Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 10:09, реферат
Первые научные представления об экономике сформировались в эпоху традиционных обществ. Она имеет обширные хронологические границы - от древнейших времен до XVII века и включает общества восточных деспотий, греко-римскую цивилизацию, средневековье и эпоху торгового капитализма. В традиционных обществах преобладало сельскохозяйственное производство; большая часть общественного продукта производилась в аграрном секторе и значительная часть населения была занята в сельском хозяйстве.
Особенности экономических воззрений в традиционных обществах. Первые научные представления об экономике сформировались в эпоху традиционных обществ. Она имеет обширные хронологические границы - от древнейших времен до XVII века и включает общества восточных деспотий, греко-римскую цивилизацию, средневековье и эпоху торгового капитализма. В традиционных обществах преобладало сельскохозяйственное производство; большая часть общественного продукта производилась в аграрном секторе и значительная часть населения была занята в сельском хозяйстве. Они имели натурально-хозяйственную основу; преобладало не товарное, а натуральное хозяйство. Вместе с тем углубление общественного разделения труда, поступательное развитие промышленности и торговли вело к формированию рыночных отношений и институтов, которые постепенно вытесняли натуральное хозяйство, формируя предпосылки для товарного производства. В традиционных обществах были широко распространены отношения личной зависимости; производители не были самостоятельны в принятии хозяйственных решений. Они зависели от господствующей социальной группы, обладавшей монополией на основные экономические ресурсы: государственного бюрократического аппарата в восточных деспотиях, рабовладельцев в античном мире, феодалов в эпоху средневековья. Это вело к господству внеэкономического принуждения к труду. Вместе с тем, элементы экономической заинтересованности постепенно развивались и вытесняли внеэкономическое принуждение. Технологическую основу традиционных обществ составляла ручная техника. Низкая производительность ручного труда ограничивала возможности экономического роста и увеличения национального богатства. Большая часть прибавочного продукта использовалась на потребление, а не на накопление и расширение производства; норма накопления не превышала 5%. Рост богатства отдельных социальных групп и индивидов происходил не за счет увеличения национального богатства, а за счет его перераспределения. В традиционных обществах экономические исследования не имели самостоятельного значения; экономические воззрения формировались в рамках философских, правовых и религиозных систем. Большое влияние на этот процесс оказывали исторические особенности политико-экономического устройства общества, а также его практические проблемы. Общества восточных деспотий: Древний Египет, Вавилон, Шумер, Ассирия, Индия, Китай и др. - имели экономику административного типа с большим царско-храмовым хозяйством и слабо развитыми частнособственническими и товарно-денежными отношениями. Проблемы организации и управления царско-храмовым хозяйством, а также государственной регламентации хозяйственной жизни (регулирования земельных отношений, налогообложения, торговли и ценообразования, ростовщического процента и проч.) нашли свое отражение в законодательном акте старовавилонского общества кодексе Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), руководстве по общим принципам политики в Древней Индии Артхашастре (IV в. до н.э.), экономическом трактате Древнего Китая Гуань-цзы( IV в. до н.э.), В Древней Греции и Древнем Риме в отличие от древневосточных государств развитие ремесла, торговли и рыночных отношений, широкое использование рабского труда способствовали развитию частной собственности и частного хозяйства. Разрабатывая общую философию государства и права, античные мыслители стремились исследовать законы общественной жизни и выявить механизмы, способные обеспечить общественное согласие и целостность общества. Общепризнанный вклад в разработку этих вопросов внесли древнегреческие философы Платон (428-348 г. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Их общепризнанным вкладом в формирование научных представлений об экономике является исследование разделения труда. Древнегреческие философы объясняли разделение труда естественными различиями в человеческих способностях; для них это было природное явление. Однако они не рассматривали его социальные и экономические аспекты; ограниченное толкование разделения труда привело Платона и Аристотеля к оправданию рабовладения и социального неравенства. Они считали, что некоторые люди являются рабами от природы. Платон и Аристотель жили в обществе, в котором проявлялись социальные антагонизмы; они стремились найти модель идеального государства. Древнегреческие философы надеялись, что если все будут следовать определенным моральным правилам поведения, то удастся избежать социальных конфликтов и добиться гармонии интересов. В своих работах "Государство" и "Законы" Платон разработал модель такой государственной структуры, которая бы поддавалась управлению. По Платону идеальное государство характеризуется постоянным числом жителей и постоянным количеством богатства, что обеспечивает его жесткую стационарность. Для него характерна кастовая система, которую Платон оправдывал разделением труда на основе врожденных способностей людей. Платон разделял общество на правителей (философы и стражи) и поданных (крестьяне, ремесленники и торговцы). Философы управляют государством, стражи охраняют его от внешних вторжений; крестьяне, ремесленники и торговцы обеспечивают необходимые жизненные средства. Он считал, что философы и стражи не должны иметь частной собственности, так как она ведет к коррупции и злоупотреблениям. Частной собственностью могут быть наделены только лица, не принимающие участия в управлении государством. Платон идеализировал правящую элиту, считая, что мудрое правление в соответствие с определенными нормами морали обеспечит целостность общества. Он считал, что накопление богатства является пороком, ведущим к социальным конфликтам. Это оказало влияние на его понимание природы и функций денег. Платон определил деньги как символические средства, используемые как средство обмена. Они не должны иметь собственной неденежной ценности и не будут выполнять функцию средства накопления. Деньги будут эффективны в выполнении функции средства обращения только в том случае, если не будут использоваться для накопления. Идеи Платона были близки номиналистической концепции денег. Аристотель, также как и его учитель, Платон, рассматривал пути создания идеального государства. Однако он критиковал концепцию Платона, в частности его отрицание частной собственности. По Аристотелю, требуется не уничтожение частной собственности, а более просвещенное и либеральное ее использование, так как она дает дополнительные стимулы к труду и надежные основания для общественного спокойствия. Однако он, так же как и Платон, осуждал накопление богатства. Аристотель отличался от Платона в понимании природы общественных законов. В отличие от своего учителя он не идеализировал правящую элиту; он считал, что обществом, так же как и природой, управляют объективные законы, имеющие естественный характер. Признание объективного характера общественных законов позволило Аристотелю сформулировать целый ряд ключевых проблем экономической науки, поэтому многие историки считают именно его первым аналитиком в вопросах экономики. По Аристотелю экономика делится на две части: собственно экономика как наука об управлении домашним хозяйством и наука предложения, которая рассматривает вопросы приобретения и накопления и изучает искусство обогащения (хрематистика). Изучение хрематистики привело Аристотеля к изучению процесса обмена. Он выделил естественные и неестественные формы обмена. Естественный обмен связан с удовлетворением естественных потребностей людей и возникает из-за разнообразия товаров и увеличения деятельности людей за пределами домохозяйства; неестественный обмен направлен на обогащение. Таким образом, по Аристотелю обмен не обязательно является неестественным; человек может обменивать товар, стремясь не к обогащению, а к удовлетворению потребностей. Однако возникновение торговли как профессионального занятия, направленного на зарабатывание денег, по Аристотелю, привело к утрате естественной цели удовлетворения потребностей, и накопление денег само по себе стало целью торговли. Взгляды Аристотеля на деньги отличаются от взглядов Платона. Аристотель признавал товарную природу денег. Он считал, что необходимость в деньгах как средстве обмена появляется по мере его развития. Деньгами становится товар, имеющий собственную товарную ценность, например железо или серебро, которые облегчают обменные операции. Его идеи были близки металлистической концепции денег. Однако Аристотель осуждал накопление денег, в особенности ростовщичество, которое использовало деньги для получения еще большего их количества. Аристотель