Особенности политики занятости в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить занятость как социально-экономическое явление и проанализировать государственную политику, проводимую в отношении занятости в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
1 Занятость, ее понятие и классификация. Теории занятости………………..…5
1.1 Сущность, виды и формы занятости………………………………………5
1.2 Теории занятости.………………………………….……………………….13
1.2.1 Классическая и неоклассическая теории……………………………13
1.2.2 Кейнсианская теория…………………………………………………15
1.2.3 Монетаристская теория………………………………………………17
2 Современные тенденции развития занятости в мировом сообществе………..19
3 Анализ состояния занятости населения в Республике Беларусь……………...25
3.1 Общие проблемы занятости населения и безработицы в Беларуси..... …25
3.2 Оценка численности занятого населения и выполнения государственной программы занятости………………………………………………...27
3.3 Совершенствование занятости населения в Республике Беларусь……..33
Заключение………………………………………………………………………....36
Список использованных источников……………………………………………..37

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ_макроэк-ка.doc

— 421.50 Кб (Скачать)

       МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

     УО «Белорусский Государственный экономический университет» 
 
 

    Кафедра экономической теории

    и истории экономических учений 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на тему: Занятость и особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2008     

РЕФЕРАТ

       Курсовая  работа содержит: 38 страниц,  7 рисунков, 1 таблицу,                          16 источников.

       ЗАНЯТОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

       Предметом исследования является занятость как социально-экономическое явление и политика государственного регулирования занятости.

       Цель  курсовой работы: изучить занятость как социально-экономическое явление и проанализировать государственную политику, проводимую в отношении занятости в Республике Беларусь.

       Задачи  курсовой работы:

  • ознакомиться с понятием занятости и ее формами, видами, структурой;
  • изучить основные теории занятости;
  • проанализировать основные тенденции развития занятости в мировом сообществе;
  • ознакомиться с особенностями государственного регулирования занятости в Республике Беларусь;
  • определить направления и пути решения проблемы занятости населения.

       В процессе работы автором использовались методы систематизации и логического обобщения теоретических источников, а также статистического анализа фактического материала.

       Автор работы подтверждает, что приведенные  в ней расчётно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературы и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 
 
 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ

     Введение…………………………………………………………………………4

1 Занятость, ее понятие и классификация. Теории занятости………………..…5

   1.1 Сущность, виды и формы занятости………………………………………5

   1.2 Теории занятости.………………………………….……………………….13

         1.2.1 Классическая и неоклассическая теории……………………………13

         1.2.2 Кейнсианская теория…………………………………………………15

         1.2.3 Монетаристская теория………………………………………………17

    2 Современные тенденции развития занятости в мировом сообществе………..19

3 Анализ состояния занятости населения в Республике Беларусь……………...25

    1. Общие проблемы занятости населения и безработицы в Беларуси..... …25
    2. Оценка численности занятого населения и выполнения государственной программы занятости………………………………………………...27
    3. Совершенствование занятости населения в Республике Беларусь……..33

Заключение………………………………………………………………………....36

Список использованных источников……………………………………………..37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

       Макроэкономика раздел экономической науки, изучающий поведение экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции и равновесия платежного баланса.

       Основной  проблемой и условием стабильного  функционирования национальной экономики  выступает совокупное равновесие. В  рыночной экономике это равновесие совокупного спроса и совокупного  предложения на всех рынках, в том  числе и на рынке труда. Достижение высокого уровня занятости является одной из ключевых целей макроэкономической политики, так как численность занятых экономической деятельностью существенно влияет на макроэкономическое равновесие и экономический рост в экономике.

       Вопросы о занятости трудоспособного  населения и обеспечения полной занятости имеют огромное значение для всего общества и каждого  отдельного человека. От их решения зависит социальная обстановка в мире.

       Поскольку главными субъектами экономики являются люди и их различные объединения (предприятия, корпорации, общества и тому подобное), отсутствие равновесия и нестабильность в экономике непосредственно сказывается на них. Это превращает обычную экономическую нестабильность в социальную. Одним из ее наиболее острых проявлений является проблема занятости безработицы населения.

       Поэтому целью данной курсовой работы является поиск ответов на вопросы: «Почему, когда во всем мире столько нерешенных проблем и нереализованных целей, вопрос о занятости трудоспособного населения стоит так остро?», «Как обеспечить полную занятость и избежать безработицы?»

       Для выполнения цели необходимо решить следующие  задачи:

       1. ознакомиться с понятием занятости и ее формами, видами, структурой;

       2. изучить основные теории занятости;

       3. проанализировать основные тенденции развития занятости в мировом сообществе;

       4. ознакомиться с особенностями  государственного регулирования  занятости в Республике Беларусь;

       5. определить направления и пути решения проблемы занятости населения. 

