Основные последствия и проблемы вступления России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 19:08, реферат

Описание работы

Вновь присоединяющееся государство становится членом ВТО на условиях, которые вырабатываются в ходе переговоров между ним и членами ВТО. Продолжительность таких переговоров не регламентирована. Практика ВТО зарегистрировала самые продолжительные переговоры, продлившиеся 123 мес. (с Болгарией). Переговоры о присоединении КНР превысили эту продолжительность.

Работа содержит 1 файл

Реферат по предмету.docx

— 23.07 Кб (Скачать)
 

      

Реферат по предмету «Всемирная торговая организация» на тему: 

ОСНОВНЫЕ  ПОСЛЕДСТВИЯ И  ПРОБЛЕМЫ ВСТУПЛЕНИЯ 
РОССИИ В ВТО
 
 
 

                                                                                    Выполнил:

                                                                                      студент 3-ей группы

                                                                                      3-ого курса

                                                                                      Зубанов Виталий. 
 
 
 

МОСКВА 2008

Вновь присоединяющееся государство становится членом ВТО на условиях, которые  вырабатываются в ходе переговоров  между ним и членами ВТО. Продолжительность  таких переговоров не регламентирована. Практика ВТО зарегистрировала самые  продолжительные переговоры, продлившиеся 123 мес. (с Болгарией). Переговоры о  присоединении КНР превысили  эту продолжительность. Условия  присоединения каждой страны носят  индивидуальный характер. В 1993-1997 гг. десять из 12 стран СНГ (включая Россию) начали переговоры о присоединении к  ВТО, и первой из них в декабре 1998 г. присоединилась Киргизия, затем  ряд других государств. 
Известно, что Советский Союз в первые послевоенные годы активно участвовал в формировании политических и экономических основ мира. Представители СССР участвовали в разработке Бреттон-вудских соглашений, в Гаванской конференции ООН по торговле и занятости, из документов которой родилось ГАТТ. Однако обстановка, сложившаяся в мире, не позволила Советскому Союзу стать участником ГАТТ. В начале 80-х гг. XX в. представители СССР установили неформальные контакты с Генеральным директором ГАТТ. В середине 80-х гг. со стороны Советского Союза была предпринята попытка стать участником многосторонних торговых переговоров в рамках Уругвайского раунда (она была заблокирована США). Тем не менее в мае 1990 г. СССР получил статус наблюдателя в ГАТТ. Российская Федерация унаследовала этот статус в 1992 г. и повела дальнейшую работу по сближению с ГАТТ. В 1994 г. в связи с образованием ВТО это заявление было переадресовано в ВТО. Летом 1995 г. начались активные переговоры о присоединении России к ВТО. К началу 1998 г. завершился информационный этап переговоров. Он заключался в ознакомлении стран-членов ВТО с системой внешнеторгового режима России и другими сторонами экономической системы страны, имеющими значение для присоединения к ВТО. В феврале 1998 г. начался собственно переговорный этап, в ходе которого Россия должна определить конкретные условия своего участия в ВТО. 
В соответствии с процедурой, установившейся в рамках ГАТТ, а теперь и в ВТО, формальные переговоры о присоединении к ВТО проходят в рамках Рабочей группы, круг ведения которой является стандартным для всех присоединившихся стран и сформулирован следующим образом: 
"Изучить заявление Правительства Российской Федерации о присоединении к Всемирной торговой организации на основании статьи XII и представить Генеральному совету рекомендации, которые могут включать проект Протокола о присоединении". 
Первый практический шаг к присоединению был сделан в феврале 1994 г., когда был представлен Меморандум о внешнеторговом режиме России (документ L/7410). В 1995 г. начались формальные заседания Рабочей группы и неформальные встречи и консультации. 
За прошедший период проделана значительная работа: в течение четырех лет с особой тщательностью изучалось российское законодательство, регулирующее внешнюю торговлю и сопряженные отрасли хозяйств, и было достигнуто согласие участников ВТО перейти к следующему этапу переговорного процесса - выработке условий присоединения России к ВТО. Сейчас переговоры все более приближаются к моменту, когда их итог, с одной стороны, будет зависеть от политического решения России; с другой стороны - от политического решения США, ЕС и Японии, которое откроет путь для России в ВТО. 
