свод нереальных  деклараций и противоречивых  положений. Тем не менее эта  конституция отличается от предыдущих  тем, что в ней признавалась  руководящая роль КПСС, ее монополия  на власть.

    Действующая Конституция Российской  Федерации была принята на  Всероссийском Референдуме 12 декабря  1993 года. Она качественно отличается от советских конституций не только структурой и содержанием, но и тем, что она появилась при становлении буржуазного способа производства, при переходе от авторитарного политического режима к демократическому, при включении в политическую жизнь новых страт. Новая Конституция РФ – это демократический закон страны, так как в ее содержании встречается значительно меньше нереальных деклараций, искажающих действительность, значительно расширены права человека и гражданина, определено более четкое разграничение трех ветвей власти, провозглашаются и приводятся в действие механизмы расширения демократии, а также в ней  существует Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции», что отражает стабильность основного закона страны. 

    В чем сущность основ конституционного  строя РФ? 

    Конституционный строй – это  способ организации государства,  который обеспечивает подчинение  данного государства праву и  дает возможность характеризовать  его как конституционное государство.  На самом деле, Россия становится  конституционным, правовым государством  лишь в современный постсоветский  период своей истории. Ранее,  при существовании фиктивных  конституций, государство фактически  не подчинялось данному основному  закону. Так, например, Конституция  1936 года по форме была весьма  демократичной – она гарантировала  свободу совести, слова и печати, митингов и демонстрации, неприкосновенность  личности и даже тайну переписки. В действительности в стране в 1937 – 1938 годах проводились массовые репрессии – сотни тысяч «врагов народа» были отправлены за колючую проволоку, суды даже в приговорах лишали людей права переписки.

Основы конституционного строя – это главные устои государства, его основные принципы, характеризующие Российскую Федерацию как конституционное государство, которые гарантируются и обеспечиваются государством.   

 Конституция  Российской Федерации, прежде  всего, закрепляет принципы, основные  устои российского конституционного  строя, в которых находит выражение  его гуманистическая направленность и демократическая сущность, которые характеризуют Российскую Федерацию как конституционное государство.  

 В  Конституции Российской Федерации  в качестве основ конституционного  строя признаются такие принципы  и свойства государственной власти, как суверенитет государства, разделение властей, органы государственной власти и соотношение с ними местного самоуправления.   

 Каждый  конституционный принцип действует  не сам по себе. Все они в  совокупности и взаимосвязи конституируют государство, дополняют друг друга и находятся во взаимозависимости.  

 Выделяются  следующие основные принципы конституционного строя РФ:

  1. Народовластие (оно характеризуются верховенством власти народа; происхождением государственной власти только от имени многонационального народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной);
  2. Приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности;
  3. Верховенство закона;
  4. Федерализм (он включает в себя территориальную целостность государства; верховенство государственной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единственной носительницей государственного суверенитета и г. д.);
  5. Государственный суверенитет (он включает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России);
  6. Социальный характер РФ (т. е. политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);
  7. Светский характер российского государства (т. е. в РФ деятельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви);
  8. Республиканская форма правления (особенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не президентской или парламентской);
  9. Разделение властей;
  10. Политический плюрализм (в РФ гарантируется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан);
  11. Многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ является единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности).
 
 

    Назовите основные конституционные  принципы организации общественной  жизни России.

   

    Конституционными основами организации жизни российского общества являются:

  • Свобода экономической деятельности, многообразие и равноправие различных форм собственности;
  • Российское государство - это социальное государство, целью которого является обеспечение необходимых социальных условий для жизни всех россиян, улучшение качества их жизни, а также осуществление контроля за уровнем децимального коэффициента. Децимальный коэффициент выражается дробью, в числителе которой отражается доход 10% низкодоходной части населения страны за определенный период времени, а в знаменателе - доход 10% низкодоходной части населения за тот период времени. Значение децимального коэффициента не должно превышать 10, иначе существует опасность социального взрыва. В развитых странах со стабильно развивающимся обществом, децимальный коэффициент колеблется от 6 до 9;
  • политический и идеологический плюрализм. Существует свобода политических убеждений и политической деятельности. В постсоветский период появилось и функционирует несколько десятков политических движений и партий. Российское общество представляет собой управляемую государством и самоуправляемую гражданскую систему, а российское государство - это управляющая система, которая зависит от гражданского общества, такая ситуация характерна для развитой демократии;
  • Российское государство является светским. Статья 14 Конституции РФ гласит: «1. ... никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозное объединения отделены от государства и равны перед законом».
 

    Перечислите основные конституционные  принципы организации государственной  власти и деятельности государства  Российской Федерации. 

    Основой организации государственной  власти в современной России  является расширение демократии  и верховенство права. Демократия  – это форма государственного  режима, которая образовалась с  возникновением государства. Демократия  характеризуется участием населения  в осуществлении власти. Элементы демократии присутствуют в любом, даже авторитарном государстве. С закономерным расширением демократии в ходе общественного прогресса все больше людей участвует в осуществлении властных функций. В процессе становления и развития буржуазного способа производства, расширения свободы личности, расширяется и демократия. Чтобы демократия не превратилась в анархию, необходимо придавать особое значение правопорядку, верховенству права, в рамках которого должен функционировать политический плюрализм, а множество политических движений и партий должны осуществлять свою деятельность в рамках конституционного права.

