Особенности и виды кризисов на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 15:00, реферат

Описание работы

Промежутки между началом и завершением кризиса бывают разной длительности. С одной стороны есть продолжительные, слабо ускоряющиеся кризисные процессы, с другой стороны существуют неожиданно возникающие кризисные процессы, высокой интенсивности и с коротким сроком развития. Кризис может абсолютно неожиданно проявиться во время гармоничного развития предприятия и носить характер непреодолимой катастрофы или возникнуть в соответствии с предположениями и расчетами. Но в редких случаях кризис появляется неожиданно, т.е. без какого-либо предупреждения для специалистов предприятия.

Работа содержит 1 файл

Особенности и виды кризисов на предприятии.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

Особенности и виды кризисов на предприятии

 

Кризис  предприятия представляет собой  переломный момент в последовательности процессов событий и действий. Типичным для кризисной ситуации является два варианта выхода из нее: или это ликвидация предприятия  как крайняя форма, или успешное преодоление кризиса.

 

Начало, переломный пункт и конец  кризиса на предприятии

 

Промежутки  между началом и завершением  кризиса бывают разной длительности. С одной стороны есть продолжительные, слабо ускоряющиеся кризисные процессы, с другой стороны существуют неожиданно возникающие кризисные процессы, высокой интенсивности и с коротким сроком развития. Кризис может абсолютно неожиданно проявиться во время гармоничного развития предприятия и носить характер непреодолимой катастрофы или возникнуть в соответствии с предположениями и расчетами. Но в редких случаях кризис появляется неожиданно, т.е. без какого-либо предупреждения для специалистов предприятия.

 

При кризисе  господствует дефицит времени и  решений. Оценка ограниченного времени для принятия решений зависит от состояния кризиса и определяет этим недостаток времени или срочность решения проблем.

 

При кризисе  важным является проблема управления. Высокая комплексность управления в условиях кризиса позволяет, с  одной стороны, оказывать влияние на развитие автономных процессов и охватывает, с другой стороны, специфическую проблематику руководства: необходимость его высокого качества и наличие только двух вариантов конечного результата действий менеджмента, т.е. возможно либо банкротство, либо успешное преодоление кризиса.

 

Наиболее  полное представление признаков  кризиса дает Винер и Каан. С  помощью 12 признаков Винеру и Каану  удалось наиболее полно описать  понятие кризиса. На их взгляд, кризис:

 

1. Часто  переломный пункт в развивающейся смене событий и действий.

 

2. Он часто  образует ситуацию, при которой  огромное значение играет неотложность/срочность  действий.

 

3. Он угрожает  целям и ценностям.

 

4. Его последствия  носят тяжелый характер для  будущего задействованных в нем  участников.

 

5. Он состоит  из событий, которые создают  новые условия для достижения  успеха.

 

6.  Он  привносит неопределенность в  оценку ситуации и в разработку  необходимых альтернатив для  преодоления кризиса.

 

7.  Он снижает контроль над  событиями и влиянием на них.

 

8. Он снижает  время на реакцию до минимума, вызывает стресс и страх у  участников.

 

9. Имеющаяся  в распоряжении участников информация, как правило, недостаточна.

 

10. Он вызывает  нехватку имеющегося в распоряжении  у участников времени.

 

11. Он меняет  отношения между участниками.

 

12. Он повышает  напряжение, особенно в политических  кризисах, которые затрагивают нации.

 

Выше перечисленных  признаков вполне достаточно для  того, чтобы в полной мере охарактеризовать кризис.

 

В литературе по экономике предприятия  виды кризисов излагаются по-разному, различными способами и учитывая различные критерии. Представим многообразие форм проявления кризиса на предприятии, классифицируя кризисы по различным  критериям. Возможно использовать следующую классификацию:

кризис стратегического развития предприятия;

кризис на стадии жизненного цикла  предприятия;

основные причины кризисов;

агрегированное состояние кризиса;

степень угрозы целям предприятия.

 

Кризис стратегического развития предприятия. Здесь может идти речь о кризисе роста, стагнации или упадка.

 

Кризис на стадии жизненного цикла  предприятия. В этом смысле возможно разделение на кризис основания фирмы, роста и старости.

 

Основные причины кризисов. Здесь  возможно разделение причин на внутренние и внешние.

 

Агрегированное состояние кризиса. Различают латентный и острый кризисы.

 

Степень угрозы целям предприятия. Обязательными предпосылками нормального  состояния предприятия является:

 

а) поддержание  платежеспособности,

 

б) исключение обременения предприятия долгами, т.е. превышения пассивов над активами. С учетом системных целей возможно определение видов кризисов как кризисы стратегии, достижений (результатов) и ликвидности.

 

Далее рассмотрим классификацию по целям предприятия, находящимся под угрозой в связи с кризисом. Это позволит нам в дальнейшем определить стратегический кризис/кризис стратегий, кризис результатов и кризис ликвидности.

 

 

Виды кризисов по целям предприятия, находящимся  под угрозой

 

О кризисе  стратегий (стратегическом кризисе) речь идет тогда, когда потенциал развития предприятия (инновационного потенциала), который мог бы быть использован в течение продолжительного времени, существенно поврежден, исчерпан и/или нет возможности создать новый. Причины стратегического кризиса различны, к примеру, это упущенное технологическое развитие, или отставание от него, не адекватная изменяющимся требованиям рынка стратегия маркетинга.

 

Кризис  результатов/результативный кризис, или  еще возможно его назвать оперативный  кризис, описывает состояние, при котором предприятие имеет убытки и из-за постоянного уменьшения собственного капитала движется к ситуации дефицита баланса/превышения пассивов над активами. Примером причин вызывающих кризис результатов могут являться: потери, как последствие отсутствия потенциала развития предприятия (инновационного потенциала), недостаточная эффективность оперативных мероприятий или менеджмента, который не в состоянии в достаточной мере использовать потенциал развития предприятия для повышения доходов.

 

При кризисе  ликвидности из-за увеличивающихся  убытков предприятию грозит потеря платежеспособности или платежеспособность уже отсутствует. В дополнении к  этому предприятию грозит опасность  дефицита баланса/превышения пассивов над активами.


Информация о работе Особенности и виды кризисов на предприятии