Потребность

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 22:03, реферат

Описание работы

ПОТРЕБНОСТИ - Это виды продукции, товаров, услуг, вещей, в которых нуждаются люди, которые они желают, стремятся иметь и потреблять, использовать. К потребностям относят не только то, что приносит пользу, крайне необходимо для жизни, но и реальные запросы на предметы, которые могут оказаться вредными для здоровья, но потребляются людьми в силу сложившихся привычек и получаемого удовольствия, удовлетворения. Потребности разделяются на биологические и социальные, последние обусловлены общественной природой человека. Кроме того, различают насыщаемые, имеющие четкий предел, и ненасыщаемые потребности, стремление удовлетворить которые не имеет четко обозначенного предела (например, потребности в знаниях).

Работа содержит 1 файл

Что такое потребность в экономике.doc

— 342.50 Кб (Скачать)


Что такое потребность в экономике
ПОТРЕБНОСТИ - Это виды продукции, товаров, услуг, вещей, в которых нуждаются люди, которые они желают, стремятся иметь и потреблять, использовать. К потребностям относят не только то, что приносит пользу, крайне необходимо для жизни, но и реальные запросы на предметы, которые могут оказаться вредными для здоровья, но потребляются людьми в силу сложившихся привычек и получаемого удовольствия, удовлетворения. Потребности разделяются на биологические и социальные, последние обусловлены общественной природой человека. Кроме того, различают насыщаемые, имеющие четкий предел, и ненасыщаемые потребности, стремление удовлетворить которые не имеет четко обозначенного предела (например, потребности в знаниях).

Введение
Представим рынок с большим количеством людей: кто-то покупает продукты питания, кто-то одежду, кто-то покупает вещь за 10грн., а кто-то ту же, но за 100. От чего это зависит? Как это изучить? Как описать? По каким законам действуют люди? Именно на такие вопросы отвечает этот реферат.


Сущность потребностей и особенности их развития
Выдающиеся мыслители, политологи, экономисты прошлого и современности — Дж. Гобсон, К. А. Гельвеций, Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс, М. Вебер, Ф. Хайек и другие видели в потребностях выражение природы человека, относили их к ключевым экономическим категориям.

Потребности — это категория, отражающая отношение людей к условиям их жизнедеятельности. В структуре потребностей общества можно выделить несколько типов отношений, характеризующих связь людей с условиями жизнедеятельности: отношение к природе (потребности в общении с природой, в охране природы); к существующим средствам жизни (потребности в средствах производства и предметах потребления); к себе и другим людям (потребность в самовыражении, саморазвитии, в социальном статусе, общении); к труду и досугу (потребность в интересном, творческом труде, в отдыхе и др.).

Сущность потребностей можно проиллюстрировать на примере становления новых потребностей, всегда возникающих из такого отношения людей к условиям жизнедеятельности, которое характеризуется желанием иметь эти условия. Например, потребность в повышении скорости передвижения, возникающая как желание изменить существующие способы передвижения. Материальные средства реализации этого желания еще отсутствуют, поэтому оно воплощается в сказочных коврах-самолетах. Между тем потребность уже возникла, и она побуждает человечество к поискам реальных путей ее удовлетворения — к изобретению автомобиля, поезда, самолета.

На основе общего определения можно конкретизировать представление о потребностях как предмете исследования экономической теории.

Экономические потребности — это отношения людей к экономическим условиям их жизнедеятельности, характеризующиеся ощущением недостатка определенных благ и услуг, желанием владеть ими, чтобы преодолеть это ощущение. Таким образом, потребности имеют объективно-субъективный характер. "Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей (которые при этом, конечно, отражаются в голове, осознаются)..." — отмечал Ф. Энгельс.

Разнообразные потребности можно определенным образом классифицировать, прежде всего по субъектам и объектам.

По субъектам потребности подразделяются на:

а)       индивидуальные, коллективные и общественные. К индивидуальным потребностям можно отнести потребности в еде, одежде, жилье, которые у каждого человека имеют свои качественные и количественные особенности, удовлетворяются специфическим набором товаров и услуг. Примером коллективных потребностей могут быть потребности определенного трудового коллектива в квалифицированном руководстве, благоприятном психологическом климате, соответствующих условиях труда. Общественные — это потребности в снижении уровня инфляции и безработицы, в обеспечении конвертируемости национальной валюты, экономическом подъеме и др.

