Понятия и основные признаки совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:45, контрольная работа

Описание работы

Одним из важнейших признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства. Конкуренция - общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.
Совершенная конкуренция представляет собой идеальное состояние конкуренции, когда существует множество покупателей и продавцов с равными возможностями и правами, и влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало (менее 1 %), что им можно пренебречь.

Содержание

1. Понятие и основные признаки совершенной конкуренции. Преимущества и недостатки рыночной структуры совершенной конкуренции……………………………………………………………………….3
2. Денежный рынок: спрос и предложение денег, денежная масса. 7
Контрольные тестовые задания 12
Задача 14
Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

контрольная №17.docx

— 106.05 Кб (Скачать)
 

 Министерство  образования и  науки РФ

 Федеральное агентство по образованию

 ГОУ ВПО Всероссийский  заочный финансово-экономический  институт

 Кафедра экономической теории 
 

 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 по  дисциплине «Экономическая теория» 

 Вариант №17 

  Преподаватель: Широкова Ольга Вячеславовна

 Студент I I I курса второго высшего образования:

  Сёмкина Марина Александровна

 (Ф.И.О.)

  Финансово-кредитный

 (факультет)

  10ффд62155

   (№ личного дела)

 Липецк 2010

 

 

План  работы:

1. Понятие и основные признаки совершенной конкуренции. Преимущества и недостатки рыночной структуры совершенной конкуренции……………………………………………………………………….3

2. Денежный рынок: спрос и предложение денег, денежная масса. 7

Контрольные тестовые  задания 12

Задача 14

Список использованной литературы 15 

 
   
 
 
 
   
   

     1. Понятие и основные признаки совершенной конкуренции. Преимущества и недостатки рыночной структуры совершенной конкуренции.

     Одним из важнейших признаков рынка  является конкуренция как форма  взаимного соперничества субъектов  рынка и механизм регулирования  общественного производства. Конкуренция - общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.

     Совершенная конкуренция представляет собой идеальное состояние конкуренции, когда существует множество покупателей и продавцов с равными возможностями и правами, и влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало (менее 1 %), что им можно пренебречь.

     Несовершенная конкуренция существует тогда, когда возможен контроль над определенной долей рынка. Несовершенная конкуренция включает следующие виды:

  • монополия - власть одного продавца;
  • олигополия - власть нескольких крупных фирм;
  • монополистическая конкуренция - соревнования между разными по силе и влиянию продавцами.

     Формы конкуренции и  типы рыночных ситуаций 

Основные

 черты

Совершенная

конкуренция

Чистая

монополия

Олигополия Монополистическая конкуренция
количество  фирм на рынке множество независимых одна крупная несколько крупных достаточно  много
тип

продукта

однородный уникальный стандартизированный дифференцированный
контроль  над ценой отсутствует полный контроль влияние ценового лидера влияние ограничено
вход  в отрасль относительно

легкий

очень трудный трудный вход и выход  возможны
 

     Рассмотрим  более подробно основные признаки совершенной  конкуренции.

  1. Многочисленность субъектов рынка. На рынке действует большое число продавцов и покупателей, и совершаемы продажи (или покупки) ничтожно малы по сравнению с совокупным объемом рынка.
  2. Однородность продукции. Товары разных предприятий рассматриваются покупателями как аналоги, и ему безразлично у какого продавца их приобретать.
  3. Отсутствие контроля над ценой. В том случае, если какой-то продавец установит выше цену на товар, то покупатели перейдут к его многочисленным конкурентам. А если ниже – то не сможет удовлетворить спрос покупателей.
  4. Отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе из него.  Не существует ни законодательных, ни финансовых, ни иных препятствий мешающих возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.
  5. Полная информированность участников рынка и его текущем состоянии. Существующая информация о ценах, технологиях, спросе и предложении, нормах прибыли доступна всем.

     В реальной жизни перечисленные признаки никогда полностью не исполняются  в связи с существующими бюрократическими или экономическими ограничениями.

     Рыночная  структура совершенной конкуренции  имеет ряд преимуществ и недостатков  по сравнению с другими моделями рынка. К преимуществам можно  отнести:

  1. Оптимальное ценообразование. Равновесная цена устанавливается на уровне, определяемом предельной полезностью блага для потребителя и предельными издержками для производителя. Каждый товар будет потребляться до уровня, при котором предельная полезность уравнивается с рыночной ценой (MU=P). При этом потребитель максимизирует полученную полезность. Предприниматель, руководствуясь принципом максимизации прибыли, будет производить продукцию до такого объема, при котором цена сравняется с предельными издержками (MC=P). Если MU=P и MC=P, то MU=MC. Это означает, что одновременно соблюдаются интересы производителей и потребителей. Только все фирмы, действуя Независимо и одновременно могут повлиять на рыночную цену.
  2. Производственная эффективность: P=ACmin . Равенство цены и минимальных средник издержек показывает, что производство в условиях совершенной конкуренции организуется технически наиболее эффективным способом. Конкуренция вынуждает фирмы минимизировать издержки (иначе они будут вытеснены с рынка) и устанавливать цену, соответствующую издержкам, что в свою очередь, выгодно для потребителей.
  3. Оптимальное распределение ресурсов.  При совершенной конкуренции кривая спроса совпадает с кривой предельного дохода, а кривая предложения – с кривой предельных издержек. Поэтому спрос и предложение на данный продукт будут равны. Ресурсы вовлекаются в производство ровно в таком объеме, который необходим для покрытия платежеспособного спроса.
  4. Способность к саморегулированию. Свободный рынок автоматически приводит экономику в состояние оптимума, осуществляя регулировку путем переливов труда и капиталов из одного производства в другое. В результате не требуется государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, экономятся общественные издержки управления.

