Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 13:39, курсовая работа
В свою очередь, понимание особенностей современного экономического роста России поможет выявить проблемы, тормозящие его, и выработать возможные пути их решения, а анализ доминирующих факторов, влияющих на экономический рост страны, позволит спрогнозировать его уровень на ближайший период, а также наметить перспективные направления государственной экономической политики, призванной ускорить темпы экономического роста.
Введение
1. Сущность экономического роста, его типы и показатели
2. Государственное регулирование экономического роста
3. Особенности современного экономического роста в России
Практикум
Заключение
Список литературы
Второй вариант состоит в активном поощрении расходов на НИОКР (Научно-исследовательские опытно-конструкторские разработки), что означает в сущности инвестиции в новые знания. Это можно делать с помощью соответствующего налогового режима, а также прямой государственной поддержки и бюджетного субсидирования науки и образования.
Государственная
стратегия стимулирования экономического
роста в развитых странах на разных
этапах имела свою специфику и
брала на вооружение различные концепции.
В
последствии сложившийся
В 80-х гг. в США была провозглашена новая экономическая политика, суть которой заключалась в переходе от экономики стимулирования совокупного спроса к экономике предложения на основе стимулирования инвестиций в машины и оборудование, перспективные технологии.
Сторонники
экономики предложения сделали
упор на факторы, повышающие производственный
потенциал экономической
- стимулирование НТП и развитие научных исследований;
- увеличение расходов на образование, подготовку и переподготовку квалифицированных кадров в государственном масштабе;
- глубокая перестройка налоговой системы.
Главной целью этой политики стали высокие темпы роста производства, решение социальных проблем: занятости, безработицы, бедности, повышение уровня доходов.
В 90-е гг. наблюдается значительное увеличение государственных расходов на социальное обеспечение, здравоохранение, образование, что в немалой степени связано с возрастающей ролью «человеческого капитала», творческой, новаторской деятельностью человека как важнейшего фактора экономического роста и накопления национального богатства. Это характерно не только для развитых, но и для развивающихся стран.
Другое
направление государственной
Подведем итог выше сказанному:
Если правительство хочет увеличить производительность, ускорить экономический рост и повысить уровень жизни своих граждан, оно должно проводить следующую политику:
• Стимулировать внутренние инвестиции и сбережения.
• Стимулировать инвестиции из-за границы, снимая ограничения на получение в собственность капитала страны.
• Стимулировать образование.
• Стимулировать исследования и разработки. Большая часть роста уровня жизни происходит благодаря росту технологических знаний, которые идут из исследований и разработок.
• Защищать права собственности и обеспечивать политическую стабильность. Под правом собственности понимается возможность людей свободно распоряжаться принадлежащими им ресурсами. Чтобы люди желали работать, сберегать, инвестировать, торговать, изобретать, они должны быть уверены, что результаты их труда и принадлежащая им собственность не будут украдены, и что все соглашения будут выполнены.
•
Стимулировать свободную
•
Контролировать рост населения. Для обеспечения
роста благосостояния темпы роста производства
должны быть выше темпов роста населения.
Между тем, высокие темпы роста населения
делают остальные факторы производства
“более тонкими” (т.е. в расчете на одного
рабочего) и уменьшают возможности для
роста экономики. Так, быстрый рост населения
снижает количество капитала, приходящегося
на одного рабочего, что ведет к снижению
производительности труда и уровня благосостояния.
3. Особенности современного экономического роста в России
Экономический
рост – один из критериев экономического
развития страны, который оценивается
увеличением объемов
Динамика экономического роста зависит от множества факторов. Знание этих факторов и их влияния позволяет руководствам стран вырабатывать необходимую экономическую политику и комплекс мер, стимулирующих экономический рост, а также мер, ограничивающих тормозящее влияние этих факторов на экономику страны.
И, наконец, показатели экономического роста позволяют сравнивать уровни экономического развития различных государств, а пересчет данных показателей на душу населения делает это сравнение более объективным.
В свою очередь, понимание особенностей современного экономического роста России поможет выявить проблемы, тормозящие его, и выработать возможные пути их решения, а анализ доминирующих факторов, влияющих на экономический рост страны, позволит спрогнозировать его уровень на ближайший период, а также наметить перспективные направления государственной экономической политики, призванной ускорить темпы экономического роста.
Экономический рост представляет собой изменение уровня реального объема производства с течением времени под влиянием разнообразных факторов, как то вовлечение в производственный процесс большего количества ресурсов и максимальная загрузка имеющихся производственных мощностей (экстенсивные факторы) и повышение производительности труда посредством НТП и применения научных разработок (интенсивные факторы).
На экономический рост в каждой отдельно взятой стране в определенные периоды времени оказывают доминирующее влияние различные факторы. Каждое государство сталкивается с множеством проблем, обусловленных историческими особенностями формирования экономики (отраслевая структура, уровень вмешательства государства в экономику, международные экономические связи и пр.), препятствующих стабильному и долговременному росту.
