Особенности и основные черты японского менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление особенностей и характерных черт японского менеджмента. Выявление принципов управления позволит при необходимости в дальнейшем рассмотреть их использование в менеджменте России.

Содержание

Введение
Особенности японского менеджмента
1.1 Национальные особенности японского менеджмента
1.2 Становление менеджмента в Японии
2. Системы управления
2.1 Принципы управления в Японии
2.2 Японская философия управления
3. Основные черты японского менеджмента
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

курсач по истории менеджмента.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки РФ

     Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  «Северо-Кавказский государственный  технический университет» 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     по  дисциплине «История менеджмента»

     на  тему: «Особенности и основные черты  японского менеджмента» 
 
 
 

                                                                               

                                                                               Автор работы: Тихая Ж.А

                                                                                     спец. 080507, гр. УМЗ - 101

                                                     

                                                                              Руководитель работы:

                                                                                     к.э.н., доц. Калюгина С. Н.

                                                                        Работа защищена:

                                                       Оценка: 
 
 
 

Ставрополь, 2011

 

     

     Курсовая  работа состоит из введения, основной части (трех параграфов), заключения, списка используемых источников.

     В основной части рассматривается особенности и основные черты японского менеджмента: принципы и философия управления в Японии.

     В заключение, на основе выводов даются предложения и рекомендации.

     Курсовая  работа содержит общий объем 34 страницы. 
 

        
Содержание

Введение

  1. Особенности японского менеджмента 

      1.1 Национальные особенности японского менеджмента

      1.2 Становление менеджмента в Японии

2. Системы управления

    2.1 Принципы управления в Японии

       2.2 Японская философия управления

3. Основные черты японского менеджмента

Заключение 

Список  используемых источников 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

          Актуальность проблемы изучения японского менеджмента определяется, прежде всего, тем, что за последние два десятилетия Япония заняла лидирующее положение на мировом рынке.

     После войны, пережив затяжное и длительное восстановление, Япония в 50-60-х годах  продемонстрировала быстрый рост, по своим темпам в 2-3 раза опережающий развитие таких стран, как США, ФРГ, Англия, Франция и Италия. Существенными факторами быстрых темпов развития были: низкий уровень военных расходов, дешевая рабочая сила; значительна роль факторов организационно-управленческого характера.

     Менеджмент  в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.

     Япония  во все времена (и особенно после  войны) уделяла большое внимание вопросам управления, еще в 60-е годы японские специалисты утверждали, что современное общество от конкуренции в финансовой и технической областях перешло к стадии конкуренции в способности управлять. История японской экономики свидетельствует о постоянной эволюции в структурах, методах и процедурах управления, о критическом пересмотре сложившихся традиций, активном заимствовании зарубежного опыта и выработке собственных высокоэффективных, оригинальных решений в области менеджмента.  

     Японский  менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально-психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда. Учитывая то, что налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния населения своим подчеркнуто прогрессивно-фискальным механизмом, в обществе минимально расслоение по благосостоянию, и это даёт возможность использовать чувство коллективизма максимально эффективно.

       Целью данной курсовой работы является выявление особенностей и характерных черт японского менеджмента. Выявление принципов управления позволит при необходимости в дальнейшем рассмотреть их использование в менеджменте России.

     Предметом изучения – особенности и основные черты японского менеджмента.

     Объектом  курсовой работы является выявление особенностей японского менеджмента.

     В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:

     - рассмотреть особенности менеджмента  в Японии;

     - рассмотреть системы управления: принципы и философия;

     - рассмотреть основные черты японского  менеджмента.

      Структуру курсовой работы составляют введение, основная часть, заключение и список использованных источников.

     Японский  менеджмент постоянно использует наиболее полезные концепции управления западных стран, их методы и технику, приспосабливая их к своим национальным особенностям, сохраняя и усиливая тем самым свои ценности и способствуя установлению особого стиля мышления и методов, присущих только японским менеджерам 
 

  1. Особенности японского менеджмента 
 

1.1Национальные особенности японского менеджмента 

     Многие  исследователи утверждают что, центр  мировой экономики в XXI века переместится из Северной Америки и Европы на берега тихого океана.

     К странам Тихоокеанского бассейна относятся США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и 10 стран Тихоокеанского кольца, которые по уровню развития экономики подразделяются на четыре категории.

  1. Япония-страна с высокоразвитой экономикой
  2. Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг - быстро развивающиеся страны.
  3. Филиппины, Таиланд, Индонезия и Малайзия – развивающиеся страны.
  4. Китай с населением свыше 1млрд человек и национальным доходом на душу населения, составляющим 2/3 соответствующего показателя стран АСЕАН.

