Особенности современного экономического роста в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

В свою очередь, понимание особенностей современного экономического роста России поможет выявить проблемы, тормозящие его, и выработать возможные пути их решения, а анализ доминирующих факторов, влияющих на экономический рост страны, позволит спрогнозировать его уровень на ближайший период, а также наметить перспективные направления государственной экономической политики, призванной ускорить темпы экономического роста.

Содержание

Введение
1. Сущность экономического роста, его типы и показатели
2. Государственное регулирование экономического роста
3. Особенности современного экономического роста в России
Практикум
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

     Второй  вариант состоит в активном поощрении  расходов на НИОКР (Научно-исследовательские опытно-конструкторские разработки), что означает в сущности инвестиции в новые знания. Это можно делать с помощью соответствующего налогового режима, а также прямой государственной поддержки и бюджетного субсидирования науки и образования.

      Государственная стратегия стимулирования экономического роста в развитых странах на разных этапах имела свою специфику и  брала на вооружение различные концепции. 

      В последствии сложившийся ситуации в США, «великой депрессии» 1929--1933 гг. система государственного регулирования была ориентирована преимущественно на управление факторами спроса или совокупным спросом главным образом денежно-кредитными инструментами. Так, стимулирование расширения капиталовложений происходило на основе низких процентных ставок, ограничение - путем их повышения.

      В 80-х гг. в США была провозглашена  новая экономическая политика, суть которой заключалась в переходе от экономики стимулирования совокупного  спроса к экономике предложения  на основе стимулирования инвестиций в машины и оборудование, перспективные технологии.

      Сторонники  экономики предложения сделали  упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Сформировалось три направления воздействия государства на экономический рост:

      - стимулирование НТП и развитие научных исследований;

      - увеличение расходов на образование, подготовку и переподготовку квалифицированных кадров в государственном масштабе;

      - глубокая перестройка налоговой системы.

      Главной целью этой политики стали высокие темпы роста производства, решение социальных проблем: занятости, безработицы, бедности, повышение уровня доходов.

      В 90-е гг. наблюдается значительное увеличение государственных расходов на социальное обеспечение, здравоохранение, образование, что в немалой степени связано с возрастающей ролью «человеческого капитала», творческой, новаторской деятельностью человека как важнейшего фактора экономического роста и накопления национального богатства. Это характерно не только для развитых, но и для развивающихся стран.

      Другое  направление государственной политики, стимулирующее экономический рост, - поддержание конкурентоспособности  и оптимальной структуры производства путем законодательного регулирования  налоговых и иных преференций, прямого или косвенного субсидирования отдельных отраслей и регионов из государственного бюджета. Особенно это касается транспортной и коммуникационной инфраструктуры. Большое значение по-прежнему придается государственной поддержке фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок.

      Подведем  итог выше сказанному:

      Если  правительство хочет увеличить  производительность, ускорить экономический  рост и повысить уровень жизни  своих граждан, оно должно проводить  следующую политику:

      • Стимулировать  внутренние инвестиции и сбережения.

      • Стимулировать инвестиции из-за границы, снимая ограничения на получение  в собственность капитала страны.

      • Стимулировать образование.

      • Стимулировать исследования и разработки. Большая часть роста уровня жизни  происходит благодаря росту технологических знаний, которые идут из исследований и разработок.

      • Защищать права собственности и  обеспечивать политическую стабильность. Под правом собственности понимается возможность людей свободно распоряжаться  принадлежащими им ресурсами. Чтобы люди желали работать, сберегать, инвестировать, торговать, изобретать, они должны быть уверены, что результаты их труда и принадлежащая им собственность не будут украдены, и что все соглашения будут выполнены.