Для решения указанных проблем с целью стимулирования экономического роста принимается множество мер по направлениям экономической политики, наиболее актуальными из которых в настоящее время являются: «развитие и реформирование банковского сектора страны; дальнейшее ослабление бремени государственного регулирования; политика активной реструктуризации, включая частные инвестиции в модернизацию производственных мощностей; проведение активной конкурентной политики; упрощение таможенных процедур; улучшение функционирования судебной системы и других государственных органов; механизм поддержки экспорта; повышение доверия бизнеса и создание условий для развития малого и среднего бизнеса; проведение продуманной налогово-бюджетной политики и др.».
Одной из существенных особенностей российской экономики является преобладание в общем объеме экспорта продукции добывающей промышленности – сырья и материалов. В сочетании с практическим отсутствием инвестиций в обновление и модернизацию капитала, а также вялым внедрением новых технологий это означает, что экономический рост имеет ярко выраженный экстенсивный характер. Рост реального объема ВВП обеспечивается большей частью увеличением добычи и экспорта полезных ископаемых, сырья, материалов.
Рассмотрим данные о некоторых макроэкономических показателях РФ за 2010 год (первые 6 месяцев).
Макроэкономическая ситуация в августе этого года, определялась сохранявшейся неопределенностью в перспективах восстановления мировой экономики и ставшими уже привычными колебаниями цен на нефть в диапазоне 71–82 доллара за баррель; этот коридор остается базовым для колебаний мировых цен на нефть с октября 2009 г. Достигнув на протяжении июля очередного локального максимума последних четырех месяцев (82,6 долл. за баррель) к 24 августа цены опустились до 72,21 долл. за баррель, а затем вернулись к уровню 75–77 долл. Традиционно следовали за ценами российские фондовые индексы: от максимумов последних месяцев, достигнутых в первые дни августа (1429 пунктов ММВБ, 1523,8 пунктов РТС), индексы снижались на 7–9%, а затем, следуя за динамикой нефтяных цен, отыграли заметную часть этого падения. Соответственно, доллар, снижавшийся на протяжении июля по отношению к рублю (с уровня 31,31 руб./ долл. до 29,80 руб./долл.), вновь начал расти и составил на 31 августа 30,66 руб./долл. Стоимость бивалютной корзины, снижавшаяся с уровня 34,70 в первых числах июля до 34,10 в первых числах августа, также на протяжении августа росла, достигнув в первые числа сентября уровня 34,55 руб.
Главным событием и главной неожиданностью августа стало значительное ускорение инфляции, которая по итогам месяца составила 0,6% вместо обычных для этого времени года близких к нулю значений. Причиной разгона инфляции стала засуха, которая наложилась на возросшие инфляционные ожидания. Так, например, на волне паники рост цен на зерно вызвал стремительный рост цен на молоко и мясо, в то время как обычный лаг между повышением цен на зерно и мясомолочную продукцию составляет 3–6 месяцев. Ближайшие месяцы покажут насколько существенна монетарная составляющая разгона инфляции (с начала года по июль денежная масса М2 увеличилась на 10,4%), однако эксперты и Минэкономразвития уже повысили годовые прогнозы роста цен (прогноз МЭР повышен с 6–7% до 7–8%, а комментарии представителей министерства свидетельствуют, что ожидаемая цифра располагается ближе к верхней границе этого коридора).
Еще одним изменением тренда предыдущих месяцев стало сокращение в июле сразу на 11,1% избыточных резервов коммерческих банков. Это произошло за счет снижения депозитов банков в ЦБ на 45%, что в свою очередь связано с сокращением валютных интервенций Банка России на фоне снижающихся цен на нефть.
Благоприятная
конъюнктура сырьевых рынков сформировала
позитивные тенденции в сфере
государственных финансов. Объем
доходов расширенного правительства
превысил уровень аналогичного периода
2009 г. на 1,9 п.п. ВВП, в то же время расходы
бюджета в относительном выражении сократились
на 2,6 п.п. ВВП, при том что в абсолютном
выражении рост расходов составил 711 млрд
руб. Это стало возможным за счет значительного
роста доходов от внешнеэкономической
деятельности, поступлений по НДПИ и налогу
на прибыль организаций. В целом можно
отметить, что уровень налоговой нагрузки
на экономику за 6 месяцев 2010 г. увеличился
на 2,6 п.п. ВВП относительно того же периода
2009 г. (с 29,8% ВВП до 32,4% ВВП). В относительном
выражении сокращение расходов произошло
по всем основным направлениям, рост расходов
наблюдался лишь по направлению «социальная
политика» и составил 1,7% ВВП в относительном
выражении и 37,5% в абсолютном (расходы
увеличились на 739,6 млрд. руб.); наибольшему
сокращению подверглась статья «национальная
экономика» – на 2,1% ВВП в относительном
выражении и 23,5% в абсолютном выражении
(сокращение на 243,5 млрд. руб.)
Практикум
Год | Количество
труда
(часы) |
Производительность труда (долл.в час) | Реальный объем ВВП (долл.) |
1 | 800 | 50 | 40 000 |
2 | 1 000 | 50 | 50 000 |
3 | 1 000 | 60 | 60 000 |
Информация о работе Особенности современного экономического роста в России