Особенности инфляции и антиинфляционная политика в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Сейчас уже, наверное, и невозможно определить, когда люди впервые столкнулись с проблемой инфляции. Как экономическое явление она существует уже длительное время. Инфляция не является порождением современности, а имела место и в прошлом.
Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

Содержание

Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Сущность и причины инфляции. 5
1.1 Понятие инфляции, характеристика современной инфляции. 5
1.2. Причины инфляции. 11
1.3 Инфляция спроса, инфляция издержек. 13
Глава 2. Виды и классификация современной инфляции. 17
Глава 3. Влияние инфляции на состояние экономики и социальное положение населения. 23
3.1 Социально-экономические последствия инфляции. 23
3.2 Анализ динамики инфляции в Российской Федерации. 27
3.3 Антиинфляционная политика в России. 33
Заключение. 37
Список используемой литературы. 39

Работа содержит 1 файл

Курсовик - Инфляция - гот.вариант..doc

— 671.00 Кб (Скачать)

3.2 Анализ динамики  инфляции в Российской  Федерации.

      К числу негативных факторов, оказывающих  влияние на финансовое положение субъектов хозяйствования, следует отнести инфляцию.

      Исторически инфляция в экономике Российской Федерации возникла еще в 50-х начале 60-х годов и связана с резким падением эффективности общественного производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукцию и высоких на все виды сырья.

      Внешне  благополучное, сбалансированное и  стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных, гарантированные заработки) скрывали подавленную инфляцию и безработицу. 1990 год оказался рубежным: в Российской Федерации, как и в большинстве бывших союзных республик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%.

      С 1991 года темпы инфляции стали измеряться десятками, сотнями и тысячами процентов в год.

    В настоящее время темпы инфляции гораздо ниже, о чем свидетельствуют следующие данные.

    Так, динамика потребительских цен по группам товаров и услуг приведена ниже[13]: 

Таблица 1. Динамика потребительских цен по группам  товаров и услуг в 2007

  К предыдущему 
месяцу
Среднесуточный 
прирост цен
Март 
2007г. к 
декабрю 
2006г.
Справочно 
март 
2006г. к 
декабрю 2005г.
февраль март март справочно март 
2006г.
Индекс  потребительских цен 101,1 100,6 0,019 0,026 103,4 105,0
в том числе  на:            
товары 100,6 100,6 0,019 0,027 101,9 104,1
продовольственные товары 100,8 100,8 0,025 0,038 102,6 106,2
продовольственные товары без плодоовощной продукции 100,5 100,5 0,016 0,030 101,7 103,9
непродовольственные товары 100,3 100,4 0,012 0,014 101,1 101,3
платные услуги населению 102,6 100,6 0,018 0,023 108,0 108,0
 

    В марте в 4 субъектах Российской Федерации (кроме автономных округов, входящих в состав края, области) прирост потребительских  цен составил 1,0% и более. Заметнее всего потребительские товары и  услуги подорожали в Чеченской Республике и Чукотском автономном округе - на 1,5% и 1,4% соответственно. При этом в Чеченской Республике общее увеличение цен и тарифов связано с удорожанием непродовольственных товаров (на 3,9%), а в Чукотском автономном округе - продуктов питания (на 2,7%).

    В Москве индекс потребительских цен  за месяц составил 100,7% (с начала года - 104,1%), в Санкт-Петербурге - 100,7% (с  начала года - 104,2%).

    Индексы цен на отдельные группы и виды продовольственных товаров представлены ниже[13]: 

    Таблица 2. Индексы цен на отдельные группы и виды продовольственных товаров в процентах

  К предыдущему  
месяцу
Март 2007г. к Справочно март 
2006г. к декабрю 2005г.
февраль март марту 
2006г.
декабрю 
2006г.
Хлеб и  хлебобулочные изделия 100,6 100,6 108,5 102,2 104,6
Крупа и  бобовые 101,5 100,9 110,9 104,5 105,7
Макаронные  изделия 100,7 100,4 104,7 101,8 101,9
Мясо и  птица 100,4 100,2 105,9 100,9 100,9
Рыба и  морепродукты 101,3 101,0 107,7 103,3 103,3
Молоко  и молочная продукция 100,7 100,4 107,2 101,9 103,4
Масло сливочное  100,6 100,6 105,8 101,9 102,9
Масло подсолнечное 100,1 99,9 99,1 100,1 99,8
Плодоовощная  продукция 103,6 103,2 94,8 111,2 129,3
Сахар-песок  98,3 97,8 73,5 95,1 148,8
Алкогольные напитки 100,6 100,6 109,8 102,0 102,2

