Основы экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:33, реферат

Описание работы

Стоимость — основа количественных соотношений при эквивалентном обмене. Разные экономические школы природу стоимости объясняют по-разному: затратами рабочего времени, балансом спроса и предложения, издержками производства, предельной полезностью и др.
Стоимость в статистике — произведение цены товара на его количество.

Работа содержит 1 файл

основы экономической теории.docx

— 21.51 Кб (Скачать)

ГОУ СПО  Томский лесотехнический техникум

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы экономической  теории.

 

 

 

 

 

 

                                                    Выполнила: Сергеева Д.А. группа  БУ-11з

                            Проверила: Сваровская Е.Ф.

 

 

 

Томск 2012

Вопросы.

1)Стоимость  и себестоимость.

2)Рыночная  монополия. Соперничество между  монополией и конкуренцией. 

Стоимость.

Стоимость — основа количественных соотношений при эквивалентном обмене. Разные экономические школы природу стоимости объясняют по-разному: затратами рабочего времени, балансом спроса и предложения, издержками производства, предельной полезностью и др.

Стоимость в статистике — произведение цены товара на его количество.

Стоимость в повседневной речи —  цена товара («сколько сто́ят спички?»), затраты на приобретение («мне это  стоило 1000 руб.»). Близко к терминам затраты, себестоимость.

Теории стоимости.

Являясь фундаментальной экономической  категорией, стоимость, тем не менее, крайне трудно поддаётся пониманию  и анализу.

Трудовая теория стоимости.

Согласно этой теории в основе стоимости  лежит общественно необходимое  рабочее время (затраты труда) на производство товара, при этом труд подразумевается не конкретный, а  абстрактный — упрощённый и усреднённый  для текущих типичных условий  производства. По мнению лауреата Нобелевской  премии по экономике В. В. Леонтьева, трудовая теория стоимости на сегодня  наиболее исчерпывающе объясняет базовые экономические явления.

Теория предельной полезности

Термин «предельная полезность»  был введен в экономическую науку  Фридрихом фон Визером (1851—1926). Судя по всему, в настоящее время именно теории предельной полезности (англ. Marginal Value Theory) придерживается основная часть западных учёных-экономистов.

Разновидностью теории предельной полезности являются Законы Госсена.

Субъективная теория стоимости.

Испанский и перуанский юрист, и экономист Хуан де Матьенсо в середине XVI века выделил понятие Справедливой цены, основываясь на классических доктринах схоластики относительно «общей оценки» («communiter fungi») на рынке с полной свободой действия. По сути, «правомерную» цену (так называемая «установленная», «твёрдая цена») Матьенсо принимает во внимание в случаях, когда «твёрдая цена» может наносить убытки для экономической деятельности. К тому же автор отвергает теорию «стоимость-труд», основанную на издержках производства, утверждая, что вещи не имеют объективной стоимости сами по себе, поскольку существуют другие факторы, определяющие стоимость, такие как: необходимость, полезность, заинтересованность лиц, нехватка товара (дефицит) или простота в его использовании.

 

Себестоимость.

Себестоимость — все издержки (затраты), понесённые предприятием на производство и реализацию (продажу) продукции  или услуги.

Более полное определение себестоимости:

«Себестоимость — это стоимостная  оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных  ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию»

В экономической науке и для  прикладных задач выделяется несколько  типов себестоимости:

Полная себестоимость (средняя) —  соотношение полных издержек к объему производства;

Предельная себестоимость —  это себестоимость каждой последующей  произведенной единицы продукции;

Виды себестоимости:

Себестоимость по статьям калькуляции (распределение затрат для составления  себестоимости по статьям учета);

Себестоимость по элементам затрат.

Структура себестоимости по статьям  калькуляции

1) материалы, прочее (комплектующие,  полуфабрикаты, агрегаты, узлы и  т. д.)

2) Топливо, энергия, идущая на производство

3) Амортизация основных производственных  фондов (ОПФ, или 2-я группа основных  средств: оборудование, станки, техника  и т.п.)

4) Основная заработная плата  основного персонала (оклад, тариф)

5) Дополнительная заработная плата  основного персонала (надбавки, доплаты  к тарифным ставкам и должностным  окладам в размерах, предусмотренных  действующим законодательством;  калькулируются как процент от  п.4)

6) Отчисления на социальные мероприятия  (пенсионный фонд, фонд безработицы,  фонд социального страхования,  фонд платы за несчастные случаи; начисляется процентом от основной  заработной платы)

Пункты 4, 5 и 6 образуют фонд оплаты труда (ФОТ).

7) Общепроизводственные расходы  (ОПР: расходы на сбыт, внутрипроизводственные  затраты, ФОТ служащих и прочее (например ремонт: закупка паркета,  клея, ламината, штукатурки и т.  д.); калькулируется как процент  от п.4)

8) Командировочные расходы —  стоимость билетов, суточные, оплата  жилья

9) Работы сторонних организаций  (контрагентов)

10) Административные расходы —  расходы на содержание аппарата  управления

[править]

Структура себестоимости по элементам  затрат

I Материальные затраты:

1) Сырье, материалы, комплектующие  изделия и т. д.;

2) Топливо, энергия;

3) Общепроизводственные затраты.

