Параметры и пределы эффективности рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 14:09, реферат

Описание работы

Эффективность рыночного механизма определяется огромным количеством параметров. Так, она напрямую зависит от эффективности предпринимательского сообщества, от эффективности обслуживающего экономику административного сообщества, от структуры системы хозяйственных субъектов и конкурентной эффективности более или менее крупных компаний, составляющих ядро любой экономики, от соответствия наличной массы «денег для сделок» потребностям экономики, от способности банковской системы кредитовать реальный сектор экономики, от эффективности системы законодательного обеспечения функционирования экономики и ряда других факторов.

Работа содержит 1 файл

Параметры и пределы эффективности рынка.docx

— 28.72 Кб (Скачать)

Параметры и пределы эффективности  рынка 
 
Эффективность рыночного механизма определяется огромным количеством параметров. Так, она напрямую зависит от эффективности предпринимательского сообщества, от эффективности обслуживающего экономику административного сообщества, от структуры системы хозяйственных субъектов и конкурентной эффективности более или менее крупных компаний, составляющих ядро любой экономики, от соответствия наличной массы «денег для сделок» потребностям экономики, от способности банковской системы кредитовать реальный сектор экономики, от эффективности системы законодательного обеспечения функционирования экономики и ряда других факторов.  
 
Именно потому, что эффективность рыночного механизма определяется огромным количеством параметров, связь между вариациями параметров либерализованности и приватизированности, с одной стороны, и эффективности хозяйственного механизма — с другой, не имеет однозначного характера. А в России, приступая к реформам, вообразили, правда, не без подсказок из-за бугра, что эффективность рыночного механизма тем выше, чем выше степень либерализованности и приватизированности экономики. Игнорировали все. И вызванный избытком экономического либерализма мировой кризис 1929—1935 годов. И делиберализацию управления экономикой почти всех развитых стран в период этого кризиса и по его окончании. И последовавшие в большинстве стран с рыночными экономиками по окончании Второй мировой войны национализации, с тем чтобы радикально решить проблему инвестирования в капиталоемкие отрасли экономики. И опыт успешного экономического развития практически всех смешанных регулируемых экономик, пока они сохраняли свое системное качество, и в том числе экономик Великобритании, Франции, ФРГ, Италии, Японии, Индии, Турции, Южной Кореи, Тайваня.  
 
Особенно серьезные последствия имело и имеет игнорирование зависимости эффективности рыночного хозяйства от эффективности обслуживающего его предпринимательского сообщества (относя сюда и выполняющих предпринимательские функции менеджеров). Судя по тому, что архитекторы российских реформ не обращают внимания на этот фактор и сегодня, считалось и считается, видимо, что он вообще не имеет значения. Между тем игнорировать фактор эффективности предпринимательского сообщества нельзя. Общее правило таково: чем ниже эффективность предпринимательского сообщества, тем выше его склонность к ориентации на инфляционные модели ценообразования (тем больше, соответственно, немонетарная компонента инфляционного роста цен), тем ниже склонность предпринимательского сообщества к инвестированию в основные фонды экономики вообще и в капиталоемкие проекты в частности, тем сильнее выражена избирательность этой склонности и тем ниже конкурентная эффективность как отдельных субъектов рынка, так и данной рыночной экономики в целом. Криминализированные предпринимательские сообщества всегда неэффективны. Не приходится удивляться, что в период младенчества нашего предпринимательского сообщества цены росли на сотни процентов в год, а капиталовложения в промышленность за пять лет (с 1990 по 1995 год) уменьшились в четыре раза, а за восемь лет, по 1998 год, в шесть раз. Как только отрасль переходила в руки «эффективных» частных инвесторов, так тут же, как правило, следовал обвал инвестиций. К 1995 году в большинство приватизированных предприятий практически перестали производить и амортизационные капиталовложения. 
 
 

Рыночный  механизм: определение, особенности и  элементы

Рыночный  механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров. Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция.

Еще одно, более простое, определение гласит, что рыночный механизм представляет собой механизм взаимосвязи основных элементов  рынка: спроса, предложения и цены.

Спрос – это обобщающий термин, описывающий фактических и потенциальных покупателей товаров. Спрос можно рассматривать как форму проявления потребностей людей, обеспеченных денежным эквивалентом. Спрос выражает собой не всю совокупность потребностей, а лишь ту ее часть, которая подкреплена покупательной способностью людей, т.е. денежным эквивалентом. Можно иметь потребности, но не иметь денег, тогда нет особого смысла говорить о покупательском спросе. Таким образом, предполагается, что покупатели имеют не только желание, но и возможность заплатить за требуемое количество товара, если бы таковое имелось в наличии.