внес большой вклад в разработку проблемы ценности. Он пытался ответить на вопросы о том, почему товары обмениваются в определенной пропорции и каковы объективные и субъективные факторы, определяющие ценность товара. Аристотель не дал однозначного ответа на эти вопросы, однако, рассмотрел ряд важных понятий, которые до сих пор используются в экономической науке. Исследуя обмен, Аристотель сделал вывод о том, что товары производятся не только для потребления, но и для обмена. Он разграничил два свойства товара: потребительная стоимость (ценность) и меновая стоимость (ценность). Потребительная ценность не является внутренним качеством товара, а отражает его способность удовлетворять потребности человека. Меновая ценность- это ценность товара с точки зрения его способности к обмену на другие товары. Меновые отношения товаров представляет собой их относительные цены. Будучи философом, Аристотель анализировал этический аспект экономических категорий. Он выделил понятие естественной цены, которая устанавливается в процессе торга между продавцом и покупателем, и монопольной цены, которая устанавливается продавцом. Естественная цена является нормальной и справедливой, в то время как монопольная цена является несправедливой и нарушает естественные законы. Платон и Аристотель были философами-моралистами, они стремились разработать этические критерии для оценки правильного и неправильного, справедливого и несправедливого, правильного и неправильного в поведения людей, а также соответствующие моральные нормы. Однако они имели различное понимание природы общественных законов: по Платону это законы, устанавливаемые правящей элитой, по Аристотелю Ц это естественные законы. Это различие положило начало двум основным традициям в обществоведческой мысли, которые сохраняются до сих пор. Древние римляне восприняли идеи Платона и Аристотеля. Однако они занимались главным образом вопросами права, а также практическими проблемами управления частным хозяйством, которые нашли свое отражение в работах Катона (234-149 гг. до н.э.), Варрона (116-27 гг. до н.э.) и Колумеллы (I в. до н.э.). В древневосточных государствах, в Древней Греции и Риме основными направлениями экономической мысли являлись экономика домашнего хозяйства (имения, мастерские и т.д.), экономика государства и экономическая политика. Научная экономическая мысль имела не систематический, а фрагментарный характер; экономическая профессия еще не сформировалась и исследованиями экономических вопросов занимались не профессиональные экономисты, а главным образом философы, которые опирались не на специальные методы исследования, а на простой здравый смысл.
Формирование и эволюция современной экономической мысли Экономическое мышление является ровесником человеческого общества. Деятельность первобытных людей сводилась в основном к удовлетворению своих потребностей, что, несомненно, являлось хозяйственным процессом, заключающимся в правильном распределения обязанностей среди членов общины, обработке и хранении пищи, обустройстве жилья и прочее, что заставляло их мыслить экономически, хотя и примитивной форме. На протяжении многих веков эти размышления обогащали опыт человечества и становились фундаментом для современной экономической науки.
Как наука, экономическая теория берет свое начало с древнегреческих мыслителей Аристотеля (384-322 до н.э.), Ксенофонта (430-354 до н.э.), Платона (428-348 до н.э.). Ксенофонт был учеником Сократа, в работах «Домострой» и «Экономикос» он раскрыл правила ведения домашнего хозяйства и земледелия. Домохозяйства Ксенофонт рассматривал не в ограниченном, как сейчас, понимании, а в широком – рабовладельческое хозяйство.
Считается, что термин «экономика» изобрел ещё в 6 веке до н.э. греческий поэт Геспод, соединив два слова: «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (знаю, закон), что дословно означает искусство, знание, свод правил для ведения домашнего хозяйства.
Аристотель позднее разделял «экономику» (естественная хозяйственная деятельность, связанная с произ¬водством продуктов) и «хрематистику» (искусство наживать богат¬ство, делать деньги). Основная заслуга Аристотеля в том, что он первым выделил отдельные категории экономической теории, поставил вопросы о сравнимости всего, что «подвергается обмену», высказал идеи о полезности, как об основе ценности хозяйственных благ. Однако, в связи с тем, что в условиях рабовладельчества физический труд счи¬тался неприличным для свободного гражданина, продукт он оце¬нивал только с позиций полезности, а не труда.