II Оплата труда - заработная плата:

1) основного производственного  персонала;

2) вспомогательного производственного  персонала (обслуживание оборудования  и т. п.);

3) интеллектуального персонала;

4) служащих (руководство, менеджеры,  бухгалтеры и т.п.);

5) младшего обслуживающего персонала.

III Отчисления на социальные  мероприятия.

IV Амортизация основных средств.

V Прочее (накладные расходы, непосредственно  связанные с производством и  реализацией; маркетинговые расходы  и т.п.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Монополия.

Монополия - исключительное право  производства, промысла, торговли и  других видов деятельности, принадлежащее  одному лицу, определенной группе лиц  или государству.

В экономической литературе дается следующая классификация видов  монополий.

С учетом степени охвата экономики  выделяются такие виды монополистических  организаций.

В масштабе определенной отрасли - чистая монополия. В этом случае действует  один продавец, доступ на рынок для  возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством  товара, предназначенного для продажи, и его ценой.

В масштабе национального хозяйства  абсолютная монополия. Она находится  в руках государства или его  хозяйственных органов (например, государственная  монополия внешней торговли и  т.п.).

Монопсония (чистая и абсолютная) - один покупатель ресурсов, товаров.

В зависимости от характера и  причин возникновения различают  следующие виды монополий.

Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые  элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки  под виноградники). Сюда также относятся  целые отрасли инфраструктуры, имеющие  особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный  транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Зачастую существование естественных монополий оправдывается тем, что  они дают огромный экономический  выигрыш от больших масштабов  производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению  с расходами ресурсов, которые  были бы на множестве аналогичных  фирм.

Легальные монополии, образующиеся на законном основании (из называют "защищенными" от конкуренции). К ним можно причислить такие формы монополистических  организаций:

патентная система. Под патентом подразумевается  свидетельство, выданное правительством страны изобретателю на право исключительного  пользования сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, выданный на право занятия промыслом  торговлей;

авторские права, согласно которым  авторы получают исключительное право  продавать или размножать их произведения в течение всей жизни или в  какой-то период;

торговые знаки - специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют  идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается  использовать зарегистрированные торговые знаки).

Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяют эти организации от естественных монополий) имеется в виду объединения  предприятий, создаваемые ради получения  монополистических выгод. Эти монополии  преднамеренно меняют структуру  рынка:

создают барьеры для вхождения  на отраслевой рынок новых фирм;

ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое  объединение) доступ к источникам сырья  и энергоносителям;

создают очень высокий (по сравнению  с новыми фирмами) уровень технологии;

применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста  масштаба производства);

"забивают" новые фирмы хорошо  поставленной рекламой.

 

Картель - союз нескольких предприятий  одной отрасли промышленности, в  котором его участники сохраняют  свою собственность на средства и  продукты производства, а созданные  изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.

Синдикат - объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется  за участниками объединения, а готовая  продукция реализуется как их общее достояние через созданную  для этого контору.

Трест - монополия, в которой создается  совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

Концерн - союз формально независимых  предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.

 

Соперничество между монополией и конкуренцией.

На первый взгляд может показаться, что конкуренция и монополия  совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополизация способна, в конечном счете устранить свободную конкуренцию, а последняя, в свою очередь, подрывает чье - либо господство на рынке.

Между тем монополия находится  в весьма сложной и противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже  тот факт, что производство и реализация какого-либо продукта захвачены, монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество - стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш. С другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания ведет к монополии. Если предприниматель стремится победить своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словам, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция монополию.

В современных условиях крупные  капиталистические объединения  не уничтожили конкуренцию, а сосуществуют вместе с ней. Это обостряет и  углубляет общее соперничество. Противоречивая связь «конкуренция - монополия» напоминает спортивную борьбу, известную под названием «перетягивание каната», в которой меряются силами противостоящие друг другу группы людей. Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические  объединения и ведут тяжелое  противоборство с ними. В каждой стране монополии встречаются в  числе конкурентов иностранных компаний, проникающих на внутренний рынок. Стало быть, за небольшим исключением монополизация не приводит к сосредоточению всего производства и сбыта, какого - либо товара в руках единственной фирмы.

В развитых капиталистических и  развивающихся странах, достигших  значительного индустриального  уровня, имеет место внутриотраслевая конкуренция, прежде всего между  монополиями, производящими инородные  продукты. В такую борьбу ввязываются  сильные иностранные соперники. Конкуренция ведется и внутри каждой монополии, особенно при распределении  прибыли. Особым «фронтом» столкновения является соперничество монополии  и немонополизированными предприятиями.

Высокие цены, по которым в отрасли  сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют  и немонополизированным предприятиям часто реализовывать свои изделия  по столь выгодным ценам. В итоге  как соперничество между монополиями, так и конкуренция между последними и немонополизированными предприятиями  ведут к некоторому снижению цен.


Информация о работе Основы экономической теории