Основные направления становления экономической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 23:53, контрольная работа

Описание работы

Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей. Великий английский экономист конца XIX и первой половины уходящего столетия Альфред Маршалл образно сравнил экономику с театром, где актерами являются сами зрители, а эффект спектакля зависит от сценария, режиссера-постановщика и игры актеров, то есть населения

Работа содержит 1 файл

к.р №1.docx

— 53.19 Кб (Скачать)

Контрольная работа №1.

Тема: Основные направления становления экономической науки.

Введение

Общее представление  о значении и состоянии экономической  теории в современном мире

Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический  потенциал общества, производятся различные  блага для удовлетворения физиологических  и духовных потребностей людей. Великий  английский экономист конца XIX и  первой половины уходящего столетия Альфред Маршалл образно сравнил  экономику с театром, где актерами являются сами зрители, а эффект спектакля  зависит от сценария, режиссера-постановщика и игры актеров, то есть населения. Экономическая  наука и призвана осмысливать, отражать этот сложный противоречивый процесс, находить пути к разумному использованию  природных и человеческих ресурсов с наибольшей пользой для общества. В отличие от театра экономика  есть то, что формирует потребность  в самом театре.

Для многих поколений  советских людей основным источником экономических знаний была политическая экономия, состоящая из двух разделов: капитализма и социализма. Случилось  так, что экономическая теория была подменена традиционными догмами, схоластическими представлениями  и декларативными положениями. Отвергались  все достижения современной экономической  мысли как несостоятельные, противоречащие марксизму-ленинизму.

Сегодня интерес  образованных людей к экономической  теории все более возрастает. Объясняется  это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире. П. Самуэльсон в известном всему  миру учебнике "Экономикс" писал, что человек, систематически не изучавший  экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся оценить музыкальное  произведение.

Экономическая мысль  в странах СНГ, как и хозяйственная  практика, находятся в глубоком кризисе. Переход от марксизма-ленинизма  к современной магистральной  экономической теории дается с большим  трудом. В последние годы распространилось мнение о необходимости буквального  копирования курсов, по которым экономическая  теория изучается в ведущих университетах  зарубежных стран.

Нет никакого сомнения в большой ценности таких курсов и учебников по экономике. Но нельзя забывать главное: они построены  на глубоком анализе реальных экономических  систем и процессов, поведении людей, сформировавшемся на базе этих процессов. Копирование невозможно потому, что реальные экономические процессы, которые происходят в нашей экономике, мало что имеют общего с экономическим устройством развитых стран.

На переходное время  нам нужен "свой" курс "Основ  экономической теории", который  бы по возможности вобрал в себя все лучшее, что дала мировая экономическая  наука, и который бы отражал реальные процессы, происходящие в нашей экономике. Этот курс должен быть небольшим по объему. Все мы, подчеркивает американский профессор Пол Хейне ("Экономический  образ мышления", пер. с англ. 1991 г), кто учит студентов, грешим в том, что рассказываем гораздо больше, чем им хочется, или нужно знать. Желательно, чтобы студенты овладели некоторым набором экономических  концепций, которые помогли бы им мыслить более ясно и последовательно  в широком диапазоне общественных проблем.

Экономические принципы анализа позволяют нам улавливать смысл в окружающей нас разноголосице. Экономика сложна, многолика и  подвижна. Этим объясняется и подвижность  науки, изучающей ее. В разных странах  экономическая наука называется по-разному. В 1619 г. французский ученый А. Монкретьен впервые употребил  термин "Политическая экономия" и  с тех пор это название сохраняет  право на свое существование. В учебных  планах наших учебных заведений  экономическая наука именуется  как политическая экономия (в ряде университетов на экономических  факультетах) или как Основы экономической  теории. Одни авторы отождествляют  эти две науки, другие - разграничивают. Коренного различия между предметами исследования этих наук нет. И в том, и в другом случаях рассматривается  деятельность людей по обеспечению  себя жизненными благами.

