Определения по экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:18, лекция

Описание работы

Определения к Эконом-теории

Работа содержит 1 файл

Эконом-Теория.docx

— 45.55 Кб (Скачать)

По степени соблюдения законности:

  1. легальный (официальный)
  2. нелегальный (теневой)
  3. чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»)

По степени насыщенности:

  1. равновесный (спрос = предложение)
  2. дефицитный(спрос > предложение)
  3. избыточный (спрос < предложение)

По степени развитости экономической свободы:

  1. свободный
  2. регулируемый

 

 

 

К функциям рынка относятся:

  1. информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
  2. посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
  3. ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;
  4. регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение;
  5. координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.

 

 

Функции государства в рыночной экономике

Регулирующие функции  государства в рыночной экономике  сводятся к трем основным - законодательной, стабилизирующей, распределительной.

 

 

Рыночная экономика — экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов, льгот и т. п. Это экономика, в которой только решения самих покупателей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения.

 

Основные  черты


  • конкуренция;
  • многообразие форм собственности (частной, коллективной, государственной, общинной);
  • полная административная независимость и самостоятельность товаропроизводителя — товаропроизводитель должен быть собственником результатов своего труда;
  • свободный выбор поставщиков сырья и покупателей продукции;
  • сосредоточение капитала в руках буржуазии;
  • неэквивалентная физическому и умственному труду система распределения благ общества;
  • ориентированный на покупателя рынок.

 

 

Конкуренция — это борьба между товаропроизводителями, поставщиками, продавцами за лидерство, за первенство на рынке.

 

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение  услуг по более низким ценам, чем  у конкурентов. Снижение цены происходит за счет снижения издержек производства или уменьшения прибыли без изменения  ассортимента и качества производимой продукции. 

Неценовая конкуренция предполагает:  
- предложение продукции более высокого качества, с лучшими показателями надежности и срока службы;  
- изменение свойств (например, безопасность, экологичность, эстетичность, удобство и простота эксплуатации);  
- создание новой продукции для удовлетворения не существовавших ранее потребностей;  
- постоянное обновление свойств продукции, являющейся символом моды или престижности, фирменных товаров (товарные марки, знаки);  
- совершенствование сопутствующих услуг (демонстрация, установка, доставка), послепродажного сервисного обслуживания (гарантийный ремонт, в частности). 

 

 

Различают две формы конкуренции - ценовую и неценовую. Ценовая  конкуренция осуществляется вокруг цен товаров и их составляющих (издержек, прибыли). Уменьшение издержек при прежней цене означает увеличение прибыли. Снижение цены за счет уменьшения доли прибыли может привести к росту объема продаж, вытеснению конкурентов с рынка. Ценовая конкуренция в первую очередь связана с затратным подходом к ценообразованию.

Конкуренция может быть:

 

• предметная, когда конкурируют  аналогичные товары, (например, легковые автомобили нашей фирмы и легковые автомобили фирм-конкурентов);

 

• видовая, когда конкурируют  товары одного вида (например, автобусы, троллейбусы, трамваи);

 

• функциональная, когда  конкурируют товары, призванные выполнять  определенную функцию, (например, перевозку  пассажиров, т.е. самолеты, пароходы, железнодорожный  транспорт и т.д.).

 

Поэтому, изучая степень конкуренции  на рынке, нельзя ограничиваться только предметной конкуренцией, следует также  учитывать возможное влияние  на развитие рынка видовой и функциональной конкуренции.

 

 

Монополия - тип структуры  рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю  отрасль производства определенного  товара, не имеющего близкого заменителя.

Виды  монополий


  • Естественная монополия — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
  • Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
  • Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.
  • Конгломерат (Концерн) (в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (напр. в России ЗАО «Газметалл»).

 

 

 

Назначение государственно-правового  регулирования - соблюсти, а при необходимости  уравновесить баланс интересов субъектов  естественных монополий и потребителей.

Высокая экономическая эффективность  естественных монополий делает недопустимым их дробление, но с другой стороны  их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред, поэтому  государство не может воздерживаться от регулирования естественных монополий.

 

Закон спроса — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. 

 

СПРОС — (demand) Количество товаров и услуг, которое покупатели желают приобрести. 

Величина - Протяженность, объём, размер чего либо

Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

Предложение — (bid) 1. Цена, при которой покупатель готов заключить сделку

РАВНОВЕСИЕ  СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯситуация на рынке, при которой количество товаров и услуг, которые хотят приобрести потребители, идентично количеству товаров и услуг, которые желают предложить производители.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ

Основные  понятия

Определение цены товара является чрезвычайно ответственным этапом маркетинговой программы. В зависимости  от выбранной стратегии компания может по-разному формировать  цены на свою продукцию. Основными факторами, влияющими на назначение цены являются:

уровень издержек производства  

степень конкуренции на рынке   

вид товара или услуги

имидж компании

соотношение спроса и предложения  на рынке

факторы «внешней среды»


 

 

Общий продукт (TP — total product) — термин, используемый в микроэкономике для анализа издержек и доходов фирмы. По сути равен общему объему выпуска предприятия

Валовой национальный продукт (ВНП) — это произведенный  в течение года совокупный объем  конечных товаров и услуг, выраженный в деньгах. 

