Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:15, курсовая работа
РЕАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ — часть национального дохода, используемая населением для потребления или накопления.
Реальные доходы населения - один из важнейших показателей уровня жизни. Реальные доходы - количество материальных и культурных благ, которые может приобрести население за счет своих доходов в форме оплаты труда, бесплатных выплат и льгот, полученных то государства из общественных фондов потребления.
Темпы роста реальных доходов определяются ростом ВВП, ВНП, его распределением на фонды потребления и накопления. Чем выше удельный вес потребления, тем выше доходы.
Введение
Реальные доходы населения
2. 1. Понятие реальных доходов
2. 2. Расчет реальных доходов
2. 3. Рост и снижение реальных доходов населения в период 2006-2009 гг.
2. 4. Факторы, влияющие на снижение доходов
2. 5. Минимальный размер оплаты труда
2. 6. Задолженность заработной платы
2. 7. Проблема бедности
3. Уровень жизни населения России
3. 1. Понятие уровня жизни
3. 2. Индикаторы измерения уровня жизни населения
3. 3. Потребительская корзина
3. 4. Положение на мировой арене
3. 5. Проблема достойного уровня жизни в пенсионном обеспечении граждан
3.6. Безработица
План работы
2. 1. Понятие реальных доходов
2. 2. Расчет реальных доходов
2. 3. Рост и снижение реальных доходов населения в период 2006-2009 гг.
2. 4. Факторы, влияющие на снижение доходов
2. 5. Минимальный размер оплаты труда
2. 6. Задолженность заработной платы
2. 7. Проблема бедности
3. Уровень жизни населения России
3. 1. Понятие уровня жизни
3. 2. Индикаторы измерения уровня жизни населения
3. 3. Потребительская корзина
3. 4. Положение на мировой арене
3. 5. Проблема достойного уровня жизни в пенсионном обеспечении граждан
3.6. Безработица
1.Введение
2.Реальные доходы населения
2. 1. Понятие реальных доходов
РЕАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ — часть национального дохода, используемая населением для потребления или накопления.
Реальные доходы населения - один из важнейших показателей уровня жизни. Реальные доходы - количество материальных и культурных благ, которые может приобрести население за счет своих доходов в форме оплаты труда, бесплатных выплат и льгот, полученных то государства из общественных фондов потребления.
Темпы роста реальных доходов определяются ростом ВВП, ВНП, его распределением на фонды потребления и накопления. Чем выше удельный вес потребления, тем выше доходы.
Реальные доходы исчисляются по населению страны в целом и на душу населения.
2. 2. Расчет реальных доходов
Для этого суммируются все виды денежных и натуральных доходов населения, к которым относятся оплата по труду (денежная и натуральная), общественные фонды потребления (пенсии, пособия, стипендии и т.п.), стоимость чистой продукции личного подсобного хозяйства. Из полученной суммы доходов вычитаются: налоги, сборы и другие обязательные платежи населения в государственный бюджет; сумма добровольных взносов в различные общественные и кооперативные организации; сбережения населения в денежной форме (прирост вкладов населения в сберегательных кассах, стоимость приобретаемых населением облигаций государственного внутреннего выигрышного займа и др.); часть расходов на оплату услуг, превышающую стоимость материальных затрат в культурно-бытовых учреждениях непроизводственной сферы, обслуживающих население.
В итоге получается общая сумма реально используемых доходов населения в данном периоде. Для определения динамики реальных доходов населения полученная сумма доходов за определенный период делится на индекс цен на товары и тарифов на услуги. Таким образом, достигается сопоставимость реальных доходов населения за различные периоды.
2. 3. Рост и снижение реальных доходов населения в период 2006-2009 гг.
Реальные располагаемые денежные доходы российского населения - рассчитанные за вычетом обязательных платежей и скорректированные на индекс потребительских цен – в январе-июле 2006 г повысились на 11,4% по сравнению с аналогичным периодом 2005 г.
В июле 2006 г реальные доходы населения увеличились на 11,2% по сравнению с июлем 2005 г, однако сократились на 4,9% по сравнению с июнем 2006 г.
Среднедушевые доходы россиян в июле 2006 г составляли 9868,7 рублей, что превышает на 24,1% уровень июля 2006 г, но ниже на 2,7% по сравнению с уровнем июня 2006 г.
Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата в России в июле 2006 г составила 11218 рублей, что выше на 1% по сравнению с июнем 2006 г и на 28,6% – по сравнению с июлем 2005 г. Реальная зарплата в июле 2006 г была выше на 0,3% по сравнению с июнем 2006 г и на 17,7% – по сравнению с июлем 2005 г.1
Что касается 2008 года, реальные денежные доходы населения в ноябре упали, несмотря на рост заработной платы. Компании урезают или задерживают зарплаты, сотрудников увольняют, инфляция растет, доходы от собственности снижаются - все это не могло не сказаться на благополучии россиян.