Нередко спросом называют то количество товара, которое будет  куплено потребителями по данной цене в определенных условиях места  и времени.

Спрос, являясь платежеспособной потребностью, на практике может принимать  различные виды:

  • Нерегулярный – спрос, основанный на сезонной, почасовой потребности (например, незагруженность транспорта днем, перегруженность в часы "пик").
  • Нерациональный – спрос на товары, которые вредны для здоровья или антисоциальны (сигареты, наркотики, огнестрельное оружие).
  • Отрицательный – спрос, когда большая часть рынка недолюбливает товар или услугу (прививки, медицинские операции).
  • Скрытый – спрос, возникающий тогда, когда многие потребители испытывают желание в чем-либо, но не могут его удовлетворить, так как товаров и услуг на рынке недостаточно (безвредные сигареты, безопасные жилые районы, экологически чистый автомобиль).
  • Падающий спрос – явление постоянное (снижается посещаемость музеев, театров и т.п.).

Различают также реализованный, неудовлетворенный, формирующийся, ажиотажный, престижный, импульсивный и другие виды спроса.

Рыночный механизм позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через  спрос. Помимо них в обществе есть и такие потребности, которые  нельзя трансформировать в спрос. К  ним, прежде всего, относятся блага  и услуги коллективного пользования, которые в экономической науке  называются общественными товарами (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление и т.д.). Вместе с тем в обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая  часть потребностей удовлетворяется  через спрос.

Предложение – это обобщающий термин, используемый для описания поведения фактических и потенциальных производителей (продавцов) товаров.

Иногда предложение  определяют как совокупность товаров  с определенными ценами, которые  находятся на рынке (или в пути) и которые могут или намерены продать производители (определение  В. Видяпина и Г. Журавлевой). Таким  образом, здесь предложение выступает  как продукт, который находится  на рынке или может быть доставлен  на рынок.

Можно привести другое определение: предложение – это сумма товаров, которые производители готовы реализовать (продать) по альтернативным ценам (определение Е.Ф. Борисова).

Цена – денежное выражение стоимости (ценности) товара. Величина цены товара зависит от стоимости (ценности) самого товара, а также от соотношения спроса и предложения. Цены устанавливаются под воздействием ряда экономических законов, прежде всего, закона стоимости, в соответствии с которым, в основе цены лежат общественно необходимые затраты труда. На величину цены влияет закон спроса и предложения. Механизм его действия на цену проявляется при несоответствии спроса и предложения товаров в сфере обмена.

Особенность рыночного  механизма состоит в том, что  каждый его элемент теснейшим  образом связан с ценой. Она является основным его инструментом, инструментом координации и приспособления друг к другу спроса и предложения. Цена товара является ориентиром, на основе которого предприниматели и потребители  делают свой выбор, какой товар производить, какой товар приобрести. Цены несут  информацию о состоянии рынка  для потребителей и для производителей.

Конкуренция – соперничество, состязательность, борьба между производителями, поставщиками товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и сбыта. Она выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций, способствует максимизации прибыли и на этой основе расширению масштабов производства.

Все элементы рыночного  механизма существуют не изолированно, а взаимодействуют. Их взаимодействие представляет собой рыночный механизм. Понятно, что спрос неразрывно связан с предложением, и оба они зависят  от уровня цен. Конкуренция оказывает  влияние на спрос, предложение и  уровень цен. Таким образом, все  элементы рыночного механизма находятся  в единой системе.

Закон спроса. Кривая спроса. Факторы спроса. Эластичность спроса

Спрос характеризуется  шкалой, которая отражает готовность покупателей в данный отрезок  времени приобрести товар по каждой из предложенных на рынке цен. При  этом значение имеют объем спроса и цена спроса.

Объем спроса – это то количество товара, которое потребители согласны купить. Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество товара.

Между рыночной ценой  товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, существует определенное соотношение. Зависимость объема спроса от цен  устанавливается законом спроса.

Закон спроса устанавливает  обратную зависимость между ценами и количеством товаров, которые  будут куплены при каждой данной цене.

Обратная зависимость  объясняется следующими основными  причинами:

  • снижение цен увеличивает число покупателей;
  • снижение цен расширяет покупательную способность покупателей;
  • насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительных единиц товара, поэтому покупатели готовы покупать его только по более низким ценам.

Таким образом, при  условии неизменности прочих факторов, повышение цены на товар ведет  к соответствующему уменьшению величины спроса, а снижение цены, наоборот, обусловливает  возрастание величины спроса.

