Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:57, реферат
Общий эффект мультипликатора не проявляет себя сразу, а как бы «растягивается» на протяжении определенного периода. Применительно к показателям американской экономики 20-х годов затухание первоначального эффекта продолжалось примерно полтора-два года. Эффекты мультипликации наслаивались и добавлялись. В реальной действительности действует не простой, а многосложный мультипликатор. Само проявление мультипликационного эффекта предполагает наличие определенных условий. Он проявляет себя, прежде всего, при наличии неиспользованных мощностей, свободной рабочей силы.
Введение
Важную роль в экономической теории играет концепция мультипликатора. В переводе мультипликатор означает «множитель» (multiplication – умножение, увеличение; multiplier – множитель, коэффициент). Инвестиционный мультипликатор множит, усиливает спрос в результате воздействия инвестиций на рост дохода. Мультипликатор показывает, как влияет прирост инвестиций (государственных и частных) на прирост выпуска (и дохода). Мультипликатор помогает «почувствовать» эффект государственного стимулирования.
Общий эффект мультипликатора не проявляет себя сразу, а как бы «растягивается» на протяжении определенного периода. Применительно к показателям американской экономики 20-х годов затухание первоначального эффекта продолжалось примерно полтора-два года. Эффекты мультипликации наслаивались и добавлялись. В реальной действительности действует не простой, а многосложный мультипликатор. Само проявление мультипликационного эффекта предполагает наличие определенных условий. Он проявляет себя, прежде всего, при наличии неиспользованных мощностей, свободной рабочей силы. Весьма существенно, куда, в какие отрасли направляются инвестиционные вложения, какова их структура. Эффект мультипликации имеет место обычно в условиях подъема, а не в период спада.
Вообще, мультипликатор – механизм с двумя лезвиями: он может усиливать как рост национального дохода, так и его сокращение. Рассматривая эффект мультипликации, нужно иметь в виду в первую очередь расходы из государственного бюджета, в том числе на общественные работы.
Стимулирующий
эффект мультипликатора зависит от многих
факторов. Если увеличиваются налоги,
то величина реального мультипликатора
снижается. Если слишком значителен импорт,
то часть новых доходов «уплывет» за границу,
увеличится вероятность дефицита платежного
баланса. Как известно, инвестиционная
деятельность наименее стабильна, она
сильнее подвержена внешним воздействиям,
чем, например, сфера потребления. На учете
действия мультипликационных связей строится
экономическая политика, принимаются
решения по регулированию экономической
жизни. Понимание мультипликационных
взаимосвязей необходимо и для уяснения
особенностей экономических сдвигов в
условиях переходной экономики, именно
по этому эта тема актуальна для рассмотрения.
Выясним же, как мультипликатор воздействует
на сферу экономики, какие есть виды мультипликатора
,и какое назначение у каждого из них.
1. Понятие мультипликатора
Мультипликатор
(Multiplier) - числовой коэффициент, показывающий,
во сколько раз сумма прироста/
Различают:
-
мультипликатор денежного
- мультипликатор инвестиционных расходов;
-
мультипликатор
-
мультипликатор
- налоговый мультипликатор.
Инвестиционный мультипликатор - коэффициент, определяющий влияние небольших по объему инвестиций на увеличение суммарного дохода.
Мультипликатор расходов(Expenditure multiplier) - числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз сумма прироста либо сокращения планируемых расходов. В закрытой экономике
Мультипликатор расходов = 1 / Предельная склонность к сбережениям.
Мультипликатор чистых налогов (Net tax multiplier) - числовой коэффициент, показывающий во сколько раз конечная сумма прироста/сокращения планируемых расходов, образующих национальный продукт, превысит первоначальную сумму изменения чистых налогов. Сокращение чистых налогов означает либо сокращение налоговых поступлений, либо увеличение трансфертных платежей населению.
Мультипликатор чистых налогов = мультипликатор расходов - 1.
Мультипликатор автономных налогов. Поскольку в простой кейнсианской модели предполагается, что налоги взимаются только с домохозяйств, т.е. оказывают влияние на величину потребительских расходов, то с включением в наш анализ налогов меняется функция потребления, принимая вид:
С = С + mрc (Y – Т).
Изменение налогов ведет к изменению величины располагаемого дохода.
