Автор: Ями ВАип, 26 Октября 2010 в 08:53, доклад
Термин инфляция (от латинскою inflatio – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861–1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX в. этот термин употребляется также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в XX в. после первой мировой войны, а в советской экономической литературе – с середины 20-х годов.
нет
· издержки на микроэкономическом уровне, связанные с изменением относитель-
ных цен и
снижением эффективности в
· издержки, связанные с искажениями в налогообложении, порожденные
инфляцией (inflation-induced tax distortions). Инфляция увеличивает налоговое бремя на доходы, полученные по сбережениям, и, таким образом, снижает стимулы к сбережениям, и, следовательно, ухудшают условия и возможности экономического роста. Инфляция оказывает воздействие на два вида доходов на сбережения:
- на доходы от продажи ценных бумаг (сapital gains), которые представляют собой разницу между более высокой ценой, по которой продается ценная бумага, и более низкой ценой, по которой она была куплена. Этот номинальный доход является объектом налогообложения. Предположим, что человек покупает облигацию за $20, а продает ее за $50. Если за время, пока он владел облигацией, уровень цен удвоился, то его реальный доход составит не $30 ($50 – $20), а только $10, так как он должен будет продать облигацию за $40, чтобы только возместить ее стоимость, уплаченную при покупке, и заплатить налог не с $10 ($50 - $40), а с $30 номинального дохода, потому что шкала налогообложения (tax code) не учитывает инфляцию.
- на номинальную ставку процента, которая облагается налогом, даже несмотря на то, что часть номинальной ставки процента в соответствии с эффектом Фишера (о котором речь пойдет в следующем параграфе) просто компенсирует инфляцию. Когда правительство берет в качестве налога фиксированный процент от номинальной ставки процента, то остающийся после выплаты налога реальный доход увеличивается тем меньше, чем выше темп инфляции. Это происходит, потому что номинальная ставка процента увеличивается на ту же величину, что и темп инфляции, а с увеличением номинальной ставки процента налоги растут, поэтому на реальный доход до выплаты налога инфляция воздействия не оказывает. Однако реальный доход после выплаты налога уменьшается.
Так как с номинального дохода от продажи ценных бумаг и с номинальной ставки процента взимается налог, инфляция снижает реальный доход от сбережений после выплаты налога и, таким образом, инфляция снижает стимулы к сбережениям и сокращает возможности для экономического роста.
· издержки, связанные с тем, что деньги перестают выполнять свои функции,
что порождает путаницу и неудобство (confusion and inconvenience). Деньги служат единицей счета, с помощью которой измеряется стоимость всех товаров и услуг. Так же как расстояние измеряется в метрах, масса – в килограммах, а температура – в градусах, стоимость измеряется в денежных единицах (рублях, долларах, фунтах стерлингов и т.п.). Когда центральный банк увеличивает предложение денег, что провоцирует инфляцию, стоимость (покупательная способность) денег падает, т.е. уменьшается размер «экономической измерительной палочки». Например, на 1 обесценившийся рубль можно купить столько товаров, сколько раньше на 50 копеек, т.е. измеритель уменьшился вдвое, что эквивалентно тому, как если бы мы пытались измерить расстояние линейкой, на которой написано 1 метр, но в которой в действительности только 50 см. Это, с одной стороны, делает более запутанными трансакции (сделки), а, с другой стороны, затрудняет подсчет прибыли фирм и, таким образом, делает выбор в пользу инвестиций более проблематичным и сложным.
Все
эти издержки существуют даже, если
инфляция стабильна и предсказуема.
Инфляция имеет дополнительную цену для
экономики, если она непредвиденная (a
special cost of unexpected inflation).
Антиинфляционная стратегия
Стратегия гашения адаптивных инфляционных ожиданий предполагает изменение психологии потребителей, избавление их от страха перед обесценением сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса. Решить проблему адаптивных инфляционных ожиданий желательно побыстрее и до того, как инфляция будет поставлена под контроль. Судя по практике антиинфляционного регулирования, сделать это возможно при выполнении двух условий:
Имеются в виду, например, регулярные сообщения об уровне инфляции, который оно собирается удержать, и необходимом для этого темпе роста денежной массы. Если обещания неукоснительно выполняются в течение хотя бы нескольких лет, то срабатывает эффект объявления: производители и потребители постепенно убеждаются, что правительство встало на путь борьбы с инфляцией и способно контролировать ее. Чем выше доверие населения, тем охотнее оно приспосабливает свои решения о ценах, предложении, спросе, сбережениях и т.п. к установленному правительством ограничению на прирост денежной массы.
Экономическое поведение людей изменяется, что способствует снижению инфляционных ожиданий. Эффект объявления срабатывает с некоторым запаздыванием, которое зависит от промежутка времени между введением денежных ограничений и реальными изменениями спроса и цен. Как видно, эффект объявления технически прост и непритязателен, но именно он стал действенным элементом антиинфляционной стратегии в США, Великобритании, Германии, где в последние годы наблюдалось заметное ослабление инфляционных ожиданий.
Стратегия ограничения денежной массы основана на жестких лимитах ее ежегодного прироста. Этот показатель определяется в соответствии с уравнением долгосрочного равновесия денежного рынка: M'n = Y+Pe
Где: M’n – среднегодовой темп роста предложения денег за определенный период времени;
Y – среднегодовой темп роста реального продукта (в постоянных ценах) за соответствующий период;
Ре – предполагаемый темп роста цен.