б)      потребности домохозяйств, предприятий и государства как особых субъектов экономики. Как собственники экономических ресурсов домохозяйства имеют потребность в том, чтобы наиболее выгодно ими распорядиться (продать, сдать в аренду или использовать самостоятельно), как потребители они имеют определенные потребности в материальных и нематериальных благах и услугах. Предприниматели имеют потребность в повышении конкурентоспособности своей продукции, снижении издержек производства, увеличении прибылей. К потребностям государства можно отнести потребности в увеличении поступлений в государственный бюджет, в неприкосновенности государственных границ, сохранении государства как единого целого и др.

По объектам потребности классифицируют на:

а)      порожденные существованием человека как биологического существа(физиологические потребности в еде, одежде, жилье) и порожденные существованием человека как социального (общественного) существа (социальные потребности — в общении, в общественном признании и статусе, информации, образовании и т. п.). Физиологические потребности предусматривают реализацию объективных условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. Их элементарность определяется непосредственной связью с биологическими функциями организма человека. В то же время даже элементарные потребности не могут рассматриваться как чисто биологические, поскольку реальный способ их удовлетворения (способ выживания) имеет социальный характер, а следовательно, сказывается на формировании социальных потребностей. Если парной категорией социальным потребностям индивидуума
являются физиологические (биологические) потребности, то социальным потребностям общества — потребности экономические. Поэтому иногда потребности классифицируют на экономические и социальные. Первые отражают отношение к труду как к вынужденной деятельности и проявляются как необходимость экономии труда, что является критерием развития экономики общества. Вторые — это потребности в развитии его социальной сферы — образования, науки, культуры, искусства. В механизме воспроизводства экономические и социальные потребности взаимосвязаны и равнозначны. Их равнозначность состоит в том, что образование, здравоохранение, воспитание детей, культура, удовлетворение от работы постоянно реализуются в экономии труда;

б)      материальные — потребности в материальных благах и услугах и духовные — потребности в творчестве, самовыражении, самосовершенствовании, вере;

в)      первоочередные — потребности, удовлетворяемые предметами первой необходимости (продукты питания, одежда, жилье, общественный транспорт, сохранение здоровья), и непервоочередные — потребности, удовлетворяемые предметами роскоши (парфюмерия, меха, яхты).

Эта классификация достаточно условна: то, что считается предметом роскоши при одном уровне развития производства и благосостояния общества, становится предметом первой необходимости при более высоком уровне развития экономики; то, что является предметом роскоши для одного человека, считается предметом первой необходимости для человека с другим уровнем достатка.

Западные ученые большое значение уделяют градации потребностей по степени их неотложности. Так, А. Маслоу предложил иерархию потребностей в соответствии с их весомостью (рис. 8).


Рис. 8. Иерархия потребностей
Человек стремится удовлетворить прежде всего самые неотложные свои потребности. Если они удовлетворены, то на определенное время эти потребности перестают быть движущим мотивом для человека. У него возникает желание удовлетворить следующие по весомости потребности. Последние задают программу деятельности, а деятельность обеспечивает возможность их удовлетворения. Потребности определяют содержание будущей деятельности и необходимый уровень ее эффективности: деятельность должна удовлетворять потребности на приемлемом уровне.

По степени реализации потребности можно классифицировать на абсолютные, действительные и платежеспособные.

Абсолютные потребности порождены современным уровнем развития мировой экономики. Действительные потребности отвечают уровню развития экономики определенной страны. Платежеспособные — потребности, которые человек может удовлетворить в соответствии с собственными доходами и уровнем цен (т. е. они определяются соотношением цен на предметы потребления и денежные доходы населения). Потреблять, удовлетворяя таким образом потребности, можно лишь то, что уже произведено, и лишь то, что можно оплатить. В зависимости от этих двух факторов структура платежеспособного спроса может отвечать действительным потребностям или не отвечать им. Тем самым противоречие между потребностями и производством приобретает форму несбалансированного спроса и предложения на товары и услуги.
Закон возрастания потребностей и социально-экономическая эффективность производства
Одно из фундаментальных положений экономической теории состоит в том, что материальные потребности общества являются безграничными, а экономические ресурсы, необходимые для удовлетворения этих потребностей, ограничены.

Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов порождают действие двух законов общественного развития — закона возрастания потребностей и закона экономии труда. Эти законы взаимосвязаны и отражают две стороны общеэкономического закона роста социально-экономической эффективности. На уровне общества действие этого закона выражается в том, что в условиях безграничности потребностей общество, стремящееся обеспечить их наиболее полное удовлетворение, т. е. максимально приблизится к цели, должно стремиться к всесторонней экономии труда (как живого, так и овеществленного), т. е. к эффективному использованию экономических ресурсов, их рациональному соединению и распределению между производством различных благ и на этой основе — созданию условий для удовлетворения одних потребностей и продвижения к другим потребностям более высокого уровня, удовлетворение которых, в свою очередь, создает условия для продвижения к потребностям еще более высокого уровня и т. д.

На индивидуальном уровне действие закона проявляется в том, что каждый человек, с одной стороны, заинтересован в максимальном удовлетворении потребностей, всегда старается сохранить свой труд — рационально распределить его между различными видами деятельности, облегчить, сделать более эффективным с помощью разных средств труда, экономично использовать предметы труда, а с другой — обеспечить рациональное ограничение потребностей, жесткую очередность их удовлетворения, поиск наиболее эффективных комбинаций.

Закон возрастания потребностей является законом общественного прогресса. Он характеризует не рост, т. е. появление все новых и новых потребностей, а изменение их структуры, что отражает продвижение как человека, так и общества в целом от биологического (физиологического) к все более и более разносторонней, богатой жизни.

На примере экономически развитых стран в XX в. можно выделить три этапа развития потребностей.

Первый этап — до середины 50-х годов, когда доминировали материально-вещественные потребности. Однако, например, в США уже в первой трети XX в. наблюдается значительный прирост свободного времени. В 20-е годы рабочая неделя была законодательно ограничена 40 часами.

Второй этап начался с середины 50-х годов с переходом к "экономике потребления", когда формируются такие социальные потребности, как бытовое обслуживание, образование, медицина, спорт, отдых, развлечения и др. На примере США можно проследить переход к типу потребления, где господствуют услуги. Уже в 20-е годы в структуре личного потребления 40 процентов составляли расходы на услуги, более 12 процентов — на товары долгосрочного потребления. Доля расходов на питание в США составляла 15 процентов (в Западной Европе — 20 процентов, Японии — 27 процентов).

Действие закона возрастания потребностей на протяжении XX в. подтверждает динамика стоимости рабочей силы. В 1970 г. по сравнению с 1910 г. реальное содержание заработной платы в США и ФРГ выросло более чем в 8 раз, в Великобритании и Франции — в 3 — 4 раза, существенно опережая рост стоимости постоянного капитала, приходящегося на одного работника.

Третий этап развития потребностей начал формироваться в 80-е годы. Он завершит фундаментальные сдвиги в сторону гуманитарных потребностей, связанных с творчеством, духовным развитием личности. Интенсивное развитие этих потребностей требует как изменения характера труда, так и роста продолжительности свободного времени.

По данным опроса, 3/4 американцев согласны отказаться от покупки большинства товаров в пользу удовлетворения потребностей нематериального характера. От 14 до 42 процентов всех рабочих и служащих высказываются за увеличение свободного времени даже за счет уменьшения заработков.

В структуре потребностей происходят такие принципиальные изменения: переход от доминирования экономических потребностей к доминированию социальных; от удовлетворения элементарных потребностей — к удовлетворению потребностей на основе индивидуализированного производства; от вещественной структуры потребления — к преобладанию в ней услуг, в том числе и услуг гуманитарного характера, направленных на развитие личности.

Каждый шаг в развитии общества — это одновременно удовлетворение потребностей на новом, более высоком уровне. Общество всегда жестко ограничено экономическими ресурсами, поэтому на каждом этапе своего развития оно выдвигает как двуединую цель удовлетворение одинаково приоритетных социальных и экономических потребностей, выделяя для этого необходимые части совокупного фонда рабочего времени.

Экономические цели реализуются за счет нового дополнительного труда, создаваемого ростом эффективности производства; социальные цели обусловлены расширением потребительских благ, свободного времени, развития человеческой личности. Двойной результат можно представить в виде формулы:
Э=
где Э — социально-экономическая эффективность; U
— соответственно социальный и экономический эффект; Т — общественное рабочее время.

Социально-экономическая эффективность представляет собой соотношение результата и затрат, но результатом является не продукт, а достигнутый уровень удовлетворения социальных и экономических потребностей. На удовлетворение этих потребностей (включая труд в семье, домашнем хозяйстве) расходуют все время, которое является по сути общественным рабочим временем.