Реальные денежные доходы
населения в ноябре 2008 года снизились
на 6,2% по сравнению с аналогичным период
В целом за период с января по ноябрь динамика положительная, но и тут заметно, что темпы роста существенно снизились: если за 11 месяцев 2007 года доходы выросли на 11,9%, то за такой же период текущего года рост составил всего 5%.
Можно заметить, что рост реальных доходов населения замедлился в августе, а уже в октябре ушел в минус. В ноябре негативная динамика продолжилась: доходы по сравнению с предыдущим месяцем снизились на 2,9%.2
2. 4. Факторы, влияющие на снижение доходов
Росстат считает денежные доходы через баланс доходов и расходов населения, и рассчитать корректно это очень сложно. В ходе выяснения факторов, влияющих на снижение доходов населения, мнения специалистов разделились.
По мнению одних, налоги, которые входят в структуру обязательных выплат, в последнее время составляют примерно одинаковую величину, зато существенно увеличились выплаты по кредитам. По оценкам экспертов, в 2006 году процентные выплаты занимали до 1,5% от доходов, в 2007 году - до 1,9%, а в 2008 году они уже находятся на уровне 2,5% и дальше будут расти.
Если посмотреть на динамику зарплат, пенсий и пособий, то тут все в порядке. Значит, снижение реальных доходов происходит за счет других источников, в число которых входят доходы от собственности (дивиденды, акции, вклады, предпринимательская деятельность) и скрытые доходы, среди которых, например, может быть и та самая скрытая зарплата, которую руководители предприятий стали урезать в первую очередь3.
Другие считают, что доходы от собственности имеет очень небольшой процент россиян, и вряд ли они могут так перетянуть вниз темпы роста. Самую существенную роль в снижении доходов сыграла ситуация на рынке труда: зарплаты урезаются, не индексируются или индексируются ниже инфляции, сотрудников сокращают или отправляют в вынужденные отпуска. Ноябрьские показатели - это еще не пик падения. Процесс еще только развивается, и дальше ситуация будет усугубляться. Любой кризис приводит к падению реальных зарплат, что сказывается на совокупных доходах домохозяйств.4
Прогноз же по росту реальных доходов населения на 2008 год в 2,5 раза - с 10,2% до 4%, на 2009 год - более чем в четыре раза - с 10,5% до 2,5%. Прогноз по темпам роста зарплат на следующий год понижен с 13,8% до 0,8%, то есть более чем в 17 раз.5
Продолжает расти и число безработных. Общая численность безработных в ноябре 2008 выросла на 376 тыс. человек по сравнению с октябрем и составила на конец месяца 5 млн человек. Таким образом, уровень безработицы в ноябре вырос до 6,5% с 6,1% в октябре. 6
Между тем Минздравсоцразвития приводит утешительные цифры: за период с 4 по 9 декабря численность официально зарегистрированных безработных выросла на 0,8% и составила 1 млн 326 тыс. человек, тогда как за предыдущую неделю рост численности безработных составлял 1,67%.
Дополнительным фактором снижения доходов населения может быть и сокращение производства в некоторых регионах, которое объясняется свертыванием банковского корпоративного кредитования. По данным Минэкономразвития, спад производства в январе–мае 2008 года по сравнению с тем же периодом прошлого года отмечен в Тамбовской, Магаданской, Томской, Сахалинской, Архангельской областях, Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах, Хабаровском крае, а также в республиках Калмыкия и Ингушетия. При этом спад зафиксирован как в добывающих, так и в обрабатывающих отраслях, а также в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды.
2. 5. Минимальный размер оплаты труда
Установление ставки минимального размера оплаты труда (МРОТ) является важным рычагом государственного вмешательства в регулирование реальной заработной платы. МРОТ является отправной точкой в переговорах работодателей и наемных работников, заключающих соглашения об условиях труда и его оплаты.
В России, которая по Конституции является социальным государством, узаконены минимальные размеры оплаты труда и пенсий, которые меньше прожиточного минимума. В первые годы реформ при определении МРОТ исходили лишь из экономической возможности, а не из ее реального соотношения с величиной минимального прожиточного уровня, единственного мерила при определении минимального размера оплаты труда.
В 2001 году минимальный размер оплаты труда (МРОТ) после его повышения с 1 июля до 300 рублей составил только 22% к прожиточному минимуму. Минимальный размер оплаты труда в России за месяц был равен минимальному размеру оплаты труда в США за один час.
