Потребительское равновесие и точка его оптимума

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 11:00, реферат

Описание работы

Различают точечную и дуговую эластичность. Точечная эластичность (point elasticity) может быть определена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой своей точке, как известно, определяется значением тангенса угла касательной с осью X (рис. 3—21). Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона. Дуговая эластичность (arc elasticity) — показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2

Работа содержит 1 файл

Эконом. анализ.docx

— 20.84 Кб (Скачать)

 Спрос называют эластичным, когда   >1 (это означает, что спрос растет или падает быстрее цены), и неэластичным (жестким), когда    <1, то есть спрос растет (падает) медленнее, чем изменяются цены.

Различают точечную и дуговую  эластичность. Точечная эластичность (point elasticity) может быть определена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой своей точке, как известно, определяется значением тангенса угла касательной с осью X (рис. 3—21). Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона. Дуговая эластичность (arc elasticity) — показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2

Факторами, влияющими на эластичность, являются:

1. Наличие заменителей:  чем больше товаров-субститутов,  тем эластичнее спрос на данный  товар. Однако при этом следует  учитывать, насколько узко определены  границы данного экономического  блага. Если мы возьмем в  качестве примера соль, то ей  трудно найти адекватную замену. Однако соль "Экстра" имеет  в качестве заменителя соль  грубого помола, которая не украшает  праздничный стол, но в ней  больше йода и она с успехом  может использоваться для засолки  продуктов. Таким образом, в  первом случае практически отсутствуют  товары-заменители, во втором заменителей  (отдельной марки соли) можно найти  гораздо больше (особенно если  учесть разновидности соли, производимые  в разных странах).

2. Удельный вес товара  в бюджете потребителя (обычно чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).

3. Размер дохода.

4. Качество товара: является  ли данный товар предметом  роскоши (спрос на такие товары, как правило, эластичен) или  предметом необходимости (спрос  на большинство из которых  неэластичен). Расчеты ценовой эластичности, произведенные в США, дали следующие  результаты: эластичность спроса  по цене таких предметов первой  необходимости, как хлеб, равна  0,15; электричество, потребляемое  в домашнем хозяйстве, — 0,13; одежда и обувь — 0,20. В то  же время такие предметы, как  автомобили, имели эластичность, равную 1,87; фарфор — 1,54.

5. Размеры запаса: чем больше  запас, тем более эластичен  спрос.

6. Ожидания  потребителя.  Если в краткосрочном периоде потребление электроэнергии неэластично (Ер=0,13), то в долгосрочном — довольно эластично и равно 1,89. 1акое значительное различие объясняется тем, что в краткосрочном периоде вы не можете быстро отказаться от имеющихся электроприборов (холодильников и другой энергопотребляющей бытовой техники). Однако, если цена за электричество стремительно растет, вы при покупке новых электроприборов будете учитывать их энергоемкость и постепенно замените энергоемкие приборы на более экономные.

 Эластичность спроса  на одно благо относительно  цен на другое благо называется  перекрестной эластичностью (cross elasticity): Если   > 0, то перед нами взаимозаменяемые блага (субституты), если     < 0 — взаимодополняемые.

 Чем больше эластичность  спроса на благо X, тем выше  степень заменяемости благ (в крайнем случае, когда Еху = + °°, перед нами совершенные субституты) и, наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если Ех = - °°, то мы имеем пример жесткой взаимодополняемости).

 Однако это правило,  характеризующее взаимозаменяемость  и взаимодополняемость благ, может использоваться лишь при небольших ценовых изменениях. Например, если цена на хлеб значительно снизится, то это повлечет повышение спроса не только на хлеб, бутербродное масло, тостеры, но и на другие товары, в том числе и на мебель. Тогда Ех < 0 для хлеба и мебели, что не характеризует их взаимодополняемость, а отражает лишь эффект дохода. При исключении эффекта дохода можно получить по значению перекрестной эластичности более точную оценку дополняемости или заменяемости благ (выявить взаимозамещаемые блага по Хиксу). Коэффициент эластичности спроса можно разложить на два компонента, характеризующие эффекты дохода и замещения (уравнение Слуцкого в коэффициентах эластичности).

