Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 00:08, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении особенностей природы инфляции и антиинфляционной политики РК.
Для достижения цели необходимо поставить перед собой и решить следующие задачи:
1. Рассмотреть специфику природы инфляции в РК;
2. Изучить особенности антиинфляционных процессов в РК;
Введение
1. Основные характеристики инфляции
1.1 Сущность инфляции
1.2 Типы инфляции
1.3 Показатели инфляции
1.4 Последствия инфляции
2. Анализ инфляционных процессов в Республике Казахстан
2.1 Потребительские цены
2.2 Базовая инфляция
3. Антиинфляционная политика Республики Казахстан
Заключение
Список использованной литературы
Перераспределение доходов в пользу государства осуществляется также путем государственным выпуском денег. Доход от выпуска денег называется сеньеранжем. Он равен разнице между суммой номиналов дополнительно выпущенных бумажных денег и затратами на их печатание.
Стремясь защититься от «инфляционного налога» и ожидая дальнейшего повышения цен, население стремится скорее потратить деньги на приобретение товаров длительного пользования, вложить их в необесцениваемые активы. В результате растут реальные издержки.
Цены и ставки заработной
платы изменяются в различной
степени, что означает изменение
относительных цен и
Значительно повышаются так называемые «издержки меню» - расходы фирм на смену ценников, прейскурантов, каталогов, перенастройку счетчиков, торговых и телефонных автоматов.
В конечном итоге, понижается
эффективность экономики в
В реальной действительности население не в состоянии осуществлять точные прогнозы инфляции. Она часто бывает неравномерной. Наблюдаются частые и существенные колебания цен. Инфляция становится непредвиденной. Непредвиденная инфляция усиливает перераспределительные процессы в экономике.
Перераспределяется доход и богатство между различными слоями населения, что обусловлено различиями в активах и пассивах, которыми они владеют. Идет перераспределение доходов от кредиторов к заемщикам, потому что долг отдается обесценившимися деньгами. Это касается как частного сектора, так и государства. При низких процентных ставках и высокой инфляции правительство может сократить реальный размер неоплаченной части государственного долга, так как фактически реальные ставки выплачиваемого процента становятся отрицательными. В роли кредиторов и держателей номинальных активов чаще выступают пожилые люди. В результате происходит перераспределение доходов от старших к более молодым группам общества.
Происходит снижение реальных доходов населения, особенно тех его слоев, которые получают фиксированные доходы (получатели пенсий, стипендий, пособий, работники бюджетной сферы). В то же время могут увеличить свой реальный доход получатели нефиксированных доходов – прибыли, процентов. Выигрывают продавцы товаров и услуг, занимающие монопольное положение на рынке. [3,C.9]
Обесцениваются сбережения населения, хранящиеся на руках населения, а также и на счетах в банках, поскольку проценты по вкладам обычно меньше темпов роста цен и не возмещают уменьшение реальных размеров сбережений.
Происходит снижение эффективности государственных социальных программ, поскольку снижаются реальные размеры социальных выплат бедным слоям населения.
Следствием подавленной инфляции является появление черного рынка, двойных цен на одни и те же товары, гигантских очередей и спекуляции. Исчезает равнодоступность товаров для различных слоев населения при одинаковых размерах дохода. В целом ухудшается социально-психологическая атмосфера в обществе.
Высокая инфляция порождает не только экономические, но и социальные проблемы. Возрастает социальная напряженность, подрывается политическая стабильность общества.
2. АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Потребительские цены
Во 2 квартале 2012 года наблюдалось
некоторое ускорение
Так, во 2 квартале 2012 года цены на продовольственные товары выросли на 0,7% (за 2 квартал 2011 года - на 1,8%), а на непродовольственные товары - на 0,9% (на 1,5%). Платные услуги за данный период стали дороже на 3,3% (на 0,5%) (график 2). Резкий рост тарифов на платные услуги объясняется повышением цен на ряд услуг жилищно-коммунальной сферы.
