Автор: c******************@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 13:58, реферат
Описание работы
Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период - это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Переходная экономика характеризуется следующими основными чертами, отличающими ее от других сложившихся систем. Во-первых, она представляет собой межсистемное образование.
В
переходной экономике
любого типа обязательно
осуществляется воспроизводственный
процесс. Его общие особенности
по сравнению с «воспроизводством»
в чистой системе можно
было бы назвать специфическими
закономерностями функционирования
переходной экономики.
К их числу следует отнести
инерционность воспроизводства
и интенсивное преимущественное
развитие новых форм
и отношений.
Инерционность
воспроизводства
связана с непрерывностью
воспроизводственного
процесса, исключающей
развитие по принципу
первоначального
«разрушения до основания»
всего старого, а затем
создания на этом основании
всего нового. Эта непрерывность
предопределяет и невозможность
быстрой замены существующих
форм другими, желательными.
Подобные действия неизбежно
вносят хаос в производственный
процесс, деформируют
его, ведут к спаду производства.
Инерционность воспроизводства
в этом смысле предполагает
сохранение в переходной
экономике - и на достаточный
длительный период -
старых экономических
форм.
Это,
прежде всего, проявляется
в сохранении в
течение какого-то
времени структуры
производства, преобразование
которой требует сравнительно
большого срока. Не может
быстро измениться сложившаяся
социально-экономическая
структура общества.
Инерционность
воспроизводственного
процесса порождает
ряд следствий, которые
важно иметь в
виду в экономической
политике. Во-первых,
она обусловливает глубокую
преемственность переходной
экономики с исходным
состоянием перехода.
Во-вторых, она обусловливает
относительно длительные
сроки переходной экономики.
В-третьих, инерционность
усиливает сохранение
сложившегося в прошлом
общественного менталитета.
Игнорирование
инерционности воспроизводственного
процесса - недооценка
объективного характера
общественной эволюции,
преклонение перед
якобы особой ролью
сознательного начала
в развитии общества.
Другая
отмеченная закономерность -
интенсивное преимущественное
развитие новых форм
и отношений. Если
первая закономерность
выражает, прежде всего,
преемственность
переходной экономики
с исходным состоянием
перехода, то вторая
как бы подчеркивает
механизм перехода от
одной ступени к другой.
Это проявление необратимости
эволюционного процесса,
а также его основных
тенденций.
4.
Анализ российской
рыночной экономики
Существуют
специфические проблемы
в области перехода
к рынку: очень
трудно переходить к
рынку в стране, которая
раньше в полной мере
не пробовала жить в
нормальной рыночной
экономике. До начала
реформ 70 лет страна
жила по законам тоталитарной
экономики. Частная
инициатива искоренялась
и существовала в тисках
государственной идеологии.
Предполагалось, что
это даст возможность
существованию огромной
очень централизованной
государственной машине.
Любая другая форма
экономической деятельности,
кроме работы на государственном
предприятии и, отчасти,
в кооперативах, преследовалась.
Казавшаяся с виду эффективной
и справедливой, государственная
экономика работала
не столь эффективно
и не позволяла воздавать
полностью за труд людей
и их инициативу. Система
распределения продукции
не могла стимулировать
увеличение её производства.
Нормой стала система
распределения потребительских
товаров по карточкам,
талонам и др.
Естественно,
что такая система
ограничения потребительского
спроса не давала в
полной мере промышленности
реагировать на потребительский
спрос, и это делало
промышленность инертной.
Промышленность выпускала
по большей части продукцию,
которая не отвечала,
в основном, ни по качеству,
ни по количеству запросам
потребителей.
Это
происходило потому,
что регулирующая
роль цен не работала,
а другого эффективного
механизма регулирования
и контроля не было.
Неэффективность в использовании
ресурсов, огромные
государственные затраты
на оборону, дотирование
неприбыльных предприятий
перенапрягали всю экономику.
Понятно, что это появилось
и в социальной жизни.
Реальный уровень затрат
был ниже, чем в странах
Запада и некоторых
странах Востока. Его
увеличение могло привести
лишь к росту денежной
массы, т. к. импорт строго
регулировался, а купить
что-нибудь в магазинах
было трудно из-за нехватки
самой продукции. И в
середине 1980-х гг. это
привело к необходимости
реформирования экономики
путем внедрения рыночной
экономики - с помощью
хозрасчета, самоокупаемости
на предприятиях и т.д.