"Экономическая  теория, - говорил выдающийся английский  экономист первой половины XX в.  Дж. Кейнс, - не есть набор уже  готовых рекомендаций, применяемых  непосредственно в хозяйственной  политике. Она является скорее  методом, чем учением, интеллектуальным  инструментом, техникой мышления". Согласимся, что далеко не всем  нужны знания по экономике.  Шахтер в забое, металлург у  плавильной печи, астроном, изучающий  солнечную активность, могут безболезненно  обойтись без знания экономической  теории в своем рабочем процессе. Человеческий мозг имеет ограниченную  вместимость. Каждый стремиться  экономить свое ограниченное  время и использовать его для  накопления профессиональных знаний  и отдыха. В то же время мы  должны признать, что с экономическими  вопросами и проблемами соприкасаются  практически все.

Домохозяйка рассчитывает, как прожить на зарплату мужа, накормить  и приодеть детей; шахтер озабочен недостаточным  заработком и выдвигает свои требования шахтовладельцам или правительству; инженер пытается выяснить, нельзя ли где-то подработать дополнительно; бизнесмен озабочен спадом производства и повышением ставок за кредит и  налогов; владелец акций в панике с падением их курса и т.д. Управленцы предприятия любого уровня обязаны  глубоко и систематически изучать рыночную конъюнктуру, проводить тщательный экономический анализ состояния дел на предприятии. Экономическая политика государства, если она не опирается на экономическую теорию, неизбежно заведет общество в тупик, к кризису, а в конечном счете - к социальному взрыву. Практическое значение науки состоит в накоплении знаний, знание ведет к предвидению, а предвидение - к действию.

Большинство взаимодействий в обществе направляется и координируется определенными правилами, правилами  игры. В экономическом поведении  обширную и важную часть правил образуют права собственности. Экономическая  теория пытается объяснить социальные явления, механизм взаимодействия и  позволяет предвидеть направленность в экономическом поведении людей. 
 

1.Этапы  становления и  развития экономической  теории.

Экономическая наука  имеет длинную и богатую историю. Ее истоки лежат, с одной стороны, в философии, а с другой – в  спорах о насущных проблемах жизнедеятельности  людей. Первое направление экономической  теории возникло в Древней Греции в IV в. до н.э. Даже сам термин “экономика”  произошел от древнегреческого слова  “экономия”, состоящего из двух слов: “ойкос” – дом, хозяйство и  “номос” – закон, так что в  буквальном смысле экономику следует  трактовать как “искусство ведения  домашнего хозяйства” или “домоводство”. Такое понимание данного термина  не случайно, поскольку хозяйство  того времени оставалось в основном натуральным, обособленным и нуждалось  в определенном своде норм и правил.

Взгляды древнегреческих  мыслителей Ксенофонта (430?354 гг. до н.э.), Платона (427?347 гг. до н.э.), Аристотеля (384?322 гг. до н.э.) можно охарактеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки. Аристотель разделил науку о богатстве  на две части: экономию (совокупность потребительных стоимостей) и хрематистику (искусство делать деньги).

За более чем  два тысячелетия смысл самого понятия “экономика” значительно  обогатился и изменился. Развитие общественного  разделения труда и товарно-денежных отношений привело к преодолению  замкнутости натурального хозяйства  и формированию экономики как  единого целого в масштабе того или  иного государства. Многие мыслители  прошлого пытались понять взаимосвязи  в экономике, описать их и главное  – предсказать последствия тех  или иных экономических процессов. Каждому историческому этапу  соответствует определенная концепция  взглядов на экономику.

Принято считать, что  экономика как наука, т.е. систематизированное  знание о сущности, целях и задачах  экономической системы, возникла в XVI?XVII вв. Это период становления  капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения рынков, интенсификации денежного обращения. На эти явления экономическая наука откликается появлением меркантилизма (от итал. mercante – торговец, купец). Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты все внимание уделяли сфере товарно-денежного обращения, а не сфере производства. Именно в сфере обращения, по их мнению, создается богатство нации, а само богатство они отождествляли с деньгами, отсюда и название “меркантильный” – денежный. Экономическая теория рассматривалась меркантилистами как наука о торговом балансе. Ее основная идея – много продавать и мало покупать. Основа национального благополучия состоит в накоплении благородных металлов (золота, серебра), поэтому государство должно поощрять вывоз товаров за границу, способствовать захвату внешних рынков и ограничивать ввоз товаров в страну путем установления высоких пошлин.

Идейно близкой  к меркантилизму является политика протекционизма (от лат. protecto – прикрытие), направленная на защиту, ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем введения таможенных барьеров.