    В марте отмечалось значительное увеличение цен на яйца - на 4,2%.Сохранились высокие темпы роста цен на плодоовощную продукцию. Так, капуста белокочанная свежая стала дороже на 16,3%, чеснок и лук репчатый - соответственно на 7,0% и 6,8%, картофель, морковь и свёкла - на 4,1-4,8%. Цены на фрукты в среднем не превысили уровня цен прошлого месяца. Однако при этом цены на лимоны и апельсины увеличились соответственно на 1,5% и 1,1%, в то же время груши, бананы и виноград подешевели на 0,6-3,8%[13].

    В группе рыбопродуктов на 3,0% дороже стала икра лососевых рыб, соленые и копченые деликатесные продукты из рыбы, а также рыба замороженная разделанная - на 1,2% и 1,0% соответственно.

    Среди остальных наблюдаемых видов  продовольственных товаров на 1,0-1,6% выросли цены на крупы овсяную и перловую, рис, вино виноградное крепленое, воду газированную (кроме минеральной), а также на отдельные виды продуктов питания для детей (консервы овощные и сухие молочные смеси). Кроме того, на 1,0% стали дороже обеды в столовых организаций.

    Вместе с тем продолжилось снижение цен на свинину, и за месяц различные ее сорта подешевели на 0,2-0,4%. Кроме того, цены на молоко разливное снизились на 0,5%.

    Индексы цен на отдельные группы непродовольственных  товаров представлены ниже:

    Таблица 3. Индексы цен на отдельные группы непродовольственных товаров в процентах

  К предыдущему  
месяцу
Март 
2007г. к
Справочно март 
2006г. к декабрю 2005г.
февраль март марту 
2006г.
декабрю 
2006г.
Ткани 100,5 100,6 107,4 101,6 101,2
Одежда  и белье 100,4 100,6 107,3 101,5 101,9
Трикотажные изделия 100,5 100,5 107,6 101,7 102,0
Обувь 100,3 100,7 106,8 100,8 101,1
Моющие  и чистящие средства 100,5 100,5 105,4 101,4 101,8
Табачные  изделия 100,9 100,5 108,6 102,9 102,4
Электротовары и другие бытовые приборы 100,2 100,2 102,2 100,7 100,6
Телерадиотовары 100,1 99,9 98,9 100,1 99,9
Строительные  материалы 100,7 100,9 112,2 102,2 101,5
Бензин  автомобильный 99,4 99,8 107,9 99,1 101,9
Медикаменты 100,3 100,4 103,3 101,0 100,6
 

    В марте из наблюдаемых групп непродовольственных товаров опережающими темпами росли цены на печатные издания, которые за месяц подорожали на 1,8%, в том числе еженедельные газеты - на 4,8%.

    Кроме того, на 0,9-2,9% увеличились цены на отдельные  виды одежды и обуви весенне-летнего ассортимента, парфюмерно-косметических товаров, строительных материалов, медикаментов, табачных, чулочно-носочных изделий, сумки дамские из кожзаменителя, а также на шины для легковых автомобилей и электрические осветительные лампы.

    В то же время снижение цен на 0,3-0,7% отмечалось на отдельные виды зимней обуви, телерадиотоваров, медицинских товаров, а также на телефонные аппараты сотовой связи, мониторы для персональных компьютеров, бензин марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.) и дизельное топливо.