Для этого были проведены
определенные политические
изменения, но они не
были эффективны - из-за
огромной оппозиции
со стороны консерваторов.
Вследствие этого новый
тип социализма с рыночным
лицом провалился. Последовавшим
затем развал социалистического
лагеря и самого СССР
добавил проблем экономике
России. Дело в том, что
экономика России и
республик бывшего СССР,
а так же стран социалистического
лагеря были интегрированы
в одну огромную систему.
Поэтому её развал увеличил
во много раз количество
экономических проблем.
После провала «социализма
с человеческим лицом»
единственном выбором
стала «смешанная экономика».
Но при переходе к решению
широкого комплекса
общих проблем применительно
к той или иной стране
требуется тщательный
учет самых разнообразных
специфических условий
их национальных хозяйств.
К наиболее важным специфическим
чертам России можно
отнести следующее.
Во-первых,
специфические стороны
менталитета значительной
части населения
страны на фоне разнообразия
национальных, этнокультурных
традиций и особенности
в образе мышления,
связанных с её
многонациональностью:
·
Исторически сложившаяся
иерархичность сознания
большей части населения
страны, являвшейся
на протяжении многих
веков империей, крестьянский
менталитет значительной
части её активно занятого
населения и соответствующие
ему культурные традиции (правда,
существенно искаженные
в последние несколько
десятилетий);
·
Особо укоренившаяся
нерыночность и даже
в определенном смысле
антирыночность мышления;
·
Глубокий след в мышлении
и хозяйственной
практики страны оставила
практика псевдопланирования.
Она выражается в
стремлении заформализовать
все стороны социальной
и даже личной жизни
граждан, в безразличии
к социальному расточительству,
порожденному люмпенизацией
населения (насильственным
лишением его реальной
собственности), в значительной
степени квазиинформативности
информационных систем (особенно
в случаях, когда речь
идет о состоянии хозяйства),
отсутствии заинтересованности
существенной части
населения в получении
правдивой информации,
в неспособности или
нежелании критического
анализа и практического
использования информации.
Во-вторых,
огромные масштабы страны
с широкой гаммой природно-географических
и климатических условий,
обуславливающие прежде
всего огромную инертность
хозяйственного потенциала.
В-третьих,
специфическая уникальная
многонациональность,
выражающаяся в том,
что, по существу, страна
представляет собой
совокупность национальных
этнокультурных регионов,
скрепленных единой
системой самых разнообразных
связей - социальных,
политических, экономических
и др.
Эти
три главные черты
дополняются другими,
по сути, вытекающими
из них производными -
особенностями условий
переходного периода,
заставляющими с большой
осторожностью и тщательным
расчетом подходить
к проблеме восстановления
естественно-национальной
хозяйственной модели
в России.
Среди
производных специфических
черт можно выделить
следующие:
·
Укоренённость плановых
структур и глубокая
милитаризация хозяйства,
носящая крайне экстенсивный
характер, и связанная
с этим гигантская
диспропорция в наиболее
важных аспектах: «потребление-накопление»,
«военная - гражданская
сфера производства»,
«промежуточный - конечный
продукт» и др.;
·
Низкие технический
и технологический
уровни гражданского
производства, связанные
с неповоротливостью
и закостенелостью
хозяйственной системы,
высокая степень
обветшания основных
фондов, их физический
и моральный износ (последнее
связанное с ресурсорасточительством
и экологической безопасностью);
·
Доведенное до крайней
степени нищеты состояние
социальной сферы, выражающееся
в общей степени
нищете большей части
населения при
значительных разрывах
в доходах на душу
населения по различным
группам, а так же и весьма
опасном экологическом
состоянии среды;
·
Политическая нестабильность,
особенно характерна
для последнего времени,
отсутствие практических
основ для достижения
социального и
национального согласия,
угрожающая социальной
стабильности эрозия
вертикальной ответственности
в политической, экономической
и социальной сферах
жизни.
Учитывая
все эти психологические,
социальные и экономические
особенности России,
нетрудно понять, что
бросать её в стихию
рынка опасно - это может
вызвать катастрофу,
как в политическом,
так и в экономическом
плане. Но и затягивание
введения реформ чревато
не меньшими опасностями.
