Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:16, курсовая работа
Поэтому становление и развитие отечественных экономических идей целесообразно исследовать в тесной связи с хозяйственно-политическими и идеологическими проблемами того или иного исторического этапа.
Целью данной работы является изучение развития российской экономической мысли, выявление ее особенностей, отличительных и сходных черт с западной экономической мыслью.
1. Введение……………………………………………………………………….5
2. Российская экономическая наука в XVIII-XIX вв…………………………..8
2.1. Экономические учения конца 18 - начала 19 века………………....8
2.2. Экономическая мысль середины 19 - начала 20 века…………….13
2.3. Этапы развития. Проблемы и тенденции………………………….18
3. Концепция российской школы экономической мысли…………………….26
3.1. Поиск самоопределения…………………………………………….26
3.2. Отличительные черты российской школы экономической мысли.28
4. Заключение……………………………………………………………………39
5. Библиографический список…………………………………………………..41
Чернышевский
хорошо знал работы представителей классической
политической экономии и разделял некоторые
ее положения, в частности, трудовую
теорию стоимости. А из положения, что
труд является единственным источником
стоимости товара делал он вывод,
что "труд должен быть и единственным
владельцем производственных ценностей".
Анализируя трудовую теорию стоимости,
Чернышевский выделяет такие понятия
как меновую стоимость и
Разделяет Чернышевский не только трудовую теорию стоимости классической школы, но и взгляд на капитал. Но и здесь он делает свои выводы: поскольку капитал есть результат труда, постольку он должен принадлежать тому классу, который его создал, т.е. трудящимся. Таким образом из теории, которая считает, что все производится трудом, Чернышевский делает вывод, что все должно принадлежать труду. Как видим, взгляды Чернышевского подготовили благодатную почву, но которой взошли "семена" марксизма.
Заметный
след в истории экономической
мысли конца 18-первой четвери 19 в. оставили
экономисты Вольного экономического общества,
созданного в 1765г. Президент Вольного
экономического общества (1823-1840) Николай
Семенович Мордвинов (1754 -1845) предлагал
способствовать росту населения
России, опровергая теорию Мальтуса о
народонаселении. Источником богатства
он считал труд, повышение производительности
труда в результате его разделения.
Показывал необходимость
В
первой четвери 19 в., как и в конце
18в., новые явления в экономике
вынуждали передовую
Другое
направление в истории
Николай Иванович Тургенев (1789-1871) допускал освобождение крестьян без земли, либо за выкуп. В отличие от Пестеля Тургенев видел будущее России в капиталистическом развитии земледелия во главе с крупными капиталистическими хозяйствами помещиков, где крестьянским хозяйствам отводилась подчиненная роль источника дешевой рабочей силы для помещичьих имений.
Воззрения декабристов нашли дальнейшее развитие в экономических идеях русского демократического движения, которые выступали идеологами крестьянской революции. В 40-60-е годы девятнадцатого века в Западной Европе довольно отчетливо проявились противоречия капитализма.
Поэтому
представители революционно-
Экономическая мысль середины 19 - начала 20 века
Одним из фундаментальных экономических учений 19 века является марксизм. Идеи Маркса и Энгельса были изложены во многих произведениях, но основным из них, содержащим экономическую концепцию марксизма в наиболее развернутом виде, считается “Капитал”. Первый том этого произведения заключает в себе определение понятий стоимости, меновой стоимости, форм стоимости и их развития. Исследование форм стоимости, начиная с простой, кончая денежной, имело важное значение для изучения сущности и происхождения денег. Важным выводом Маркса было положение о том, что в условиях стихийного товарного производства экономические отношения людей проявляются через отношения вещей. Это порождает товарный фетишизм.
Далее
Маркс анализирует процесс
Во втором томе “Капитала” Маркс исследует процесс обращения капитала. Он рассматривает метаморфозы капитала и их кругооборот, оборот капитала, воспроизводство и обращение всего общественного капитала. Важное значение в разработке марксистского учения о капитале и его структуре имело деление капитала на основной и оборотный.
В основу анализа воспроизводства всего общественного капитала Маркс кладет его деление на два подразделения - производство средств производства и производство средств потребления. Используя это разделение, Маркс конструирует свои схемы простого и расширенного воспроизводства. На основе анализа этих схем исследуется движение общественного продукта как внутри каждого подразделения, так и между ними.
Третий
том “Капитала” содержит исследование
процесса капиталистического производства,
взятого в целом. В нем раскрывается
диалектическое единство процесса воспроизводства
и обращения капитала, рассматривается
превращение прибавочной
В целом, экономическая теория марксизма имела большое влияние на развитие европейской, а в особенности российской экономической науки.
Одновременно с марксизмом в европейской экономической мысли развивались следующие направления: новая историческая школа, “социальное направление”, “неоклассицизм”.
Представителями новой исторической школы были: Г. Шмоллер, Л. Брентано, К. Гюхер, В. Зомбарт. Характерной чертой их методологии являлся историзм. Они делали свои выводы на основании изучении истории народного хозяйства. Например, Бюхер делит ее на три периода: натуральное хозяйство, работающее на свои нужды; работа ремесленника на заказ; работа производителя на неизвестный рынок, когда большинство производятся как меновые стоимости.
Зомбарт рассматривал в качестве первоосновы исторического развития движение духа. Он отрицает объективные законы общественного развития. Научные категории он представляет как абстрактные, существующие только в сознании исследователя.
Представителями
“социального направления” являлись
Р. Штольцман и Р. Штаммлер. В качестве
основы экономических процессов
они рассматривали правовые отношения
людей, происхождение которых
Сторонниками
концепции неоклассицизма (австрийской
школы) были К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф.
Визер. Учение этой школы характеризуется
субъективно-психологическим
В
этот же исторический период в России
развивается экономическая
Информация о работе Особенности экономической мысли России 19 века