Рост эффективности проявляется в максимизации социального и экономического эффекта и минимизации рабочего времени. Социальный результат находит выражение в обеспечении лучших условий жизни. Экономический эффект, достигнутый в определенном цикле, состоит в том, что сокращение времени для удовлетворения одних потребностей дает обществу экономический выигрыш и возможность удовлетворять другие, более высокие потребности, включая потребность в свободном времени. Таким образом, создаются предпосылки для будущего развития.

Высокая эффективность производства дает возможность удовлетворять социальные потребности при постоянно снижающихся затратах рабочего времени. Примером эффективного соотношения дихотомии "возрастание потребностей — экономия труда" в экономически развитых странах является пропорция фондов накопления и потребления (в США — приблизительно 1:4).

Механизм социально-экономической эффективности является основой развития, перехода от простых к сложным потребностям, от материальных к духовным, от экономических к политическим, следовательно, к всесторонне развитой индивидуальности. При этом высшие потребности должны рассматриваться как главное богатство общества, главный фактор его экономического и социального прогресса. Противоречие между неограниченным ростом социальных и экономических потребностей и ограниченными ресурсами дополнительного времени, которое может быть направлено для удовлетворения их в каждый определенный момент, выступает движущей силой социально-экономического развития.
Взаимосвязь потребностей, производства и спроса
Взаимосвязь потребностей и производства характеризуется прежде всего влиянием производства на потребности, состоящем в том, что, во-первых, производство вместе с фантазией создает новые потребности, превращает их из единичных (свойственных отдельным людям) в массовые, т. е. обеспечивает расширенное воспроизводство потребностей; во-вторых, производство создает потребительские блага, следовательно, обеспечивает удовлетворение потребностей.

Влияние потребностей на производство состоит в том, что, во-первых, удовлетворение потребностей характеризует естественную направленность производства в любом обществе ; во-вторых, потребности стимулируют развитие производства. Именно появление новых потребностей приводит к появлению новых отраслей, строительству новых предприятий, реконструкции существующих; в-третьих, уровень развития потребностей их богатство, разнообразие и место тех или иных потребностей в структуре человеческих ценностей характеризуют уровень развития общества в целом (его богатство, степень цивилизованности) и каждого отдельного человека (развитый человек имеет богатые, разнообразные потребности).

Гуманизация производства, свойственная постиндустриальному обществу, обусловливает усиление взаимовлияния потребностей и производства, ведь она предусматривает непосредственное подчинение потребностям человека как процесса труда, так и его результата.

Это означает, с одной стороны, что процесс труда должен обеспечивать удовлетворение потребностей в творческом труде, интеллектуальной, ответственной, содержательной деятельности. Удовлетворение таких потребностей требует адекватного изменения содержания и характера труда, а достижение соответствия результата (продукта) труда потребностям человека — определения потребностей еще до начала процесса труда и обеспечения производства лишь той продукции, которая этим потребностям соответствует.

С другой стороны, развитие содержания и характера труда и производства обусловливает развитие, обогащение потребностей, создает человека, способного работать по-новому и воспринимать новые продукты производства. Этот процесс представлен на рис. 9.

Как уже отмечалось, потребности являются безграничными по своей сути. Безграничность их имеет различные формы проявления. Она состоит, во-первых, в том, что потребности постоянно воспроизводятся (нельзя, поев, удовлетворить потребность в еде раз и навсегда); во-вторых, развитие общества и производства порождает все новые и новые потребности; в-третьих, не имеет границ процесс совершенствования структуры потребностей их облагораживания, как не имеет границ и процесс совершенствования человеческой личности.

Безграничность потребностей обусловлена как безграничностью фантазии, продуктом которой они являются, так и развитием производства, которое в условиях конкуренции постоянно совершенствуется, создает новые потребительские блага, а следовательно, и новые потребности. Широкому распространению потребностей способствуют и современные коммуникации, развитая реклама, пытающаяся нас уверить в том, что нам необходимо бесконечное количество предметов, которые без этой рекламы мы бы не покупали.


