Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 10:45, реферат
Рынок труда является особой областью рыночных отношений, где совершаются сделки по купле-продаже рабочей силы.
Изучению современных явлений и некоторых аспектов политики государства на рынке труда посвящена первая часть данной работы.
Современные явления на рынке труда и в политике занятости.
Женщины на российском рынке труда
Проблемы женской занятости (материалы Госкомстата РФ и статистики ФСЗ)
Различные аспекты женской безработицы (по регионам России)
Проблемы помощи слабозащищенным категориям женщин
Вторичная занятость женщин – один из способов адаптации к рыночным условиям
Рыночная экономика и социальная дискриминация женщин
Заключение
Список литературы
Реферат на тему:
Положение
женщин на российском рынке труда
Содержание
Заключение
Список литературы
Рынок труда является особой областью рыночных отношений, где совершаются сделки по купле-продаже рабочей силы.
Изучению
современных явлений и
Второй раздел реферата освещает проблемы занятости в России на примере женской занятости. Представленный анализ табличных материалов, различных аспектов женской безработицы, вопросов вторичной занятости и социальной дискриминации женщин позволяет наиболее полно раскрыть тему данной работы.
1. Современные явления на рынке труда
и
в политике занятости
Преобразования в сфере занятости населения являются одним из условий рыночной трансформации, связанной со становлением многосекторной экономики, обновлением отраслевой структуры производства, формированием системы рынков.
Регулирование рынка труда должно основываться на новых принципах экономической активности населения, отвечающих коренным изменениям в формах собственности и социально-трудовых отношений. Это - самозанятость, предпринимательство, наемный труд и безработица.
Современные процессы в сфере занятости обусловлены приватизацией государственной собственности и развитием корпоративной, групповой и индивидуальной частной собственности. Это вызвало реструктуризацию занятости и образование новых сфер приложения труда в соответствии с требованием рынка, включая создание новых предприятий, высвыбождение избыточного персонала из действующих производств, привлечение квалифицированной рабочей силы в рыночный сектор экономики.
Развитие негосударственного сектора экономики обеспечивает большую часть доходных занятий экономически активного населения.
В 1997г. доля занятых в негосударственном секторе экономики достигла 70%. Одновременно наблюдается постоянное повышение уровня безработицы за счет населения, неконкурентноспособного на рынке труда, и перехода скрытой безработицы на несостоятельных предприятиях и в бюджетной сфере в официальную форму, регистрируемую службой занятости.
Кроме того, происходит ее пополнение за счет возросшей трудовой миграции, увеличения числа беженцев и вынужденных переселенцев. Безработица приобретает превращенные формы неполной занятости на производстве, скрытой безработицы на простаивающих рабочих местах, а также работы без оплаты на предприятиях – банкротах.
Рынок труда в переходной экономике объективно берет на себя функции основного регулятора движения рабочей силы на стадии ее обращения. Получают развитие различные типы рынка труда, видоизменяется структура его взаимосвязей с экономической активностью и занятостью населения. В частности, это находит отражение в сосуществовании и противоречивом развитии открытого и регулируемого, саморегулируемого и “теневого” рынков труда, в повышении степени свободы труда, с одной стороны, и монополизации условий занятости, с другой.
Основой реализации системы рынков труда становится региональный рынок. Выделяют три основных типа региональных рынков труда:
В переходной экономике рынок труда сохраняет прежние элементы системы управления трудом. Главным образом это государственные гарантии занятости населения, централизованное регулирование оплаты труда (минимальной заработной платы, ставок тарифов, окладов в бюджетной сфере). По мере продвижения к цивилизованному рынку труда складываются условия для его функционирования на основе естественных регуляторов в сочетании с государственным регулированием занятости. Особую роль здесь играют рыночные формы и методы инвестирования в экономические рабочие места, формирование заработной платы исходя из прожиточного минимума, социальное страхование работников наемного труда от экономических рисков, включая безработицу.
Переход от системы полной занятости к рынку труда означает отказ от прямых директивных методов управления трудовыми ресурсами и использование преимущественно экономических рычагов регулирование трудовой активности. Основная их часть принимает форму косвенного воздействия на процессы перемещения рабочей силы по отношению к рабочим местам, управление занятостью приобретает черты целенаправленного предоставления государственных гарантий безработным и поддержания рабочих мест для работников, находящихся под угрозой увольнения.
Главным элементом инфраструктуры рынка является специальная государственная служба занятости. В 1996-1997гг. ее деятельность была направлена прежде всего на поддержание занятости на действовавших предприятиях на основе сохранения и перепрофилирования существующих рабочих мест, на предотвращение массового высвобождения работников и борьбу с постоянно возраставшей безработицей путем трудоустройства и переподготовки зарегистрированных безработных.
Вместе с тем по мере углублявшегося кризиса неплатежеспособности предприятий и деструктуризации рынков труда цели политики занятости не были достигнуты. За 1997-1998гг. более половины средств по федеральным программам содействия занятости было обращено на поддержание рабочих мест и другие мероприятия, относимые к активной политике занятости, но из года в год снижалась эффективность их использования. Так, из предусмотренных программой 260 тыс. дополнительных рабочих мест к 1998г. было создано только 38%, а компенсации заработной платы получили лишь 145 работников, формально охваченных соответствующими мероприятиями. Кроме того следует отметить, что поддержание доходов неконкурентноспособных безработных (выплата пособий, материальная помощь, и т.п.) довольно часто осуществлялось вне связи с утраченным заработком, прошлым трудом и занятиями. Фактически они принимали форму социального обеспечения, реализуемого посредством службы занятости. Поэтому многие ее клиенты смотрели на нее как на своего рода “собес” для безработных.
Таким
образом, централизованная политика занятости,
основанная на дорогостоящих мерах
по ликвидации безработицы путем
экономической поддержки
Гарантии
занятости, предоставляемые безработным,
должны иметь четко выраженный трудовой
характер, содействовать их адаптации
к структуре спроса на рабочую силу, повышению
профессионально-
Новая активная политика занятости предполагает реализацию комплекса следующих мер:
Активная
политика занятости должна способствовать
уменьшению структурных перекосов
на рынке труда в результате повышения
мобильности работников, их профессиональной
адаптации к заявленному спросу
и содействия трудовой миграции в регионы
с благоприятной конъюнктурой. Повышение
трудовой мобильности становится важным
средством сдерживания безработицы в
регионах с критической ситуацией на рынке
труда.
2.
Женщины на российском
рынке труда
2.1 Проблемы женской занятости (материалы
Госкомстата
РФ и статистики
ФСЗ)
При переходе к рыночным
Сегодня бытует мнение, что у
российской безработицы
Чтобы оценить размеры
На полном рынке труда доля
женщин среди всех незанятых
и ищущих работу составляет 48%,
что в целом соответствует
их удельному весу в общей
численности трудоспособного
Чем же тогда объяснить более
высокий процент женщин в
Информация о работе Положение женщин на российском рынке труда