Закон спроса имеет  графическую интерпретацию в  виде кривой спроса. Важнейшим свойством  кривой спроса является ее нисходящий (убывающий) характер.

Следует различать  понятия "изменение величины (объема) спроса" и "изменение спроса". Спрос, по существу, представляет собой  функцию, выражающую зависимость величины спроса от значения цены при неизменности прочих факторов. Величина (объем) спроса – это количество единиц определенного  товара, которое отдельный покупатель (индивидуальный спрос) или вся совокупность покупателей (рыночный спрос) готовы приобрести за некоторый период.

Таким образом, величина спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара. Спрос  меняется тогда, когда изменяются все  прочие факторы, которые принимались  ранее постоянными. На графике изменения  величины (объема) спроса выражаются в  движении по кривой спроса, т.е. эти  изменения происходят в рамках неизменного  спроса, так как вид, форма функции  не меняются. Соответственно, изменение  спроса графически выражается сдвигом  самой кривой спроса, ее смещением.

Изменение спроса обусловливается  многими факторами, т.е. в данном случае речь идет о тех факторах, которые на графике определяют особый вид, форму кривой спроса. В их числе  можно выделить:

  • Доходы потребителей. При повышении доходов спрос на большинство товаров растет. Это так называемые нормальные товары. Кривая спроса смещается вправо. Те товары, спрос на которые изменяется в обратном направлении по отношению к изменению доходов, называются товарами низшей категории. По мере роста доходов спрос на них уменьшается и кривая спроса смещается влево.
  • Потребительские вкусы и предпочтения. Благоприятное для данного продукта изменение вкусов или предпочтений, вызванное рекламой, изменениями моды вызовет увеличение спроса на него и, наоборот, неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса. Соответственно, кривая спроса будет смещаться в первом случае вправо, во втором случае – влево.
  • Цены на сопряженные товары. Существуют товары взаимозаменяемые, т.е. товары-субституты, и взаимодополняемые, т.е. комплементы. Между ценой на один из товаров-субститутов и спросом на другой существует прямая связь: спрос на товар возрастет и кривая сместится вправо, если цены на взаимозаменяемые товары возрастут. Между ценой на один из товаров-комплементов и спросом на другой товар существует обратная связь: спрос на товар возрастет и кривая сместится вправо, если цены на взаимодополняемые товары снизятся.
  • Потребительские ожидания. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем могут побудить их покупать теперь больше. Ожидания увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.

Зависимость величины (объема) спроса от определяющих его  факторов называют функцией спроса. Для  характеристики и количественного  анализа спроса как функции используются показатели эластичности.

В самом общем виде эластичность отражает процентное изменение  значения функции в результате определенного  процентного изменения переменной, т.е. является характеристикой чувствительности.

Для характеристики спроса на товар используют несколько  показателей (коэффициентов) эластичности: эластичность спроса по цене (ценовая  эластичность); эластичность спроса по доходу; перекрестная эластичность.

  • Эластичность спроса по цене (коэффициент ценовой эластичности) определяется как частное от деления процентного изменения величины спроса на процентное изменение цены. Поскольку зависимость величины спроса от цены является обратной, то коэффициент ценовой эластичности будет отрицательной величиной. Поэтому в данном случае во внимание принимается абсолютное значение коэффициента. Возможны три варианта:
  • Если коэффициент ценовой эластичности больше 1 (процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению величины спроса), то спрос является эластичным. Крайней формой эластичного спроса является совершенно эластичный спрос. Значение коэффициента стремится к бесконечности.
  • Если коэффициент ценовой эластичности меньше 1 (процентное изменение цены сопровождается меньшим процентным изменением величины спроса), то спрос является неэластичным. Крайняя форма неэластичного спроса – совершенно неэластичный спрос (например, уникальные, жизненно необходимые лекарства).
  • Если коэффициент ценовой эластичности равен 1 (процентное изменение цены обусловливает равное процентное изменение величины спроса), то спрос имеет единичную эластичность.
  • Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает степень реакции объема (величины) спроса на товар при изменении величины дохода потребителя. При расчете этого коэффициента принимается во внимание знак (плюс или минус). Если коэффициент эластичности спроса по доходу оказался отрицательной величиной, то такие товары являются низкокачественными. Наоборот, нормальные товары характеризуются положительной величиной коэффициента.
  • Коэффициент перекрестной эластичности – характеризует степень реакции величины (объема) спроса на один товар при изменении цены другого товара. Если коэффициент перекрестной эластичности больше нуля, то товары взаимозаменяемые; если меньше нуля – то товары взаимодополняемые; если равен нулю – то товары независимые, несвязанные.

Информация о работе Параметры и пределы эффективности рынка