Основные концепции издержек и прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является - рассмотрение и закрепление знаний по направлению издержки производства и прибыль а также их основные концепции. Данная тема представляет огромный теоретический интерес, а решение поставленных в работе вопросов позволяет применить полученные знания на практике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3

Издержки : понятие и сущность…………………………………………5
Виды издержек…………………………………………………………….7
Основные концепции издержек………………………………………. 10
Экономическая прибыль - определение и сущность…………………..18
Образование и распределение прибыли………………………………22
Концепции прибыли……………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………..33

Список использованной литературы…………………………………………35

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 241.84 Кб (Скачать)

      К. Маркс в "Капитале" определил прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости. Последняя по Марксу представляет собой неоплаченный прибавочный труд наемного рабочего, занятого в сфере материального производства. Рабочий своим трудом создает стоимость большую, чем стоит его рабочая сила. Эта разница привлекает капиталиста и ради нее он развивает свою бурную деятельность. На поверхности буржуазного общества присвоение чужого труда затушевывается, и прибыль выступает как порождение движения всего авансированного капитала, как результат издержек производства. Таким образом, в марксистской трактовке

прибыль есть результат эксплуатации наемного труда капиталом и отношение "капиталист - наемный рабочий" составляет основное отношение капиталистического общества.

      С такой трактовкой прибыли согласиться невозможно по ряду причин. Если под эксплуатацией понимать присвоение продукта неоплаченного труда и атрибут капитализма, то капитализм охватывает всю историю человеческой цивилизации. Важно видеть не только сам факт отчуждения продукта неоплаченного труда, но и то, в чьих интересах используется отчужденный продукт.

      Современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход от использования всех факторов производства, т.е. труда, земли и капитала.7 Но и в таком понимании нет единства и четкости. В одних случаях прибыль рассматривается как плата за услуги предпринимательской деятельности, в других - как плата за новаторство и талант в управлении фирмой, в-третьих - как плата за риск и т.д. Все эти определения расплывчаты и скорее выражают вознаграждение предпринимателю за его умение соединять факторы производства и эффективно их использовать. Однако доход в виде процента и ренты получают и те люди, которые передают право распоряжения своим капиталом в той или иной форме другим лицам и сами в экономической деятельности не участвуют.

      За каждым фактором производства стоят конкретные люди и группы людей. За трудом - наемные рабочие, за капиталом - его владельцы, за землей - его собственники. И если мы признаем, что всякое экономическое благо есть результат взаимодействия факторов производства, то обязаны признать и то, что все группы населения, стоящие за этими факторами участвуют своим трудом в создании благ и новой стоимости. Разница лишь в том, что одни участвуют сегодняшним живым трудом, а другие прошлым, воплощенным в материальных элементах производства. Это их накопленный овеществленный труд. Он может быть результатом трудовых усилий целого ряда поколений. Всякое экономическое благо есть, в конечном счете, продукт труда всего общества. И эффект его усилий принимает форму доходов (прибыли) на всех уровнях хозяйственной деятельности.  

 

     Образование и распределение  прибыли

     Прибыль — это доход фирмы, выступающий в виде прироста примененного капитала. Прибыль образуется неодинаково в разных областях экономики: в производстве, торговле и банковском деле. 8

     Многие  фирмы создают товары в массовом масштабе. Затем, как правило, они продают свою продукцию торговым посредникам оптом (в большом количестве) по определенной оптовой цене.

     Прибыль образуется, если оптовая цена изделия (Цо) выше его себестоимости (Сс) — затрат на производство. Стало быть, прибыль производителя (Пп) — это разница между оптовой ценой и себестоимостью продукции:

Пп = Цо – Сс.

     Значит, величина прибыли зависит от двух основных факторов: 1) уровня себестоимости товара и 2) уровня оптовых цен. Рассмотрим подробнее эти факторы.