В итоге все эти  установки, проводившиеся в жизнь  в Испании, Португалии, Франции и  Великобритании, потерпели крах, поскольку  накопление денежного металла без  достаточного развития национального  производства быстро привело к инфляции. У меркантилистов не было обобщающего  взгляда на экономику и ее функционирование, поэтому многие авторы считают их концепцию донаучной фазой в развитии политической экономии.1

Одним из известнейших представителей меркантилизма был  французский экономист Антуан де Монкретьен, опубликовавший в 1615 г. “Трактат политической экономии”, в котором королю Франции давались рецепты проведения экономической политики, направленной на всемерное поощрение торговли, ибо недостаточно произвести товар, его необходимо продать. Работа Монкретьена ввела в научный оборот термин “политическая экономия” и дала название нарождавшейся тогда науке, которое сохранилось и по сей день.

Термин “политическая” в названии науки также имеет  древнегреческие корни. Он происходит от термина “полис” (город, государство) и заключает в себе более широкий  смысл, чем экономия. Политэкономия  дословно переводится как законы хозяйствования в рамках государства, т.е. искусство управления общественным хозяйством.

Переходным моментом от меркантилизма к классической (подлинной) науке – политической экономии – стало учение английского  эко номиста Уильяма Петти (1623-1687). Он впервые объявил источниками богатства труд и землю. Известно его изречение: “Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля – его мать”.

В формировании и  развитии политической экономии как науки выдающуюся роль сыграли такие экономисты, как Франсуа Кенэ, Адам Смит, Давид Рикардо, Жан Батист Сэй, Джон Стюард Милль, Карл Маркс. Несмотря на различия их взглядов, все они являются классиками политической экономии. Классиков объединяло то, что они искали источник богатства общества в эффективной форме организации общественного хозяйства, а не в количестве природных ресурсов или в активном торговом балансе страны. Предметом их анализа стали отношения между людьми в процессе хозяйственной деятельности.

Вместе с тем  учения классиков отличались некоторой  абстрактностью и оторванностью  от реальной хозяйственной жизни. Их исследования носили во многом экономико-философский  характер, касались обоснования экономической  политики государства.

Взгляды французского экономиста Франсуа Кенэ (1694-1774) дали начало новому направлению экономической теории, получившему название школы физиократов. Понятие “физиократы” происходит от двух греческих слов: “природа” и “власть”. Ф. Кенэ опроверг учение меркантилистов о том, что обмен создает богатство. Источником богатства он объявил не просто труд в земледелии, а именно превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве. Физиократы положили в основу своей теории учение о “чистом продукте”, перенесли исследования из области обращения в область непосредственного производства, но они ошибочно представляли, что “чистый продукт” является даром природы и создается только в сельском хозяйстве. Физиократы не смогли и правильно объяснить факт получения прибыли в промышленности и торговле.

У истоков классической экономической теории стоял современник физиократов - шотландский экономист Адам Смит (1723-1790), открытия которого в экономике, пожалуй, сравнимы с изобретением колеса. Он жил в стране более развитого капитализма и смог правильно указать, что источником богатства является труд не только земледельцев, но и всех других классов, всей нации в целом. Предметом экономического анализа стали отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Смит и его последователи заложили основы трудовой теории стоимости, возвысили роль производительного труда как создателя стоимости, показали значение разделения труда как условия повышения его производительности.

Основная идея учения Смита – идея либерализма, минимального вмешательства государства в  экономику, рыночного саморегулирования  на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он называл “невидимой рукой”, т.е. стихийно действующими объективными экономическими законами, которые реализуются помимо, а порой и против воли человека. Основой учения А. Смита был принцип  свободной конкуренции. Исследование А. Смита стало как бы библией  для ученых-экономистов Запада.

Продолжателем учения Смита был другой выдающийся представитель  английской буржуазной классической политэкономии  - Давид Рикардо (1772-1823). Он жил в эпоху промышленного переворота, и его взгляды отражали новые экономические реалии. В разработке теории трудовой стоимости он пошел дальше Смита и показал, что стоимость товара определяется необходимым трудом, затраченным на его производство. Единственным источником стоимости является труд рабочего, который и лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента и ренты), а прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Указав на противоположность заработной платы и прибыли, Рикардо обнаружил противоречия классов буржуазного общества.

Информация о работе Основные направления становления экономической науки