Повышение минимального размера оплаты труда в первую очередь касается работников бюджетной сферы, так на основе МРОТ определяется минимальная ставка первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы (ЕТС), а через нее и последующих ставок тарифной сетки. Увеличение тарифных ставок ЕТС, в соответствии с которой получают заработную плату в целом по стране около 18 млн. чел., происходит со значительным запаздыванием по сравнению с ростом уровня цен.
В настоящее время минимальный размер оплаты труда по Федеральному закону №91-ФЗ от 24 июня 2008 года составляет 4330 рублей, тогда как величина прожиточного минимума, установленная, например, областным правительством Нижнего Новгорода от 6 мая 2008 года составляет в среднем 4392 рубля ( для трудоспособного населения – 4727р, для пенсионеров – 3561р, для детей – 4331р).
2. 7. Проблема бедности
Особенность современной ситуации в России состоит в том, что помимо традиционных социальных групп населения (многодетные, инвалиды, неполные семьи и т.д.) в категорию бедных попадают новые большие группы: работающие в бюджетной сфере, военнослужащие, безработные, то есть категории экономически активного населения, которые способны и должны своим трудом обеспечить необходимый уровень благосостояния себе и своей семье. Кроме того, в затруднительное положение попали и семьи с ранее стабильным доходом, но которые в связи с появлением мирового финансового кризиса потеряли свой доход или часть его.
Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума можно увидеть в таблице приведенной ниже.
2. 6. Задолженность заработной платы
Одной из острых и хронических проблем продолжает оставаться несвоевременная выплата заработной платы как в бюджетном, так и коммерческом секторе. Несмотря на усилия, предпринимаемые федеральными и региональными властями, при некотором сокращении показателей задолженности полностью ликвидировать их не удается, что свидетельствует о сохранении объективных причин этого явления.
Суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 марта 2009г. составила 8087 млн.рублей и увеличилась по сравнению с 1 февраля 2009г. на 16,1%.
Объем просроченной задолженности по заработной плате, сложившийся на 1 марта 2009г., составлял 2% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности; в образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг, деятельности в области культуры - 0,2%.На 1 марта 2009г. просроченная задолженность по заработной плате снизилась по сравнению с 1 февраля 2009г. в 32 субъектах Российской Федерации.
Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 марта 2009г. составила 536 млн.рублей, или 6,6% общего объема просроченной задолженности по заработной плате.
Из общего объема задолженности из-за бюджетного недофинансирования 42,9% приходилось на федеральный бюджет, 28,1% - на бюджеты субъектов Российской Федерации и 29,0% - на местные бюджеты. При определении задолженности из федерального бюджета организациями учитываются невыплаченные своевременно средства федерального бюджета, относящиеся, в соответствии с бюджетной классификацией, к статье "оплата труда", а также суммы оплаты труда, предусмотренные за выполнение государственных заказов и целевых производственных программ, финансируемых из федерального бюджета.
Из общей суммы просроченной задолженности 3346 млн.рублей (41,4%) приходится на задолженность, образовавшуюся в 2008г., 681 млн.рублей (8,4%) - в 2007г. и ранее. Из общей суммы просроченной задолженности из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней 271,2 млн.рублей (50,6%) составляла задолженность за выполнение государственных заказов и оказание услуг бюджетным организациям.
На 1 марта 2009г. просроченная задолженность по заработной плате из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней отсутствовала в 27 субъектах Российской Федерации, снизилась по сравнению с 1 февраля 2009г. - в 11 субъектах.
Задолженность по заработной плате из-за отсутствия собственных средств организаций за февраль 2009г. увеличилась на 964 млн.рублей (14,6%) и на 1 марта 2009г. составила 7551 млн.рублей.7
Стоит заметить, что задолженность по заработной плате неравномерно распределяется по территории страны и некоторые регионы оказываются в более плачевном состоянии, чем другие.
3. Уровень жизни населения России
3. 1. Понятие уровня жизни
В современной научной традиции понятие уровня жизни населения, как правило, имеет три ключевых аспекта:
а) благосостояние населения
б) накопление человеческого капитала
в) уровень человеческого развития
Одной из попыток учесть отмеченную многоаспектность понятия уровня жизни стала концепция "человеческого развития" (Human Development Project), широко применяемая в межстрановых сопоставлениях. В рамках этой концепции уровень жизни определяется не только среднедушевыми объемами доходов и потребления (уровнем благосостояния), но и степенью социального равенства (между социальными группами, полами, поколениями), а также возможностью людей участвовать в процессах принятия экономических и политических решений, затрагивающих их жизнь. Приведем систему понятий, отражающих содержание каждого из трех отмеченных аспектов уровня жизни и лежащих в основе системы его количественных измерителей (индикаторов).