(РД = ЛД – Т).
Рост
налогов сокращает
Определим теперь величину мультипликатора налогов. Налоги действуют на совокупный спрос через изменение потребительских расходов. Поскольку (1)
при этом, а то (2) Подставив формулу
(2)
в формулу (1) и несколько перегруппировав, получим:
Þ (3)
Величина и есть мультипликатор налогов. А поскольку (1 – mрc) есть не что иное, как mрs (предельная склонность к сбережению), то мультипликатор налогов можно записать и как (-mрc / mрs). В нашем примере он равен (- 4) (- 0.8 / (1 - 0.8) = - 0.8 / 0.2 = - 4).
Мультипликатор налогов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится (сократится) совокупный доход при сокращении (увеличении) налогов на единицу. Выведем мультипликатор автономных налогов алгебраически. Подставим функцию потребления: в функцию национального дохода Y= С + I + G, получим: Y = С + mрc (Y – Т) + I + G, откуда . Если обозначить мультипликатор Т (4) Следует обратитьDY = КТ Dавтономных налогов КТ, то и, следовательно внимание на 2 момента: 1) мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов – к росту совокупного дохода. В нашем примере сокращение налогов на 100$ (DТ= - 100) привело к увеличению совокупного дохода на 400$ (DY = - mрc /(1 – mрc) х (DТ) = - 0.8/(1 – 0.2) х 100 = - 4 х (-100) = 400) 2) по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора автономных расходов. Итак, мультипликативный эффект налогов меньше, чем мультипликативный эффект государственных закупок (очевидно, что [mрc / (1- mрc)] < [1 / (1 - mрc)]), поскольку изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно (они включены в формулу совокупного спроса), а изменение налогов воздействует косвенно – через изменение потребительских расходов. Например, если при mрс = 0.8 и государственные закупки, и налоги увеличиваются на 100$, то рост государственных закупок увеличивает совокупный доход на 500$ (DY = DG х 1/(1 – mрс) = 100 х 5 = 500), а рост налогов сокращает совокупный доход на 400$ (DY = DТ х [-mрс /(1 – mрс)] = 100 х (- 4) = 400). Т.е. в результате совокупный доход (выпуск) увеличился на $100. Исходя из этого обстоятельства, можно вывести мультипликатор сбалансированного бюджета для автономных (аккордных) налогов.
Экспортный мультипликатор (Export multiplier) - отношение прироста национального дохода, вызванного экспортом, к приросту самого экспорта.
Эффект
мультипликатора (Multiplier effect ) - эффект изменения
в равновесном уровне национального
дохода в большем размере, чем инициирующее
его изменение в планируемых расходах.
Мультипликатор представляет собой число,
показывающее, во сколько раз необходимо
умножить происшедший однажды прирост
инвестиций, чтобы рассчитать вызванный
этим прирост совокупного объема производства.
2.2.
Мультипликатор
Мультипликатор
сбалансированного бюджета
Чистый прирост ЧНП (+20 млрд. долл.)
рис. 1. мультипликатор сбалансированного бюджета
Мультипликатор
сбалансированного бюджета
2.3. Мультипликатор трансфертов
Трансферты представляет собой платежи, которые делает государство не в обмен на товары и услуги. Государство выплачивает трансферты:
а) домохозяйствам и
б) фирмам
Государственные трансфертные платежи домохозяйствам включают в себя различного вида социальные выплаты: пособия по безработице, пособия по бедности, пособия по нетрудоспособности, пенсии, стипендии и т.п. Государственные трансфертные платежи фирмам – это субсидии. Трансферты являются автономной величиной, поскольку их размер определяется государством, т.е. является параметром управления. Трансферты можно рассматривать как «антиналоги», т.е. их воздействие на экономику аналогично воздействию автономных налогов, но трансферты действуют в противоположном направлении. Так, если рост налогов сокращает совокупный спрос, то рост трансфертов его увеличивает. И наоборот. Трансферты, как и налоги, оказывают косвенное воздействие на национальный доход, являясь инструментом не его создания, а его перераспределения. И так же как и налоги, трансферты в кейнсианской модели обладают мультипликативным эффектом изменения национального дохода (совокупного выпуска).
Чтобы
вывести формулу