    Основой организации государственной власти современной России является единство целостности и федерализма. Россия – федеративное государство, состоящее из субъектов, уровень автономии которых различен. Важнейшим принципом государственного устройства является целостность. После деления России на семь округов, возглавляемых представителями Президента РФ, и изменения законодательства субъектов федерации в соответствии с федеральными законами, некоторые юристы склонны считать, что Россия становится унитарным государством. Справедливое требование исключения противоречий между Конституцией РФ и Конституциями и Уставами субъектов федерации, между федеральными законами и законами субъектов федерации на местах было «перевыполнено». В субъектах федерации были ликвидированы нормы права, продиктованные нормы права, продиктованные особенностями данных субъектов. Например, в Конституции Республики Саха (Якутия) содержалась статья о том, что президент республики должен обязательно владеть русским и якутским языком, а в 2002 году при баллотировании на должность президента республики поддерживаемого Москвой кандидата, который не владел языком коренного населения, эта статья исчезла.

    Принципом конституционного государственного  устройства России является разделение  трех ветвей власти: законодательной,  исполнительной и судебной. Конституция  РФ содержит отдельные главы:  «Федеральное собрание» (Конституция  РФ от 12.12.93 с. 40 – 47), «Правительство  Российской Федерации» (Конституция  РФ от 12.12.93 с. 47 – 51), «Судебная  власть» (Конституция РФ от 12.12.93 с. 51 – 56). Ветви власти самостоятельны  и не подчинены друг другу  или какому-либо другому органу  власти, как, например, во времена  существования СССР, когда данные  структуры власти подчинялись  ЦК КПСС. 

    Имеются ли нереальные декларации  в статьях Конституции РФ? 

    Несмотря на все качественные  отличия действующей Конституции  Российской Федерации от советских  конституций, она тоже имеет ряд нереальных деклараций. Например, нереальной декларацией в Конституции РФ является часть 1 статьи 1 – «Российская Федерация – Россия есть демократическое, федеральное правовое государство с республиканской формой правления». (Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.94 г.) - М.: Юридическая литература, 1995). Особенно спорным является положение о том, что Россия – правовое государство. Ныне в России существует лишь тенденция формирования правового государства. Следует отметить, что одним из важнейших принципов правового государства является верховенство права над другими отраслями права, верховенство конституционного права над другими отраслями права, верховенство закона над подзаконным актом. В юридической практике можно наблюдать нарушение этого принципа. Для примера приведем часть 2 статьи 22 Конституции РФ: «Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов». (Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.94 г.) - М.: Юридическая литература, 1995). Эта норма нарушалась со ссылкой на нормы Уголовно-процессуального Кодекса или на Указ Президента РФ о борьбе с организованной преступностью.

    Еще одной нереальной декларацией,  точнее идеализацией, представляющей  собой обман и самообман, является  часть 2 статьи 3 Конституции РФ: «Народ  осуществляет свою власть непосредственно,  а также через органы местного  самоуправления». (Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.94 г.) - М.: Юридическая литература, 1995). С момента возникновения государства правящая верхушка выдавала свою волю за волю народа, а в действительности защищала свои интересы. Термин «народ» часто используется для политической спекуляции, вместо него следует использовать понятие «широкие массы населения». Органы власти отчуждены от народа и руководят им, в том числе во время проведения референдумов и свободных выборов, используя власть, деньги и политические технологии. К сожалению, и среди политических деятелей встречаются жертвы иллюзий, некоторые из них считают, что действительно выражают интересы народа.

    Части 1 и 4 статьи 5 Конституции  РФ содержат положения о равноправии  субъектов Российской Федерации,  в частности во взаимоотношениях  с федеральными органами власти. Реально субъекты федерации не  могут быть равноправны, так как они имеют различный экономический потенциал, уровень культурного развития и т. п. 

    Встречаются ли логические противоречия  между статьями Конституции РФ? Укажите их. 

    Помимо нереальных деклараций, в  Конституции Российской Федерации  встречаются и логические противоречия  между статьями. Так, например, часть 1 статьи 19 Конституции РФ, которая гласит «Все равны перед законом и судом» (Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.94 г.) - М.: Юридическая литература, 1995) логически противоречит статьям 91, 98, 122, которые гарантируют неприкосновенность Президента РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей.

    Группа противоречий, имеющихся в Конституции РФ, возникла в результате недоработки и небрежности при ее подготовке и принятии. Непонятно, чем можно объяснить то, что в ст. 71 и 72 Конституции, провозглашающих предметы ведения РФ и совместное ведение РФ и субъектов, встречаются совпадающие предметы ведения: 
п. «в» ст. 71: «регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина»; 
п. «б» ст. 72: «защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств». 
    Также по п. «а» ст. 71 изменение Конституции отнесено к ведению Российской Федерации, а ст. 136 гласит, что поправки принимаются и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Правоотношения, их объекты и субъекты