      • Стимулировать свободную торговлю. Свободная торговля подобна технологическому достижению. Она позволяет стране не производить всю продукцию самой, а покупать у других стран те виды продукции, которые они производят более эффективно. Часто для развивающихся стран звучит аргумент о необходимости защиты молодых отраслей промышленности от иностранной конкуренции и проведении поэтому протекционистской политики, ограничивающей или даже запрещающей международную торговлю. Этот аргумент несостоятелен, поскольку расширение торговли с развитыми странами не только позволяет развивающимся странам экономить на издержках и не выпускать продукцию, производство которой неэффективно, но и пользоваться новейшими мировыми техническими и технологическими достижениями.

      • Контролировать рост населения. Для обеспечения роста благосостояния темпы роста производства должны быть выше темпов роста населения. Между тем, высокие темпы роста населения делают остальные факторы производства “более тонкими” (т.е. в расчете на одного рабочего) и уменьшают возможности для роста экономики. Так, быстрый рост населения снижает количество капитала, приходящегося на одного рабочего, что ведет к снижению производительности труда и уровня благосостояния. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Особенности современного  экономического роста  в России

      Экономический рост – один из критериев экономического развития страны, который оценивается  увеличением объемов производства товаров и услуг для максимального  удовлетворения потребностей населения.

      Динамика  экономического роста зависит от множества факторов. Знание этих факторов и их влияния позволяет руководствам стран вырабатывать необходимую экономическую политику и комплекс мер, стимулирующих экономический рост, а также мер, ограничивающих тормозящее влияние этих факторов на экономику страны.

      И, наконец, показатели экономического роста позволяют сравнивать уровни экономического развития различных государств, а пересчет данных показателей на душу населения делает это сравнение более объективным.

      В свою очередь, понимание особенностей современного экономического роста России поможет выявить проблемы, тормозящие его, и выработать возможные пути их решения, а анализ доминирующих факторов, влияющих на экономический рост страны, позволит спрогнозировать его уровень на ближайший период, а также наметить перспективные направления государственной экономической политики, призванной ускорить темпы экономического роста.

      Экономический рост представляет собой изменение  уровня реального объема производства с течением времени под влиянием разнообразных факторов, как то вовлечение в производственный процесс большего количества ресурсов и максимальная загрузка имеющихся производственных мощностей (экстенсивные факторы) и повышение производительности труда посредством НТП и применения научных разработок (интенсивные факторы).

      На  экономический рост в каждой отдельно взятой стране в определенные периоды  времени оказывают доминирующее влияние различные факторы. Каждое государство сталкивается с множеством проблем, обусловленных историческими  особенностями формирования экономики (отраслевая структура, уровень вмешательства государства в экономику, международные экономические связи и пр.), препятствующих стабильному и долговременному росту.

      Для решения указанных проблем с  целью стимулирования экономического роста принимается множество мер по направлениям экономической политики, наиболее актуальными из которых в настоящее время являются: «развитие и реформирование банковского сектора страны; дальнейшее ослабление бремени государственного регулирования; политика активной реструктуризации, включая частные инвестиции в модернизацию производственных мощностей; проведение активной конкурентной политики; упрощение таможенных процедур; улучшение функционирования судебной системы и других государственных органов; механизм поддержки экспорта; повышение доверия бизнеса и создание условий для развития малого и среднего бизнеса; проведение продуманной налогово-бюджетной политики и др.».

      Одной из существенных особенностей российской экономики является преобладание в  общем объеме экспорта продукции добывающей промышленности – сырья и материалов. В сочетании с практическим отсутствием инвестиций в обновление и модернизацию капитала, а также вялым внедрением новых технологий это означает, что экономический рост имеет ярко выраженный экстенсивный характер. Рост реального объема ВВП обеспечивается большей частью увеличением добычи и экспорта полезных ископаемых, сырья, материалов.

      Рассмотрим  данные о некоторых макроэкономических показателях РФ за 2010 год (первые 6 месяцев).