Что
же мешает России жить
в рынке? Однозначно,
рыночные механизмы
не действуют потому,
что существует монополия
государства почти во
всех отраслях. Конечно
же, существуют и многие
другие причины, например,
неотработанность ценового
механизма регулирования,
отсутствие организованного
рынка средств производства,
сырья, и пр. Это не может
не оказывать влияние
на эффективность производства,
и сбыта продукции. Но
проблема монополизма
стоит на пути всех преобразований
в российской экономике.
Из этого следует, что
ключевым моментом реформ
и перехода к рыночной
экономики является
приватизация государственного
имущества и фондов.
Частные предприниматели,
конкурируя между собой
в борьбе за покупателей
и расширяя сектор экономики,
рассчитанный на производство
товаров потребления,
будут направлять ресурсы
в наиболее эффективные
отрасли. В результате
установиться регулирующая
роль цен, что будет
способствовать повышению
значения рынка для
экономики.
Но
для того, чтобы
вся рыночная система
функционировала, нужно
сделать гораздо
больше, чем просто
отдать капитал в
руки людей. Нужно
создать определенные
условия со стороны
государства для помощи
этим людям: льготные
кредиты, эффективное
налогообложение и др.
Нужно обуздать инфляцию
и укрепить национальную
валюту, отрегулировать
банковское дело как
основной источник кредитов
в рыночной экономике.
Следует выработать
эффективную внешнеторговую
политику, которая не
сковывала бы деятельность
отечественных предпринимателей
и не сдерживала бы приток
капитала из-за рубежа.
А чтобы ресурсы распределялись
эффективно, необходимо
стимулировать развитие
бирж - как фондовых,
так и сырьевых, и биржи
труда.
Перечисленные
пункты должны были
быть включены в программу
перехода к рыночной
системе. Однако политическая
нестабильность сильно
повлияла на проведение
экономических реформ,
и их ход замедлился.
Было очень рискованно
вкладывать денежные
средства в производство,
так как была неясна
их дальнейшая судьба.
Но после известных
событий сентября-октября 1993
года экономические
реформы и их политические
предпосылки стали соответствовать
духу времени и рыночным
устремлениям российской
экономики. Между ем
недостаточное внимание
к развитию рыночного
сектора экономики -
собственных производств
на основе свободного
предпринимательства,
а такая излишняя увлеченность
финансовыми механизмами
типа «пирамида» привели
страну к мощнейшему
финансовому кризису
в августе 1998 года. Этот
кризис фактически отбросили
страну назад на 5 лет,
снизили популярность
рыночной экономики
в глазах населения
и еще более затруднили
развитие реального
сектора экономики.
Экономика
называется переходной,
если она находится
в состоянии движения
от одной экономической
системы к другой. В 1990-е
годы в восточноевропейских
странах совершился
переход от так называемо
социалистической системы,
основанной на общественной
собственности на средства
производства и централизованном
управлении, к экономике
рыночного типа. Именно
поэтому экономика этих
государств называется
переходной.
Чтобы
показать характер,
масштабы и содержание
такого перехода, следует
сопоставить основные
черты административно-командной
и рыночной экономических
систем.
Командно-административная
система характеризовалась:
безраздельным
господством государственной
собственности на
средства производства (более 90%
основных фондов находилось
в руках государства);
высоким
уровнем обобществления
во всех сферах экономики:
единым народнохозяйственным
комплексом, высочайшим
уровнем концентрации
и централизации производства,
централизованным распределением,
государственной организацией
потребления;
затратным
механизмом хозяйствования
и административным
регулированием цен (искусственно
низких или целенаправленно
высоких);
принципом
демократического централизма
с преобладанием
централизма в
управлении и ограниченностью
демократии;
экстенсивными
факторами развития
производительных сил,
преобладающими при
заорганизованности
и централизации
в механизме использования
факторов производства
и принудительном характере
реализации продукции;
уравнительным
подходом в распределении
доходов.
Рыночная
система хозяйствования
предполагает:
1.
множественность
форм собственности
и форм хозяйствования,
взаимодействие различных
типов хозяйствования;
2.
механизм хозяйствования
со свободой ценообразования,
конкуренцией, действием
законов спроса
и предложения
и ориентацией
на удовлетворение
потребностей человека;
3.
эффективность использования
ресурсов и интенсификацию,
которые становятся
главным подходом к
достижению целей развития
общества;
4.
предпринимательство,
которое в силу
особой значимости
становится самостоятельным
фактором производства,
специфическим способом
организации, основанным
на инициативе
и риске, самодеятельности
и предприимчивости.