Организационно-правовые формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 01:09, курсовая работа

Описание работы

Принимая решение о выборе организационно-правовой формы, предприниматель определяет:

1. требуемый уровень;

2. объем возможных прав и обязательств, что зависит от профиля и содержания будущей деятельности;

3. возможного круга партнеров;

4. существующего в стране законодательства.

Правовая форма предприятия представляет собой комплекс правовых и хозяйственных норм. Которые определяют характер, условия и способы формирования правовых и экономических отношений между работниками и собственником предприятия. Этими правовыми нормами регулируются внутренние и внешние отношения, порядок устройства и деятельность предприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…….…..….2

1. Понятие организационно-правовой формы предприятия………………………..…….…..3

2. Виды предприятий в зависимости от организационно-правовых форм……………….….4

3. Организационно-правовые формы коммерческих предприятий………………..….…..….5

3.1. Хозяйственные товарищества и общества………………………………………..…….....5

3.2. Другие организационно-правовые формы……………………………………………..….9

4. Организационно-правовые формы некоммерческих предприятий……………………....12

4.1. Потребительский кооператив………………………………………………………..……12

4.2. Общественные и религиозные объединения………………………………………….….13

4.3. Объединения юридических лиц…………………………………………………….…….14

Заключение………………………………………………………………………….…………..16

Список литературы……………………………………………………………………..………17

Приложения……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Экономика отрасли.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

Акционеры закрытого  акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых  другими акционерами этого общества.

Учредительным документом акционерного общества является его устав. Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций данного акционерного общества, которые приобрели акционеры. Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров. Собрание акционеров может назначать совет директоров с его председателем в случае, когда общее число акционеров превышает 50 человек.

Преимущества  данной организационно-правовой формы заключаются  в следующем:

1. существует возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов, например, только в США около 100 млн. человек владеют акциями различных акционерных обществ;

2. существует  возможность быстрого перетекания  финансовых средств из одной  отрасли в другую;

3. существует право свободной передачи и продажи акций и это право обеспечивает существование компании независимо от различных изменений состава акционерного общества;

4. ответственность  акционеров ограничена, т.е. держатели  акций рискуют в случае банкротства  данного акционерного общества только той суммой, которая была заплачена за покупку акций, фактически кредиторы могут предъявить иск не акционерам как физическим лицам, а самой компании как юридическому лицу;

5. появляется  разделение функций владения  и управления. 

К недостаткам данной организационно-правовой формы можно отнести  следующие моменты:

1. существуют  некоторые сложности при регистрации  устава акционерного общества, такие  как длительные согласовывания, различные бюрократические процедуры,  например, выпуск акций;

2. появляются  благоприятные возможности для  финансовых злоупотреблений, т.е.  возможен, например, выпуск акций,  ничем не обеспеченных, не имеющих  никакой реальной стоимости;

3. в связи  с выплатами по акциям дивидендов  возникает ситуация двойного  налогообложения, когда первый раз налогом облагается дивиденд как часть прибыли акционерного общества, а во второй раз дивиденд облагается налогом как личная прибыль держателя акции;

4. при большом  числе акционеров возникает ситуация, при которой значительная часть акционеров практически не контролирует деятельность совета директоров, и держатели акций заинтересованы в максимальных дивидендах, а менеджеры всячески стараются их уменьшить, дабы пустить эти средства в оборот, данная ситуация характерна в случаях с обычными акциями, когда совет директоров компании принимает решение о размере дивиденда, т.е. решает, какую часть прибыли выплатить держателям акций, а какую часть пустить в оборот; в случае с префакциями (привилегированными акциями) - одно из преимуществ этого вида акций состоит в том, что дивиденд по префакциям фиксирован и устанавливается при выпуске акций - эта ситуация не столь жесткая, как с обычными акциями: при выплате дивидендов дивиденды по префакциям выплачиваются в первую очередь, кроме того, по существующему российскому законодательству при имеющейся достаточной для выплат по префцакциям дивидендов прибыли акционерное общество не вправе отказывать держателям этого вида акций в выплате дивидендов.

