Особенности ценообразования на рынке монопсонии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:06, реферат

Описание работы

Как всем известно современная ситуация на рынке в настоящее время может складываться по-разному. Например, монополия, которая существует как феномен определенной власти над рыночной ценой со стороны продавца. Но известный контроль над ценами может быть и со стороны покупателя. Если термин монополя означает «один продавец», то монопсония – это «один покупатель».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Монопсония. Виды монопсонии………………………………………………3
1.1 Модель монопсонии…………………………………………………………..6
1.2 Монопсонистическая власть в рыночной экономике………………..……11
1.3 Предельные издержки приобретения продукции монопсонистом.............11
1.4 Кривая предложения монопсониста…………………………….………….14
1.4. Равновесие монопсонии……………………….………………………...….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….………..……...…....20

Работа содержит 1 файл

реферат особенности ценообразования на рынке монопсонии.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Монопсония. Виды монопсонии………………………………………………3

1.1 Модель  монопсонии…………………………………………………………..6

1.2 Монопсонистическая власть в рыночной экономике………………..……11

1.3 Предельные издержки приобретения продукции монопсонистом.............11

1.4 Кривая  предложения монопсониста…………………………….………….14

1.4. Равновесие монопсонии……………………….………………………...….16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………18

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….………..……...…....20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

   Как всем известно современная ситуация на рынке в настоящее время  может складываться по-разному. Например, монополия, которая существует как  феномен определенной власти над  рыночной ценой со стороны продавца. Но известный контроль над ценами может быть и со стороны покупателя. Если термин монополя означает «один продавец», то монопсония – это «один покупатель».

   Власть  монопсонии – это способность  единственного покупателя оказывать  влияние на цены тех ресурсов, которые  он закупает. Когда фирмы, обладающие властью монопсонии, увеличивают закупки, цена, которую они должны заплатить, возрастает. Так как такие фирмы  скупают значительную часть всего рыночного предложения соответствующего ресурса, фирма - монопсонист не может приобрести все необходимые ей ресурсы по одинаковой (прежней) цене.

   На  рынке совершенной конкуренции  имеется много продавцов и  покупателей, а поэтому ни один отдельно взятый продавец или покупатель не оказывает значительного влияния  на цену.

   Кроме рынков совершенной конкуренции  существуют рынки несовершенной конкуренции. Такая (несовершенная) конкуренция может существовать в условиях монопсонии. Это понятие попробую раскрыть в главной части  реферата. 

1. Монопсония. Виды  монопсонии. 

   Монопсония  (греч. μóνος; - один, óψων¡α - покупка) - ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж. Другими словами монопсония - это монополия покупателя. В широком смысле слова термин "монопсония" относят ко всем рынкам, где определяющее влияние на формирование цены оказывают покупатели, потребители товаров и услуг.

   Наиболее  типичным ее проявлением является государственная  монопсония и монопсония на рынке  труда.

   Монопсония  государственная - рыночная ситуация, при которой государство является единственным покупателем какой-либо продукции (например, вооружения); зачастую используется как средство для поддержки некоторых отраслей (прежде всего сельского хозяйства), продукцию которых государство покупает по твердым ценам.

   В качестве примера, государственной монопсонии можно привести Советское государство, которое было практически единственным покупателем производимой колхозами и совхозами сельхозпродукции. Будучи монопсонистом на рынке этой продукции, правительство проводило политику зональной и внутризональной дифференциации закупочных цен. Хотя такая дифференциация официально объяснялась необходимостью учета природно-климатических условий, специализации и технической оснащенности хозяйств, фактически она заключалась в том, что хозяйства с высокими затратами на производство продавали свою продукцию государству по высоким ценам, а хозяйства с низкими затратами по низким ценам.

   Возможны  также ситуации, когда монопсония является следствием конкурентных взаимодействий.

   «Коммерческая»  монопсония носит временный, неустойчивый характер, т. е. быстро разрушается. Тем не менее в условиях сбалансированного рынка монопсония может приводить к таким негативным последствиям, что и монополия. Например, искусственное занижение цен, навязывание контрагентам невыгодных условий договора и пр. Подобные действия предприятий-монопсонистов преследуются антимонопольным законодательством.