     1. Себестоимость изделий: расходы бизнесмена на производство благ. Прежде всего важно заметить отличие себестоимости от стоимости товара. Как нам известно, товарная стоимость (Ст) включает стоимость затраченных средств производства (СП) и новую стоимость (Сн). В свою очередь последняя распадается на заработную плату (Зп) и валовую прибыль (Пв). Соотношение основных составных частей стоимости (соответственно цены)

изделий изображено на рис. 5 

СП

(стоимость  средств

производства

Зп

(оплата  труда)

Пв

(валовая  прибыль)

 Сс (себестоимость)

 

 Сн (новая стоимость)

                                                    Ст (товарная стоимость) 

     Теперь  можно перейти к анализу величины себестоимости единицы продукции. Она может изменяться в зависимости от вида производственных затрат. В связи с этим различают два вида расходов: а) прямые и б) косвенные.

     А. Прямые расходы на производство (или  переменные затра-

ты) зависят  от объема выпуска изделий. К ним  относятся: заработная плата работников, непосредственно занятых изготовлением благ; затраты на сырье, материалы, другие предметы труда.

     Общая их величина изменяется, как правило, в прямой пропорции с масштабами выпуска товаров. В этом случае себестоимость единицы продукции не изменяется по величине.

     Б. Косвенные (или условно-постоянные) расходы мало или совсем не зависят от масштабов выпуска изделий. К ним причисляют: аренду здания; заработную плату служащим; страховку имущества; обслуживание машин (их амортизация и ремонт); коммунальные услуги (телефон, электроэнергия, отопление и т.п.); затраты на реализацию продукции (ее транспортировка,

сбыт, реклама  и др.); выплаты по процентам на заем.

     Общая сумма этих расходов практически не меняется при увеличении или уменьшении объема выпуска изделий. Поэтому при росте количества благ себестоимость единицы продукции снижается. Отсюда видна экономическая выгода от расширения масштабов выпуска товаров.

     2. Уровень цен продукции. Здесь возможны пять основных вариантов в соотношении цен, стоимости и себестоимости изделий рис 6.

Во-первых, цена (Ц1) может устанавливаться ниже себестоимости благ, в результате чего они реализуются в убыток. Во-вторых, если денежная выручка за товар (Ц2) совпадает с издержками предприятия, то обеспечивается лишь самоокупаемость производства. В-третьих, когда цена (Ц3) выше себестоимости и ниже стоимости, то предприятие получает прибыль в меньшем размере, чем величина заключенной в товаре прибыли. В-четвертых, в случае совпадения уровня цены (Ц4) со стоимостью бизнесмен получает всю прибыль, заключенную в товаре. Наконец, если рынок позволяет получать за товар больше денег (Ц5), чем величина стоимости, то бизнесмен получает сверхприбыль, а общая величина его дохода превосходит объем созданной прибыли.

     Разумеется, бизнесмен рад возможности получить дополнительную прибыль от возрастания рыночной цены. Однако если цена товара не повышается, то приходится искать другой путь обогащения — за счет увеличения общей массы (абсолютной величины) валовой прибыли, получаемой при неизменной или даже снижающейся цене всех изделий.

     При подсчете валовой (общей, суммарной) прибыли прежде всего определяется сумма продаж (денежный доход от реализации всех товаров,

произведенных за определенный период, скажем, за год). Эта сумма подсчитывается путем  умножения средней цены за изделие  на общее количество проданных благ.

     Масса валовой прибыли (ΣПв) — это разница  между суммой  продаж (ΣЦо) и совокупными издержками производства (или себестоимостью всех товаров — ΣСс):

ΣПв = ΣЦо  – ΣСс.

      Следовательно, образование массы валовой прибыли  зависит:

а) от производственных факторов — величины совокупных издержек и

масштабов производства;

б) рыночного  фактора — уровня оптовых (сбытовых) цен.