Переговоры о присоединении России к ВТО породили много вопросов в торговых и промышленных кругах страны: Что получит Россия, присоединившись к ВТО? Сможет ли она реализовать выгоды и преимущества, которые может дать этот шаг, или, прежде всего, окажется перед лицом связывающих обязательств? Какое значение будет иметь этот шаг для развития экономики страны и ее законодательной базы? 
Ответить на вопросы прежде всего поможет опыт других государств. Свыше 160 государств посчитали для себя выгодным стать членами ВТО или вступили на путь присоединения к ВТО. На их долю приходится более 90% внешнеторгового оборота России. Страны-участницы ВТО образуют то, что принято именовать "мировая торговая система", базой которой является во многом унифицированное мировое правовое пространство. Присоединяясь к ВТО, Россия получает легитимный выход на правовое пространство и международно-правовую защиту, гарантируемую нормами ВТО. Это относится к таким важным положениям, как: режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для российских товаров и услуг; защита от дискриминационных внутренних налогов, акцизов и таможенных сборов; свобода транзита, защита от дискриминационного применения гаммы технических, санитарных и фитосанитарных барьеров; определенная гарантия против произвольного использования других торгово-политических средств, включая квотирование, антидемпинговые и компенсационные меры. Кроме того, Россия получит другие торгово-политические преимущества, которые в итоге будут содействовать ее организованному вхождению в мировое хозяйство, развитию ее внешней торговли, защите российских интересов за рубежом. (Оставаясь за пределами ВТО, Россия рискует оказаться в торгово-политической изоляции.) Вместе с тем договоренности ВТО в правовом плане выполняют роль многостороннего торгового договора, присоединение к которому существенно снижает потребность в громоздкой системе двусторонних торговых договоров. 
Далее, членство в ВТО позволит России использовать механизм разрешения споров и конфликтных ситуаций, эффективно действующий в ВТО. Нужда в нем для российских предпринимателей ощутимо возросла в 90-е гг., когда в ответ на серьезное открытие внутреннего рынка Россия столкнулась с избирательно действующими торговыми барьерами за рубежом (как раз по тем товарам и услугам, где Россия обладает сравнительными преимуществами во внешней торговле) и недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм как на внешнем, так и на внутреннем рынках страны. 
Вопрос об участии в ВТО следует рассматривать и в более широком контексте. Создание ВТО повлекло за собой серьезные изменения в общей системе развития правовых норм международной торговли. Сейчас многие положения ВТО проходят период становления. Отношение к ним со стороны различных стран неоднозначно. В этом, в частности, один из уроков Конференции министров стран-членов ВТО в Сиэтле. России необходимо хорошо знать, понимать и использовать в своих интересах эту "неоднозначность": искать союзников, блокировать противников и привлекать на свою сторону возможно большее число государств. Однако активная внешнеторговая дипломатия возможна только при полноценном членстве в ВТО. Кроме того, оно открывает перед Россией возможность участия в новых переговорах по развитию правовых основ международной торговли. Эти переговоры уже идут и значительно расширятся в будущем. Неучастие России в этих переговорах поставит страну в практическую изоляцию от процесса развития мировой торговой системы и лишит ее возможности отстаивать и защищать свои национальные торговые интересы, как это делают страны-члены ВТО. Причем чем дольше Россия будет оставаться вне ВТО, тем сильнее она будет отставать от процессов, идущих в мире, и тем с большим объемом требований и обязательств она встретится при присоединении. 
Для вступления в ВТО необходимо приведение российского законодательства в соответствие с правовыми нормами ВТО. Это касается как федерального законодательства, так и законодательства субъектов Федерации. Выполнение Россией одного из главных для членства в ВТО условий связано с обеспечением, помимо соответствия нормам ВТО федеральных нормативных правовых актов, также соответствия последним нормативных правовых актов субъектов Федерации. Перевод на нормы ВТО российского внешнеторгового законодательства важен не только для присоединения к ВТО. Правовая работа в этом направлении выведет российское законодательство на правовые нормы, которыми руководствуются все страны мира, уменьшит ведомственный характер законодательных актов и будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима России, на недостаточность которых поступают жалобы со стороны не только внешнеторговых партнеров России, но и отечественных экспортеров и импортеров. 