Рис.
9. Взаимосвязь изменений содержания труда и потребностей

Таким образом, если рассматривать систему потребностей в целом, исследовать изменения, которые в ней происходят на протяжении длительного времени, т. е. исследовать развитие системы потребностей, то последние предстают перед нами, во-первых, как безграничные и, во-вторых, как подчиненные действию общего закона возрастания потребностей. Если же рассматривать потребность в конкретном потребительском благе, то в каждый определенный момент по мере ее удовлетворения, которое происходит в процессе потребления этого блага, потребность насыщается. Поэтому каждая дополнительная единица этого потребительского блага приносит человеку меньше удовлетворения, следовательно, имеет меньшую дополнительную (предельную) полезность, чем предыдущая. Это означает подчинение процесса насыщения конкретной потребности в каждый определенный момент времени действию закона убывающей предельной полезности. Значение этого закона состоит в том, что он влияет на спрос, следовательно, на поведение потребителя.

Анализ взаимодействия потребностей и спроса осуществили представители теоретического течения, которое имеет название маржинализм {marginal
— предельный). Зародилось оно во второй половине XIX в. и оставило глубокий след в мировой экономической науке (К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк, А. Маршалл, В. Парето, Д. Хикс).

Маржиналисты разработали теорию потребительского поведения, сущность которой состоит в следующем: в условиях стабильной экономики каждый человек стремиться вести себя рационально, т. е. оптимизировать свое благосостояние — максимально удовлетворить личные потребности.

Чтобы достичь этой цели, покупатель исключительно субъективно оценивает неотложность той или иной потребности, ее интенсивность. В соответствии с этими оценками он распределяет свой доход между различными потребительскими благами. Чем выше интенсивность потребностей, тем выше субъективные оценки, а поэтому и более высокий спрос на это благо.

Для определения субъективных оценок используется явление убывающей предельной полезности потребительского блага, т. е. субъективная оценка покупаемого блага формируется на уровне его предельной полезности.

Правило, по которому можно оптимизировать удовлетворение потребностей, состоит в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором последний, например, доллар, потраченный на приобретение каждого вида продукта, приносил бы одинаковую дополнительную (предельную) полезность (закон Госсена), или:
=
Проиллюстрировать его действие можно с помощью такого абстрактного примера. Потребитель с ограниченным доходом (5 ден. ед.) приходит в магазин, чтобы купить молоко и хлеб. Разумеется, каждая дополнительная бутылка молока и буханка хлеба имеют для него меньшую предельную полезность, чем предыдущие, исходя из его дохода (табл. 1).


Таблица
1
. Динамика предельной полезности платежеспособных потребностей


Единица товара


Молоко: цена 2 ден.


Хлеб: цена 1 ден. ед.


Предельная полезность


Предельная полезность на 1 ден. ед.


Предельная полезность


Предельная полезность на 1 ден. ед


Первая


18


9


8


8


Вторая


16


8


4


4


Третья


10


5


1


1





Поэтому потребитель приобретает первую бутылку молока, что имеет для него наибольшую предельную полезность, а также вторую бутылку молока и буханку хлеба, которые имеют одинаковую предельную полезность. При этом он потратил весь свой доход и оптимизировал благосостояние в соответствии с доходом.

Таким образом, через выведение закона убывающей предельной полезности пытаются объяснить, почему потребители покупают одни и не покупают другие товары, почему разные товары они покупают в разном количестве. При этом действительно важным является то, что на основе связи между субъективной оценкой определенного потребительского блага и степенью удовлетворения потребности в нем можно предусмотреть момент насыщения рынка определенным потребительским благом и прогнозировать переключение спроса на другие потребительские блага.

В чем же состоит действительное практическое значение изучения потребностей?

Глубокое исследование потребностей, определение их иерархии широко используется в менеджменте, при разработке теорий мотивации. В соответствии с этими теориями, менеджер должен изучать потребности различных категорий работников и применять такие стимулы к труду, которые отвечают наиболее насущным потребностям каждой категории: работник А будет хорошо трудится, если ему повысить заработную плату (потому что на первом плане у него физиологические потребности); Б — если ему предложить более высокую должность (у него на первом плане потребность в признании, уважении); В — если ему предложить более ответственную творческую работу, где он мог бы развить свои способности.

Изучение потребностей приобретает большое значение в современной маркетинговой деятельности, ведь концепция маркетинга предусматривает определение потребностей как предпосылки производственного процесса. В соответствии с ней производить следует лишь такие товары, которые необходимы потребителям, тогда не нужно прилагать большие усилия для реализации их.