     Вместе  с тем рынок совершенной конкуренции  имеет и целый ряд специфических  недостатков.

  1. Совершенная конкуренция создает для фирм и потребителей равенство возможностей, но не гарантирует равенство результатов.
  2. Совершенная конкуренция учитывает только те издержки, которые окупаются фирмами. Она не предусматривает производство общественных благ (национальная оборона, противопожарная  безопасность и др.). Эту задачу призвано решить государство.
  3. Стремление к максимизации прибыли за счет экономии на издержках производства зачастую ведет к загрязнению окружающей среды и истощению невоспроизводимых естественных ресурсов.
  4. Совершенная конкуренция не учитывает в полной мере потребительские предпочтения и вкусы, так как отсутствует дифференциация продуктов. Потребители обладают разнообразным вкусом, и обращают внимание не только на назначение продукта, но и на его упаковку, послепродажное обслуживание и т.д. а это возможно лишь в условиях дифференциации продуктов и услуг, что связано с повышением издержек их производства и, в конечном счете, цены.

     Таким образом, при всех своих достоинствах, рынок совершенной конкуренции  не должен быть объектом идеализации. Хотя рыночные силы саморегулирования  работают здесь с наибольшей эффективностью, они не преодолевают общие проблемы рыночной экономики. Реально существующие рыночные системы достаточно далеки от абстрактной модели совершенной  конкуренции и предполагают  активное участие государства в регулировании  реальных рыночных процессах.

  1. Денежный рынок: спрос и предложение денег, денежная масса.

     Рыночная  экономика для своего нормального  развития формирует специфический  денежный рынок.

     Денежный  рынок – это рынок, на котором в результате взаимодействия спроса на деньги и их предложения устанавливается равновесная ставка проценты, представляющая собой “цену” денег. Денежный рынок включает в себя институты, обеспечивающие взаимодействие спроса и предложения денег.

     Для успешного выполнения своих функций  деньги должны сохранять покупательную  способность. Покупательная способность денег показывает то количество товаров, которое можно приобрести на денежную единицу. Способствовать покупательной способности могут развитие производства и увеличение товарного предложения, однако при соблюдении следующих условий: деньги должны выпускаться от имени государственной власти и под ее гарантии, и обращающиеся деньги должны пользоваться доверием населения.

       Для нормального функционирования рыночной экономики, поддержания стабильных темпов ее роста, уровня и динамики цен, занятости требуется определенная денежная масса. Она представляет собой совокупность платежных средств, обращающихся в стране на данный момент в наличной и безналичной формах, и выполняющих все функции денег. Денежная масса в обращении представляет собой предложение денег.

     Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты. В Российской Федерации  денежные агрегаты классифицируются на 4 типа:

     M0 – представляет наличные деньги в обращении;

     M1 – включает агрегат M0, а также средства и сбережения, которые состоят из средств в расчетах и остатков средств на различных счетах предприятий, организаций, граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью; депозитов населения и предприятий в коммерческих банках; депозитов населения в сберегательных банках до востребования; средств бюджетных, профсоюзных, общественных и других организаций; сертификатов; полисов страхования ;

     M2 – состоит из агрегата M1 и срочных депозитов населения в сберегательных банках, включая компенсации;

     M3 – включает агрегат M2, депозитные сертификаты и государственные ценные бумаги.

     Наиболее  укрупненными денежными агрегатами являются агрегаты L и D. В агрегат L входят M3, а также сберегательные облигации, казначейские векселя и некоторые другие активы. D – все ликвидные средства и закладные, облигации и другие аналогичные кредитные инструменты. Агрегаты M3, L и D более четко отражают тенденции в развитии экономики, чем M1: резкие изменения в этих агрегатах часто сигнализируют об аналогичных изменениях в ВВП. Однако большинство экономистов предпочитают использовать агрегат M1, так как он включает активы, непосредственно используемые в качестве средства обращения.

     Спрос на деньги определяется функциями денег  и их ликвидностью. Ликвидность можно определить как возможность быстрого перевода актива в наличность без потерь его стоимости.

     Согласно  классической количественной теории денег спрос на деньги находится в прямой зависимости от уровня цен и реального объема производства  в обратной зависимости от скорости денежного обращения:

     MD=/V

     где MD – спрос на деньги;

     P – уровень цен;

     Q – реальный объем производства;

     V – скорость обращения денег.

     Дж. М. Кейнс отверг классическую количественную теорию денег. В его теории, которую он назвал теорией предпочтения ликвидности денег, главная роль отводится ставке процента. По мнению Кейнса, люди стремятся хранить часть своего богатства в виде денег по трем причинам:

  1. Трансакционный мотив. Часть богатства приходиться держать в денежной форме с целью использования денег в качестве средства платежа и средства обращения.
  2. Мотив предосторожности связан с желанием иметь в перспективе возможность распоряжаться частью своего богатства в денежной форме чтобы удовлетворить неожиданные потребности.
  3. Спекулятивный мотив вызван желанием избежать потерь капитала, связанных с хранением его в виде ценных бумаг в период снижения их курсовой стоимости.

Информация о работе Понятия и основные признаки совершенной конкуренции