Платежный баланс Республика Беларусь и его роль в создании открытой экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:51, контрольная работа

Описание работы

Основная цель данной контрольной работы является прогнозирование платежного баланса страны и ее экономических показателей во взаимодействии с внешним миром. В данной работе, основываясь на анализе статистических данных, следует доказать, что Республики Беларусь является открытой экономикой.
Основными задачами данной контрольной работы являются:
Проанализировать платежный баланс РБ.
Рассмотрение основных понятий теории открытой экономики;
Беларусь как часть мировой экономической системы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС 5
1.1 Понятие платежный баланс. 5
1.2 Анализ платежного баланса РБ за 2009 – 2010 г.г. 7
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ОТКРЫТОСТИ ЭКОНОМИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 13
2.1 Понятие открытой экономики 13
2.2 Характеристика открытости экономики Беларуси 16
ГЛАВА 3. БЕЛАРУСЬ КАК ЧАСТЬ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Работа содержит 1 файл

Глава 3.docx

— 88.00 Кб (Скачать)

     Известно, что реальная открытость национальных экономик не может быть осознана без  учета структуры экспорта и движения капитала, а также таможенной, валютной, налоговой, кредитной и инвестиционных политик, оказывающих влияние не только на формы, но и на общие масштабы их взаимодействия с внешним миром.

     Инвестиции  в основной капитал организаций  с участие иностранного капитала по отраслям экономики. Количество организаций с иностранными инвестициями на конец 2006 года составило 3818 единиц. Общая сумма уставного капитала на конец 2006 года составила 1570 млн. долл. США, а объем производства промышленной продукции, работ, услуг – 11750млрд. руб.

     Рассмотрим  степень открытости экономики Республики Беларусь.

     По уровню наполнения бюджета удельный вес доходов от внешнеэкономической деятельности приближается к доле подоходных налогов с населения и даже акцизов. В европейских странах, в частности в Германии, их величина колеблется в пределах 2-3%, то есть намного меньше. Следовательно, уровень протекционизма в РБ выше. По расчетам независимых экспертов, если бы не импортные пошлины, то на питание население Беларуси тратило бы в год на 1-1,2 млрд. долларов меньше.

     Известно, что концепция протекционизма, как  способа поддержания отечественных  производителей, весьма распространена в правительственных кругах Беларуси, о чем свидетельствует высокий  уровень таможенных пошлин и нетарифных ограничений для товаров из других стран, в том числе из России, Украины  и стран СНГ.  Если в странах-участниках ВТО эти ограничения не превышают 4-5%, то в странах Таможенного союза СНГ в отдельные годы по отдельным товарам они достигли 30%, например на сахар и телевизоры. Средний же их уровень составляет 14-15%, то есть в 3 раза выше, чем для стран-членов ВТО.

     В связи с отменой пошлин на российские товары с 2002 года введены прямые ограничения  на ввоз российского мыла и маргарина  только потому, что потребители предпочли  их отечественным. Введен лицензированный ввоз муки, крупы, пива, хлеба, так как эти товары дешевле, чем отечественные. Тем самым ухудшено благосостояние потребителей. Одновременно производители консервируют убыточные и неконкурентоспособные производства. Вследствие протекционистских способов защиты неэффективных производств производительность труда в Беларуси отстает от развитых стран почти в 10 раз. Происходит устаревание применяемых технологий.

     Исследования  внешнеторговой открытости экономики  опираются на степень либерализации  трансграничных перемещений товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Страны, встающие на путь либерализации, как правило, сначала переходили на либеральные позиции в отношении  товарных рынков, затем – рынков услуг ( в общем объеме экспорта Республики Беларусь услуги занимают 8%) и, на конец, - национальных финансовых рынков, включая и рынки капиталов, участие в которых со стороны Беларуси можно оценить как несущественное, даже в масштабах СНГ.

     В отличие от Беларуси, Россия, не желая  игнорировать положительный международный  опыт и жить по меркам вчерашнего дня, активно интегрируется  с зарубежными  партнерами. Также активен в этом направлении Казахстан.

     Инвестирование  за пределы Республики Беларусь настолько  мало, что не выдерживает сравнения  даже с масштабами простого перемещения  «капитала» эмигрантов, значительно  уступая им по объему.