Однако присоединение к ВТО отнюдь не означает лишь приобретения. Очевидны и потери, неизбежно последующие в случае присоединения России к этой организации. Эти потери могут быть следующими: 
защита многих российских производств, находящихся в кризисе, будет серьезно затруднена в результате значительного снижения тарифов и облегчения доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок; 
ощутимыми окажутся и сокращения поступлений в федеральный бюджет от снижения импортных пошлин. Учитывая напряженное состояние бюджета, трудности с пополнением его доходной части, придется, видимо, компенсировать эти потери с помощью повышения акцизов, НДС и других внутренних налогов; 
вступление в ВТО может затруднить возможности продвижения России по пути интеграции со странами СНГ и внутри Таможенного союза. Несмотря на то, что между членами Таможенного союза существует договоренность о взаимных консультациях по вопросам вступления в ВТО, не исключено, что одна из стран подпишет Соглашение о присоединении к ВТО раньше других, и тогда ее обязательства перед ВТО в силу договоренности между странами-участницами союза станут определенным стандартом для других стран-участниц. В то же время некоторые обязательства, приемлемые для одной из них, окажутся неприемлемыми для других; 
членство в ВТО существенно ограничивает возможности государства в области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности; 
вступление в ВТО может оказать значительное негативное влияние на российские рынки услуг, особенно на финансовый сектор. 
Присоединение России к ВТО связано с решением многих проблем, но для этого нужно, чтобы они были правильно поняты с учетом правовых особенностей ВТО, о чем и пойдет речь далее. 
Главная особенность Заключительного акта, определившая правовую структуру ВТО, состояла в том, что результаты Уругвайского раунда были представлены как единый пакт правовых документов, принятие которых обязательно для стран-членов ВТО без каких-либо оговорок или исключений. Этот принцип "все или ничего" - означал важнейший политический поворот в организации международной торговой системы. 
Такое новое положение в международной торговле создало сложную ситуацию для ряда стран, еще не полностью готовых для реализации новых договоренностей. Немалые трудности возникли в связи с этим для России, и в этом плане она не одинока. 
ВТО представляет собой межгосударственную структуру для организации выполнения многосторонних соглашений и договоренностей. Она выполняет функции организатора будущих торговых переговоров и функции арбитра в урегулировании споров. Моделью для создания ВТО послужила фактически сложившаяся в рамках ГАТТ организационная структура для реализации Генерального соглашения. Бюджет ВТО (как и бюджет ГАТТ) предназначен только для финансирования названной функции ВТО - организации выполнения соглашений и договоренностей Раунда. В этом плане ВТО существенно отличается от большинства международных организаций как системы ООН, так и вне ее. 
Есть еще одна важная особенность ВТО - круг ее ведения определяется соглашениями и договоренностями, содержащимися в приложении. Сейчас их 56, и они охватывают торговлю товарами, услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Однако будущие переговоры, решения будущих министерских конференций могут включить в круг ведения ВТО новые вопросы. Уже сейчас обозначились некоторые направления: торговля и экология; прямые иностранные инвестиции; ограничительная деловая практика и режим конкуренции; информационные технологии. 