   Чистая  монопсония - редкое явление, как и чистая монополия. Она может существовать в небольших городах, в которых, например, единственная фирма нанимает всех трудоспособных жителей. Или правительство как единственный покупатель, в частности, ядерного оружия. Оно закупает все его рыночные предложения, поскольку продажа этого товара другим покупателям запрещена.

   Власть  монопсонии - это способность единственного покупателя оказывать влияние на цены тех товаров, которые он закупает. Когда фирмы, обладающие властью монопсонии, увеличивают закупки, цена, которую они должны заплатить, увеличивается. Предложение производственных ресурсов фирме-монопсонисту характеризуется восходящей кривой. Фирма, обладающая властью монопсонии на рынке производственных ресурсов, максимизирует прибыль посредством покупки ресурса вплоть до того момента, когда предельные издержки на ресурс сравняются с доходом от предельного продукта данного производственного ресурса.

   Монопсония  на рынке труда - модель рынка, на котором фирма «диктует заработную плату». В этом случае ставка заработной платы, которую фирма должна выплачивать, находится в прямой зависимости от количества нанимаемых работников. Такая ситуация характерна для рынков, на которых ограниченно представлена покупающая сторона (один или несколько нанимателей), согласованно действующая при найме работников. В условиях монопсонии кривая предельных издержек на ресурс (МРС) будет располагаться выше кривой предложенияресурса, так что фирма должна повышать ставки заработной платы при найме дополнительных работников. Максимизируя прибыль, фирма будет нанимать меньше работников и выплатит им более низкую заработную плату, чем на конкурентном рынке труда. 
 
 

Монопсония  на рынке труда  возникает при  следующих условиях: 

  • на рынке  труда взаимодействуют, с одной  стороны, значительное количество квалифицированных  рабочих, не объединенных в профсоюз, а с другой - либо одна крупная фирма-монопсонист, либо несколько фирм, объединенных в одну группу и выступающих как единый наниматель труда;
  • данная фирма (группа фирм) нанимает основную часть из суммарного количества специалистов какой-то профессии;
  • этот вид труда не имеет высокой мобильности (например, из-за социальных условий, географической разобщенности, необходимости приобрести новую специальность и т. п.);
  • фирма-монопсонист сама устанавливает ставку заработной платы, а рабочие либо вынуждены соглашаться с такой ставкой, либо искать другую работу.
 

   Рынок труда с элементами монопсонии не является редкостью. Особенно часто  подобные ситуации складываются в небольших  городах, где действует только одна крупная фирма - наниматель труда. При  совершенном конкурентном рынке  труда предприниматели имеют широкий выбор специалистов, мобильность труда абсолютна, любая фирма нанимает труд по неизменной цене, а кривая предложения труда в отрасли отражает предельные издержки на наем ресурса - труда. 

1.1 Модель монопсонии 

   На  чисто конкурентном рынке труда каждый предприниматель нанимает такое небольшое количество рабочих, что это не влияет на ставку заработной платы в целом. Каждая фирма "соглашается на заработную плату" в том смысле, что она может нанимать так мало или так много труда, сколько ей необходимо по рыночной ставке заработной платы, как отражено на ее кривой абсолютно эластичного предложения труда.

   Рассмотрим  теперь случай с монопсонией, при  которой наниматель обладает монополистической  силой покупать (нанимать). 

Монопсонии  присущи следующие черты: 

1. Количество  занятых на данной фирме составляет  основную часть всех занятых  каким-то конкретным видом труда.

2. Данный  вид труда является относительно  немобильным либо в силу географических  факторов, либо в том смысле, что  если рабочие нашли альтернативу применения своего труда, то они вынуждены приобретать новую квалификацию.

3. Фирма  "диктует заработную плату"  в том смысле, что ставка заработной  платы, которую фирма должна  выплачивать, находится в прямой  зависимости от количества нанимаемых рабочих. 

