Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 19:16, реферат
потребление представляет собой использование благ, товаров, услуг для удовлетворения потребностей. Потребление – заключительная фаза процесса воспроизводства, органически связанная с его другими фазами – производством, распределением, обменом. Связь с производством заключается в том, что производство без потребления потеряло бы всякий смысл, было бы бесцельно, в то же время без производства не было бы потребления. Конечной целью всякого производства является потребление.
потребление представляет собой использование благ, товаров, услуг для удовлетворения потребностей. Потребление – заключительная фаза процесса воспроизводства, органически связанная с его другими фазами – производством, распределением, обменом. Связь с производством заключается в том, что производство без потребления потеряло бы всякий смысл, было бы бесцельно, в то же время без производства не было бы потребления. Конечной целью всякого производства является потребление.
Общий уровень потребления населения в той или иной стране определяется достигнутым уровнем развития производительных сил, степенью социальной ориентации экономики страны. Уровень потребления отдельных социальных слоев, групп, классов непосредственно зависит от распределения общественного продукта, что в конечном счете определяется собственностью на средства производства, а следовательно, и на созданный продукт. Дифференциация потребления определяется дифференциацией доходов, выражается в уровне и качестве потребляемых благ, структуре потребления. [2, с. 77]
Потребительские товары составляют примерно 2/3 «общественного пирога», остальная 1/3 – инвестиционные товары. Они предназначены для восполнения выбывающего реального капитала, говоря по-другому, расходуются на производственное потребление. Главным потребителем производимых благ являются домашние хозяйства, а инвестиционных товаров – предприятия (фирмы).
В принципе потребление домашних хозяйств можно определить достаточно точно. Но здесь возникают свои трудности. Одни товары, например продукты питания, напитки, различные услуги, потребляются сразу. Другие, а именно товары длительного пользования – автомобили, мебель, жилища, – потребляются постепенно, в течение ряда лет, т.е. можно сказать, что они потребляются по частям. Потребление этих товаров исчисляют не по полной их стоимости, а по стоимости того количества услуг, который предоставляют товары длительного пользования за тот или иной отрезок времени, например за год. [3, с. 149]
Под потреблением (С) в экономической теории понимается общее количество товаров, купленных и потребленных в течении какого-то срока. Потребление это выражение общего потребительского, или платежеспособного, спроса. Установлено, что потребление движется в том же направлении, что и доход. Однако потребление зависит не только от дохода, но и от так называемой склонности к потреблению. Склонность к потреблению может быть средней и предельной.
Под средней склонностью к потреблению (APC) в экономической науке понимается «психологический фактор», отражающий желание людей покупать потребительские товары. [7, с. 46]. Средняя склонность к потреблению выражается как отношение потребляемой части национального дохода (C) ко всему национальному доходу (Y), т.е.
APC =Потребление / Доход или APC = С / Y (1)
Предельная склонность к потреблению (МРС) выражает отношение изменения в потреблении к изменениям в доходе, т.е.:
MPC = Изменение в потреблении / Изменение в доходе (2)
Здесь отражена следующая
функциональная зависимость: когда
реальный доход общества увеличивается
или уменьшается, его потребление
будет увеличиваться или
Размер потребительских расходов зависит от уровня дохода. Следовательно, МРС будет всегда меньше 1, так как доход больше потребления. Отсюда следуют выводы:
МРС = О это когда приращение дохода не потребляется, а сберегается;
МРС = 1/2 означает, что увеличение дохода будет разделено между потреблением и сбережением поровну;
МРС = 1 означает, что приращение дохода полностью потребляется.
МРС выступает как реальная категория, которой можно оперировать в макроэкономическом анализе.
Потребительские расходы населения или кратко потребление (С) – важнейшая и самая большая составляющая ВНП.
Простейшая функция
С = а + b (DI), (3)
где С – потребительские расходы; a – автономное потребление, величина которого не зависит от размеров текущего располагаемого дохода; b – предельная склонность к потреблению; DI – располагаемый доход (доход подле уплаты налогов).
Сбережения!
В экономической литературе встречается большое количество определений понятия «сбережения». Наиболее простое определение термина «сбережения» дано Дэвидом Полфреманом и Филиппом Фордом в книге «Основы банковского дела» и означает «воздержание от затрат» [8, c. 17]
Из этого определения можно сделать вывод, что понятие «сбережения» представляет собой результат накопления собственниками богатства, в частности, в виде денежных средств.
Все теории сбережений рассматривают в качестве определяющего фактора уровень дохода населения. Но доход является не единственным фактором, воздействующим на сбережения. Другими факторами являются структура и уровень процентных ставок, возрастная структура населения, соотношение городского и сельского населения. Природа зависимости уровня сбережений от этих факторов станет яснее, если проанализировать мотивы сбережений.
В настоящее время выделяют четыре наиболее распространенных мотива сбережений населения:
обеспечение старости;
предосторожность;
накопление с целью завещания;
отложенный спрос.
Обеспечение старости многими рассматривается как основной мотив сбережений. Распределение сбережений и потребления в течение времени зависит от различных факторов, среди которых наиболее важными являются: рыночная ставка процента, степень склонности индивидуума к риску, индивидуальная шкала полезностей разновременных доходов, эффективность функционирования рынка капиталов. Кроме этого, на решение о сбережениях влияют ожидаемая продолжительность жизни и время выхода на пенсию. [6, с. 70]
Сбережения с целью предосторожности связаны с ощущением индивидуумом неопределенности относительно размеров получаемых доходов и точной даты смерти. Поскольку человеку не известно точно, на какой период времени рассчитывать, он создает определенный «запас» сбережений, поскольку наличие «неиспользованного запаса» в момент смерти для него более предпочтительно, чем «перерасход» сбережений до наступления такого момента. В результате, как показывают исследования, на уровень сбережений влияет не только ожидаемое временное распределение доходов, но и их абсолютный размер: чем больше уровень дохода индивидуума, тем больше превышение сбережений над «нормальным» уровнем, что приводит к повышенному накоплению богатства к моменту выхода на пенсию и, как следствие, к повышенному уровню потребления в старости.
Исследования в США, Великобритании и других странах показали, что модель жизненного цикла противоречит наблюдаемым явлениям, а именно тому факту, что население продолжает осуществлять сбережения и после выхода на пенсию. Отчасти такое противоречие может быть объяснено другим мотивом: потребностью в накоплении богатства для передачи последующим поколениям.
Отложенный спрос
так же является мотивом личных сбережений.
Отложенный спрос – это накопление
суммы, необходимой для осуществления
крупных затрат, таких как покупка
дома, автомобиля, оплата образования
и т.п. Накопление сбережений для
этих целей носит временный характер
и связано с необходимостью синхронизации
моментов получения доходов и
их потребления. Альтернативным способом
синхронизации потребления с
получением доходов является потребительский
кредит, при котором сначала
При рассмотрении основных факторов, влияющих на сбережения выяснилось, что основным фактором, определяющим величину сбережений в домохозяйствах, является уровень доходов после уплаты налогов.
Но, как и при анализе спроса, в теории сбережений существуют факторы не связанные с доходом:
богатство;
уровень цен;
ожидания;
потребительская задолженность;
налогообложение.
Фактор богатства характеризуется тем, что, чем больше величина накоплений в домохозяйствах, тем меньше величина сбережений при любом уровне дохода.