     Однако  малые размеры зафиксированного заграничного инвестирования не дают права утверждать, что в Беларуси отсутствует богатство (утечка) капитала в не учитываемых формах.

     В платежном балансе страны нелегальный  вывоз отражается в статье «Не поступление экспортной выручки», «Не поступление товаров в счет погашения импортных авансов», а также итоговой статье платежного баланса «Чистые ошибки и пропуски», называемой в Республике Беларусь «Статистическими расхождениями».

     Последняя стадия по мнению А. Булатова «не менее чем на половину состоит из незарегистрированного вывоза капитала».

     Эксперты  к «бегству» капитала относят  не только нелегальный его вывоз, но и часть легального, и, прежде всего, показатели таких статей платежного баланса, как «Капитальные секторы  нефинансовых предприятий», «Прирост остатков на текущих счетах и депозитах  за рубежом», «Прирост наличной иностранной  валюты».

     Незначительность  зарубежного партнерства Беларуси объясняется не только отсутствием  средств, но и незнанием ситуации за границей, неумением рассчитать будущие доходы и риск, преувеличением риска, а также неприятием такой  политики в целом как на государственном уровне, так и на уровне отдельных производств.

     Причиной  оттока капитала прежде всего остается неблагоприятный инвестиционный климат, неопределенные перспективы, недостаточная легитимность происхождения, пользования и распоряжения собственностью  и др.

     Банальный вывод данного анализа состоит  в необходимости превращения  нелегального вывоза капитала в легальный (и облагораживании его форм, как  и всего экспорта) в рамках законодательства о хозяйственной деятельности белорусских  субъектов за рубежом, а также  введение правовых норм по разрешительному  порядку для такого вывоза капитала и его страхования.

Глава 3. БЕЛАРУСЬ КАК ЧАСТЬ  МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  СИСТЕМЫ          

 

      Важную  роль в решении проблем выхода из социально-экономического кризиса  играют внешнеэкономические связи  республики с мировым сообществом. Это обусловлено, прежде всего, тем, что, во-первых, Беларусь имеет традиционно  сложившуюся открытую экономику, ориентированную  на внешние сырье и рынки сбыта. Во-вторых, моральный и физический износ основных фондов большинства  отраслей экономики, а также рост цен на энергоносители и сырье  до мирового уровня снизили конкурентоспособность  нашей продукции на мировом рынке. В-третьих, сложности в бюджетно-налоговой  системе не позволяют без внешних  ресурсов решать задачи не только финансирования дефицита государственного бюджета, но и макроэкономической стабилизации экономики республики.

      Стратегия республики на международной экономической  арене определяется ее положением в  системе мировых хозяйственных  связей. Периферийные страны, к которым  относятся Беларусь и другие постсоветские  государства, не могут конкурировать  на равных с ведущими участниками  глобальной интеграции и вынуждены приспосабливаться к ней на правах новичков. Поэтому актуальной задачей становится адаптация национально-хозяйственного комплекса Беларуси к процессу глобализации мировой экономики. Это означает, в первую очередь, необходимость повышения национальной конкурентоспособности, чтобы наша страна смогла занять достойное место в мировом сообществе.

      Опыт  государств с переходной экономикой свидетельствует о том, что стратегия  международного экономического сотрудничества должна быть направлена на привлечение  в республику передовых технологий и иностранных капиталов; улучшение  структуры внешнеторгового обмена за счет существенного увеличения удельного  веса в экспорте наукоемких изделий и услуг и организации импортозамещающих товаров с учетом факторов экономической целесообразности и сравнительных преимуществ белорусской экономики; достижение достаточного уровня платежеспособности, что позволит своевременно обслуживать внешний долг, накапливать валютные резервы и на этой основе поддерживать конвертируемость национальной валюты.

      Одним из направлений международного сотрудничества является работа с международными финансовыми  организациями, такими как Международный  валютный фонд (МВФ), Мировой банк реконструкции  и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития, по привлечению  в республику финансовых ресурсов.

