Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 23:53, контрольная работа
Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей. Великий английский экономист конца XIX и первой половины уходящего столетия Альфред Маршалл образно сравнил экономику с театром, где актерами являются сами зрители, а эффект спектакля зависит от сценария, режиссера-постановщика и игры актеров, то есть населения
Контрольная работа №1.
Тема: Основные направления становления экономической науки.
Введение
Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном мире
Экономика - это особая
сфера общественной жизни со своими
законами, проблемами и противоречиями.
В этой сфере формируется
Для многих поколений
советских людей основным источником
экономических знаний была политическая
экономия, состоящая из двух разделов:
капитализма и социализма. Случилось
так, что экономическая теория была
подменена традиционными
Сегодня интерес
образованных людей к экономической
теории все более возрастает. Объясняется
это теми глобальными переменами,
которые происходят во всем мире. П.
Самуэльсон в известном всему
миру учебнике "Экономикс" писал,
что человек, систематически не изучавший
экономическую теорию, подобен глухому,
пытающемуся оценить
Экономическая мысль
в странах СНГ, как и хозяйственная
практика, находятся в глубоком кризисе.
Переход от марксизма-ленинизма
к современной магистральной
экономической теории дается с большим
трудом. В последние годы распространилось
мнение о необходимости буквального
копирования курсов, по которым экономическая
теория изучается в ведущих
Нет никакого сомнения в большой ценности таких курсов и учебников по экономике. Но нельзя забывать главное: они построены на глубоком анализе реальных экономических систем и процессов, поведении людей, сформировавшемся на базе этих процессов. Копирование невозможно потому, что реальные экономические процессы, которые происходят в нашей экономике, мало что имеют общего с экономическим устройством развитых стран.
На переходное время
нам нужен "свой" курс "Основ
экономической теории", который
бы по возможности вобрал в себя
все лучшее, что дала мировая экономическая
наука, и который бы отражал реальные
процессы, происходящие в нашей экономике.
Этот курс должен быть небольшим по
объему. Все мы, подчеркивает американский
профессор Пол Хейне ("Экономический
образ мышления", пер. с англ. 1991
г), кто учит студентов, грешим в том,
что рассказываем гораздо больше,
чем им хочется, или нужно знать.
Желательно, чтобы студенты овладели
некоторым набором
Экономические принципы
анализа позволяют нам
"Экономическая
теория, - говорил выдающийся английский
экономист первой половины XX в.
Дж. Кейнс, - не есть набор уже
готовых рекомендаций, применяемых
непосредственно в
Домохозяйка рассчитывает,
как прожить на зарплату мужа, накормить
и приодеть детей; шахтер озабочен недостаточным
заработком и выдвигает свои требования
шахтовладельцам или
Большинство взаимодействий
в обществе направляется и координируется
определенными правилами, правилами
игры. В экономическом поведении
обширную и важную часть правил образуют
права собственности. Экономическая
теория пытается объяснить социальные
явления, механизм взаимодействия и
позволяет предвидеть направленность
в экономическом поведении
1.Этапы становления и развития экономической теории.
Экономическая наука
имеет длинную и богатую
Взгляды древнегреческих
мыслителей Ксенофонта (430?354 гг. до н.э.),
Платона (427?347 гг. до н.э.), Аристотеля (384?322
гг. до н.э.) можно охарактеризовать
как теоретические исходные пункты
современной экономической
За более чем
два тысячелетия смысл самого
понятия “экономика”
Принято считать, что экономика как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, возникла в XVI?XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения рынков, интенсификации денежного обращения. На эти явления экономическая наука откликается появлением меркантилизма (от итал. mercante – торговец, купец). Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты все внимание уделяли сфере товарно-денежного обращения, а не сфере производства. Именно в сфере обращения, по их мнению, создается богатство нации, а само богатство они отождествляли с деньгами, отсюда и название “меркантильный” – денежный. Экономическая теория рассматривалась меркантилистами как наука о торговом балансе. Ее основная идея – много продавать и мало покупать. Основа национального благополучия состоит в накоплении благородных металлов (золота, серебра), поэтому государство должно поощрять вывоз товаров за границу, способствовать захвату внешних рынков и ограничивать ввоз товаров в страну путем установления высоких пошлин.