3. Потребности являются исходным пунктом разработки национальной экономической, социальной и научно-технической политики развитых стран. Так, общественные потребности являются основой для принятия решений в важнейшей для развития производства структурно-инвестиционной сфере. В США 3/4 коммерческих нововведений были внедрены уже в 70-х годах по результатам изучения потребностей рынка и только 1/4 — порождены стихийным инновационным процессом. Крупные фирмы учитывают перспективные потребности и ориентируются на технические и продуктовые изменения, доступные и выгодные потребителю. В арсенале фирм США имеется приблизительно 20 базовых методов моделирования технических процессов с ориентацией на потребителя. В странах с развитой рыночной экономикой существует система социальных технологий и определения общественной оценки новых потребностей. Начиная с 60-х годов промышленное производство в США ориентируется на широкую индивидуализацию потребностей. Таким образом, в условиях современного рыночного хозяйства потребность является и исходным пунктом, и конечной целью производства.

Производство в условиях командно-административной системы основывалось на плане и было направлено на выполнение плана (ведь главным было не то, удовлетворяет или не удовлетворяет произведенная продукция потребности людей, а то, выполнило или не выполнило предприятие план). Хотя формально планирование должно было основываться на определении потребностей, фактически оно осуществлялось методом от достигнутого, поскольку рыночный механизм определения потребностей отсутствовал (вследствие государственного ценообразования). Непосредственно же определить всю гамму общественных потребностей в рамках единого центра на определенном этапе экономического развития становиться практически невозможным.

В конечном итоге производство в условиях командно-административной системы удовлетворяло общественные потребности, однако оно удовлетворяло: 1) лишь узкий круг потребностей; вследствие хронического дефицита, свойственного этой системе, значительная часть потребностей вообще не удовлетворялась; 2) лишь унифицированные потребности, ведь только последние, рассчитанные на обеспечение необходимых потребностей среднего человека, могут быть заложены в централизованный директивный план.

Таким образом, производство в условиях командно-административной системы тормозило развитие широкого спектра потребностей, обусловливало их ограниченность и унификацию. В свою очередь, недостаточно развитые потребности сдерживали развитие производства, отрицательно влияли на возможности экономического роста: обесценивали труд; низкая стоимость рабочей силы ограничивала возможности для накопления национального богатства, хотя и обеспечивала необходимые минимальные потребности.

Следствием низкого уровня потребностей было также воспроизводство нецивилизованного способа потребления (чрезмерное употребление алкогольных напитков в ряде регионов и среди определенных слоев общества), что стало большой социальной проблемой общества. Низкие потребности опустошают быт, сводят к минимуму добровольный труд в семье, семейный досуг. Таким образом, неразвитые потребности являются результатом и причиной торможения общественного развития с учетом существующей платежеспособности.

Структура экономики Украины на современном этапе в значительной мере сориентирована на низкие платежеспособные потребности подавляющего большинства населения и чрезмерные в существующих условиях у ничтожно малой его части. Существенно влияет на потребности глубокий экономический кризис, который продолжается в Украине. Низкий уровень потребления большинства населения в этих условиях не обеспечивает воспроизводства потребностей, которые уже были сформированы раньше. Например, уже сформировалась потребность в творческом самостоятельном труде, а существующий уровень потребления является низким. Тем самым деформируется, не воспроизводится на должном уровне и потребность в труде такого содержания.

    продолжение

Потребности

Перевод

Потребности

        нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.

         Биологические П. (в т. ч. и у человека) обусловлены обменом веществ (См. Обмен веществ) — необходимой предпосылкой существования любого организма. П. социальных субъектов (личности, социальных групп) и общества в целом зависят от уровня развития данного общества, а также от специфических социальных условий их деятельности. Источник развития этих П. — взаимосвязь между производством и потреблением материальных и духовных благ, причём удовлетворение относительно элементарных (витальных) П. ведёт к зарождению новых, «... и это порождение новых потребностей является первым историческим актом» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 27), т. е. отличает человека как субъекта своего исторического процесса, преобразующего природную и социальную среду, от животного, приспосабливающегося к среде. «... Размер так называемых необходимых потребностей, равно как и способы их удовлетворения, сами представляют собой продукт истории и зависят в большой мере от культурного уровня страны...» (Маркс К., там же, т. 23, с. 182).

         П. общества, и прежде всего экономические П. как основа всего общественного производства, объективны, их развитие обусловлено необходимостью приведения в соответствие характера производственных отношений с уровнем развития производительных сил, а также отношений в сфере политической и духовной надстроек общества с его экономическим базисом. В сфере экономики социалистического общества объективные П. развития той или иной отрасли народного хозяйства обусловлены законом планомерного пропорционального развития. В условиях капиталистического производства соответствующие П. стихийно определяются законом стоимости и рыночными отношениями.