       1 ЗАНЯТОСТЬ, ЕЕ ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ.          ТЕОРИИ ЗАНЯТОСТИ

                          1.1 СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ФОРМЫ ЗАНЯТОСТИ

       Одним из ключевых вопросов, рассматриваемых  в макроэкономике, является проблема занятости и безработицы. Достижение высокого уровня занятости ― одна из основных целей макроэкономической политики государства. Численность занятых экономической деятельностью оказывает значительное влияние на макроэкономическое равновесие и экономический рост в экономике. Высокий уровень безработицы создает социальную напряженность в стране, дестабилизируя рыночные институты и механизмы управления экономикой. Именно поэтому, всё больше внимания в мире уделяется решению этой важнейшей проблемы.

       В современной теории все население  страны принято разделять на две группы:

       1) трудоспособное население ― население, находящееся в трудоспособном возрасте (обычно в возрастном интервале от 16 до 55-60 лет);

       2) нетрудоспособное население. [1, с.240]

       Общую структуру населения с точки  зрения занятости можно изобразить в виде следующей схемы: 

       

       Рисунок 1 Структура населения страны 

Источник: Лемешевский И.М. Макроэкономика (Экономическая теория. Часть 3), с.240. 

       Прежде, чем подойти к пониманию того, что такое занятость, следует выделить признаки этого явления и найти среди них существенные и устойчивые. Отметим, прежде всего, что понятие занятость означает осуществление определенного вида деятельности, которая направлена на удовлетворение потребностей личности или общества в целом и приносит ее субъекту заработок или доход.

       Занятость населения ― это экономические отношения, характеризующие взаимосвязи между людьми по поводу участия в хозяйственной деятельности, не нарушающие существующее законодательство и преследующие удовлетворение личных и общественных потребностей. [2, с.158]

         Выделяют различные виды занятости  исходя из следующих классификационных признаков: степень занятости, социально-экономическая значимость, мера приложения труда.

         По степени занятости различают  полную, рациональную, эффективную и неполную. Для общества на уровне макроэкономики важно обеспечить полную занятость населения. Полная занятость существует, когда предложение рабочей силы покрывается спросом на нее и наличием условий, при которых каждому желающему трудиться предоставляется возможность применять свои умственные и физические способности, умения и навыки в общественно полезном труде. При этом, полная занятость может существовать при наличии определенного уровня безработицы. Полная занятость наблюдается при структурной и фрикционной безработице. В западной литературе принято несколько иное понимание полной занятости. Западные ученые считают, что если часть трудоспособного населения не занята, но в это же время для нее имеются свободные рабочие места, то такое состояние можно считать полной занятостью. Иными словами, полная занятость — это такой ее уровень, когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест.

       Рациональная  занятость характеризует наличие эффективных пропорций между рабочими местами и профессионально-квалификационной структурой работников. Этим видом занятости учитывается уровень развития производительных сил, характер научно-технического прогресса (НТП) в стране, а также темпы модернизации производства. Дж. Кейнс считал, что вполне объективно, когда 3-4% населения остаются без работы в силу противоречивого характера экономики, ее возможной структурной перестройки и обновления технологий. Рациональная занятость обеспечивает наиболее полное включение граждан страны в трудовой процесс. [2, с.159-160]

       Эффективная занятость предполагает такое распределение активно занятого населения по сферам приложения труда и видам деятельности, которое дает возможность максимально удовлетворить общественные потребности и получить наибольший прирост материальных и культурных благ.

       Неполная   (частичная)  занятость определяется числом лиц наемного труда, вынужденно работающих неполное рабочее время (по инициативе администрации, работодателя) по сравнению с нормой рабочего времени, установленной распорядком, графиком на данном предприятии или законодательством для данной категории работников. Иначе говоря, неполная занятость отличается от полной, прежде всего, отсутствием полного нормированного рабочего дня. Различают две ее формы: видимую, отражающую недостаточный объем занятости, и скрытую (невидимую), которая характеризуется недоиспользованием рабочей силы.

         Видимая неполная  занятость определяется количеством лиц наемного труда, вынужденных работать (по инициативе администрации, работодателя, а также из-за отсутствия рабочих мест с полной занятостью на рынке рабочей силы) меньше установленной продолжительности рабочего времени в рассматриваемый период. Это лица, вынужденные работать неполную рабочую неделю или неполный рабочий день, то есть меньше часов, чем установлено графиком на данном предприятии или законодательством для данной категории работников, или меньшее количество рабочих дней в течение рабочей недели. К характерным симптомам скрытой неполной занятости относятся низкий доход трудящихся, нерациональное использование квалификации работника, низкая производительность труда. [3, c.245]

          В европейских странах различают следующие виды частичной занятости на рынке труда:

       • трудовой контракт с ограниченным сроком действия, то есть 
на период, меньший, чем минимальный, утвержденный законодательно в той или иной стране;

Информация о работе Особенности политики занятости в Республике Беларусь