Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 19:08, реферат
Вновь присоединяющееся государство становится членом ВТО на условиях, которые вырабатываются в ходе переговоров между ним и членами ВТО. Продолжительность таких переговоров не регламентирована. Практика ВТО зарегистрировала самые продолжительные переговоры, продлившиеся 123 мес. (с Болгарией). Переговоры о присоединении КНР превысили эту продолжительность.
Реферат
по предмету «Всемирная
торговая организация»
на тему:
ОСНОВНЫЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ И
ПРОБЛЕМЫ ВСТУПЛЕНИЯ
РОССИИ В ВТО
МОСКВА 2008
Вновь
присоединяющееся государство становится
членом ВТО на условиях, которые
вырабатываются в ходе переговоров
между ним и членами ВТО. Продолжительность
таких переговоров не регламентирована.
Практика ВТО зарегистрировала самые
продолжительные переговоры, продлившиеся
123 мес. (с Болгарией). Переговоры о
присоединении КНР превысили
эту продолжительность. Условия
присоединения каждой страны носят
индивидуальный характер. В 1993-1997 гг. десять
из 12 стран СНГ (включая Россию) начали
переговоры о присоединении к
ВТО, и первой из них в декабре
1998 г. присоединилась Киргизия, затем
ряд других государств.
Известно, что Советский Союз в первые
послевоенные годы активно участвовал
в формировании политических и экономических
основ мира. Представители СССР участвовали
в разработке Бреттон-вудских соглашений,
в Гаванской конференции ООН по торговле
и занятости, из документов которой родилось
ГАТТ. Однако обстановка, сложившаяся
в мире, не позволила Советскому Союзу
стать участником ГАТТ. В начале 80-х гг.
XX в. представители СССР установили неформальные
контакты с Генеральным директором ГАТТ.
В середине 80-х гг. со стороны Советского
Союза была предпринята попытка стать
участником многосторонних торговых переговоров
в рамках Уругвайского раунда (она была
заблокирована США). Тем не менее в мае
1990 г. СССР получил статус наблюдателя
в ГАТТ. Российская Федерация унаследовала
этот статус в 1992 г. и повела дальнейшую
работу по сближению с ГАТТ. В 1994 г. в связи
с образованием ВТО это заявление было
переадресовано в ВТО. Летом 1995 г. начались
активные переговоры о присоединении
России к ВТО. К началу 1998 г. завершился
информационный этап переговоров. Он заключался
в ознакомлении стран-членов ВТО с системой
внешнеторгового режима России и другими
сторонами экономической системы страны,
имеющими значение для присоединения
к ВТО. В феврале 1998 г. начался собственно
переговорный этап, в ходе которого Россия
должна определить конкретные условия
своего участия в ВТО.
В соответствии с процедурой, установившейся
в рамках ГАТТ, а теперь и в ВТО, формальные
переговоры о присоединении к ВТО проходят
в рамках Рабочей группы, круг ведения
которой является стандартным для всех
присоединившихся стран и сформулирован
следующим образом:
"Изучить заявление Правительства Российской
Федерации о присоединении к Всемирной
торговой организации на основании статьи
XII и представить Генеральному совету
рекомендации, которые могут включать
проект Протокола о присоединении".
Первый практический шаг к присоединению
был сделан в феврале 1994 г., когда был представлен
Меморандум о внешнеторговом режиме России
(документ L/7410). В 1995 г. начались формальные
заседания Рабочей группы и неформальные
встречи и консультации.
За прошедший период проделана значительная
работа: в течение четырех лет с особой
тщательностью изучалось российское законодательство,
регулирующее внешнюю торговлю и сопряженные
отрасли хозяйств, и было достигнуто согласие
участников ВТО перейти к следующему этапу
переговорного процесса - выработке условий
присоединения России к ВТО. Сейчас переговоры
все более приближаются к моменту, когда
их итог, с одной стороны, будет зависеть
от политического решения России; с другой
стороны - от политического решения США,
ЕС и Японии, которое откроет путь для
России в ВТО.
Переговоры о присоединении России к ВТО
породили много вопросов в торговых и
промышленных кругах страны: Что получит
Россия, присоединившись к ВТО? Сможет
ли она реализовать выгоды и преимущества,
которые может дать этот шаг, или, прежде
всего, окажется перед лицом связывающих
обязательств? Какое значение будет иметь
этот шаг для развития экономики страны
и ее законодательной базы?