Христианство принесло с собой коренной переворот в общем взгляде на хозяйственную деятельность. Оно объявило самый про¬стой хозяйственный труд необходимым и святым делом. Апостол Павел завещал: «Если кто не хочет трудиться, тот не ест». Прин¬цип справедливой цены, социальной, а не индивидуальной оценки продуктов, собственность, богатство и многие другие экономические проблемы затронуты в той или иной степени в христианском учении (Фома Аквинский, Иоанн Дуне Скотт, Уильям Оккам и др.).
Ученые-схоласты (преподаватели университетов) рассматрива¬ли экономические проблемы в рамках учения о справедливости с позиций Священного Писания.
В качестве самостоятельной научной дисциплины экономика оформилась лишь в XVI в. Развитие и усложнение хозяйственных связей между ремесленниками и заказчиками (покупателями), между зарождающимися мануфактурами, формирование местных, национальных и международных рынков, обусловили необходимость широких экономических знаний. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, рас¬ширения внутренних и внешних рынков. Интенсификации денеж¬ного обращения. В этот период в экономической науке появляется учение о меркантилизме.
Сущность учения меркантилистов сводится к определению ис¬точника происхождения богатств (и в этом заслуга, ибо они первы¬ми заговорили об этом). Они выводили источник богатства из сферы обращения, а само богатство отождествляли с деньгами. Отсюда и название данного учения ибо «меркантильный» в переводе означает «денежный». Меркантилисты были представителями торговцев и выражали их интересы.
Меркантилисты считали, что решение многих экономических проблем ос¬новано на запрещении вывоза благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности, связанной с притоком в страну денег. В основе позднего меркантилизма лежала система активного торгового баланса, т.е. продавать больше, а по¬купать меньше.
Новое направление в развитии политической экономии пред¬ставлено физиократами, которые являлись выразителями интере¬сов крупных землевладельцев. Термин «физиократы» образован от греческих слов «phisis» и «kratos» и дословно означает «власть природы». Главным представителем и основателем этого направления был Ф. Кенэ (1694—1774). Ф. Кенэ опроверг учение меркантилистов о том, что обмен создает богатство; источником богатства он объявил не просто труд в зем¬леделии, а именно превышение произведенного продукта над по¬требленным в сельском хозяйстве; ограниченность его учения в том, что источником богатства он считал труд только в земледелии.
Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823).
А. Смит вошел в историю экономической мысли, как основопо¬ложник классической политической экономии. Основная идея в его учении — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он называл «невидимой рукой». А. Смит заложил: основы трудовой теории стоимости, возвысил роль производительного труда, как создателя стоимости, показал значение общественного разделения труда, как условие повышения его производительности, создал учение о доходах, четко сформулировал принцип налогообложения и многое другое.
Д. Рикардо продолжил разработку теории А.Смита, преодолев некоторые недостатки его учения. Он показал: единственным ис¬точником стоимости является труд рабочего, который лежит в ос¬нове доходов различных классов (заработной платы, прибыли, про¬цента, ренты). Заслуга Д. Рикардо заключается в том, что он попытался построить систему категорий политической экономии на основе трудовой теории стоимости.
Марксизм, или политическая экономия труда, представляет со¬бой всестороннее исследование законов развития капиталистичес¬кого общества с позиции пролетариата и концепцию социализма (коммунизма), как новой экономической системы. Последняя пред¬ставлена совокупностью социалистических принципов: обществен¬ная собственность на средства производства, отсутствие эксплуата¬ции наемного труда, равная плата за равный труд, всеобщая и пол¬ная занятость, ведение хозяйства по единому плану.
