- тесная взаимосвязь
внешней политики с внутренней;
- взаимное
уважение суверенитета и независимости
государств;
- равноправие
государств;
- принципиальность
и гибкость при отстаивании государственных
интересов, способность к позиционному
маневрированию, отказ от “закостеневших”
стереотипов;
- сбалансированность
и многовекторность внешней политики,
прагматичность при выборе союзников
и партнеров;
- неделимость,
безопасность, то есть тесная взаимосвязь
ее различных уровней (политической, экономической,
военной, экономической и т. д.);
- достижение
баланса между глобальными региональными,
субрегиональными и национальными подходами
в решении проблем мира и безопасности;
- Казахстан,
как член ООН, проводит внешнюю политику
на основе принципов международного права;
- Казахстан,
как участник ОБСЕ, в своей внешнеполитической
деятельности опирается на 1- принципов
декларации Хельсинского заключительного
акта.
Теперь раскрою
внешнеэкономические
задачи Казахстана:
- поиск рынков
для сбыта казахстанской продукции, учитывая
сырьевой характер экономики, нам нужны
оптимальные пути для экспорта нефти (это
стратегическая цель);
- Казахстан
нуждается в инвестициях (V - 7,6 млрд., определяет
2 место среди СНГ по экспорту, после России);
- крайне важно
для Казахстана восстановить разрушенные
экономические связи с нашими соседями
на постсоветском пространстве;
- Казахстану
нужен опыт бывших социалистических стран
Европы и Азии (прежде всего Китая).
- Основные
направления во внешнеполитической
деятельности:
- укрепление
государственности и независимости РК;
- курс на модернизацию
политики, создание рыночной экономики;
- обеспечение
общественной и политической стабильности,
без которой не может быть развития;
- гражданский
мир, межнациональное согласие;
- интеграция
со странами СНГ и мировым сообществом.
- Стратегия
внешнеэкономических
связей должна складываться из следующих
направлений:
- “СНГ”. Сохранение
и упрочение экономического союза с Россией,
Украиной, Беларусью, Узбекистаном и другими
государствами Содружества.
- “АТР”. Пекин
- Сеул - Токио с выходом на другие страны
Юно-восточной Азии. Это направление представляет
собой большое значение как регион передовых
технологий, источник кредитов с возможностью
крупномасштабных инвестиций, а в перспективе
- как рынок сбыта нашей продукции и привлечение
рабочей силы для реализации ряда проектов
в Казахстане.
- “Азиатское”.
Особое внимание - Турции как потенциальному
рынку сбыта и одному из примеров развития
рыночной экономики. Сотрудничество со
странами Арабского Востока и передней
Азии для привлечения инвестиций в экономику.
- “Европейское”.
Приоритетное значение - Германия, которая
больше всех готова вкладываться в СНГ.
Благодаря наличию значительной немецкой
диаспоры возможно крупномасштабное сотрудничество
с Казахстаном. Сотрудничество с ЕЭС для
получения технической помощи и кредитов
в целях развития инфраструктуры и обучения
кадров.
- “Американское”.
Главное внимание - США как ведущей экономической
державе мира.
- Не менее
важным направлением является сотрудничество
Казахстана с международными экономическими
организациями, такими как Всемирный Банк,
специализированные учреждения ООН экономического
профиля (ЮНКТАД, ЮНИДО, ИКАО и др.), Генеральное
соглашение по торговле и тарифам.
- Попытаюсь
раскрыть отношения Казахстана с НАТО.
Сейчас роль НАТО выглядит иным образом,
чем раньше. У НАТО и Европейского Сообщества
есть интерес в расширении своего влияния
на республики бывшего СССР. В свою очередь,
эти республики, в том числе Казахстан,
заинтересованы в сотрудничестве с НАТО.
Такая обоюдная заинтересованность в
сотрудничестве оформилась в виде Совета
северо-атлантического сотрудничества
(ССАС), где Казахстан является одним из
его участников. Необходимость такого
участия принесет пользу Казахстану, т.к.