Ответить на вопросы прежде всего поможет
опыт других государств. Свыше 160 государств
посчитали для себя выгодным стать членами
ВТО или вступили на путь присоединения
к ВТО. На их долю приходится более 90% внешнеторгового
оборота России. Страны-участницы ВТО
образуют то, что принято именовать "мировая
торговая система", базой которой является
во многом унифицированное мировое правовое
пространство. Присоединяясь к ВТО, Россия
получает легитимный выход на правовое
пространство и международно-правовую
защиту, гарантируемую нормами ВТО. Это
относится к таким важным положениям,
как: режим наибольшего благоприятствования
и национальный режим для российских товаров
и услуг; защита от дискриминационных
внутренних налогов, акцизов и таможенных
сборов; свобода транзита, защита от дискриминационного
применения гаммы технических, санитарных
и фитосанитарных барьеров; определенная
гарантия против произвольного использования
других торгово-политических средств,
включая квотирование, антидемпинговые
и компенсационные меры. Кроме того, Россия
получит другие торгово-политические
преимущества, которые в итоге будут содействовать
ее организованному вхождению в мировое
хозяйство, развитию ее внешней торговли,
защите российских интересов за рубежом.
(Оставаясь за пределами ВТО, Россия рискует
оказаться в торгово-политической изоляции.)
Вместе с тем договоренности ВТО в правовом
плане выполняют роль многостороннего
торгового договора, присоединение к которому
существенно снижает потребность в громоздкой
системе двусторонних торговых договоров.
Далее, членство в ВТО позволит России
использовать механизм разрешения споров
и конфликтных ситуаций, эффективно действующий
в ВТО. Нужда в нем для российских предпринимателей
ощутимо возросла в 90-е гг., когда в ответ
на серьезное открытие внутреннего рынка
Россия столкнулась с избирательно действующими
торговыми барьерами за рубежом (как раз
по тем товарам и услугам, где Россия обладает
сравнительными преимуществами во внешней
торговле) и недобросовестной конкуренцией
ряда зарубежных фирм как на внешнем, так
и на внутреннем рынках страны.
Вопрос об участии в ВТО следует рассматривать
и в более широком контексте. Создание
ВТО повлекло за собой серьезные изменения
в общей системе развития правовых норм
международной торговли. Сейчас многие
положения ВТО проходят период становления.
Отношение к ним со стороны различных
стран неоднозначно. В этом, в частности,
один из уроков Конференции министров
стран-членов ВТО в Сиэтле. России необходимо
хорошо знать, понимать и использовать
в своих интересах эту "неоднозначность":
искать союзников, блокировать противников
и привлекать на свою сторону возможно
большее число государств. Однако активная
внешнеторговая дипломатия возможна только
при полноценном членстве в ВТО. Кроме
того, оно открывает перед Россией возможность
участия в новых переговорах по развитию
правовых основ международной торговли.
Эти переговоры уже идут и значительно
расширятся в будущем. Неучастие России
в этих переговорах поставит страну в
практическую изоляцию от процесса развития
мировой торговой системы и лишит ее возможности
отстаивать и защищать свои национальные
торговые интересы, как это делают страны-члены
ВТО. Причем чем дольше Россия будет оставаться
вне ВТО, тем сильнее она будет отставать
от процессов, идущих в мире, и тем с большим
объемом требований и обязательств она
встретится при присоединении.
Для вступления в ВТО необходимо приведение
российского законодательства в соответствие
с правовыми нормами ВТО. Это касается
как федерального законодательства, так
и законодательства субъектов Федерации.
Выполнение Россией одного из главных
для членства в ВТО условий связано с обеспечением,
помимо соответствия нормам ВТО федеральных
нормативных правовых актов, также соответствия
последним нормативных правовых актов
субъектов Федерации. Перевод на нормы
ВТО российского внешнеторгового законодательства
важен не только для присоединения к ВТО.
