Особенности монополизации Российской экономики и пути антимонопольной политики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Проблема взаимоотношения государства и хозяйствующих субъектов является одной из наиболее сложных в экономике. Государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Объективные экономические предпосылки усиливают роль государства в регулировании общественного производства.
Одним из важных видов государственного регулирования является регулирование монополий.

Содержание

Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности российской монополизации. ……………….5
Понятие монополии………………………………………………..5
Виды монополий…………………………………………...………5
Формирование и развитие современных российских монополий…………………………………………………………..7
Глава 2. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях............................................................................10
2.1. Антимонопольная политика в отношении различных видов монополий………………………………………………………………..10
2.2. Особенности антимонопольной политики развитых стран...…...12
2.3. Особенности антимонопольной политики в России…………….15
Заключение………………………………………………………………24
Список использованной литературы……

Работа содержит 1 файл

«Особенности монополизации Российской экономики и пути антимонопольной политики государства»..doc

— 158.00 Кб (Скачать)

     Помимо  цен на продукцию естественных монополий  на начальных этапах реформы ограничивались и цены предприятий, занимающих доминирующее положение на отдельных товарных рынках, т.е. регулировались цены искусственных  монополий. Российские законы требуют осуществления государственной политики недопущения формирования новых монополий. На Министерство по антимонопольной политике возложены задачи контроля над слияниями крупных предприятий, пересечения разнообразных форм сговора, недопущения системы участий и личной унии. Представляется, однако, что опасность всех этих новых форм монополизации еще недостаточно осознана обществом и работа в этих направлениях ведется недостаточно интенсивно.7

     Во  всяком случае, руководители российских предприятий не стесняются публично выступать с такими заявлениями, которые на Западе – даже если бы не были подкреплены практическими действиями – с гарантией привели бы их за тюремную решетку по обвинению в попытке создания картеля. Законом установлен государственный контроль над созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства.

     Какую политику проводит государство по отношению  к естественным монополиям? В данном случае возникает противоречие. С  одной стороны, фирмы — естественные монополисты, как любые монополисты, устанавливают высокие монопольные цены, сокращая объем производства продукции, и получают сверхприбыли. С другой стороны, как указывалось выше, конкуренция в отраслях с естественной монополией экономически неэффективна. Поэтому государство, сохраняя естественные монополии, принимает меры к ограничению их отрицательных последствий для общества, прежде всего контролируя цены на их продукцию Значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой местных властей. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или иным предлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным производителям монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты Министерства по антимонопольной политике. Впрочем, как и в других областях современной российской экономики и политики, центральные власти, несмотря на юридическую справедливость своих требований, далеко не всегда оказываются в силах одолеть сопротивление местных властей.

     Наконец, значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой  местных властей. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или иным предлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным производителям монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты Министерства по антимонопольной политике. Впрочем, как и в других областях современной российской экономики и политики, центральные власти, несмотря на юридическую справедливость своих требований,  далеко не всегда оказываются в силах одолеть сопротивление местных властей.

     В целом система антимонопольного регулирования в России находится  пока в стадии становления и требует  радикального совершенствования.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение. 

      В процессе данной работы нам удалось определить то, что:

  • Монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, велики барьеры вступления в отрасль;
  • Сущность монополии характеризуется следующими моментами:
    • Монополия возникает из господства в производстве;
    • Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;
  • Благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль;
  • Главной целью монополиста является получение максимальной прибыли, для чего он чаще всего использует положительный эффект масштаба;
  • Существует много классификаций монополии, но мы акцентировали внимание на делении на естественные и искусственные монополии;
  • Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений;
  • Прямое дробление монополий на мелкие предприятия ввиду объективных причин не лучший способ борьбы с монополией, тем более естественной;
  • Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле над ценообразованием на естественно-монопольные товары и/или за объемом их производства;
  • В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся;
  • Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно: либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы, либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами;
  • При определении степени концентрации в той или иной отрасли государство обычно ориентируется на три показателя деятельности крупнейших компаний: размеры оборота, число занятых и величину капитала. Наиболее важным из них с точки зрения политики является доля оборота фирмы на конкретном рынке, поскольку именно она показывает, какую часть общего предложения товара концентрирует данная фирма;
  • Переплетение ведущей фирмы с конкурентами чаще всего реализуется в трех формах: создании картеля, системе участий, личной унии;
  • В практике проведения антимонопольной политики постоянно сосуществуют два подхода, имеющие свои достоинства и недостатки: поведенческий критерий применения санкций, структурный критерий применения санкций;
  • Практика антимонопольного регулирования искусственных монополий в развитых странах обычно сочетает оба подхода.
  • Реализация положений антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах.
  • Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации в России: прямое разделение монопольных структур; иностранная конкуренция; создание новых предприятий.
  • Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
  • Основными законами, регулирующими монополии, являются закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и закон «О естественных монополиях».

     В данной курсовой работе мы рассмотрели  основные причины возникновения  монополий; особенности современной  монополизации экономики. Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонопольную политику России как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.

     Есть  еще одна проблема, заключающаяся  в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений — не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий — губительный.

     Выжить  смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы.

  1. Архипова А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К.Экономика. Учебник./Под.ред. - М.: "ПРОСПЕКТ", 1999.
  2. Адамов В.Е., Ильенкова С.Д.. Экономика и статистика фирм: - Москва, изд-во «Финансы и статистика», 2002г
  3. Базелер У., Сабов З., Хайнрих Й., Кох В.: Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика, германский опыт и российский путь – СП б: Издательство «Питер», 2000г.
  4. Булатов А.С.: Экономика. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Юристъ, 2001г.
  5. Грязнова А.Г. и А.Ю. Юданов: Микроэкономика. Теория и российская практика. Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. 2 изд. – М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д», 2000г.
  6. Земляков Д.Н. Конспект лекций по курсу "Микроэкономика". Учебное пособие - Москва, 1996.
  7. Камаев В.Д. Экономика и бизнес. М., МГТУ, 2000
  8. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика). - М.: "ВЛАДОС", 1997
  9. Кейлер В.А. Экономика предприятия курс лекций. Москва-Новосибирск ИНФРА-М-НГАЭиУ, 2001.
  10. Кирюшкина Г.А., Михайлов А.В.. Антимонопольное законодательство - элемент госрегулирования процессов экономической концентрации. - Российский экономический журнал, 1998, №11-12.
  11. Курс лекций по экономической теории.
  12. Курс экономической теории: учебник – 4-е дополненное и переработанное издание, Киров: «АСА», 2000г.
  13. Липсиц И. В., Экономика,  М., ОМЕГА-Л, 2007
  14. Мамедов О.Ю.. Современная экономика: - Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 2002г
  15. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М., 2004г.
  16. Райзенберга Б.А.: Курс экономики. Учебник – ИНФРА-М, 1997г.
  17. Скрыпник В.И. Энергетика России: естественная монополия на свободе // Общество и экономика. - 1995. - №9.
  18. Сумцова Н.В., Орлова Л.Г., Прапович В.В., и др.: Экономическая теория. Учебник для вузов / Под ред. Сумцовой Н.В., Орловой Л.Г. – М.: Юнити-Дана, 2000г.
  19. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. М.: ИНФРА-М; 2002
  20. www.50.economicus.ru

Информация о работе Особенности монополизации Российской экономики и пути антимонопольной политики государства