Главные открытия, сделанные
К.Марксом: было сформулировано учение
об общественно-экономических
Во второй половине 19 в. была сформулирована теория маржинализма. Классиками этой теории стали экономисты австрийс¬кой школы К. Менгер (1840-1921), Ф. фон Визер (1851-1926), Е. фон Бём-Баверк (1851-1914), а также английский экономист У. С. Джевонс (1835-1882).
Маржинализм (от англ. Marginal - предельный) — это теория, представляющая экономику, как систему взаимосвязанных хозяй¬ствующих субъектов и объясняющая экономические процессы и явления, исходя из новой идеи — использования предельных (max или min), крайних величин или состояний, характеризующих не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Например, теория предельной полезности исследует ас¬пект ценообразования в связи с эффективностью потребления про¬дуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потреб¬ности при добавлении единицы оцениваемого продукта (в отличие от затратной концепции). Главные категории маржинализма: пре¬дельная полезность, предельная производительность, предельные издержки и др.
В течение 18-20 вв. политическая экономия, как наука развивалась на основе разделе¬ния научных знаний об экономике: выделении различных эконо¬мических школ, концепций, самостоятельных наук (например, эконометрики, конкретных экономических наук и учебных дис¬циплин — менеджмент, маркетинг и др.), самостоятельных разде¬лов в политической экономии — микроэкономика, макроэконо¬мика, мировое хозяйство и т.д.
Неоклассическое направление экономической теории в основ¬ном сформулировано в работах английского экономиста А. Маршалла (1842-1924гг.). Он широко известен, как основоположник ценовой теории. Стараясь объединить теорию предельной полезности и теорию издержек производства, он пришел к выводу, что ни спрос, ни предложение не имеют приоритета в определении цен, это равноправные элементы механизма рыноч¬ного ценообразования. А.Маршалл использовал понятия рыночно¬го равновесия для характеристики баланса спроса и предложения разработал концепцию эластичного спроса.
Неоклассическое направление
экономической науки представ¬
Монетаризм — теория стабилизации экономики, в которой гла¬венствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и запасах, достижению сбалансированности государ¬ственного бюджета и установлению высокого кредитного банковс¬кого процента. Американский ученый-экономист М. Фридмен (род. в 1912 г.) — признанный глава «новой монетаристской школы». В России с монетаристской теорией связывают имя Е. Гайдара.
Неолиберализм — это теория, согласно которой необходимо со¬кращать (свести к минимуму) вмешательство государства в эконо¬мику (принцип классической-политической экономии А. Смита), ибо только частное предпринимательство способно вывести эко¬номику из кризиса и обеспечить ее подъем и благосостояние на¬селения. Отсюда важно предоставление максимально возможной сво¬боды предпринимателям и торговцам в хозяйственной деятельности.
Главными теоретиками концепции либерализма 20в, являются американский экономист австрийского происхождения Л. Фон Мизес (1881- 1973) и Ф. фон Хайек (1899-1992).
Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является лорд Дж. М. Кейнс (1883-1946), служит важней¬шим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса через изменение наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, за¬нятость, устранять неравномерность спроса и предложения това¬ров, подавлять экономические кризисы. Он сформулировал макроэкономический анализ (в отличие от микроэкономического подхода) взаимообус¬ловленных совокупных показателей национального дохода, инвес¬тиций, потребления, сбережений и др.
Институциональное направление, представи¬телями которого являются Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл Дж. Гэлбрейт. Название концепции происходит от латинского слова institutum — установление, устройство, учреждение. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, где отношения меж¬ду хозяйствующими субъектами складываются под влиянием эко¬номических и внеэкономических факторов, среди которых исклю¬чительную роль играют технико-экономические факторы. Понятие «институт» трактуется очень широко: и как государство, корпорация, профсоюзы, и как конкуренция, монополия, налоги, и как устойчивый образ мышления, и как юридические нормы.