Олигополия, сущность, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 09:11, реферат

Описание работы

На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (от трех до пяти) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация — на рынках потребительских товаров (автомобили).

Работа содержит 1 файл

Олигополия.doc

— 450.00 Кб (Скачать)

Если говорить об отрасли, то она носит олигополистический характер. Рынок нефтепродуктов контролируются несколькими вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК). ВИНК контролируют объемы добычи нефти, объемы сбыта внутри страны и на экспорт, процессы ценообразования. Рынки сбыта внутри страны также разделены между ведущими ВИНК.

В силу такой структуры рынка, важности рынка для экономики всей страны регулированию рынка уделяется большое внимание со стороны государства, в частности Федеральной антимонопольной службы (ФАС). ФАС отмечает, что практически на всех территориях России уровень конкуренции в сфере реализации нефтепродуктов недостаточен, существуют завышенные цены.

Развитию конкуренции препятствует дефицит нефтеперерабатывающих мощностей и нефтехранилищ, высокие экономические и административные барьеры, затрудняющие появление на рынках новых игроков (стоимость строительства нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз, жесткие требования земельного и природоохранного законодательства).

Задача ФАС – это недопущение появления новых сговоров, олигополий, завышения цен. В рамках программы развития конкуренции предусматривается совершенствование налоговой системы, рост объемов продаж на открытых торгах, повышении прозрачности сделок, сокращение административных барьеров для входа в отрасль.

 

Список использованной литературы

 

1. О защите конкуренции [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 26.07.2006 г., №135-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Последнее обновление 3.11.2009.

2. Положение о Федеральной антимонопольной службе [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 07.11.2008 № 814 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Последнее обновление 3.11.2009.

3. Акопов А.С. Модель двухпродуктовой олигополии, описывающая взаимодействие нефтяных компаний на внутреннем рынке // Аудит и финансовый анализ. – 2004. – № 1. – С.230-234.

4. Алешин Д.А. Современные подходы ФАС России к анализу состояния конкурентной среды на товарных рынках // Современная конкуренция. – 2007. – №5. – С.25-38.

5. Денисов И.В. Экономико-технологические комплексы фирм и рынки // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. – № 4. – С.8-14.

6. Душко А.П. Зарубежный опыт создания рынка совершенной конкуренции в сфере естественных монополий и возможности его использования в энергетике России // Проблемы современной экономики: Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2006. – №1/2. – С.159-165.

7. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: учеб. – М.: Дело, 2002. – 416 с.

8. Кабраль Л. Организация отраслевых рынков. – Мн.: Новое значение. – 2003. – 356 с.

9. Кит П. Управленческая экономика. Инструментарий руководителя. – Спб.: Питер. – 2008. – 624 с.

10. Корниенко О.В. Микроэкономика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 352 с.

11. Курс экономической теории: Учебник / М.И.Плотницкий, Э.И.Лобкович, М.Г.Муталимов. – Мн.: Интерпрессервис, 2003. – 496 с.

12. Меркулова Ю. Особенности российского отраслевого монополизма // Общество и экономика. – 2009. – № 4/5. – С.26-56.

13. Некрасовский В. К модели организованной конкурентной гармоничной олигополии. Олигополия и устойчивое развитие // Управление собственностью: теория и практика. – 2007. – №3. – С.22-44.

14. Носова С.С. Экономическая теория: учеб. – М.: Кнорус. – 2009. – 798 с.

15. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. – М.: Изд-во «НОРМА». 2002. – 572 с.

16. Подколзина И. Какие факторы влияют на динамику нефтяного рынка? // Вопросы экономики. – 2009. – №2. – С.90-104.

17. Прокопов Б.И. Влияние олигополистических структур на развитие национальной экономики // Проблемы современной экономики: Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2009. – №1. – С.81-88.

18. Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика / Под ред. И.Е.Рудановой. – М.: Инфра-М. – 2008. – 576 с.

19. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 714 с.

20. Экономическая теория: учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 592 с.

21. Доклад ФАС «О состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2008 год»

22. Анализ ФАС рынка нефтепродуктов в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.diztoplivo.com/news/

23. В ФАС создан совет по рынку нефти // Коммерсанть [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/rubric.aspx?NodesID=4

24. О ценах на нефтепродукты // Федеральная антимонопольная служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/

25. Рогов К. Рынок нас не колышет. Справедливую» цену на нефть должно определять российское правительство? // Новая газета. – № 62 от 15 июня 2009 г .

26. Экономический анализ рынка олигополии в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://aknews.narod.ru/index.htm



Информация о работе Олигополия, сущность, виды