Правовая работа в этом направлении выведет
российское законодательство на правовые
нормы, которыми руководствуются все страны
мира, уменьшит ведомственный характер
законодательных актов и будет способствовать
укреплению стабильности, предсказуемости
и открытости внешнеторгового режима
России, на недостаточность которых поступают
жалобы со стороны не только внешнеторговых
партнеров России, но и отечественных
экспортеров и импортеров.
Однако присоединение к ВТО отнюдь не
означает лишь приобретения. Очевидны
и потери, неизбежно последующие в случае
присоединения России к этой организации.
Эти потери могут быть следующими:
защита многих российских производств,
находящихся в кризисе, будет серьезно
затруднена в результате значительного
снижения тарифов и облегчения доступа
иностранных товаров и услуг на российский
рынок;
ощутимыми окажутся и сокращения поступлений
в федеральный бюджет от снижения импортных
пошлин. Учитывая напряженное состояние
бюджета, трудности с пополнением его
доходной части, придется, видимо, компенсировать
эти потери с помощью повышения акцизов,
НДС и других внутренних налогов;
вступление в ВТО может затруднить возможности
продвижения России по пути интеграции
со странами СНГ и внутри Таможенного
союза. Несмотря на то, что между членами
Таможенного союза существует договоренность
о взаимных консультациях по вопросам
вступления в ВТО, не исключено, что одна
из стран подпишет Соглашение о присоединении
к ВТО раньше других, и тогда ее обязательства
перед ВТО в силу договоренности между
странами-участницами союза станут определенным
стандартом для других стран-участниц.
В то же время некоторые обязательства,
приемлемые для одной из них, окажутся
неприемлемыми для других;
членство в ВТО существенно ограничивает
возможности государства в области государственного
регулирования внешнеэкономической деятельности;
вступление в ВТО может оказать значительное
негативное влияние на российские рынки
услуг, особенно на финансовый сектор.
Присоединение России к ВТО связано с
решением многих проблем, но для этого
нужно, чтобы они были правильно поняты
с учетом правовых особенностей ВТО, о
чем и пойдет речь далее.
Главная особенность Заключительного
акта, определившая правовую структуру
ВТО, состояла в том, что результаты Уругвайского
раунда были представлены как единый пакт
правовых документов, принятие которых
обязательно для стран-членов ВТО без
каких-либо оговорок или исключений. Этот
принцип "все или ничего" - означал
важнейший политический поворот в организации
международной торговой системы.
Такое новое положение в международной
торговле создало сложную ситуацию для
ряда стран, еще не полностью готовых для
реализации новых договоренностей. Немалые
трудности возникли в связи с этим для
России, и в этом плане она не одинока.
ВТО представляет собой межгосударственную
структуру для организации выполнения
многосторонних соглашений и договоренностей.
Она выполняет функции организатора будущих
торговых переговоров и функции арбитра
в урегулировании споров. Моделью для
создания ВТО послужила фактически сложившаяся
в рамках ГАТТ организационная структура
для реализации Генерального соглашения.
Бюджет ВТО (как и бюджет ГАТТ) предназначен
только для финансирования названной
функции ВТО - организации выполнения
соглашений и договоренностей Раунда.
В этом плане ВТО существенно отличается
от большинства международных организаций
как системы ООН, так и вне ее.
Есть еще одна важная особенность ВТО
- круг ее ведения определяется соглашениями
и договоренностями, содержащимися в приложении.
Сейчас их 56, и они охватывают торговлю
товарами, услугами и торговые аспекты
прав интеллектуальной собственности.
Однако будущие переговоры, решения будущих
министерских конференций могут включить
в круг ведения ВТО новые вопросы. Уже
сейчас обозначились некоторые направления:
торговля и экология; прямые иностранные
инвестиции; ограничительная деловая
практика и режим конкуренции; информационные
технологии.