     Среди отмеченных государств Япония доминирует по своим экономическим показателям, передовым технологиям, высококвалифицированной и производительной рабочей силе. Япония доминирует по производству почти всех категорий массовых полупроводниковых схем, является крупнейшим в мире производителем легковых автомобилей. Из десяти крупнейших банков мира (по объему вкладов) семь – японские.

     Японская  система менеджмента признана наиболее перспективной во всем мире и главная  причина ее успеха – умение работать с людьми, усовершенствованию, хорошему обслуживанию, снижение затрат и высокой производительности. Япония первой в мире стала развивать совершенный менеджмент с «человеческим лицом», привлекая всех работников к деятельности предприятия и фирмы к изготовлению качественной продукции с низкими издержками.

     В последние годы во всем мире возрастает интерес к японским формам и методам  управления так как быстрое успешное развитие экономики этой страны позволило  им занять лидирующее положение в  мире. Япония является крупнейшим в  мире производителем легковых автомобилей признана самой конкурентоспособной страной в мире. К решению вопросов конкурентоспособности японские менеджеры подошли с точки зрения обновленных идей качества. С конца 40-х годов началось широкое, повсеместное освоение статистических методов контроля качества, основанное на обучении и овладении навыками их практического применения. Это был первый шаг японской промышленности к комплексному управлению качеством. Вторым шагом было настойчивое и последовательное изучение запросов потребителя и воспитание уважения к требованиям. Потребителю стали доверять больше, чем любым прогнозным методам, - потребитель лучше всех знал свои потребности и свои экономические возможности. Это помогло установить контроль качества за производством сырья, материалов и комплектующих изделий.

     В процессе реализации стратегии тотального качества руководители японских промышленных предприятий научились максимально  использовать потенциал своих сотрудников  с гораздо большей эффективность, чем в кокой – либо другом государстве. Хотя Японский менеджмент постоянно использует концепции управления западных стран, и их методы и технику, приспосабливая их к своим национальным особенностям, сохраняя и усиливая тем самым свои ценности и способствуя установлению особого стиля мышления и методов, присущих только японским менеджерам. 
 
 
 

     1.2 Становление менеджмента в Японии 

     Одной из главных причин стремительного успеха Японии является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. За весь период исторического развития в Японии сложились определенные методы труда и поведения, соответствующие специфическим чертам национального характера

     За  последние два десятилетия Япония заняла лидирующее положение на мировом рынке. На ее долю приходится 44,5% общей стоимости акций всех стран мира. И это притом, что население Японии составляет всего 2% от населения земного шара.

     Основным  богатством страны японцы считают свои человеческие ресурсы. Японская система  хозяйствования опирается на исторически  сложившиеся традиции групповой сплоченности и прирожденную устремленность японцев к созданию высококачественной продукции.

     Традиция  групповой сплоченности связана  с занятием японцев рисосеянием, требующим огромных затрат труда и обильного полива посевов, что было не под силу одной семье. Для создания искусственных водоемов людям приходилось объединяться в группы, артели.

     Отличительными  чертами японского характера  являются экономия и бережливость. Лозунги об экономии можно встретить на каждом японском предприятии. Требования экономии и бережливости непосредственно связаны с выпуском высококачественной продукции.

     Сущностью японского менеджмента является управление людьми. При этом японцы рассматривают не одного человека (личность), как американцы, а группу людей. Кроме того, в Японии сложилась традиция подчинения старшему по возрасту, позиция которого одобряется группой.                                        

     Известно, что поведение человека определяется его потребностями. При этом японцы выше других ставят социальные потребности (принадлежность к социальной группе, место работника в группе, внимание и уважение окружающих). Поэтому и вознаграждение за труд (стимулы) они воспринимают через призму социальных потребностей, хотя в последнее время японский менеджмент впитал в себя отдельные мотивационные концепции американского менеджмента, ориентированного на психологию индивида. Это нашло свое выражение в том, что стала признаваться необходимость личного потребления. Японцы стали в большом количестве приобретать товары личного потребления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Системы управления 

     2.1 Принципы управления в Японии 

     Современные методы управления сложились в Японии в условиях послевоенной разрухи, которая  поставила перед руководителями задачу восстановления социальной, политической и экономической жизни. Под влиянием американской оккупационной администрации будущие японские менеджеры познакомились с американской идеологией и методами управления бизнесом. Именно в этот период лидеры японского бизнеса начали постигать социальную ответственность за последствия своей деятельности.

Информация о работе Особенности и основные черты японского менеджмента