График 1
Динамика квартальной инфляции и ее составляющих
(% к предыдущему периоду)
______________________________
Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике
В июне 2012 года по сравнению с мартом 2012 года среди продовольственных товаров больше всего подорожали мясо и мясопродукты - на 2,5%, в том числе баранина - 3,2%, свинина - 3,1%, говядина - 2,9%, конина - 2,5%, а также рыба и морепродукты - на 1,1%, кондитерские изделия - на 1,3%, безалкогольные напитки - на 2,2%, табачные изделия - на 3,9%. За рассматриваемый период цены на фрукты и овощи в целом оставались неизменными. Среди продовольственных товаров стали дешевле крупы на 11,4%, в том числе гречневая крупа - на 14,6%, пшено - на 5,8%, а также мука - на 2,2%, яйца - 10,1%, масла и жиры - на 2,5%, подсолнечное масло - на 4,5%. [6]
В группе непродовольственных товаров за отчетный период выросли цены на одежду и обувь на 0,8%, на предметы домашнего обихода - на 0,9%, в том числе на посуду и столовые приборы - на 0,7%, моющие и чистящие средства - на 0,9%, медикаменты - на 0,8%. Стоимость бензина повысилась на 3,2%, дизельного топлива - на 2,9%.
В структуре платных услуг в апреле – июне 2012 года оплата за услуги жилищно-коммунальной сферы подорожала на 2,9%. При этом оплата за электроэнергию подорожала на 8,9%, за газ, транспортируемый по распределительным сетям, - на 3,2%, за центральное отопление - на 2,3%, за холодную воду - на 2,2%, за горячую воду - на 1,2%, за канализацию - на 2,1%. Также выросли цены на услуги связи - на 10,3% (за счет удорожания услуг телефонной и факсимильной связи - на 12,3%), услуги транспорта - на 3,2% (воздушного - на 8,2%, железнодорожного - на 7,0%), на услуги общественного питания - на 1,7%, начального и дошкольного образования - на 1,6%.
В июне 2012 года инфляция в годовом выражении составила 4,9% (в декабре 2011 года - 7,4%). За последние 12 месяцев продовольственные товары стали дороже на 3,6% (на 9,1%), непродовольственные товары - на 4,6% (на 5,3%), платные услуги - на 7,1% (на 7,3%) (график 3). [6]
График 2
Динамика годовой инфляции и ее составляющих
(% к соответствующему месяцу предыдущего года)
______________________________
Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике
2.2 БАЗОВАЯ ИНФЛЯЦИЯ
Во 2 квартале 2012 года показатели базовой
инфляции превысили уровень 1 квартала
2011 года за исключением базовой инфляции-
График 3
Динамика квартальной инфляции и базовой инфляции
(% к предыдущему периоду)
______________________________
Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике
В июле-сентябре 2012 года показатели базовой
инфляции в годовом выражении
демонстрировали
При этом только показатели базовой инфляции-1 и базовой инфляции-2 по итогам июня 2012 года были выше общей инфляции, тогда как остальные показатели базовой инфляции продемонстрировали более низкие темпы.
В июне 2012 года все показатели базовой инфляции в годовом выражении сложились на более низком уровне по сравнению с показателями декабря 2011 года. Это свидетельствует о замедлении инфляционных процессов, на фоне минимального влияния со стороны монетарных факторов на инфляцию (график 5). [6]
График 5
Динамика годовой инфляции и базовой инфляции
(% к соответствующему месяцу предыдущего года)
______________________________
Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике
3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1 Направления антиинфляционной политики Республики Казахстан
Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода. В рамках первого подхода предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы. Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами. Во втором подходе выдвигаются на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку заемного процента, воздействуя таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией. Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.). В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.[7] Фискальная политика – это манипулирование государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции. Рассмотрим дискреционную сдерживающую фискальную политику, под которой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью контроля над инфляцией. Она включает в себя: (1) уменьшение правительственных расходов, или (2) увеличение налогов, или (3) сочетание (1) и (2). Во всех этих случаях наблюдается сокращение равновесного чистого национального продукта. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор. В некоторой степени необходимые изменения в относительные уровни государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Эта так называемая автоматическая, или встроенная стабильность не включена в рассмотрение дискреционной фискальной политики. Если налоговые поступления колеблются в том же направлении, что и ЧНП, то бюджетные излишки, которые имеют тенденцию автоматически появляться во время экономических подъемов, будут содействовать преодолению возможной инфляции. Налогово-бюджетная политика и инфляция. Фискальная политика может сыграть позитивную роль в борьбе с инфляцией. Предотвращение прогнозируемой инфляции.
Использование «сдерживающей»
налогово-бюджетной политики – один
из путей устранения угрозы инфляции.
Государственный бюджет на следующий
год может быть составлен таким
образом, чтобы сокращение объема государственных
закупок и заказов сочеталось
с увеличением чистых налогов, компенсируя
ожидаемое оживление