К ситуации с  двойным налогообложением существуют различные подходы. В принципе, их можно сгруппировать следующим образом:

а) та часть прибыли, которая распределяется между держателями  акций и владельцами компании облагается налогом дважды и в  полном объеме, т.е.

первый раз  фирма как юридическое лицо платит налог на прибыль, а второй раз держатель как физическое лицо платит подоходный налог с дивиденда; такая ситуация характерна для России, США, Швейцарии, Швеции, Нидерландов;

б) подход снижения налогообложения на уровне акционерного общества: распределяемая прибыль либо облагается налогом по сниженной ставке налога на прибыль фирмы (подобная система действует в Германии, Японии) , либо частично освобождается от налогообложения (подобная система налогообложения работает в Финляндии);

в) подход снижения налогообложения на уровне держателей акций: распределяемая прибыль облагается следующим образом, когда либо акционеров частично освобождают от выплаты налога на дивиденды, причем освобождение не зависит от того, облагали ли компанию налогом на прибыль или нет подобная система действует в Канаде, Дании) , либо действует так называемый налоговый кредит, т.е. тот налог на прибыль, который уплатила компания, отчасти учитывается при взимании налога с акционера (подобная система действует в Великобритании, Франции);

г) подход полного  освобождения распределяемой прибыли  от налогообложения либо на уровне акционерного общества (такая система  действует в Греции), либо на уровне держателей акций (данный подход к налогообложению  распространен Австралии, Италии, Финляндии).

Организационно-правовая форма акционерного общества распространена среди достаточно крупных предприятий, т.е. среди тех предприятий, на которых  существует большая потребность  в значительных финансовых ресурсах.

3.2. Другие организационно-правовые  формы

    Производственный  кооператив (артель) - добровольное объединение  граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной  деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг) , основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Учредительным документом производственного кооператива по существу является его устав, который утверждает общее собрание его членов. Имущество, которое находится в собственности производственного кооператива, делится на части (паи) его членов в соответствии с уставом данного предприятия. Производственный кооператив не имеет права выпускать акции. Член производственного кооператива имеет один голос при принятии каких-либо решений общим собранием.

    Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям) , в том числе между работниками предприятия (см. приложение 1).

    В Российской Федерации в форме  унитарных предприятий могут  быть созданы только государственные  и муниципальные предприятия. Они  управляют, но не владеют закрепленным за ними государственным (муниципальным) имуществом. Предприятие называется федеральным казенным предприятием, если оно управляется государственными органами (т.е. основано на праве оперативного управления федеральным имуществом).

Индивидуальный предприниматель (ИП) без образования юридического лица, являющийся физическим лицом, есть также организационно-правовая форма предприятия, например, крестьянское (фермерское) хозяйство является предприятием, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а его глава признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Преимущества  данной организационно-правовой формы заключаются  в следующем:

1. предприятие  легко зарегистрировать, бюрократические процедуры незначительны;

2. владелец предприятия  располагает полной свободой  действий по сравнению с обществами  или товариществами и поскольку  доход предпринимателя непосредственно  зависит от того, насколько успешно  он действует в области бизнеса, таким образом, появляется стимул к эффективному ведению бизнеса;

3. достаточно  низкие по сравнению с юридическими  лицами ставки налогообложения:  предприниматель не платит налог  на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль и т.д., он платит только индивидуальный подоходный налог, который относится к прогрессивным налогам (на нынешний момент ставка по нему составляет от 12 % до 45 % - максимальная ставка при годовом доходе свыше 300 тысяч рублей, правда есть серьезные опасения, что при реалиях существующей экономической системы с учетом инфляции максимальная ставка этого налога приведет к следующей ситуации: практически все слои населения, включая те, чей доход ниже прожиточного минимума, будут облагаться налогом по максимальной ставке).