Другими словами, правовая структура ВТО открыта для дальнейшего развития - включения новых направлений. Это может изменить с трудом достигнутый баланс интересов и обязательств. Будущее ответит, сможет ли конструкция, созданная в Марракеше, выдержать эту дополнительную нагрузку и окажется ли она управляемой. Годы реализации правовых соглашений ВТО показали, что многие страны не обладают финансовыми кадровыми и правовыми ресурсами для их реализации. Уже на второй Конференции министров (май 1998 г., Женева) отмечалось, что около 60 развивающихся стран не в состоянии реализовать многие правовые положения ВТО. Особенно сложным оказалось положение с Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и Соглашением по торговле услугами. На третьей Конференции министров (декабрь 1999 г., Сиэтл) представители развивающихся стран подчеркивали, что многие из них не в состоянии содержать представительства в Женеве и не имеют квалифицированного персонала для участия в сложных многопрофильных заседаниях рабочих органов ВТО и многочисленных рабочих групп, проходящих в Женеве. 
Подводным камнем на пути развития ВТО является регионализация торговых потоков и создание замкнутых экономических группировок, которые могут свести к очень маленькой величине ключевой принцип ВТО - принцип наибольшего благоприятствования (НБ), особенно для небольших государств. Сегодня режим НБ действует как в отношениях между крупными блоками (Европейский Союз, НАФТА), более мелкими группировками, так и в отношениях между этими группировками и отдельными странами. 
Мировая торговля развивается еще по одному направлению: торговля в рамках крупных транснациональных компаний и торговля между транснациональными компаниями. В этих двух случаях действуют разные экономические интересы, требующие разного правового подхода. Попытки согласовать их в рамках ВТО, очевидно, встретят большие трудности. Все это ставит перед руководителями ВТО сложную задачу - определение правильного курса в развитии правовой и организационной структуры ВТО. 
Другая сложность - изменение положения развивающихся стран в правовой структуре ВТО. Ранее отмечалось, что дифференцированный и более благоприятный режим, которым пользовались эти страны в ГАТТ, возможность неучастия во многих договоренностях и соглашениях создавали для них льготный режим в рамках международной торговой системы. Сейчас эти льготы либо исчезли, либо существенно ослабли. В результате возросла напряженность в рамках ВТО в отношениях между развитыми и развивающимися государствами, особенно остро проявившаяся в ходе Конференции министров стран-членов ВТО в Сиэтле и фактически заблокировавшая положительный исход Конференции. 
Еще одна проблема возникает в связи с тем, что ВТО сохраняет сложившийся в ГАТТ механизм принятия решений: формально решения принимаются голосованием, но по существу продолжает действовать принцип консенсуса, дающий право главным торгующим нациям сохранять контроль над принятием решений в ВТО. Принцип консенсуса фактически усилен в ВТО своеобразной иерархией принятия решений: предполагается, что к голосованию придется прибегать только в случае (и после того), если консенсуса достигнуть не удается. Это положение узаконено (в отличие от ГАТТ) в Соглашении об учреждении ВТО (ст. IX, п. 1). Принцип консенсуса в организации, охватывающей развивающиеся и развитые страны, богатые и бедные, промышленные и аграрные, может на практике означать главенство при принятии решений более сильных участников мировой торговли. Сможет ли этот принцип выдержать испытание более жесткой, равной для всех дисциплины - вопрос, ответ на который даст только время. 
Как уже отмечалось, Россия ведет переговоры о присоединении к международному правовому механизму, конструкция которого во всех деталях в данный момент не известна. Вместе с тем место России в международной торговле и в мировой политической системе в настоящее время таково, что она не может подстроить под себя эту многостороннюю систему. Страны-члены ВТО, вне всякого сомнения, не будут перестраивать ВТО ради присоединения России. Однако, став членом ВТО, Россия, безусловно, сможет влиять на ее дальнейшее развитие. В этом один из аргументов в пользу того, что процесс присоединения не следует затягивать.
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
1) Документы 1ой международной практической конференции ВТО и интересы предпринимателей. - М., 1997.

 
2) Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. - М.: Изд-во Торгово-промышленной палаты (ТПП), 1997.

 
3) Россия на пути в ВТО / Руководитель работы чл.-корр. РАН И.С. Королев. - М.: ИМЭМО, 2001. 

4) Смирнов П.С., Хребтов В.А. Россия на пути в ВТО. - М., 2000.

Информация о работе Основные последствия и проблемы вступления России в ВТО