      Макроэкономическая  ситуация в августе этого года, определялась сохранявшейся неопределенностью в перспективах восстановления мировой экономики и ставшими уже привычными колебаниями цен на нефть в диапазоне 71–82 доллара за баррель; этот коридор остается базовым для колебаний мировых цен на нефть с октября 2009 г. Достигнув на протяжении июля очередного локального максимума последних четырех месяцев (82,6 долл. за баррель) к 24 августа цены опустились до 72,21 долл. за баррель, а затем вернулись к уровню 75–77 долл. Традиционно следовали за ценами российские фондовые индексы: от максимумов последних месяцев, достигнутых в первые дни августа (1429 пунктов ММВБ, 1523,8 пунктов РТС), индексы снижались на 7–9%, а затем, следуя за динамикой нефтяных цен, отыграли заметную часть этого падения. Соответственно, доллар, снижавшийся на протяжении июля по отношению к рублю (с уровня 31,31 руб./ долл. до 29,80 руб./долл.), вновь начал расти и составил на 31 августа 30,66 руб./долл. Стоимость бивалютной корзины, снижавшаяся с уровня 34,70 в первых числах июля до 34,10 в первых числах августа, также на протяжении августа росла, достигнув в первые числа сентября уровня 34,55 руб.

      Главным событием и главной неожиданностью августа стало значительное ускорение  инфляции, которая по итогам месяца составила 0,6% вместо обычных для этого времени года близких к нулю значений. Причиной разгона инфляции стала засуха, которая наложилась на возросшие инфляционные ожидания. Так, например, на волне паники рост цен на зерно вызвал стремительный рост цен на молоко и мясо, в то время как обычный лаг между повышением цен на зерно и мясомолочную продукцию составляет 3–6 месяцев. Ближайшие месяцы покажут насколько существенна монетарная составляющая разгона инфляции (с начала года по июль денежная масса М2 увеличилась на 10,4%), однако эксперты и Минэкономразвития уже повысили годовые прогнозы роста цен (прогноз МЭР повышен с 6–7% до 7–8%, а комментарии представителей министерства свидетельствуют, что ожидаемая цифра располагается ближе к верхней границе этого коридора).

      Еще одним изменением тренда предыдущих месяцев стало сокращение в июле сразу на 11,1% избыточных резервов коммерческих банков. Это произошло за счет снижения депозитов банков в ЦБ на 45%, что  в свою очередь связано с сокращением  валютных интервенций Банка России на фоне снижающихся цен на нефть.

      Благоприятная конъюнктура сырьевых рынков сформировала позитивные тенденции в сфере  государственных финансов. Объем  доходов расширенного правительства  превысил уровень аналогичного периода 2009 г. на 1,9 п.п. ВВП, в то же время расходы бюджета в относительном выражении сократились на 2,6 п.п. ВВП, при том что в абсолютном выражении рост расходов составил 711 млрд руб. Это стало возможным за счет значительного роста доходов от внешнеэкономической деятельности, поступлений по НДПИ и налогу на прибыль организаций. В целом можно отметить, что уровень налоговой нагрузки на экономику за 6 месяцев 2010 г. увеличился на 2,6 п.п. ВВП относительно того же периода 2009 г. (с 29,8% ВВП до 32,4% ВВП). В относительном выражении сокращение расходов произошло по всем основным направлениям, рост расходов наблюдался лишь по направлению «социальная политика» и составил 1,7% ВВП в относительном выражении и 37,5% в абсолютном (расходы увеличились на 739,6 млрд. руб.); наибольшему сокращению подверглась статья «национальная экономика» – на 2,1% ВВП в относительном выражении и 23,5% в абсолютном выражении (сокращение на 243,5 млрд. руб.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Практикум 

Год Количество  труда

(часы)

Производительность  труда (долл.в час) Реальный  объем ВВП (долл.)
1 800 50 40 000
2 1 000 50 50 000
3 1 000 60 60 000

Информация о работе Особенности современного экономического роста в России