Переходная экономика

Автор: c******************@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 13:58, реферат

Описание работы

Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период - это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Переходная экономика характеризуется следующими основными чертами, отличающими ее от других сложившихся систем. Во-первых, она представляет собой межсистемное образование.

Работа содержит 1 файл

перех. экономика!!!!!!.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

В переходной экономике  любого типа обязательно осуществляется воспроизводственный процесс. Его общие особенности по сравнению с «воспроизводством» в чистой системе можно было бы назвать специфическими закономерностями функционирования переходной экономики. К их числу следует отнести инерционность воспроизводства и интенсивное преимущественное развитие новых форм и отношений.

Инерционность воспроизводства  связана с непрерывностью воспроизводственного процесса, исключающей  развитие по принципу первоначального  «разрушения до основания» всего старого, а затем создания на этом основании всего нового. Эта непрерывность предопределяет и невозможность быстрой замены существующих форм другими, желательными. Подобные действия неизбежно вносят хаос в производственный процесс, деформируют его, ведут к спаду производства. Инерционность воспроизводства в этом смысле предполагает сохранение в переходной экономике - и на достаточный длительный период - старых экономических форм.

Это, прежде всего, проявляется  в сохранении в  течение какого-то времени структуры производства, преобразование которой требует сравнительно большого срока. Не может быстро измениться сложившаяся социально-экономическая структура общества.

Инерционность воспроизводственного процесса порождает  ряд следствий, которые  важно иметь в виду в экономической политике. Во-первых, она обусловливает глубокую преемственность переходной экономики с исходным состоянием перехода. Во-вторых, она обусловливает относительно длительные сроки переходной экономики. В-третьих, инерционность усиливает сохранение сложившегося в прошлом общественного менталитета.

Игнорирование инерционности воспроизводственного процесса - недооценка объективного характера  общественной эволюции, преклонение перед  якобы особой ролью  сознательного начала в развитии общества.

Другая  отмеченная закономерность - интенсивное преимущественное развитие новых форм и отношений. Если первая закономерность выражает, прежде всего, преемственность  переходной экономики  с исходным состоянием перехода, то вторая как бы подчеркивает механизм перехода от одной ступени к другой. Это проявление необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций.

4. Анализ российской  рыночной экономики

Существуют  специфические проблемы в области перехода к рынку: очень  трудно переходить к  рынку в стране, которая раньше в полной мере не пробовала жить в нормальной рыночной экономике. До начала реформ 70 лет страна жила по законам тоталитарной экономики. Частная инициатива искоренялась и существовала в тисках государственной идеологии. Предполагалось, что это даст возможность существованию огромной очень централизованной государственной машине. Любая другая форма экономической деятельности, кроме работы на государственном предприятии и, отчасти, в кооперативах, преследовалась. Казавшаяся с виду эффективной и справедливой, государственная экономика работала не столь эффективно и не позволяла воздавать полностью за труд людей и их инициативу. Система распределения продукции не могла стимулировать увеличение её производства. Нормой стала система распределения потребительских товаров по карточкам, талонам и др.

Естественно, что такая система  ограничения потребительского спроса не давала в  полной мере промышленности реагировать на потребительский  спрос, и это делало промышленность инертной. Промышленность выпускала по большей части продукцию, которая не отвечала, в основном, ни по качеству, ни по количеству запросам потребителей.