   В некоторых случаях монопсоническая  власть нанимателей, по существу, является полной в том смысле, что есть только единственный крупный наниматель на рынке труда. Например, экономика  некоторых крупных и мелких городов  и городков зависит почти полностью от одной крупной фирмы. Добывающее серебро предприятие может оказаться основным источником занятости в отдаленном городке в Колорадо. Текстильная фабрика в Новой Англии, целлюлозно-бумажная фабрика в Висконсине или какое-то перерабатывающее предприятие в сельскохозяйственном поясе обеспечивает большую долю занятости в соответствующей местности. Компания "Анаконда майнинг" является доминирующим нанимателем в Бутте, Монтана. В других случаях может превалировать олигопсония; три или четыре фирмы могут нанимать большую часть предложенного труда на конкретном рынке. Наше исследование олигопсонии явно наводит на мысль о том, что существует ярко выраженная тенденция олигопсонистов действовать совместно при найме труда, как некий монопсонист. 

Единицы труда Ставка заработной платы (дол.) Совокупные  издержки на оплату труда (дол.) Предельные  издержки на ресурс (дол.)
0 5 0   
1 6 6 6
2 7 14 8
3 8 24 10
4 9 36 12
5 10 50 14
6 11 66 16
 
 

Таблица 2. Монопсония при найме труда. 

   Важным  положением является следующее: когда фирма нанимает значительную часть из общего имеющегося в наличии предложения конкретного вида труда, ее решение о найме большего или меньшего количества рабочих повлияет на ставку заработной платы, выплачиваемой за этот труд. В частности, если фирма является крупной по отношению к рынку труда, она вынуждена будет платить более высокую ставку заработной платы, чтобы заполучить больше труда. Для простоты предположим, что есть только один наниматель конкретного вида труда в какой-то местности. В этом случае кривая предложения труда для данной фирмы и кривая совокупного предложения труда для рынка труда совпадают. Эта кривая предложения, в силу ранее объясненных причин, плавно поднимается, указывая на то, что фирма должна платить более высокую ставку заработной платы для привлечения большего числа рабочих.

   Кривая  предложения, по сути, является кривой средних издержек на труд со стороны  фирмы; каждая точка на ней показывает ставку · заработной платы (издержки) одного рабочего, которую следует  платить для привлечения соответствующего числа рабочих.

   Но  более высокая заработная плата, установленная для привлечения  дополнительных рабочих, должна выплачиваться  всем рабочим, уже нанятым по более  низким ставкам заработной платы. Если этого нет, то моральный климат среди рабочих, несомненно, ухудшится и наниматель столкнется с серьезными проблемами недовольства рабочих из-за дифференциации ставок заработной платы за одну и ту же работу. Что же касается издержек, то выплата единой заработной платы всем рабочим будет означать, что издержки на дополнительного рабочего - предельные издержки на ресурс (труд), то есть МRС, - будут превышать ставку заработной платы на величину, необходимую для доведения ставки заработной платы всех уже нанятых рабочих до нового уровня заработной платы. Таблица 2 иллюстрирует это.

   Один  рабочий может быть нанят при  ставке заработной платы, равной 6 дол. Но найм второго рабочего заставляет фирму платить более высокую  заработную плату - 7 дол. Предельные издержки на ресурс (труд) составляют 8 дол. (7 дол., уплачиваемых второму рабочему, плюс повышение ставки для первого рабочего на 1 дол.). Иначе говоря, общие издержки на труд составляют 14 дол. (=2 х 7 дол.), а не 13 дол., при условии, если бы первому рабочему платили 6 дол., а второму- - 7 дол. Значит, Мне второго рабочего равен 8 дол. (=14 дол.-6 дол.), а не 7 дол., как его ставка заработной платы. Аналогичным образом предельные издержки труда третьего рабочего составят 10 дол. (8 дол., которые должны выплачиваться, чтобы привлечь этого рабочего с другого места работы, плюс 2 дол. (= 2х1 дол.) как повышение ставок для первых двух рабочих). Важно, что для монопсониста предельные издержки ресурса (труда) будут превышать ставку заработной платы. Графически это отражается в том, что кривая МRС (колонки 1 и 4 в табл. 2) лежит выше кривой средних издержек труда, или предложения труда (колонки 1 и 2 в табл. 2), что и показано на рисунке 2.

Информация о работе Особенности ценообразования на рынке монопсонии