         Осознанные обществом, социальными классами, группами и индивидами, П. выступают в качестве их Интересов. В классовом обществе в силу социальной неоднородности и различий в экономическом, социально-политическом и культурном положении разных классов, социальных групп и слоев их П. и интересы различны. Ликвидация социальных антагонизмов в социалистическом обществе есть в то же время и преодоление антагонизмов П. и интересов различных классов и групп, т. н. искусственных, нездоровых П., предпосылка создания условий для гармоническом сочетания общественных и индивидуальных интересов.

         В психологии П. рассматриваются как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудовлетворенность», «дискомфорт», — отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Поэтому П. и является побудителем активности, имеющей целью устранение такого несоответствия. Это возможно путём использования реальных возможностей насыщения П., а при отсутствии таких возможностей — путём подавления или замещения данной П. другой, наиболее близкой к ней. Этот механизм не относится, однако, к реализации витальных П., невозможность удовлетворения которых ведёт к физической смерти организма.

         Будучи выражением взаимосвязи субъекта и условий его деятельности, П. обнаруживает себя в неосознаваемых влечениях (См. Влечение) и осознанных мотивах (См. Мотивы) поведения. Человеческие П., как правило, имеют предметную направленность, которой предшествует т. н. «поисковое поведение»; общая, неконкретизированная П. стимулирует поиск определённых способов и предметов её удовлетворения. Согласно теории советского психолога Д. Н. Узнадзе, привычное удовлетворение П. в определённых условиях фиксируется в психике индивида как Установка к действию, которая как бы замещает саму П.

         Важнейшая особенность П. — их динамический характер, изменчивость, развитие на базе удовлетворённых П. новых, более высоких, что связано с включением личности в различные формы и сферы деятельности. П. личности образуют как бы иерархию, в основании которой — витальные П., а последующие её уровни — социальные П., высшее проявление которых — П. в самореализации, самоутверждении, т. е. в творческой деятельности.

         Социальные П. принципиально неограничены. Их развитие связано с общесоциальными условиями, экономическим и культурным уровнем общества, причём наибольшими потенциальными возможностями «бесконечного» развития обладают духовные П.: интеллектуальные, эстетические, творческие.

         В зависимости от системы отношений, в которую включено изучение человеческих П., в современной науке применяются различные классификации П.: по сферам деятельности (П. труда, познания, общения, рекреации (См. Рекреация)); по объекту П. — материальные и духовные, этические, эстетические и т.д.; по их функциональной роли — доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные; по субъекту П. — индивидуальные, групповые, коллективные, общественные.

         В отличие от биологизаторских концепций личности (см. Фрейдизм), считающих ведущими в социальной активности индивида врождённые витальные П., которые, оставаясь неизменными, опредмечиваются в социально-конкретной форме, психологи-марксисты исходят из признания доминирующей роли высших социальных П., освоенных индивидом в Филогенезе.

         Одна из центральных задач коммунистического строительства — обеспечение полного удовлетворения постоянно растущих общественных и индивидуальных П. в соответствии с объективным законом возвышения П. (см. Возвышения потребностей закон) и согласно коммунистическому принципу: «От каждого по способности, каждому — по потребности».

         Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология. Соч., 2 изд., т. 3; Маркс К., Нищета философии, там же, т. 4; его же. Наёмный труд и капитал, там же, т. 6; Энгельс Ф., Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, там же, т. 20; Ленин В. И., По поводу так называемого вопроса о рынках, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; Фортунатов Г., Петровский А., Проблема потребностей в психологии личности, «Вопросы психологии», 1906, № 4; Мясищев В. Н., Проблема потребностей в системе психологии, «Уч. записки ЛГУ. Серия философских наук», 1957, в. 11, № 244; Румянцев А. М., О категориях и законах политической экономии коммунистической формации, М., 1966; Кикнадзе Д. А., Потребности, поведение, воспитание, М., 1968; Радаев В. В., Потребность как экономическая категория социализма, М., 1970; Экспериментальная психология, под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже, в. 3, М., 1970; Леонтьев А. Н., Потребности, мотивы, эмоции, М., 1971; Обуховский К., Психология влечений человека, М., 1972. См. также лит. при ст. Мотивация (См. Мотивации).

Информация о работе Потребность