Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:36, курсовая работа
Сейчас уже, наверное, и невозможно определить, когда люди впервые столкнулись с проблемой инфляции. Как экономическое явление она существует уже длительное время. Инфляция не является порождением современности, а имела место и в прошлом.
Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Сущность и причины инфляции. 5
1.1 Понятие инфляции, характеристика современной инфляции. 5
1.2. Причины инфляции. 11
1.3 Инфляция спроса, инфляция издержек. 13
Глава 2. Виды и классификация современной инфляции. 17
Глава 3. Влияние инфляции на состояние экономики и социальное положение населения. 23
3.1 Социально-экономические последствия инфляции. 23
3.2 Анализ динамики инфляции в Российской Федерации. 27
3.3 Антиинфляционная политика в России. 33
Заключение. 37
Список используемой литературы. 39
К числу негативных факторов, оказывающих влияние на финансовое положение субъектов хозяйствования, следует отнести инфляцию.
Исторически инфляция в экономике Российской Федерации возникла еще в 50-х начале 60-х годов и связана с резким падением эффективности общественного производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукцию и высоких на все виды сырья.
Внешне благополучное, сбалансированное и стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных, гарантированные заработки) скрывали подавленную инфляцию и безработицу. 1990 год оказался рубежным: в Российской Федерации, как и в большинстве бывших союзных республик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%.
С 1991 года темпы инфляции стали измеряться десятками, сотнями и тысячами процентов в год.
В настоящее время темпы инфляции гораздо ниже, о чем свидетельствуют следующие данные.
Так,
динамика потребительских цен по
группам товаров и услуг приведена
ниже[13]:
Таблица 1. Динамика потребительских цен по группам товаров и услуг в 2007
|
В марте в 4 субъектах Российской Федерации (кроме автономных округов, входящих в состав края, области) прирост потребительских цен составил 1,0% и более. Заметнее всего потребительские товары и услуги подорожали в Чеченской Республике и Чукотском автономном округе - на 1,5% и 1,4% соответственно. При этом в Чеченской Республике общее увеличение цен и тарифов связано с удорожанием непродовольственных товаров (на 3,9%), а в Чукотском автономном округе - продуктов питания (на 2,7%).
В Москве индекс потребительских цен за месяц составил 100,7% (с начала года - 104,1%), в Санкт-Петербурге - 100,7% (с начала года - 104,2%).
Индексы
цен на отдельные группы и виды
продовольственных товаров
Таблица 2. Индексы цен на отдельные группы и виды продовольственных товаров в процентах
|
В марте отмечалось значительное увеличение цен на яйца - на 4,2%.Сохранились высокие темпы роста цен на плодоовощную продукцию. Так, капуста белокочанная свежая стала дороже на 16,3%, чеснок и лук репчатый - соответственно на 7,0% и 6,8%, картофель, морковь и свёкла - на 4,1-4,8%. Цены на фрукты в среднем не превысили уровня цен прошлого месяца. Однако при этом цены на лимоны и апельсины увеличились соответственно на 1,5% и 1,1%, в то же время груши, бананы и виноград подешевели на 0,6-3,8%[13].
В группе рыбопродуктов на 3,0% дороже стала икра лососевых рыб, соленые и копченые деликатесные продукты из рыбы, а также рыба замороженная разделанная - на 1,2% и 1,0% соответственно.
Среди остальных наблюдаемых видов продовольственных товаров на 1,0-1,6% выросли цены на крупы овсяную и перловую, рис, вино виноградное крепленое, воду газированную (кроме минеральной), а также на отдельные виды продуктов питания для детей (консервы овощные и сухие молочные смеси). Кроме того, на 1,0% стали дороже обеды в столовых организаций.
Вместе с тем продолжилось снижение цен на свинину, и за месяц различные ее сорта подешевели на 0,2-0,4%. Кроме того, цены на молоко разливное снизились на 0,5%.
Индексы цен на отдельные группы непродовольственных товаров представлены ниже:
Таблица 3. Индексы цен на отдельные группы непродовольственных товаров в процентах
|
В
марте из наблюдаемых групп
Кроме того, на 0,9-2,9% увеличились цены на отдельные виды одежды и обуви весенне-летнего ассортимента, парфюмерно-косметических товаров, строительных материалов, медикаментов, табачных, чулочно-носочных изделий, сумки дамские из кожзаменителя, а также на шины для легковых автомобилей и электрические осветительные лампы.
В то же время снижение цен на 0,3-0,7% отмечалось на отдельные виды зимней обуви, телерадиотоваров, медицинских товаров, а также на телефонные аппараты сотовой связи, мониторы для персональных компьютеров, бензин марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.) и дизельное топливо.
Индексы цен и тарифов на отдельные группы и виды платных услуг населению представлены ниже[13]:
Таблица 4. Индексы цен и тарифов на отдельные группы и виды платных услуг населению в процентах
|
В марте отмечалось значительное замедление темпов роста тарифов на все виды жилищных и коммунальных услуг. В то же время услуги гостиниц стали дороже на 1,8%, а аренда квартир у частных лиц - на 0,8%.
В группе бытовых услуг цены на малярные работы увеличились на 2,8%, на пошив и ремонт одежды - на 1,7-2,4%, шиномонтаж колес легкового автомобиля - на 2,0%.
Из услуг пассажирского транспорта более всего возросла стоимость комбинированного билета для проезда в городском транспорте - на 1,9%, а также тарифы на проезд в пригородном поезде и трамвае - соответственно на 1,8% и 1,2%.
Среди
остальных наблюдаемых видов
услуг цены на отдельные виды услуг
стоматологии, а также плата за
начальный курс обучения вождению легкового
автомобиля увеличились на 2,0-2,7%, стоимость
отдельных видов страховых услуг, цены
на экскурсионные услуги, билеты в музеи
и на выставки, на доступ в Интернет - на
1,1-1,8% [13].
Антиинфляционная политика — это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. В зависимости от причин последней обозначились два ее направления — дефляционная политика и политика доходов.
Дефляционная политика включает методы ограничения денежного спроса путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиление налогового пресса, ограничение денежной массы. Но она не способствует экономическому росту, а наоборот, снижает темпы производства и приводит к экономическому кризису. Поэтому большинство правительств отказались от ее проведения. Политика доходов предполагает контроль или полное замораживание цен и заработной платы либо установление жестких пределов их роста. (6, с. 39)
Задача
полностью ликвидировать
Главной задачей для Банка России в среднесрочной перспективе остается плавное снижение инфляции, для чего в каждый последующий год уровень инфляции должен быть ниже, чем фактически сложившаяся инфляция предшествующего года. Такая постановка задачи будет способствовать осуществлению последовательных шагов в направлении снижения макроэкономических рисков, закрепления позитивных тенденций, сформированных в предшествующие периоды, улучшения ожиданий, обеспечения роста сбережений и инвестиций и поддержания тем самым условий для долговременного экономического роста.
Информация о работе Особенности инфляции и антиинфляционная политика в России