Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:46, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в изучении особенностей ценообразования на рынке факторов производства.
Из поставленной цели вытекает необходимость решения следующих задач:
- охарактеризовать факторы производства
- изучить процесс ценообразования на рынке факторов производства;
- дать понятие рынка капитала;
- рассмотреть особенности рынка капитала в России;
- выявить основные проблемы рынка капитала в России;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА……………………………………………..
1.1. Экономическая сущность факторов производства……………………
1.2. Классификация факторов производства……………………………….
1.3. Характеристика рынка капитала………………………………………...
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКЕ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ……………………………….
2.1. Ценообразование на рынках факторов производства ……….………
2.2. Развитие рынка капитала в России …………………………..…………
2.3. Современное состояние рынка капитала России………………………
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА КАПИТАЛА В РОССИИ…………………………………………..……….
3.1. Проблемы рынка капитала в России……………………………..……..
3.2. Пути улучшения функционирования рынка капитала в России……..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………
Один из самых спорных моментов в новейшей экономической истории России это период приватизации. Большое количество активов страны перешло из государственной собственности в частную.
Приватизация государственной социалистической собственности - это процесс передачи (на возмездной или безвозмездной основе) ресурсов и предприятий, принадлежащих государству или местным органам власти частным лицам или их группам, организованным в разных юридических формах для совместного хозяйствования (товарищества и общества).
К середине 1994 г. в России было приватизировано около 100 тысяч предприятий - чуть больше 2/3 всех промышленных предприятий страны, примерно 40 млн. человек стали владельцами акций, чуть больше 1 млн. человек стали владельцами малого бизнеса.
Если доля государственных основных фондов (капитала) во всех основных фондах страны в 1990 г. превышала 91% (остальное пришлось в основном на колхозно-кооперативные организации), то в 1994-1995 гг. она снизилась до 42-44% (разница в оценках - результат использования разных цен в связи с учетом переоценок основных фондов в 1994-1995 гг.).
Денежная приватизация началась в России формально с 1 июля 1994 г., в большинстве других постсоциалистических стран примерно в те же сроки. Проводилась и проводится она неровно, если судить по доходам бюджета от продажи государственного имущества. Однако по сравнению с ваучерным этапом приватизации эти доходы в годовом долларовом исчислении возросли в среднем в 2-3 раза. В денежной приватизации в России можно выделить два подэтапа: 1994-1999 гг. и 2000-2002 гг.
За период денежной приватизации государство продало еще примерно половину имущества, оставшегося у него после ваучерной приватизации.
Среди других массовых форм первоначального накопления капитала в России после приватизации госсобственности следует выделить разовую отмену государственной монополии на внешнюю торговлю в тогдашних особенных условиях вхождения российской экономики в мировую экономику. Например, в начале 90-х гг. превышение мировых цен на многие виды продукции, особенно нефть и газ, ряд других сырьевых товаров, над внутренними российскими ценами было почти стократным. В этих условиях простая отмена монополии внешней торговли и формальное акционирование предприятий-экспортеров давала им мгновенные миллиардные доходы без каких-либо изменений в производстве, технологии, управлении, сбыте. Большая часть представителей российского крупного частного капитала активно использовала для личного обогащения финансовые потоки, связанные с обслуживанием государственных финансов, экспортом сырья, и «улавливала» личные доходы наиболее обеспеченных слоев российского населения посредством предоставления им торгово-финансовых услуг. Частные инвестиции в реальный сектор начали приобретать заметные размеры только после финансового кризиса 1998 г., вызванного в числе прочего падением цен на основные товары российского сырьевого экспорта, что сократило возможности сравнительно легкого «отъема денег» у государства и населения. Это побудило представителей крупного бизнеса инвестировать часть своих средств в менее прибыльные сферы деятельности, в том числе в обрабатывающую промышленность.
Хотелось бы упомянуть миграцию капитала за рубеж как существенный фактор формирования спроса и предложения на рынке России. Уже в конце 1980-х годов в СССР начался нелегальный вывоз капиталов из России. В 1990-е годы эта тенденция преобладала. Капиталы бессистемно инвестировались в виде ссудного капитала (банковские счета), в некоммерческую недвижимость или просто «проедались» за границей. В 2000-е годы характер вывоза капиталов из России принципиально изменился – наметился явный крен в сторону наращивания предпринимательского капитала.
Если судить по количеству работающих за рубежом компаний, связанных с российским капиталом, то можно сказать, что основу внешней экономики России составляют офшорные компании. В середине 1990-х годов общее число офшоров, созданных российскими резидентами, оценивалось в 50 - 60 тыс., а в настоящее время - до 100 тыс. (3,5 - 4% всех имеющихся в мире офшоров). При этом за последние годы российский офшорный бизнес существенно изменился. В 1990-е годы основной задачей создания офшоров было сокрытие вывезенных из России капиталов, а уход от налогов был вторичной задачей. Причины массового спроса на офшоры объясняются вовсе не высокими ставками российских налогов - подоходного и налога на прибыль. В России они были и остаются значительно меньшими, чем на Западе (для сравнения: подоходный налог в Италии - 66%, Дании - 61, Франции - 57, Швейцарии -57, Германии - 53, Австрии - 50, Англии - 40%; в России было 12-20 - 30, сейчас -13%).