Для
того, чтобы денежная политика была
действительно
Осуществление антиинфляционной денежной стратегии предполагает наличие современной банковской системы, где центральный банк независим от исполнительной власти. Но даже в этих условиях проводить антиинфляционную денежную политику непросто. Так в США, где действует высокоэффективная банковская система, за период с 1965 по 1980 г. были предприняты по крайней мере четыре неудачные попытки это сделать. Объясняется это тем, что государство, отягощенное проблемами бюджетного дефицита, необходимостью поддержания благоприятной хозяйственной конъюнктуры и т.п., отклонялось от намеченного антиинфляционного курса, прибегало к закачиванию в экономику избыточного количества денег. Подобные колебания усилили инфляционные ожидания, усложнили задачу преодоления инфляции. более или менее последовательную денежную стратегию удалось осуществить при президенте Р.Рейгане, что сказалось на замедлении темпов инфляции в американской экономике.
Заметим, что стоит денежным ограничениям хотя бы немного стабилизировать темп роста цен, начинают меняться адаптивные инфляционные ожидания. При прочих равных условиях, чем слабее ожидания, тем выше склонность с сбережениям. В свою очередь, приток сбережений позволяет решать бюджетные проблемы, в частности финансировать дефицит, все меньше прибегая к кредитам центрального банка. Последнему становится легче проводить неинфляционную денежную политику. Таким образом, каждый успех денежной стратегии служит условием ее дальнейшего эффективного осуществления, т.е. представляет собой самоусиливающийся процесс.
Режим
жестких денежных ограничений относится
к сильнодействующим
В высокомонополизированном хозяйстве, где доминирует государственный сектор и не развиты рыночные механизмы, установление жестких лимитов на прирост денежной массы ведет не только к стабилизации цен, но и к сокращению объемов производства. Поэтому антиинфляционная денежная политика должна сочетаться с разгосударствлением экономики, ее демонополизацией, развитием рыночной инфраструктуры.
Стратегическая задача сокращения бюджетного дефицита может решиться двумя путями: увеличением налогов и уменьшением расходов государства.
Рост налогов, формирующих доходную часть бюджета, может принести краткосрочный результат. В долгосрочном периоде такая политика оборачивается снижением инвестиций и замедлением экономического развития. Высокие ставки налогов могут вызвать сужение налоговой базы, т.е. суммы доходов, с которых идут отчисления в бюджет. Современная налоговая система развивается в сторону снижения ставок и увеличения налоговых льгот эффективным хозяйствам. Например, в США доля налогов на прибыль в доходах федерального бюджета не превышает 8%. Линия правительства, намеревающегося покончить с бюджетным дефицитом, состоит не в том, чтобы побольше брать у экономики, а в том, чтобы поменьше ей давать из государственной казны.
Совершенствование налоговой системы можно превратить в элемент антиинфляционной стратегии. Снижение ставок налога на прибыль и добавленную стоимость или применение других схем налогового стимулирования дает дополнительный импульс инвестиционному процессу, а от него в отдаленной перспективе следует ждать увеличения производств и занятости, следовательно, массы доходов, подлежащих налогообложению. В конечном счете вероятен рост государственных доходов и сокращение дефицита.
Понижение ставок подоходных налогов приведет к увеличению личных сбережений, если удастся переломить инфляционную психологию потребителей. Тогда прирост сбережений пойдет как на финансирование экономического развития, так и на покрытие дефицита бюджета. Напомним, что с точки зрения инфляции такой вариант предпочтительнее, чем правительственные займы в центральном банке или денежная эмиссия. Чтобы такой поворот стал реальностью, подоходное налогообложение должно строиться на основе прогрессивной шкалы, а снижение ставок распространяться прежде всего на лиц с высокими доходами, ибо у них склонность к сбережению выше, чем у малоимущих.
Следует
признать, что в принципе антиинфляционные
резервы налогообложения
Например,
государственные дотации
Главный принцип сокращения бюджетных расходов состоит в следующем: постепенное уменьшение финансирования тех видов деятельности государства, которые можно передать рынку. Речь идет о прекращении чрезмерного вмешательства государства в инвестиционный процесс и уменьшении объема бюджетных капиталовложений, отмене необоснованных дотаций и субсидий, частичной приватизации здравоохранения и образования и т.д.
Разумная осторожность не должна препятствовать бескомпромиссному наступлению на дефицит бюджета, желательно в рамках единой антиинфляционной стратегии, подкрепленной другими мерами – государственным стимулированием научно-технического прогресса, структурной перестройкой экономики, ориентацией инвестиций на производство потребительских товаров, конверсией военной экономики и т.п. Организуя правильную денежную политику и добиваясь сокращения бюджетного дефицита, государство подходит к проблеме инфляции со стороны спроса. Помогая структурным преобразованиям и налаживая конверсию военного производства, оно наступает на инфляцию со стороны товарного предложения. Это особенно важно в отечественной экономике, чувствительной к инфляции предложения. Вводя в действие налоговые и кредитные регуляторы, государство способствует расширению продажи наукоемких товаров и услуг (бытовой электроники, средств связи, информации и т.п.), формированию новых рынков. Прирост предложения, компенсируя избыточный спрос, понижает цены, тормозит инфляцию. Не случайно, что в странах, успешно осваивающих новейшую технику и технологию, например в Японии, инфляции надежно контролируется и уже не представляет серьезной угрозы для экономики.