Основные характеристики инфляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении особенностей природы инфляции и антиинфляционной политики РК.
Для достижения цели необходимо поставить перед собой и решить следующие задачи:
1. Рассмотреть специфику природы инфляции в РК;
2. Изучить особенности антиинфляционных процессов в РК;

Содержание

Введение
1. Основные характеристики инфляции
1.1 Сущность инфляции
1.2 Типы инфляции
1.3 Показатели инфляции
1.4 Последствия инфляции
2. Анализ инфляционных процессов в Республике Казахстан
2.1 Потребительские цены
2.2 Базовая инфляция
3. Антиинфляционная политика Республики Казахстан
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 219.08 Кб (Скачать)

Перераспределение доходов  в пользу государства осуществляется также путем государственным выпуском денег. Доход от выпуска денег называется сеньеранжем. Он равен разнице между суммой номиналов дополнительно выпущенных бумажных денег и затратами на их печатание.

Стремясь защититься от «инфляционного налога» и ожидая дальнейшего  повышения цен, население стремится  скорее потратить деньги на приобретение товаров длительного пользования, вложить их в необесцениваемые активы. В результате растут реальные издержки.

Цены и ставки заработной платы изменяются в различной  степени, что означает изменение  относительных цен и перераспределение  доходов между различными группами населения.

Значительно повышаются так  называемые «издержки меню» - расходы фирм на смену ценников, прейскурантов, каталогов, перенастройку счетчиков, торговых и телефонных автоматов.

В конечном итоге, понижается эффективность экономики в целом. У производителей снижаются стимулы  к инвестированию в результате роста  заемного процента. Уменьшается заинтересованность в выпуске товаров высокого качества, растет выпуск низкокачественных товаров. Вместе с тем сокращается производство относительно дешевых товаров. У работников снижаются стимулы к труду в результате постоянного обесценивания заработной платы.

В реальной действительности население не в состоянии осуществлять точные прогнозы инфляции. Она часто  бывает неравномерной. Наблюдаются  частые и существенные колебания  цен. Инфляция становится непредвиденной. Непредвиденная инфляция усиливает  перераспределительные процессы в экономике.

Перераспределяется доход  и богатство между различными слоями населения, что обусловлено  различиями в активах и пассивах, которыми они владеют. Идет перераспределение  доходов от кредиторов к заемщикам, потому что долг отдается обесценившимися  деньгами. Это касается как частного сектора, так и государства. При  низких процентных ставках и высокой  инфляции правительство может сократить  реальный размер неоплаченной части  государственного долга, так как  фактически реальные ставки выплачиваемого процента становятся отрицательными. В роли кредиторов и держателей номинальных  активов чаще выступают пожилые  люди. В результате происходит перераспределение  доходов от старших к более  молодым группам общества.

Происходит снижение реальных доходов населения, особенно тех  его слоев, которые получают фиксированные  доходы (получатели пенсий, стипендий, пособий, работники бюджетной сферы). В то же время могут увеличить  свой реальный доход получатели нефиксированных  доходов – прибыли, процентов. Выигрывают продавцы товаров и услуг, занимающие монопольное положение на рынке. [3,C.9]

Обесцениваются сбережения населения, хранящиеся на руках населения, а также и на счетах в банках, поскольку проценты по вкладам обычно меньше темпов роста цен и не возмещают уменьшение реальных размеров сбережений.

Происходит снижение эффективности  государственных социальных программ, поскольку снижаются реальные размеры  социальных выплат бедным слоям населения.

Следствием подавленной  инфляции является появление черного  рынка, двойных цен на одни и те же товары, гигантских очередей и спекуляции. Исчезает равнодоступность товаров  для различных слоев населения  при одинаковых размерах дохода. В  целом ухудшается социально-психологическая  атмосфера в обществе.

Высокая инфляция порождает  не только экономические, но и социальные проблемы. Возрастает социальная напряженность, подрывается политическая стабильность общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

2.1 Потребительские цены

 

Во 2 квартале 2012 года наблюдалось  некоторое ускорение квартальной  инфляции, которая сложилась на уровне 1,7% (во 2 квартале 2011 года - 1,3%), тогда  как в 1 квартале 2012 года инфляция была на отметке 1,1%. Инфляция за апрель-июнь 2012 года формировалась в основном за счет роста тарифов на платные  услуги.

Так, во 2 квартале 2012 года цены на продовольственные  товары выросли на 0,7% (за 2 квартал 2011 года - на 1,8%), а на непродовольственные  товары - на 0,9% (на 1,5%). Платные услуги за данный период стали дороже на 3,3% (на 0,5%) (график 2). Резкий рост тарифов на платные услуги объясняется повышением цен на ряд услуг жилищно-коммунальной сферы.  