    Индексы цен и тарифов на отдельные  группы и виды платных услуг населению представлены ниже[13]:

    Таблица 4. Индексы цен и тарифов на отдельные группы и виды платных  услуг населению в процентах

  К предыдущему 
месяцу
Март 2007г. к Справочно март 
2006г. к декабрю 2005г.
февраль март марту 
2006г.
декабрю 
2006г.
Жилищно-коммунальные 101,3 100,2 114,9 112,7 115,6
жилищные 101,5 100,2 113,5 110,0 114,1
оплата  жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов 101,1 100,2 112,5 110,2 115,4
содержание  и ремонт жилья для граждан  собственников жилья в результате приватизации 101,4 100,1 112,7 110,4 115,2
услуги  по организации и выполнению работ по эксплуатации домов ЖК, ЖСК, ТСЖ 102,9 100,5 117,4 112,1 115,7
вывоз мусора 101,3 100,5 115,5 111,9 113,3
коммунальные  101,2 100,2 115,7 114,1 116,4
водоснабжение и канализация 101,7 100,2 116,7 115,1 118,0
отопление 101,2 100,2 115,1 113,4 116,3
водоснабжение горячее 101,8 100,4 116,8 115,8 117,7
газоснабжение 100,8 100,0 120,3 115,9 110,7
электроснабжение 100,1 100,0 111,7 111,5 116,5
Медицинские 101,0 101,6 113,4 104,4 104,7
Пассажирского транспорта 104,2 100,8 115,2 106,7 105,8
Связи 110,3 100,1 112,3 110,4 100,5
Организаций культуры 101,1 100,6 114,1 103,3 104,7
Санаторно-оздоровительные  101,0 100,5 113,4 103,7 105,4
Дошкольного воспитания 100,8 101,4 123,9 105,4 109,4
Образования 100,9 100,5 116,3 102,6 101,9
Бытовые 100,9 101,6 112,6 103,9 104,4
Зарубежного туризма 100,1 100,3 106,0 100,3 98,6
Физкультуры и спорта 101,4 100,9 116,5 105,4 105,2
Страхования 100,6 101,1 109,0 103,3 100,4
 

    В марте отмечалось значительное замедление темпов роста тарифов на все виды жилищных и коммунальных услуг. В  то же время услуги гостиниц стали  дороже на 1,8%, а аренда квартир у частных лиц - на 0,8%.

    В группе бытовых услуг цены на малярные работы увеличились на 2,8%, на пошив и ремонт одежды - на 1,7-2,4%, шиномонтаж колес легкового автомобиля - на 2,0%.

    Из  услуг пассажирского транспорта более всего возросла стоимость  комбинированного билета для проезда в городском транспорте - на 1,9%, а также тарифы на проезд в пригородном поезде и трамвае - соответственно на 1,8% и 1,2%.

    Среди остальных наблюдаемых видов  услуг цены на отдельные виды услуг  стоматологии, а также плата за начальный курс обучения вождению легкового  автомобиля увеличились на 2,0-2,7%, стоимость отдельных видов страховых услуг, цены на экскурсионные услуги, билеты в музеи и на выставки, на доступ в Интернет - на 1,1-1,8% [13].  
 
 

3.3  Антиинфляционная политика в России.

    Антиинфляционная  политика — это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. В зависимости от причин последней обозначились два ее направления — дефляционная политика и политика доходов.

    Дефляционная  политика включает методы ограничения денежного спроса путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиление налогового пресса, ограничение денежной массы. Но она не способствует экономическому росту, а наоборот, снижает темпы производства и приводит к экономическому кризису. Поэтому большинство правительств отказались от ее проведения. Политика доходов предполагает контроль или полное замораживание цен и заработной платы либо установление жестких пределов их роста. (6, с. 39)

    Задача  полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

    Главной задачей для Банка России в среднесрочной перспективе остается плавное снижение инфляции, для чего в каждый последующий год уровень инфляции должен быть ниже, чем фактически сложившаяся инфляция предшествующего года. Такая постановка задачи будет способствовать осуществлению последовательных шагов в направлении снижения макроэкономических рисков, закрепления позитивных тенденций, сформированных в предшествующие периоды, улучшения ожиданий, обеспечения роста сбережений и инвестиций и поддержания тем самым условий для долговременного экономического роста. 

Информация о работе Особенности инфляции и антиинфляционная политика в России