 

 В современной экономической  науке используется также показатель  эластичности спроса относительно  дохода (income elasticity of demand): Если показатель эластичности спроса относительно дохода является отрицательным (EI < 0), то увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, и можно сказать, что оно является низкокачественным. Потребитель, став богаче, считает возможным и необходимым заменить его другим, более качественным товаром. Например, снизить потребление маргарина, заменив его маслом, отказаться от потребления части картофеля, заменив его другими овощами (огурцами, помидорами и т. д.). Если показатель эластичности спроса относительно дохода положителен (EI > 0), благо является нормальным. Если 0 < еI < 1, то спрос на благо растет медленнее дохода, что типично для благ первой необходимости (хлеб, соль, спички). При ЕI > 1 спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения (предметы роскоши). Такое деление допустимо при фиксированном уровне дохода по группам потребителей, так как в зависимости от дохода одни и те же блага могут давать численные значения эластичности по доходу как меньше единицы, так и равные единице или больше нее (например, мебель). Положение, что для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы (0 < ЕI < 1), должно существовать благо с ЕI > 1 для конкретного потребителя, называется законом Энгеля.

Рассмотрим  теперь эластичность предложения.

 Эластичность предложения  по цене (price elasticity of supply) показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент. Как было сказано ранее, для понимания эластичности предложения важное значение имеет фактор времени. В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично (    = 0). Поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (см. рис. 3—9а). В условиях короткого периода предложение более эластично. Это выражается в том, что повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (см. рис. 3—96). В условиях длительного периода предложение почти совершенно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен (см. рис. 3—9в). Теория эластичности имеет важное значение для определения экономической политики фирм и правительства. Это наглядно видно на примере налоговой политики государства. Допустим, государство вводит определенную (фиксированную) сумму налога на единицу товара, что равносильно смещению кривой предложения S вверх до S' (см. рис 3—24). Сумма налога распределяется между потребителями и производителями, а также включает избыточное налоговое бремя, являющееся омертвленными издержками, которые представляют чистую потерю для общества. Эластичность при этом играет большую роль, так как позволяет определить, какую часть налога выплачивают предприниматели, а какую — потребители  В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается производителем, в случае неэластичного спроса — потребителем (сравним разделение отрезка АЕ' на АВ и BE' в первом случае и во втором на рис. 3—25). Подобное явление легко объяснить, так как в случае эластичного спроса потребители при росте цены на данный товар будут стремиться переключить свой спрос на товары-субституты. В случае неэластичного спроса это будет сделать гораздо труднее. Наоборот, если предложение эластично, большая часть налога падает на потребителей, а если неэластично — то на производителей (см. рис. 3—26). Это и понятно. Эластичность предложения означает, что производители без труда смогут переключить свои ресурсы на производство какого-либо другого товара или услуги. В случае неэластичного предложения переаллокация ресурсов происходит медленнее и с большим трудом, поэтому больше всего от налога пострадают производители.

Факторы влияющие на эластичность спроса:

Заменимость - чем больше хороших заменителей данного  товара, тем эластичнее спрос на него.Например: спрос на инсулин не эластичен, поскольку этот медицинский препарат необходим больным сахарным диабетом всегда, любой ценой.

Фактор времени – чем  больше времени у потребителей для принятие решения о покупке, тем эластичнее спрос на данный товар.

Предметы роскоши и  предметы первой необходимости –  спрос на предметы роскоши (золото, бриллианты) более эластичен, чем  на предметы первой необходимости (хлеб, молоко).

Доля, которую занимает данный товар в расходах потребителей –  чем большую долю занимает данный товар в расходах потребителей, тем  эластичнее спрос на него и наоборот.  Например: при общем росте цен  на 10%, потребитель скорее откажется  от приобретения автомобиля, чем от покупки карандашей. Поэтому спрос  на автомобили более эластичен.