Другими словами, правовая структура ВТО
открыта для дальнейшего развития - включения
новых направлений. Это может изменить
с трудом достигнутый баланс интересов
и обязательств. Будущее ответит, сможет
ли конструкция, созданная в Марракеше,
выдержать эту дополнительную нагрузку
и окажется ли она управляемой. Годы реализации
правовых соглашений ВТО показали, что
многие страны не обладают финансовыми
кадровыми и правовыми ресурсами для их
реализации. Уже на второй Конференции
министров (май 1998 г., Женева) отмечалось,
что около 60 развивающихся стран не в состоянии
реализовать многие правовые положения
ВТО. Особенно сложным оказалось положение
с Соглашением по торговым аспектам прав
интеллектуальной собственности и Соглашением
по торговле услугами. На третьей Конференции
министров (декабрь 1999 г., Сиэтл) представители
развивающихся стран подчеркивали, что
многие из них не в состоянии содержать
представительства в Женеве и не имеют
квалифицированного персонала для участия
в сложных многопрофильных заседаниях
рабочих органов ВТО и многочисленных
рабочих групп, проходящих в Женеве.
Подводным камнем на пути развития ВТО
является регионализация торговых потоков
и создание замкнутых экономических группировок,
которые могут свести к очень маленькой
величине ключевой принцип ВТО - принцип
наибольшего благоприятствования (НБ),
особенно для небольших государств. Сегодня
режим НБ действует как в отношениях между
крупными блоками (Европейский Союз, НАФТА),
более мелкими группировками, так и в отношениях
между этими группировками и отдельными
странами.
Мировая торговля развивается еще по одному
направлению: торговля в рамках крупных
транснациональных компаний и торговля
между транснациональными компаниями.
В этих двух случаях действуют разные
экономические интересы, требующие разного
правового подхода. Попытки согласовать
их в рамках ВТО, очевидно, встретят большие
трудности. Все это ставит перед руководителями
ВТО сложную задачу - определение правильного
курса в развитии правовой и организационной
структуры ВТО.
Другая сложность - изменение положения
развивающихся стран в правовой структуре
ВТО. Ранее отмечалось, что дифференцированный
и более благоприятный режим, которым
пользовались эти страны в ГАТТ, возможность
неучастия во многих договоренностях
и соглашениях создавали для них льготный
режим в рамках международной торговой
системы. Сейчас эти льготы либо исчезли,
либо существенно ослабли. В результате
возросла напряженность в рамках ВТО в
отношениях между развитыми и развивающимися
государствами, особенно остро проявившаяся
в ходе Конференции министров стран-членов
ВТО в Сиэтле и фактически заблокировавшая
положительный исход Конференции.
Еще одна проблема возникает в связи с
тем, что ВТО сохраняет сложившийся в ГАТТ
механизм принятия решений: формально
решения принимаются голосованием, но
по существу продолжает действовать принцип
консенсуса, дающий право главным торгующим
нациям сохранять контроль над принятием
решений в ВТО. Принцип консенсуса фактически
усилен в ВТО своеобразной иерархией принятия
решений: предполагается, что к голосованию
придется прибегать только в случае (и
после того), если консенсуса достигнуть
не удается. Это положение узаконено (в
отличие от ГАТТ) в Соглашении об учреждении
ВТО (ст. IX, п. 1). Принцип консенсуса в организации,
охватывающей развивающиеся и развитые
страны, богатые и бедные, промышленные
и аграрные, может на практике означать
главенство при принятии решений более
сильных участников мировой торговли.
Сможет ли этот принцип выдержать испытание
более жесткой, равной для всех дисциплины
- вопрос, ответ на который даст только
время.
Как уже отмечалось, Россия ведет переговоры
о присоединении к международному правовому
механизму, конструкция которого во всех
деталях в данный момент не известна. Вместе
с тем место России в международной торговле
и в мировой политической системе в настоящее
время таково, что она не может подстроить
под себя эту многостороннюю систему.
Страны-члены ВТО, вне всякого сомнения,
не будут перестраивать ВТО ради присоединения
России. Однако, став членом ВТО, Россия,
безусловно, сможет влиять на ее дальнейшее
развитие. В этом один из аргументов в
пользу того, что процесс присоединения
не следует затягивать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Документы 1ой международной практической
конференции ВТО и интересы предпринимателей.
- М., 1997.
2) Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация.
- М.: Изд-во Торгово-промышленной палаты
(ТПП), 1997.
3) Россия на пути в ВТО / Руководитель работы
чл.-корр. РАН И.С. Королев. - М.: ИМЭМО, 2001.
4) Смирнов П.С., Хребтов В.А. Россия на пути в ВТО. - М., 2000.
Информация о работе Основные последствия и проблемы вступления России в ВТО