государства - члены НАТО обязались предоставить
Совету накопленный опыт и знания по вопросам
оборонного характера. Идя на контакт
с НАТО Казахстан делает это не в ущерб
военному сотрудничеству с СНГ и двусторонним
военным связям. Связи Казахстана и НАТО
согласуются с желанием и интересами Казахстана
по обеспечению европейской безопасности.
Казахстан считает необходимым неукоснительное
соблюдение международных принципов,
официально зафиксированных в Хельсинском
Заключительном Акте совещания по безопасности
и сотрудничеству в Европе: принципов
нерушимости границ и территориальной
целостности государств. Именно это определяет
необходимость расширения связей с НАТО
и включения в работу Совещания (ныне ОБСЕ),
участником которого Казахстан стал как
один из правопреемников бывшего СССР.
- Как и всем,
казахстанцам импонирует широкий спектр
задач, обозначенных ЮНЕСКО перед человечеством
в среднесрочной стратегии на пороге XXI
века: обновление систем образования;
содействие продвижению, передаче и распространению
знаний; повышение роли культурного наследия
и поощрение творчеств; содействие свободному
распространению информации и развития
коммуникаций; поддержка и укрепление
демократических процессов; содействие
предупреждению конфликтов и постконфликтному
миростроительству.
- Продолжая
тему о сотрудничестве, хотела бы подчеркнуть:
важно в полной мере воспользоваться широкими
возможностями не только ЮНЕСКО, но и других
подразделений ООН: ЭСКАТО, ПРООН, ЮНЕП,
ВОЗ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
География международных
связей нашей республики охватывает практически
все континенты. Среди наших партнеров
есть ведущие страны Азии, Европы, Америки
и далекая Австралия. Благодаря сбалансированной
и многосторонней политике успешно развиваются
отношения Казахстана с США, Китаем, Японией,
Францией, Канадой, Турцией, Ираном, Индией,
Пакистаном, Египтом, Саудовской Аравией,
Венгрией и другими восточно-европейскими
государствами, с Прибалтикой, Скандинавией,
Украиной и Закавказьем. Наметились подвижки
в латиноамериканском направлении и с
государствами Юго-восточной Азии. Активизируются
связи с арабским и в целом с мусульманским
миром.
Нам удалось избежать “провинциализма”
в политике, выйти на уровень внешнеполитических
инициатив, отвечающих основным тенденциям
мирового развития.
В целом, резюмируя итоги внешнеполитической
деятельности, можно сделать вывод о том,
что в основном сформировались ее инфраструктуры
и договорно-правовая база. Сложился международный
имидж республики как серьезного и надежного
партнера. Заложены необходимые предпосылки
интегрирования Казахстана в мирохозяйственные
связи.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Токаев. Сборник
статей. “Внешняя политика Казахстана”,
1995г.
- Н. А. Назарбаев.
“На пороге XXI века”. 1996 г.
- Конституция
1995 г.
- Н. А. Назарбаев.
“Стратегия становления и развития Казахстана
как суверенного государства”. 1992 г.
- Е. К. Нурпеисов,
А. К. Котов. “Государство Казахстан: от
ханской власти к президентской республике”.
1995 г.
- “Казахстан
и мировое сообщество”. 1996 г. № 3.
- Тримбетов.
“О союзе трех центрально-азиатских государств”.
- “Казахстан
и мировое сообщество”. 1994 г. № 1.
- Касенов.
“Итоги внешнеполитической деятельности
РК и ее приоритетные задачи”.
- Очерк “История
Казахстана”. Алматы, 1993 г.
- Договор
о коллективной безопасности между странами
СНГ. “Каз. правда”, 1992 г. 19 мая.
- “Дипломатический
курье”, 1996 г. № 1.
- Токаев. “Наша
задача - содействовать развитию Казахстана
как субъекту МП”.
- Г. Б. Хан,
Л. С. Суворов. “АТР в мировой экономике
и политике”, “Казахстан и АТР: перспективы
сотрудничества”, стр. 43. Алматы, 1996 г.