Это происходило потому, что регулирующая роль цен не работала, а другого эффективного механизма регулирования и контроля не было. Неэффективность в использовании ресурсов, огромные государственные затраты на оборону, дотирование неприбыльных предприятий перенапрягали всю экономику. Понятно, что это появилось и в социальной жизни. Реальный уровень затрат был ниже, чем в странах Запада и некоторых странах Востока. Его увеличение могло привести лишь к росту денежной массы, т. к. импорт строго регулировался, а купить что-нибудь в магазинах было трудно из-за нехватки самой продукции. И в середине 1980-х гг. это привело к необходимости реформирования экономики путем внедрения рыночной экономики - с помощью хозрасчета, самоокупаемости на предприятиях и т.д. Для этого были проведены определенные политические изменения, но они не были эффективны - из-за огромной оппозиции со стороны консерваторов. Вследствие этого новый тип социализма с рыночным лицом провалился. Последовавшим затем развал социалистического лагеря и самого СССР добавил проблем экономике России. Дело в том, что экономика России и республик бывшего СССР, а так же стран социалистического лагеря были интегрированы в одну огромную систему. Поэтому её развал увеличил во много раз количество экономических проблем. После провала «социализма с человеческим лицом» единственном выбором стала «смешанная экономика». Но при переходе к решению широкого комплекса общих проблем применительно к той или иной стране требуется тщательный учет самых разнообразных специфических условий их национальных хозяйств. К наиболее важным специфическим чертам России можно отнести следующее.

Во-первых, специфические стороны  менталитета значительной части населения  страны на фоне разнообразия национальных, этнокультурных традиций и особенности  в образе мышления, связанных с её многонациональностью:

· Исторически сложившаяся  иерархичность сознания большей части населения страны, являвшейся на протяжении многих веков империей, крестьянский менталитет значительной части её активно занятого населения и соответствующие ему культурные традиции (правда, существенно искаженные в последние несколько десятилетий);

· Особо укоренившаяся  нерыночность и даже в определенном смысле антирыночность мышления;

· Глубокий след в мышлении и хозяйственной  практики страны оставила практика псевдопланирования. Она выражается в  стремлении заформализовать все стороны социальной и даже личной жизни граждан, в безразличии к социальному расточительству, порожденному люмпенизацией населения (насильственным лишением его реальной собственности), в значительной степени квазиинформативности информационных систем (особенно в случаях, когда речь идет о состоянии хозяйства), отсутствии заинтересованности существенной части населения в получении правдивой информации, в неспособности или нежелании критического анализа и практического использования информации.

Во-вторых, огромные масштабы страны с широкой гаммой природно-географических и климатических условий, обуславливающие прежде всего огромную инертность хозяйственного потенциала.

В-третьих, специфическая уникальная многонациональность, выражающаяся в том, что, по существу, страна представляет собой совокупность национальных этнокультурных регионов, скрепленных единой системой самых разнообразных связей - социальных, политических, экономических и др.

Эти три главные черты  дополняются другими, по сути, вытекающими  из них производными - особенностями условий переходного периода, заставляющими с большой осторожностью и тщательным расчетом подходить к проблеме восстановления естественно-национальной хозяйственной модели в России.

Среди производных специфических  черт можно выделить следующие:

· Укоренённость плановых структур и глубокая милитаризация хозяйства, носящая крайне экстенсивный характер, и связанная  с этим гигантская диспропорция в наиболее важных аспектах: «потребление-накопление», «военная - гражданская  сфера производства», «промежуточный - конечный продукт» и др.;

· Низкие технический  и технологический  уровни гражданского производства, связанные  с неповоротливостью  и закостенелостью  хозяйственной системы, высокая степень  обветшания основных фондов, их физический и моральный износ (последнее связанное с ресурсорасточительством и экологической безопасностью);

· Доведенное до крайней  степени нищеты состояние  социальной сферы, выражающееся в общей степени  нищете большей части  населения при  значительных разрывах в доходах на душу населения по различным группам, а так же и весьма опасном экологическом состоянии среды;

· Политическая нестабильность, особенно характерна для последнего времени, отсутствие практических основ для достижения социального и  национального согласия, угрожающая социальной стабильности эрозия вертикальной ответственности в политической, экономической и социальной сферах жизни.

Учитывая  все эти психологические, социальные и экономические  особенности России, нетрудно понять, что  бросать её в стихию рынка опасно - это может вызвать катастрофу, как в политическом, так и в экономическом плане. Но и затягивание введения реформ чревато не меньшими опасностями.