Национальный  доход (англ. national income) — важнейший макроэкономический показатель совокупных доходов всего населения данной страны за определенный период времени(обычно за год)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ - постоянное увеличение объемов товаров и услуг, 

Различают два типа экономического роста — «экстенсивный» и «интенсивный

 

 

  • Количество новых рабочих мест - Nonfarm payrolls (NFP), созданных в несельскохозяйственных отраслях экономики за месяц.
  • Валовый внутренний продукт (ВВП) - GDP.
  • Индекс промышленного производства (PMI).
  • Индекс потребительских цен (CPI).
  • Индекс промышленных цен (PPI).
  • валовой внутренний продукт (ВВП);
  • валовой национальный продукт (ВНП);
  • чистый внутренний продукт (ЧВП);
  • внутренний доход (ВД);
  • личный доход граждан (ЛД)

 

Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) — сведения о чем-либо, независимо от формы их представления.

В современной науке рассматриваются  два вида информации:

  • Объективная (первичная) информация — свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий (фундаментальные взаимодействия) передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре.[1]
  • Субъективная (семантическая,смысловая, вторичная) информация – смысловое содержание объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное сознанием человека с помощью смысловых образов (слов, образов и ощущений) и зафиксированное на каком-либо материальном носителе.

 

 

Экономический рост в условиях рыночной экономики не является постоянным. Развитие народного хозяйства в  этих условиях неравномерно, оно характеризуется  периодами подъема и спада  производства - увеличения или уменьшения темпов экономического роста. Это явление  называется цикличностью развития. Цикличность - это всеобщая форма движения экономики  в условиях рыночного хозяйства, отражающая неравномерность его  развития, движение от одного устойчивого  состояния к другому через  периоды спада, кризиса и подъема. Причины цикличности развития заложены в самом механизме рыночной экономики  и состоят в нарушении равновесия совокупного спроса, совокупного  предложения, системы ценообразования  производимых товаров и вызываемыми  этим нарушением перепроизводстве или  дефиците товаров, расстройстве денежно-финансовой системы. Первым фактором, повлиявшим на весь ход расширенного воспроизводства  общественного продукта, стала научно-техническая  революция. Под ее воздействием изменилось течение кризисов и развились  их новые виды. С одной стороны, НТР породила наукоемкие отрасли  производства, которые наиболее устойчивы  к кризисным спадам. С другой стороны, НТР стала причиной структурных  кризисов в тех отраслях промышленности, в которых преобладает простая (механическая) технология по переработке  природных веществ. Вторым фактором антицикличого регулирования стало активное вмешательство государства в ход макроэкономического роста с тем, чтобы уменьшить разрушительное воздействие кризисов и добиться большей стабилизации хозяйственного развития. Запад накопил большой опыт проведения антициклической и антикризисной политики.

  • Кризис - резкое падение темпов эконом. роста, сокращение масштабов производства, увеличение товарных запасов, рост безработицы, расстройство кредитно-денежной системы.
  • Но: возникают мотивы к сокращению издержек производства и увеличению прибыли, усиливается конкуренция, идет обновление основного капитала фирм.
  • Депрессия - низкий уровень пр-ва, который уже не уменьшается; значительные масштабы безработицы; более/менее стабильные цены; товарные запасы уже не растут; ссудный % на низком уровне.
  • Оживление - повышается уровень производства, сокращается безработица, небольшое увеличение цен на ресурсы и продукты, улучшения в кредитной сфере, курс акций стабилизируется.
  • Подъем всегда носит лихорадочный характер - повышение цен на продукцию фирм, произв. средства производства; рост спроса на эл-ты основного капитала; сокращение безработицы; рост кредита.
  • Стокфляция – падение производства при чем то там. В современной экономической литературе используют терминологию национального бюро экономических исследований США, согласно которой цикл состоит из 4х фаз.
  • ·         Вершиной.
  • ·         Сжатия (спад, рецессия).
  • ·         Дна.
  • ·         Оживление.

 

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

общий термин, означающий абсолютное и относительное изменение макроэкономических показателей, характеризующих состояние  экономики страны во времени в  течение продолжительного периода, например года или нескольких лет.

 

Регулирование денежного обращения 
Денежное обращение — движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.  
Виды денежного обращения;  
обращение наличных денег, то есть денежных знаков (банкнот и монет). Средством платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях (например, штрафы); 
безналичное денежное обращение. Оно состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в банковском учреждении и зачислении ее на счет другого субъекта в этом же или ином банковском учреждении либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют.

 

 

Инфля́ция (лат. Inflatio — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги.

В экономической науке различают  следующие причины инфляции:[1][2]

  1. Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды.
  2. Сверхплановое расширение денежной массы за счёт массового кредитования.
  3. Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях.
  4. Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы.
  5. Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег.

 

 

Последствия инфляции:

1)  снижение реальных доходов (особенно у людей с фиксированным доходом);

2)  обесценивание вкладов;

3)  инфляция наносит вред кредиторам;

4) инфляция вызывает нервозность  у людей, социальную напряженность  в обществе (так, инфляция в  Германии 20-х – фактор прихода  Гитлера к власти);

Информация о работе Определения по экономической теории