В 2006 г. имело место некоторое ускорение инвестирования основного капитала: вложения в него составили к уровню 2005 г. 113,7%, тогда как в 2005 г. к уровню 2004 г. - 110,7%. При этом следует отметить ускоренный, явно гипертрофированный - на фоне очевидного общего недофинансирования технического перевооружения обрабатывающих производств - рост финансовых вложений организаций. В 2006 г. общая абсолютная величина таких вложений впятеро превысила размеры инвестиций в основной капитал (в 2004 г. превышение не достигло двух раз), причем рост краткосрочных финансовых инвестиций почти вдвое опередил рост долгосрочных; вкупе с отмеченной деформацией инвестиционного потока это свидетельствует об ослаблении корпоративных стимулов к обновлению производственного аппарата.
В 2006 г. сохранялась и негативная тенденция отвлечения ресурсов от этого обновления по линии наращивания «прочих» инвестиций за рубеж (на «прямые» и «портфельные» зарубежные инвестиции российских организаций в 2006 г. пришлись всего 5%); из них 60% оказались перечисленными на банковские депозиты.
На начало 2007 года объемы инвестиций все еще недостаточны для нормального воспроизводства технической базы. Также отсутствовали позитивные изменения в направлениях инвестиционной деятельности, являющиеся ключевым фактором совершенствования промышленной структуры. Так, доля обрабатывающих производств в структуре инвестиций в основной капитал в январе—сентябре 2007 г. составила лишь 16,7% и даже несколько сократилась в сравнении с аналогичным периодом 2006 г. (17,5%). Не изменились к лучшему значения данного показателя по производству машин и оборудования (включая электронное, оптическое и электрооборудование) и по выполнению НИОКР. Относительно иностранных инвестиций тенденция следующая: концентрация преимущественно в отраслях с высокой оборачиваемостью капитала — в торговле и общественном питании (32% общего объема инвестиций) и в незначительном масштабе в других отраслях экономики. Определенный избыток капитала в странах-донорах, а также потребность в продвижении своих товаров на новый, емкий российский рынок обусловливают заинтересованность нерезидентов в приобретении контроля над секторами российской экономики, ориентированными прежде всего на удовлетворение быстро растущего потребительского спроса. «Захват» новых рынков, занятие на них монопольного положения, преодоление таможенных барьеров, использование более дешевых факторов производства на внутреннем рынке, установление контроля над предприятиями-конкурентами - в последние годы эти факторы заставляли иностранных инвесторов активно приобретать доли участия в капитале российских компаний.
Из рассмотренного материала следует сделать следующий вывод: практически все страны оказывают поддержку на государственном уровне своим компаниям при их зарубежной экспансии. Это связано с ужесточением конкуренции на важнейших мировых рынках и, как следствие, усилением государственного протекционизма. В России на сегодняшний день не существует продуманной государственной политики в отношении инвестиционной экспансии бизнеса. Хотя господдержка российских корпоративных структур в реализации их зарубежных проектов в последние годы усилилась - целостности и последовательности такой политике недостает.
2.3. Современное состояние рынка капитала в России
Развитость национального рынка капитала - фактор устойчивого роста любой экономики. Модель нерегулируемого рынка капитала в условиях рыночной экономики не может существовать долговременно. Концентрация производства, образование монополий и обострение противоречий в социальной сфере способствуют трансформации рыночной экономики в смешанную экономику, которая по всем параметрам характеризуется активным вмешательством государства.
Рассмотрим современную ситуацию на рынке капитала в России. В 2010 году государственные капитальные вложения, по данным Минфина России, профинансированы в сумме 47.8 млрд. рублей, что составляет 77.6% годового лимита.
По сравнению с 2009 года объем средств федерального бюджета, направленных на финансирование государственных капитальных вложений, увеличился на 8.3 млрд. рублей.
На финансирование Федеральной адресной инвестиционной программы использовано 44.9 млрд. рублей, или 77.2% годового лимита. Объем финансирования Федеральной адресной инвестиционной программы за 2010 год возрос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 9.8 млрд. рублей.
По перечню строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2010 год, предусмотренных в Федеральной адресной инвестиционной программе, освоено государственными заказчиками 14.4 млрд. рублей государственных капитальных вложений, или 47.5% годового лимита средств, предусмотренных на их строительство.
На конец 2010 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 48.3 млрд. долларов США, что на 26.7% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции - 50.9% (на конец 2009 г. - 47.5%), доля прямых инвестиций - 46.7% (48.7%), портфельных - 2.4% (3.8 процента). Таким образом, подтверждается тенденция сокращения удельного веса прямых и увеличения удельного веса прочих инвестиций в российской экономике.
Основные страны-инвесторы, постоянно осуществляющие значительные инвестиции в российскую экономику - Германия, США, Кипр, Великобритания, Франция, Нидерланды.