      Кредиты международных финансовых организаций  являются источниками финансирования реформирования экономики, поддержания  платежного баланса, осуществления  структурной перестройки промышленности (путем финансирования инвестиционных проектов, предполагающих закупку современного оборудования и технологий, консультативного содействия), развития инфраструктуры (транспорта и коммуникаций) и энергетики, развития малого и среднего бизнеса, ускорения процессов приватизации.

      Сотрудничество  с МВФ важно для республики, так как финансовые ресурсы этой организации используются на поддержание  платежного баланса и создание валютных резервов государства. Техническая  помощь, предоставляемая МВФ республике на безвозмездной основе, была оказана  при создании Казначейства при Министерстве финансов, компьютеризации и реструктуризации налоговой инспекции. За счет средств  технической помощи постоянно повышается квалификация государственных служащих через систему семинаров и  курсов, проводимых международными финансовыми  организациями на базе Объединенного  венского института, а также предоставляются  высококвалифицированные консультации по различным направлениям.

      Осуществляя финансовую поддержку, МВФ должен быть уверен, что страна проводит политику, способную улучшить внешнеэкономическую ситуацию. Использование ресурсов МВФ связывается с попытками достижения страной определенного прогресса в восстановлении платежного баланса и стабилизации экономического роста. Нормальное состояние платежного баланса означает, что страна может осуществлять финансовые платежи и обслуживание своего внешнего долга своевременно. Поэтому программы МВФ по финансовой поддержке направлены на приведение в норму внутреннего и внешнего баланса в экономике.

      Однако  роль МВФ в обеспечении устойчивости белорусской экономики в течение  нескольких последних лет претерпела значительные изменения. Наша страна уже  не зависит от кредитов этой организации  в такой мере, как в прежние  годы. Однако в настоящее время  кредитов республика брать не собирается. Они просто не нужны. Хотя несколько  лет назад потребность в займах МВФ была.

      МБРР  предоставил республике три кредитных  линии: заем на институциональное развитие, средства которого были направлены на укрепление и развитие институтов управления экономикой; реабилитационный заем для поддержки программы экономических реформ и финансирования критически необходимых статей экспорта (продукты питания, медикаменты и др.); заем на развитие лесного хозяйства.         Европейский банк реконструкции и развития осуществляет прямое финансирование проектов под гарантии правительства (в частности, модернизация Оршанской ТЭЦ, создание минского оптового рынка, развития международной телекоммуникационной связи, модернизация автомагистрали Брест-Минск-граница Российской Федерации, развитие частных предприятий), а также содействие по привлечению иностранных инвесторов и кредиторов в страну.

      В масштабах экономики Беларуси средства, предоставленные международными финансовыми организациями, не так уж велики, но именно они являются катализатором для инвестиционного и торгового сотрудничества нашей республики с Западом. Деловой и финансовый мир развитых стран очень осторожен в выборе партнеров и практически не делает никаких шагов до тех пор, пока МВФ и Всемирный банк не включат “зеленый свет”, означающий, что страна прошла через определенные экономические трудности, вошла в режим рыночных отношений, что политический и финансовый риск в ней для западного инвестора вполне приемлемый.

      Характеризуя  наши отношения со странами “дальнего” зарубежья, следует отметить, что  на первом месте здесь идет Германия, которая является вторым после России торговым партнером Беларуси, опережая Украину, Польшу, Латвию, Литву, Италию и США.

      На  примере расширяющихся деловых  связей Беларуси с фирмами Германии можно показать, как важно знание особенностей сотрудничества с немецким бизнесом для успешного развития отношений с этой страной. Рынок  в Германии является одним из крупнейших рынков мира, объем импорта в год  превышает 550 млрд. марок, а по экспорту занимает ведущее место в мире. Важнейшие отрасли экспорта: автомобилестроение, химическая и электротехническая промышленности, машиностроение.

      Немецкий  рынок является классическим рынком предложения, а не рынком спроса. Только конкурентоспособное предложение  и деятельная концепция маркетинга с немецкими партнерами может  привести к успеху на рынке спроса. Качество, дизайн и упаковка часто  более важны, чем цена товара, а для технических товаров еще и сервис, и соответствие немецким техническим стандартам.

Информация о работе Платежный баланс Республика Беларусь и его роль в создании открытой экономики