Что же мешает России жить в рынке? Однозначно, рыночные механизмы  не действуют потому, что существует монополия государства почти во всех отраслях. Конечно же, существуют и многие другие причины, например, неотработанность ценового механизма регулирования, отсутствие организованного рынка средств производства, сырья, и пр. Это не может не оказывать влияние на эффективность производства, и сбыта продукции. Но проблема монополизма стоит на пути всех преобразований в российской экономике. Из этого следует, что ключевым моментом реформ и перехода к рыночной экономики является приватизация государственного имущества и фондов. Частные предприниматели, конкурируя между собой в борьбе за покупателей и расширяя сектор экономики, рассчитанный на производство товаров потребления, будут направлять ресурсы в наиболее эффективные отрасли. В результате установиться регулирующая роль цен, что будет способствовать повышению значения рынка для экономики.

Но  для того, чтобы  вся рыночная система  функционировала, нужно  сделать гораздо  больше, чем просто отдать капитал в  руки людей. Нужно  создать определенные условия со стороны государства для помощи этим людям: льготные кредиты, эффективное налогообложение и др. Нужно обуздать инфляцию и укрепить национальную валюту, отрегулировать банковское дело как основной источник кредитов в рыночной экономике. Следует выработать эффективную внешнеторговую политику, которая не сковывала бы деятельность отечественных предпринимателей и не сдерживала бы приток капитала из-за рубежа. А чтобы ресурсы распределялись эффективно, необходимо стимулировать развитие бирж - как фондовых, так и сырьевых, и биржи труда.

Перечисленные пункты должны были быть включены в программу  перехода к рыночной системе. Однако политическая нестабильность сильно повлияла на проведение экономических реформ, и их ход замедлился. Было очень рискованно вкладывать денежные средства в производство, так как была неясна их дальнейшая судьба. Но после известных событий сентября-октября 1993 года экономические реформы и их политические предпосылки стали соответствовать духу времени и рыночным устремлениям российской экономики. Между ем недостаточное внимание к развитию рыночного сектора экономики - собственных производств на основе свободного предпринимательства, а такая излишняя увлеченность финансовыми механизмами типа «пирамида» привели страну к мощнейшему финансовому кризису в августе 1998 года. Этот кризис фактически отбросили страну назад на 5 лет, снизили популярность рыночной экономики в глазах населения и еще более затруднили развитие реального сектора экономики.

Экономика называется переходной, если она находится  в состоянии движения от одной экономической системы к другой. В 1990-е годы в восточноевропейских странах совершился переход от так называемо социалистической системы, основанной на общественной собственности на средства производства и централизованном управлении, к экономике рыночного типа. Именно поэтому экономика этих государств называется переходной.

Чтобы показать характер, масштабы и содержание такого перехода, следует  сопоставить основные черты административно-командной  и рыночной экономических  систем.

Командно-административная система характеризовалась:

безраздельным господством государственной  собственности на средства производства (более 90% основных фондов находилось в руках государства);

высоким уровнем обобществления во всех сферах экономики: единым народнохозяйственным комплексом, высочайшим уровнем концентрации и централизации производства, централизованным распределением, государственной организацией потребления;

затратным механизмом хозяйствования и административным регулированием цен (искусственно низких или целенаправленно высоких);

принципом демократического централизма  с преобладанием  централизма в  управлении и ограниченностью  демократии;

экстенсивными факторами развития производительных сил, преобладающими при  заорганизованности и централизации  в механизме использования факторов производства и принудительном характере реализации продукции;

уравнительным подходом в распределении  доходов.

Рыночная  система хозяйствования предполагает:

1. множественность  форм собственности  и форм хозяйствования, взаимодействие различных типов хозяйствования;

2. механизм хозяйствования  со свободой ценообразования,  конкуренцией, действием  законов спроса  и предложения  и ориентацией  на удовлетворение  потребностей человека;

3. эффективность использования  ресурсов и интенсификацию, которые становятся главным подходом к достижению целей развития общества;

4. предпринимательство,  которое в силу  особой значимости  становится самостоятельным  фактором производства, специфическим способом  организации, основанным  на инициативе  и риске, самодеятельности и предприимчивости.

Информация о работе Переходная экономика