 

График 1

Динамика квартальной  инфляции и ее составляющих

(% к предыдущему периоду)  

 

________________________________________________________________

Источник: Агентство Республики Казахстан  по статистике 

 

В июне 2012 года по сравнению с мартом 2012 года среди продовольственных  товаров больше всего подорожали мясо и мясопродукты - на 2,5%, в том  числе баранина - 3,2%, свинина - 3,1%, говядина - 2,9%, конина - 2,5%, а также рыба и  морепродукты - на 1,1%, кондитерские изделия - на 1,3%, безалкогольные напитки - на 2,2%, табачные изделия - на 3,9%. За рассматриваемый  период цены на фрукты и овощи в целом оставались неизменными. Среди продовольственных товаров стали дешевле крупы на 11,4%, в том числе гречневая крупа - на 14,6%, пшено - на 5,8%, а также мука - на 2,2%, яйца - 10,1%, масла и жиры - на 2,5%, подсолнечное масло - на 4,5%. [6]

В группе непродовольственных товаров  за отчетный период выросли цены на одежду и обувь на 0,8%, на предметы домашнего обихода - на 0,9%, в том числе на посуду и столовые приборы - на 0,7%, моющие и чистящие средства - на 0,9%, медикаменты - на 0,8%. Стоимость бензина повысилась на 3,2%, дизельного топлива - на 2,9%.

В структуре платных услуг в  апреле – июне 2012 года оплата за услуги жилищно-коммунальной сферы подорожала на 2,9%. При этом оплата за электроэнергию подорожала на 8,9%, за газ, транспортируемый по распределительным сетям, - на 3,2%, за центральное отопление - на 2,3%, за холодную воду - на 2,2%, за горячую воду - на 1,2%, за канализацию - на 2,1%. Также выросли цены на услуги связи - на 10,3% (за счет удорожания услуг телефонной и факсимильной связи - на 12,3%), услуги транспорта - на 3,2% (воздушного - на 8,2%, железнодорожного - на 7,0%), на услуги общественного питания - на 1,7%, начального и дошкольного образования - на 1,6%.

В июне 2012 года инфляция в годовом  выражении составила 4,9% (в декабре 2011 года - 7,4%). За последние 12 месяцев  продовольственные товары стали  дороже на 3,6% (на 9,1%), непродовольственные  товары - на 4,6% (на 5,3%), платные услуги - на 7,1% (на 7,3%) (график 3). [6] 

 

График 2

Динамика годовой инфляции и ее составляющих

(% к соответствующему  месяцу предыдущего года) 

 

_________________________________________________________________

Источник: Агентство Республики Казахстан  по статистике

 

 

 

2.2 БАЗОВАЯ ИНФЛЯЦИЯ

 

Во 2 квартале 2012 года показатели базовой  инфляции превысили уровень 1 квартала 2011 года за исключением базовой инфляции-2, по сравнению с соответствующим  периодом 2011 года были также отмечены более высокие показатели, исключением стали лишь базовая инфляция-2 и базовая инфляция-3. При этом все показатели базовой инфляции не превысили уровень общей инфляции (график 4). Это было обусловлено, в большей степени, удорожанием горюче-смазочных материалов, отдельных услуг жилищно-коммунальной сферы с учетом высокой их доли в структуре потребительской корзины. 

 

График 3

Динамика квартальной  инфляции и базовой инфляции

(% к предыдущему периоду)  

 

_________________________________________________________________

Источник: Агентство Республики Казахстан  по статистике 

 

В июле-сентябре 2012 года показатели базовой  инфляции в годовом выражении  демонстрировали разнонаправленную  динамику. Базовая инфляция-1, 4 и 5 имели  схожую динамику с общей инфляцией, т.е. после ускорения в апреле-мае, инфляция в июне несколько замедлилась. Базовая инфляция-2 и базовая инфляция-3 в течение всего периода замедлялась.

При этом только показатели базовой  инфляции-1 и базовой инфляции-2 по итогам июня 2012 года были выше общей  инфляции, тогда как остальные  показатели базовой инфляции продемонстрировали более низкие темпы.

В июне 2012 года все показатели базовой  инфляции в годовом выражении  сложились на более низком уровне по сравнению с показателями декабря 2011 года. Это свидетельствует о  замедлении инфляционных процессов, на фоне минимального влияния со стороны  монетарных факторов на инфляцию (график 5). [6] 

 

График 5

Динамика годовой инфляции и базовой инфляции

(% к соответствующему  месяцу предыдущего года) 

 

 

 

___________________________________________________________________

Источник: Агентство Республики Казахстан  по статистике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

3.1 Направления  антиинфляционной политики Республики Казахстан

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней  два подхода. В рамках первого подхода  предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы. Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами. Во втором подходе выдвигаются на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку заемного процента, воздействуя таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией. Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.). В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.[7] Фискальная политика – это манипулирование государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции. Рассмотрим дискреционную сдерживающую фискальную политику, под которой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью контроля над инфляцией. Она включает в себя: (1) уменьшение правительственных расходов, или (2) увеличение налогов, или (3) сочетание (1) и (2). Во всех этих случаях наблюдается сокращение равновесного чистого национального продукта. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор. В некоторой степени необходимые изменения в относительные уровни государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Эта так называемая автоматическая, или встроенная стабильность не включена в рассмотрение дискреционной фискальной политики. Если налоговые поступления колеблются в том же направлении, что и ЧНП, то бюджетные излишки, которые имеют тенденцию автоматически появляться во время экономических подъемов, будут содействовать преодолению возможной инфляции. Налогово-бюджетная политика и инфляция. Фискальная политика может сыграть позитивную роль в борьбе с инфляцией. Предотвращение прогнозируемой инфляции.

