Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 22:34, реферат
Разгосударствление - это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей на горизонтальные.
Разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики.
Основными способами разгосударствления являются: либерализация рынков; коммерциализация; стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных); денационализация. Все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении собственности и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики.
Цели приватизации: сокращение задолженности государственного сектора; развитие рынка; стимулирование предпринимательства; формирование слоя мелких и средних собственников; расширение индивидуальных свобод; развитие народного капитализма; ослабление профсоюзов.
Продажа государственных предприятий в частные руки осуществляется путем организации аукционов и конкурсных торгов. Аукцион позволяет стать владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую цену. С помощью аукциона государственные предприятия приватизируются в относительно короткие сроки и с существенной финансовой прибылью для государства. В то же время только действительно богатые лица могут позволить себе участвовать в аукционах. Преодолеть этот недостаток аукционных торгов можно с помощью конкурсных торгов. Конкурсные торги - это продажа государственной собственности частным лицам в соответствии с требованиями и условиями, выдвинутыми государством. Но проведение конкурсов увеличивает текущие расходы (содержание специальных комиссий), снижает доходы (более низкая цена приватизации) и требует более длительного времени.
Приватизация в Казахстане. Этапы
В соответствии с разработанной программой в республике осуществляется приватизация государственных предприятий и организаций с преобразованием их в частные или смешанные государственно-частные акционерные компании и товарищества.
Приватизацию осуществляет Государственный комитет Республики Казахстан по государственному имуществу и его территориальные органы с участием министерств, ведомств и местных администраций. Реформа собственности в Казахстане прошла уже два этапа.
Первый этап охватил период с 1991 по 1992 года и концентрировался, в основном, на продаже объектов торговли и сферы услуг, а также на передаче государственной собственности трудовым коллективам предприятий. В это время более 2500 крупных и около 4000 малых перешли в негосударственный сектор экономики. При этом полностью частным стало лишь каждое пятое предприятие, прошедшее через разгосударствление.
Второй этап реформы проходил с 1993 по начало 1996 года. Все предприятия республики в зависимости от численности персонала и отраслевой принадлежности были поделены на четыре группы, для каждой из которых предусматривались различные способы приватизации.
Малая приватизация.
Эта программа предполагает приватизацию предприятий, с численностью работающих до 200 человек. Продажа происходит через местные аукционы, где граждане могут купить основные средства предприятия либо за наличные, либо за неиспользованные жилищные купоны. Программа была изначально сконцентрирована на предприятиях оптовой и розничной торговли и сферы услуг.
В рамках малой приватизации было продано 11 тыс. объектов, что составляет около 2/3 всех объектов, подлежащих малой приватизации, и в торговле, общественном питании и сфере услуг - приватизировано 84% предприятий. Малая приватизация закончилась в середине 1997, и было приватизировано около 14 000 предприятий.
Массовая приватизация
Программа массовой приватизации, была предусмотрена на втором этапе приватизации и начала осуществляться в ноябре 1993 году. Она основывается на распределении приватизационных купонов среди населения. Граждане имели право вкладывать купоны в специальные инвестиционные фонды, которые затем использовали эти купоны для приобретения акций государственных предприятий. Программа массовой приватизации рассчитана, главным образом, на средние и крупные предприятия (от 200 до 5000 работающих). Кроме того, для предоставления равных возможностей населению были выданы приватизационные инвестиционные купоны.
Приватизация по индивидуальным проектам.
Крупные предприятия, с численностью более 5000 работающих и предприятия особого государственного значения должны быть приватизированы на основе Программы приватизации по индивидуальным проектам. В целом, под эту категорию подпадают около 170 предприятий.
Целью такого подхода является принятие решений, максимально принимающих во внимание условия на каждом предприятии. Здесь не существует модели для определения доли государственной и частной собственности инвестора, в отличие от Программы массовой приватизации. Методы продажи также отличаются от компании к компании, но предполагается проведение международных тендеров и контрактов на управление.
Приватизация в области сельского хозяйства и сектора переработки с/х. продукции.
Существует около
4000 государственных
Государственные
предприятия сектора
Пути, методы и формы разгосударствления и приватизации государственной собственности в РК.
В соответствии с Национальной программой разгосударствления и приватизации в республике Казахстан разгосударствление и приватизация собственности первоначально осуществлялся в два этапа.