     Получение массы прибыли дает возможность  начать ее распределение. Кому же достается вся валовая прибыль? Многие полагают, что вся прибыль идет в частную собственность бизнесмена и расходуется на его личные нужды. Это верно лишь в том случае, если предприниматель является единоличным собственником предприятия.

     Однако  после того как бизнесмен растратит всю прибыль на личные потребности, он потеряет возможность осуществлять накопление капитала за счет собственных средств, тем самым расширять и совершенствовать производство. Если же фирма принадлежит нескольким собственникам, то ни один из них не вправе присвоить и по своему усмотрению израсходовать всю прибыль.

     В условиях постиндустриального общества распределение прибыли для большинства собственников сильно усложнилось по сравнению с начальной фазой капитализма. Оно схематически изображено на рис. 7

Распределение валовой прибыли

     Прежде  всего из прибыли вычитаются суммы, уходящие «на сторону». К ним относятся арендная плата за пользование чужой землей или зданиями, а также процент за заемные денежные средства. Кроме того, предприятие вносит налоги в бюджеты государства и местных органов власти, вкладывает средства в благотворительные и иные фонды. Оставшаяся часть средств образует чистую прибыль. Она используется на производственные и социальные потребности предприятия, в том числе на накопление, охрану окружающей среды, подготовку и переподготовку кадров, социальные нужды работников предприятия и другие цели.

     Наконец, из чистой прибыли бизнесмен получает причитающийся ему лично предпринимательский доход. В акционерном обществе предназначенная в качестве личного дохода часть прибыли распределяется между всеми пайщиками, внесшими свой вклад в общий капитал.

     При подобном распределении валовой прибыли с увеличением ее размера приумножается собственность бизнесменов и государства, а также появляется возможность увеличить доход, идущий в личное потребление не только работников каждой фирмы, но и других граждан страны, получающих общественные блага от государства.

 

     Концепции прибыли

     В современной неоклассической экономической  теории отсутствует единая точка  зрения на сущность прибыли. Некоторые  западные экономисты (К. Макконнелл, С. Брю, Ф. Найт) рассматривают прибыль  как вознаграждение за предпринимательскую  деятельность, или как компенсацию  за неопределенность и риск в предпринимательской  деятельности, другие связывают прибыль  со способностью монополистов воздействовать на цену в свою пользу ( Д. Робинсон, А. Хиртой, У. Боумоль, А. Бриндер)

     В экономической литературе рассматриваются  несколько концепций прибыли:9

  • концепция классиков политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо);

Во-первых, как и А.Смит, Д. Рикардо полагает, что прибыль обратно пропорциональна  заработной плате; а, во-вторых, он утверждает, что стремление капиталистов искать своему капиталу наиболее выгодное применение, оставляя ради этого менее прибыльные направления использования, создает  сильную тенденцию к тому, чтобы  либо приводить прибыль всех к  единой норме, либо устанавливать между  ними такую пропорцию, «какая по расчету  заинтересованных сторон уравновешивает действительные или кажущиеся преимущества одних перед другими». Важно подчеркнуть выведенную Д. Рикардо тенденцию нормы прибыли к выравниванию в различных отраслях, ибо в дальнейшем она постоянно фигурирует в работах экономистов-классиков, становясь одним из ключевых элементов их теоретических построений.

  • концепция производительности капитала (Сэй, Дж. Б. Кларк);

Ж.Б.Сэй  считал, что каждый фактор производства служит источником соответствующего дохода, труд - заработной платы, капитал - прибыли, земля - ренты. Дж.Б.Кларк развил эту  теорию и попытался разделить  продукт промышленности на "продукт капитала" и "продукт груда". Кроме того, Дж.Б.Кларк определял прибыль как смешанный доход, состоящий из процента на вложенный капитал, платы да управление и за особый вид риска.

       Кларк создает вариант теории, где эксплуатация труда капиталом ставится под сомнение.

Информация о работе Основные концепции издержек и прибыли