Использование «сдерживающей» налогово-бюджетной политики – один из путей устранения угрозы инфляции. Государственный бюджет на следующий  год может быть составлен таким  образом, чтобы сокращение объема государственных  закупок и заказов сочеталось с увеличением чистых налогов, компенсируя  ожидаемое оживление совокупного  спроса в частном секторе экономики. Правильное сочетание сокращения объема государственных заказов, переводных платежей и повышения налогов удержит кривую совокупного спроса в желаемом положении, а экономическую систему – в состоянии стабильности. Изменения уровня цен. Повышение уровня цен также воздействует на обе части государственного бюджета – доходную и расходную. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные (федеральные) доходы от налогов. Там, где налоговые ставки не индексируются, т.е. не изменяются автоматически при изменении темпов инфляции, инфляция также может вызвать увеличение доходов от налогов. В то же время повышение уровня цен увеличивает номинальные расходы. Это происходит отчасти потому, что большинство переводных программ не индексированы в зависимости от роста стоимости жизни, отчасти – так как инфляция поднимает цены на товары и услуги, приобретаемые правительственными органами в рамках госзаказа. Заметим, что некоторые виды государственных закупок «проходят» по статьям бюджета в номинальной величине. Такое положение вещей приводит к тому, что номинальное увеличение расходов будет меньше необходимого при росте уровня цен, так что реальные расходы снизятся. Если все статьи бюджета индексируются, то повышение уровня цен никак не влияет на реальный дефицит государственного бюджета. На практике бюджет индексирован далеко не полностью, вследствие чего номинальные размеры налогов как в абсолютном, так и в процентном отношении растут быстрее, чем номинальные величины государственных закупок и затрат. Таким образом, повышение уровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный объем дефицита государственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение еще более значительно. Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок. Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит. Проблемы фискальной политики: Временной разрыв распознавания. Проходит некоторый промежуток времени между началом инфляции и тем моментом, когда происходит сознание этого факта. Административная задержка. Колеса правительства часто крутятся довольно медленно.[8,C.32]Функциональное запаздывание. Имеет место временной разрыв между тем моментом, когда принимается решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на уровень цен. Политические проблемы. Фискальная политика формируется на политической арене, и это в значительной степени осложняет ее использование для целей стабилизации экономики. Эффект вытеснения некоторых инвестиционных капиталов на денежном рынке. Шоки совокупного спроса, имеющие корни за рубежом. Эффект чистого экспорта. Сокращая внутреннюю ставку процента сдерживающая фискальная политика имеет тенденцию увеличивать чистый экспорт. Результатом этого является снизившийся внешний спрос на национальную валюту, обесценивание этой валюты и, следовательно, увеличение чистого экспорта (совокупный спрос увеличивается, отчасти противодействуя сдерживающей фискальной политике). Кредитно-денежная политика. В кредитно-денежной политике для ограничения предложения денег, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление, используется политика дорогих денег. Смысл ее заключается в понижении резервов коммерческих банков. Это делается следующим образом: Центральные банки должны продавать государственные облигации на открытом рынке, для того чтобы урезать резервы коммерческих банков. Увеличение резервной нормы автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного коэффициента. Подъем учетной ставки снижает интерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования у центральных банков. Среди трех видов денежного контроля (операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, изменение учетной ставки) наиболее важным регулирующим механизмом являются операции на открытом рынке. Три основных инструмента кредитно-денежной политики периодически дополняются некоторыми менее важными средствами контроля в форме избирательного регулирования, которое касается фондовой биржи и покупок в рассрочку. Воздействие ограничительной (рестрикционной) денежно-кредитной политики. Систему каналов, по которым реализуется влияние денег в экономической системе, называют передаточным механизмом. Подводя итоги, можно сказать, что на краткосрочных временных интервалах последствия ограничительных действий в рамках денежно-кредитной политики состоят в следующем: повышение нормы процента. Уменьшение уровня реального объема производства. Понижение уровня цен. Обратившись к политике дорогих денег для ограничения инфляции, мы обнаружим, что чистый экспорт сократится. Это означает рост торгового дефицита. Следовательно, политика дорогих денег, проводимая для смягчения инфляции, противоречит задаче корректировке дефицита торгового баланса. Монетаризм - теория, согласно которой денежная масса, находящаяся в обращении, играет решающую роль в проводимой государством экономической политике.. Монетаристский подход состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Таким образом, рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству в функционирование экономики, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность. Государственное управление считается неэффективным, вредным для индивидуальной инициативы и содержащим нередко политические ошибки, которые дестабилизируют экономику. Основополагающим уравнением монетаризма является уравнение обмена:

Информация о работе Основные характеристики инфляции