Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 15:00, реферат
Промежутки между началом и завершением кризиса бывают разной длительности. С одной стороны есть продолжительные, слабо ускоряющиеся кризисные процессы, с другой стороны существуют неожиданно возникающие кризисные процессы, высокой интенсивности и с коротким сроком развития. Кризис может абсолютно неожиданно проявиться во время гармоничного развития предприятия и носить характер непреодолимой катастрофы или возникнуть в соответствии с предположениями и расчетами. Но в редких случаях кризис появляется неожиданно, т.е. без какого-либо предупреждения для специалистов предприятия.
Особенности и виды кризисов на предприятии
Кризис предприятия представляет собой переломный момент в последовательности процессов событий и действий. Типичным для кризисной ситуации является два варианта выхода из нее: или это ликвидация предприятия как крайняя форма, или успешное преодоление кризиса.
Начало, переломный пункт и конец кризиса на предприятии
Промежутки между началом и завершением кризиса бывают разной длительности. С одной стороны есть продолжительные, слабо ускоряющиеся кризисные процессы, с другой стороны существуют неожиданно возникающие кризисные процессы, высокой интенсивности и с коротким сроком развития. Кризис может абсолютно неожиданно проявиться во время гармоничного развития предприятия и носить характер непреодолимой катастрофы или возникнуть в соответствии с предположениями и расчетами. Но в редких случаях кризис появляется неожиданно, т.е. без какого-либо предупреждения для специалистов предприятия.
При кризисе господствует дефицит времени и решений. Оценка ограниченного времени для принятия решений зависит от состояния кризиса и определяет этим недостаток времени или срочность решения проблем.
При кризисе
важным является проблема управления.
Высокая комплексность
Наиболее полное представление признаков кризиса дает Винер и Каан. С помощью 12 признаков Винеру и Каану удалось наиболее полно описать понятие кризиса. На их взгляд, кризис:
1. Часто
переломный пункт в
2. Он часто
образует ситуацию, при которой
огромное значение играет
3. Он угрожает целям и ценностям.
4. Его последствия
носят тяжелый характер для
будущего задействованных в
5. Он состоит из событий, которые создают новые условия для достижения успеха.
6. Он
привносит неопределенность в
оценку ситуации и в
7. Он снижает контроль над событиями и влиянием на них.
8. Он снижает время на реакцию до минимума, вызывает стресс и страх у участников.
9. Имеющаяся
в распоряжении участников
10. Он вызывает
нехватку имеющегося в
11. Он меняет отношения между участниками.
12. Он повышает напряжение, особенно в политических кризисах, которые затрагивают нации.
Выше перечисленных признаков вполне достаточно для того, чтобы в полной мере охарактеризовать кризис.
В литературе по экономике предприятия виды кризисов излагаются по-разному, различными способами и учитывая различные критерии. Представим многообразие форм проявления кризиса на предприятии, классифицируя кризисы по различным критериям. Возможно использовать следующую классификацию:
кризис стратегического
кризис на стадии жизненного цикла предприятия;
основные причины кризисов;
агрегированное состояние
степень угрозы целям предприятия.
Кризис стратегического
Кризис на стадии жизненного цикла предприятия. В этом смысле возможно разделение на кризис основания фирмы, роста и старости.
Основные причины кризисов. Здесь возможно разделение причин на внутренние и внешние.
Агрегированное состояние
Степень угрозы целям предприятия.
Обязательными предпосылками
а) поддержание платежеспособности,
б) исключение обременения предприятия долгами, т.е. превышения пассивов над активами. С учетом системных целей возможно определение видов кризисов как кризисы стратегии, достижений (результатов) и ликвидности.
Далее рассмотрим классификацию по целям предприятия, находящимся под угрозой в связи с кризисом. Это позволит нам в дальнейшем определить стратегический кризис/кризис стратегий, кризис результатов и кризис ликвидности.
Виды кризисов по целям предприятия, находящимся под угрозой
О кризисе стратегий (стратегическом кризисе) речь идет тогда, когда потенциал развития предприятия (инновационного потенциала), который мог бы быть использован в течение продолжительного времени, существенно поврежден, исчерпан и/или нет возможности создать новый. Причины стратегического кризиса различны, к примеру, это упущенное технологическое развитие, или отставание от него, не адекватная изменяющимся требованиям рынка стратегия маркетинга.
Кризис результатов/результативный кризис, или еще возможно его назвать оперативный кризис, описывает состояние, при котором предприятие имеет убытки и из-за постоянного уменьшения собственного капитала движется к ситуации дефицита баланса/превышения пассивов над активами. Примером причин вызывающих кризис результатов могут являться: потери, как последствие отсутствия потенциала развития предприятия (инновационного потенциала), недостаточная эффективность оперативных мероприятий или менеджмента, который не в состоянии в достаточной мере использовать потенциал развития предприятия для повышения доходов.
При кризисе ликвидности из-за увеличивающихся убытков предприятию грозит потеря платежеспособности или платежеспособность уже отсутствует. В дополнении к этому предприятию грозит опасность дефицита баланса/превышения пассивов над активами.
Информация о работе Особенности и виды кризисов на предприятии