Первый этап - 1991 - 1992 гг.
Второй этап - 1993 - 1995 гг.
Третий этап осуществлялся с 1996 по 1998 год.
Основной целью разгосударствления и приватизации собственности в республике Казахстан были:
- формирование слоя частных собственников как эффективно хозяйствующих субъектов;
- создание конкурентной
среды и обеспечение
- развитие мелкого и среднего бизнеса;
- формирование
организационно-хозяйственных
- развитие и
укрепление системы
Не подлежали приватизации объекты исключительной собственности Республики Казахстан - земля, её недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, исторические и культурные ценности страны.
В первые два
этапа приватизация осуществлялась:
в течение первого этапа
К недостаткам данного метода приватизации следует отнести то, что владелец приватизационного инвестиционного купона не имел права самостоятельно распоряжаться им, а только мог вложить его в инвестиционные фонды, что являлось существенным препятствием к непосредственному участию человека в приватизации конкретного предприятия.
Процесс приватизации предполагал возможность выкупа предприятия работниками, создание акционерного общества открытого и закрытого типа, акционерных обществ-хозяйств, в которых 51 % акций принадлежал государству.
Однако участие
государства в акционерных
Как показывает зарубежный опыт, рынок начинает утрачивать свои лучшие качества, обуславливающие эффективность экономики, при наличии 30-40% государственной собственности. Поэтому формирование рыночной экономики в республике Казахстан предусматривает развитие многоукладной экономики, упорядочение и регулирование процессов преобразования государственной собственности в иные формы собственности.
Разгосударствление и приватизация собственности в Казахстане резко изменили структуру собственности. Сформировался класс частных собственников.
Результаты разгосударствления и приватизации.
Процесс разгосударствления и приватизации государственной собственности, завершившийся в 1998 году, позволил сформировать в Республике Казахстан многоуровневую, многоукладную экономику - основу смешанной социально ориентированной рыночной экономики.
На первом этапе разгосударствления и приватизации - 1991 - 1992 гг. в Республике Казахстан осуществлялась малая приватизация, было преобразовано 6198 предприятий. В основном это предприятия торговли- 29,6 % и сферы сбыта - 35,8 .
На втором этапе - 1993 - 1995 гг. происходила малая приватизация и приватизация средних и крупных предприятий. Приватизировано 11625 малых предприятий и 3500 средних и крупных предприятий.
К концу третьего, завершающего этапа приватизации - 1996 - 1998 гг. в Республике Казахстан уже насчитывалось 88817 частных предприятий, в том числе малых - 81709, средних - 5344 и крупных 1814 предприятий.
Доля государственной
собственности в общем
В сельском хозяйстве
создано 9107 частных предприятий, в
том числе: малых 647, средних 1685 и 951 крупных
предприятий. Из общего числа 9469 предприятий
сельского хозяйства
Только за три года с 1997 - 1999 годы численность в малых предприятиях возросла в три раза и составила на начало 2000 года 318378 человек. Валовой внутренний продукт ВВП на душу населения за 1998 - 2001 год увеличился почти в два раза: с 64 тысяч до 116 тысяч тенге.
По данным Агентства по статистике, в 1995 году численность безработных возросла по сравнению с 1994 годом почти на 70 тысяч человек и составила 808,8 тысяч человек. В 1996 году по сравнению с 1995 годом численность безработных возросла ещё на 61,8 тысяч человек, из которых было трудоустроено только 5 тысяч.
Всё это обусловлено тем, что одни новые собственники предприятий в условиях экономического спада производства столкнулись с недостатком финансовых средств для оживления предприятий, другие - столкнулись с собственной несостоятельностью, неумением приспособиться к рыночным отношениям в результате предприятия становятся на грань банкротства, а работники вынуждены увольняться.
Ещё одна причина пополнения численности безработных. На предприятиях, переданных под иностранное управление, не везде соблюдалось одно из важнейших условий заключённых контрактов - это сохранение рабочих мест. В частности, в 2000 году в объединении «Актюбмунайгаз» китайскими инвесторами было сокращено около 2000 рабочих. И только с помощью вмешательства Правительства Республики Казахстан уволенные были восстановлены на свою работу.
Информация о работе Понятие разгосударствления и приватизации