Идейно близкой к меркантилизму является политика протекционизма (от лат. protecto – прикрытие), направленная на защиту, ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем введения таможенных барьеров.
В итоге все эти установки, проводившиеся в жизнь в Испании, Португалии, Франции и Великобритании, потерпели крах, поскольку накопление денежного металла без достаточного развития национального производства быстро привело к инфляции. У меркантилистов не было обобщающего взгляда на экономику и ее функционирование, поэтому многие авторы считают их концепцию донаучной фазой в развитии политической экономии.1
Одним из известнейших представителей меркантилизма был французский экономист Антуан де Монкретьен, опубликовавший в 1615 г. “Трактат политической экономии”, в котором королю Франции давались рецепты проведения экономической политики, направленной на всемерное поощрение торговли, ибо недостаточно произвести товар, его необходимо продать. Работа Монкретьена ввела в научный оборот термин “политическая экономия” и дала название нарождавшейся тогда науке, которое сохранилось и по сей день.
Термин “политическая” в названии науки также имеет древнегреческие корни. Он происходит от термина “полис” (город, государство) и заключает в себе более широкий смысл, чем экономия. Политэкономия дословно переводится как законы хозяйствования в рамках государства, т.е. искусство управления общественным хозяйством.
Переходным моментом от меркантилизма к классической (подлинной) науке – политической экономии – стало учение английского эко номиста Уильяма Петти (1623-1687). Он впервые объявил источниками богатства труд и землю. Известно его изречение: “Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля – его мать”.
В формировании и развитии политической экономии как науки выдающуюся роль сыграли такие экономисты, как Франсуа Кенэ, Адам Смит, Давид Рикардо, Жан Батист Сэй, Джон Стюард Милль, Карл Маркс. Несмотря на различия их взглядов, все они являются классиками политической экономии. Классиков объединяло то, что они искали источник богатства общества в эффективной форме организации общественного хозяйства, а не в количестве природных ресурсов или в активном торговом балансе страны. Предметом их анализа стали отношения между людьми в процессе хозяйственной деятельности.
Вместе с тем учения классиков отличались некоторой абстрактностью и оторванностью от реальной хозяйственной жизни. Их исследования носили во многом экономико-философский характер, касались обоснования экономической политики государства.
Взгляды французского экономиста Франсуа Кенэ (1694-1774) дали начало новому направлению экономической теории, получившему название школы физиократов. Понятие “физиократы” происходит от двух греческих слов: “природа” и “власть”. Ф. Кенэ опроверг учение меркантилистов о том, что обмен создает богатство. Источником богатства он объявил не просто труд в земледелии, а именно превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве. Физиократы положили в основу своей теории учение о “чистом продукте”, перенесли исследования из области обращения в область непосредственного производства, но они ошибочно представляли, что “чистый продукт” является даром природы и создается только в сельском хозяйстве. Физиократы не смогли и правильно объяснить факт получения прибыли в промышленности и торговле.
У истоков классической экономической теории стоял современник физиократов - шотландский экономист Адам Смит (1723-1790), открытия которого в экономике, пожалуй, сравнимы с изобретением колеса. Он жил в стране более развитого капитализма и смог правильно указать, что источником богатства является труд не только земледельцев, но и всех других классов, всей нации в целом. Предметом экономического анализа стали отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Смит и его последователи заложили основы трудовой теории стоимости, возвысили роль производительного труда как создателя стоимости, показали значение разделения труда как условия повышения его производительности.
Основная идея учения Смита – идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он называл “невидимой рукой”, т.е. стихийно действующими объективными экономическими законами, которые реализуются помимо, а порой и против воли человека. Основой учения А. Смита был принцип свободной конкуренции. Исследование А. Смита стало как бы библией для ученых-экономистов Запада.
Продолжателем учения Смита был другой выдающийся представитель английской буржуазной классической политэкономии - Давид Рикардо (1772-1823). Он жил в эпоху промышленного переворота, и его взгляды отражали новые экономические реалии. В разработке теории трудовой стоимости он пошел дальше Смита и показал, что стоимость товара определяется необходимым трудом, затраченным на его производство. Единственным источником стоимости является труд рабочего, который и лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента и ренты), а прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Указав на противоположность заработной платы и прибыли, Рикардо обнаружил противоречия классов буржуазного общества.
Информация о работе Основные направления становления экономической науки