Эластичность предложения  – это ответная реакция величины предложения на изменение цены.

Эластичность предложения  можно измерить с помощью коэффициента эластичности.

1. Предложение эластично,  когда фирмы могут легко и  быстро изменить величину предложения  товара в ответ на изменение  его цены (ЕS > 1).

2. Предложение неэластично,  когда нельзя быстро и легко  изменить объем предлагаемого  товара в связи с изменением  его цены (ЕS < 1).

3. Предложение единичной  эластичности образуется в случае, когда процентное изменение цены  и последующие процентное изменение  количества предлагаемой продукции  оказываются равными по величине (ЕS = 1).

4. Абсолютно неэластичное  предложение. (ЕS = 0, кривая вертикальна). То есть при любом изменении цены фирмы могут предложить фиксированное количество товаров.

5. Абсолютно эластичное  предложение. Фирмы готовы предложить  такое количество товара, которое  может удовлетворить весь спрос,  при необходимости – бесконечное  количество (ЕS = ∞, кривая горизонтальна).

Факторы, влияющие на эластичность предложения

1. Наличие резерва производственных  мощностей.

Когда промышленность не работает на полную мощность, оборудование простаивает, рабочие остаются без работы или  заняты неполный рабочий день. В  этом случае предложение будет эластичным. Возросший спрос можно удовлетворить  довольно быстро: нанять больше рабочих  и привести в действие простаивающее  оборудование. Однако если промышленность работает на полную мощность, предложение  будет неэластичным, по крайней мере в течение короткого периода. Может понадобиться много времени, чтобы построить новые или расширить старые заводы. И даже в условиях безработицы предложение может быть неэластичным, если обнаружится недостаток рабочей силы определенной квалификации.

2. Уровень запасов.

Если в отрасли есть большие товарные запасы, возросший  спрос можно удовлетворить, пустив их в оборот. Пока запасы не истощатся, предложение будет эластичным.

3. Различие сельскохозяйственных  и промышленных товаров.

Что касается сельскохозяйственных продуктов, то на эластичность предложения  влияет продолжительность сезона выращивания  культуры. В течение года никаких  изменений в предложении овощей и зерновых культур не происходит. Предложение некоторых культур, выращиваемых на плантациях (натуральный  каучук, кофе и какао), будет неэластичным в течение еще более длительного  времени, потому что требуется несколько  лет, чтобы новые деревья и  кусты стали плодоносить.

Предложение промышленных товаров  более эластично, чем сельскохозяйственных продуктов. В промышленности есть возможности  справиться с падением спроса: уволить  часть рабочих или перевести  их на неполную рабочую неделю и  отключить машины. При увеличении спроса можно вновь ввести в действие простаивающее оборудование, нанять больше рабочих или работать сверхурочно.

 

 

4. Фактор времени.

- в условиях кратчайшего  рыночного периода производители  не успевают отреагировать на  изменение спроса и цены, и  предложение совершенно неэластично  (ЕS = 0), поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения;

-в условиях краткосрочного  периода предложение будет эластично.  Это выражается в том, что  повышение спроса обуславливает  не только рост цен, но и  увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить  некоторые факторы производства  в соответствии со спросом  (сырье, рабочая сила), либо использовать  их более интенсивно;

- в условиях долгосрочного  периода предложение почти совершенно  эластично, поэтому увеличение  спроса приводит к значительному  росту предложения при постоянных  ценах или несущественном повышении  цен.

Практическое значение эластичности спроса и предложения

Спрос и предложение –  взаимозависимые элементы рыночного  механизма. Спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение – совокупностью  товаров, предложенных продавцами (производителями).

Соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения  в уровне цен на товары.

Эластичность – одна из самых важных категорий экономической  науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что предприятие, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда.

Информация о работе Потребительское равновесие и точка его оптимума