К недостаткам же можно  отнести следующие  моменты:

1. существует  значительная ограниченность финансовых  ресурсов: как правило финансов  одного предпринимателя не достаточно, чтобы начать бизнес, не говоря  уж о том, чтобы расширять  уже начатое дело; например, предприниматель может взять ссуду в банке, но в нынешней экономической ситуации взять кредит в банке может лишь тот предприниматель, который имеет “блат” , т.е. знакомых в правлении или совете директоров банка, а чаще всего не просто какого-нибудь знакомого из правления, а знакомого председателя этого правления из-за того, что в нынешней экономической обстановке никаких юридических гарантий того, что ты возвратишь кредит, попросту нет. Это ставит начинающего свое дело предпринимателя в практически безнадежную ситуацию. В банке можно взять ссуду под залог имущества, но это к начинающему предпринимателю не относится, поскольку со сделками типа, когда под залог берут жилье, банки стараются не связываться из-за практически отсутствия возможности конфисковать это жилье в счет погашения займа. Проблема ограниченности финансовых ресурсов обостряется еще и тем, что существует определенный так называемый порог эффективности, т.е. минимальный размер бизнеса (в смысле объема оборота и капитала) , ниже этого порога предпринимательская деятельность становится порой не просто невыгодной, неэффективной, но и нежизнеспособной. Этот порог специалисты оценивают по-разному, но в любом случае счет идет на десятки тысяч долларов США. Как известно, для предпринимателя одна из острых проблем заключается в том, чтобы наладить стабильную, устойчивую связь с поставщиками, необходимость иметь надежное снабжение. Предприниматель часто испытывает со снабжением значительные трудности, в то время как средних размеров предприятие, которое выпускает аналогичную продукцию со снабжением не испытывает практически никаких проблем;

2. существующие  отношения с властью: предприниматели  не испытывают практически никакой  поддержки со стороны властей;

3. одной из  проблем, с которой сталкивается сегодня предприниматель является проблема отсутствия у него какого-либо профессионализма: он не знает, что такое бизнес, что такое бизнес-планирование; он, возможно и слышал о бизнес-плане, возможно видел его, но как правило не имеет ни малейшего представления о том, как его составлять; например, по сравнению с техническими навыками гораздо меньшее число людей обладает какими-либо познаниями в областях учета, организации, управления или маркетинга; в основной своей массе люди не представляют всех трудностей, с которыми им придется столкнуться при начинании бизнеса, в полном объеме, но даже если все-таки имеют представление, что их ждет, они все равно не знают, как справиться с этими проблемами. У многих предпринимателей отсутствует такое понятие как предпринимательская этика, например при распространении ложной информации предприниматель не несет практически никакой ответственности, т.е. фактически он может выдавать в рекламе любую информацию, предприниматели как говорится, делают деньги всеми возможными и невозможными способами;

4. она из трудностей  при регистрации данной организационно-правовой  формы заключается в следующем:  иной раз очень трудно выбить  лицензию на лицензируемый вид  деятельности;

5. еще один  недостаток состоит в том, что  ответственность индивидуального предпринимателя неограниченна, т.е. предприниматель рискует всем своим имуществом, в отличие от акционеров, которые рискуют только активами фирмы, а не своим имуществом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Организационно-правовые  формы некоммерческих предприятий

4.1. Потребительский  кооператив

    Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических  лиц на основе членства с целью  удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (см. приложение 2).

    Устав потребительского кооператива должен содержать, помимо общепринятых сведений, условия о размере паевых взносов  членов кооператива; о составе и  порядке внесения паевых взносов  членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.

    Члены потребительского кооператива обязаны  в течение трех месяцев после  утверждения ежегодного баланса  покрыть образовавшиеся убытки путем  дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.

    Члены потребительского кооператива солидарно  несут субсидиарную ответственность  по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.

    Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.2. Общественные и религиозные объединения

Информация о работе Организационно-правовые формы