В 2010 г. в экономику России поступило 12.7 млрд. долл. США иностранных инвестиций, или на 51.3% больше, чем в 2009 году (Приложение 1).
В промышленности наиболее привлекательными для иностранных инвесторов были следующие отрасли: цветная металлургия (9.3%), топливная промышленность (8.3%), в том числе нефтедобывающая промышленность (7.7%), черная металлургия (5.7%) и пищевая промышленность (3.5 процента).
Растущий интерес иностранных инвесторов к сфере услуг свидетельствует о смещении приоритетов инвесторов от сырьевого сектора экономики России к другим отраслям промышленности.
За период 2009 -2010 гг. произошли заметные изменения в темпах роста иностранных инвестиций и инвестиционных предпочтениях инвесторов.
Годовые изменения в динамике и видовой структуре иностранных инвестиций привели к соответствующим изменениям отраслевой структуры их накоплений в отраслях экономики. Доля накопленных иностранных инвестиций за рассматриваемый период выросла в торговле и общественном питании с 31.1% до 34.8%. В то же время она снизилась во всех остальных отраслях реального сектора экономики: в промышленности с 38.9% до 35.9%; в отрасли «связь» с 10.0% до 8.8%; в отрасли «транспорт» с 6.7% до 5.7% и другие.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА КАПИТАЛА В РОССИИ
3.1. Проблемы рынка капитала в России
Современное состояние рынка капитала в России, не смотря на то, что мировой финансовый кризис уже преодолен, вызывает серьезные опасения. Наряду с неблагоприятной рыночной конъюнктурой налицо дисбаланс распределения финансовых средств государством с акцентом в сторону поддержки фондового рынка с сохранения стабилизационных фондов.
Глобальная фондовая игра на понижение в нынешних масштабах может вестись только ради чрезвычайной недооценки реальных активов и для их последующей скупки за бесценок, т.е. в целях нового мирового передела собственности. Если исходить из того, что ставка рефинансирования Федеральной резервной системы США - полтора процента годовых, а российская центробанковская - почти на порядок выше, то следует, конечно, отвергнуть продолжение линии «открытости цивилизованному миру» и закрыться от ловушки «свободы торговли». Конкретнее говоря, необходимы, во-первых, срочные, «пожарные» меры по обеспечению в кризисный период действенного контроля прав собственности на ключевые стратегические объекты, да и вообще на все в стране, что представляет не виртуально-спекулятивную, а реальную ценность. Причем надо быть готовыми к абсолютно неизбежным в случае эффективности этих мер серьезным конфликтам с Соединенными Штатами и с Западом в целом.
Во-вторых, в условиях уже выявившихся в народном хозяйстве массовых многомесячных неплатежей совершенно недостаточно дать крупным отечественным компаниям возможность «перекредитоваться». Нужны чрезвычайного характера меры государственного принуждения стратегически значимых корпораций-монополистов к осуществлению платежей, причем прежде всего - машиностроительным и иным высокотехнологичным подрядчикам, за выполненные работы, а также принуждения этих корпораций к заключению долгосрочных, трех-пятилетних, контрактов с производителями-поставщиками.
Необходимо, конечно, в разумных пределах поддержать и банковскую систему, взяв при этом под четкий госконтроль все банковские расходы, включая выплаты топ-менеджерам. Однако стократ важнее всерьез поддержать реальный сектор экономики, без которого банковская система, собственно, не нужна никому, кроме финансовых спекулянтов.
Факты таковы, что проводятся сокращения персонала в банках, инвестиционных компаниях и промышленных корпорациях, в сфере ритейла и на рынке продажи недвижимости, а значит, увеличивается безработица, падает спрос на многие виды товаров и услуг, и далее - по цепочке - на производящих их предприятиях сократятся доходы и оплата труда. Уже значительно ограничено строительство, урезаются планы модернизации предприятий, замораживаются разработка и реализация новых проектов в материальном производстве.
В общем, сегодня в Росси уже более менее стабилизировалось финансовое и экономическое положение, но, тем не менее, на рынке капитала ещё необходимо принятие ряда мер по развитию данного фактора производства.
3.2. Пути улучшения функционирования рынка капитала
Первый и наиболее важный принцип решения проблем на рынке капиталов в России заключается в том, что на уровне правительства необходимо признать следующее:
для того чтобы улучшить жизнь людей, следует сделать все возможное для стимулирования развития
жизнеспособных предприятий, способных действовать самостоятельно и платить по счетам без одолжений и субсидий со стороны государства, которые в настоящее время наносят ущерб бюджету;
эти предприятия не могут начать эффективно работать, выплачивая непомерные налоги и испытывая на себе произвол властей: необходимо выработать качественное законодательство, а также справедливую систему налогообложения;
эти предприятия должны будут привлекать деньги для собственного развития, и если последние не будут привлечены на российском рынке, то они будут привлечены за рубежом и прибыль будут получать иностранцы, что не будет способствовать скорейшему оздоровлению России;