Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:29, реферат
Когда во многих отраслях добывающей, обрабатывающей промышленности, а
также оптовой торговли господствуют несколько фирм, то такие отрасли
называются олигополиями. Именно об этих отраслях пойдет речь в данной
главе. Попытаемся, во-первых, дать определение олигополии, оценить степень
ее распространенности и рассмотреть причины возникновения и существования.
Во-вторых, рассмотреть возможные модели поведения в олигополистических
отраслях в отношении цены и выпуска.
Возможно
также и существование
когда несколько фирм могут поставить товар на рынок при более низких LAC,
чем были бы у других фирм. Но существование такого вида рыночной структуры
является предметом спора у экономистов. Утвердилось мнение, что отрасли, в
которых существует естественная олигополия, включают в себя
нефтепереработку,
выплавку металлов и производство пива.
Модели олигополистического ценообразования
До сих
пор не существует единой
несколько моделей объясняющих поведение фирм в конкретных ситуациях,
основываясь на то, какие предположения строят фирмы относительно реакции
своих конкурентов. Описываемые ниже модели показывают, как при олигополии
проявляется тенденция к уменьшению прибыли из-за конкуренции и то, как,
разрушительное
действие олигополистического
фирмы к сговору, чтобы увеличить прибыль и уменьшить конкуренцию.
Начнем с последнего. Поводом для слияния могут служить разные причины.
Непосредственной причиной выступает то, что объединение двух или более фирм
может существенно увеличить их прибыль, их рыночную долю, дать возможность
новой, более крупной, производственной единице добиться большего эффекта
масштаба. Другой важной причиной, лежащей в основе побуждения к слиянию,
является рыночная власть. Фирма, которая имеет большую – и в абсолютном
выражении, и относительно рынка – способность контролировать рынок и цену
своей продукции, чем более мелкая фирма, пользуется несомненными
преимуществами. Более того, увеличение размера фирмы, к которому приводит
слияние, может дать ей преимущество крупного покупателя и позволить фирме
требовать и добиваться лучших, чем раньше, цен (издержек) от поставщиков
ввозимых ресурсов.
Если
подобное слияние является
или большую часть производителей на рынке, то результатом, его является
образовавшийся картель. Картель – это группа фирм, действующих совместно и
согласующих решения по поводу цены и объемов производства, как если бы они
были единой монополией. Однако, в силу того, что картель – это группа фирм,
а не единая фирма, он сталкивается с трудностями при образовании
монопольных цен, которых не существует для чистой монополии. Основной
проблемой здесь встает согласование решений между фирмами-членами и
установление системы ограничений (квот) для этих фирм.
Образование картеля. Предположим, в данном регионе несколько
производителей цемента желают образовать картель. Допустим, что есть 15
региональных поставщиков цемента, разных сортов, и что продукт
стандартизирован. Фирмы назначают цены равные АС. Каждая из фирм боится
поднять цену из опасения, что другие фирмы не последуют ее примеру, и что,
как следствие, ее экономическая прибыль станет отрицательной. Допустим,
следовательно, что выпуск находится на конкурентном уровне Qc (рис.2а.),
соответствующем размеру выпуска, при котором кривая спроса (D) пересекает
кривую МС, которая является горизонтальной суммой кривых МС каждой фирмы.
Каждая фирма выпускает 1/15 Qc.
Вот четыре шага, необходимые для образования картеля.
1. Убедиться, что существует барьер для входа в отрасль, чтобы
предотвратить продажу цемента другим фирмам, после того, как цена
повысится. Если был бы
привлекла новых
бы ниже монопольного уровня,
который стремится
2. Организовать встречу всех производителей цемента, чтобы установить
совместный ориентир по общему уровню выпуска продукции. Сделать это
можно, оценив рыночный спрос и, вычислив МR, при любом объеме
выпуска, выбрать выпуск МR=МС. Предполагается, что у всех фирм
одинаковые функции издержек. Монопольный выпуск будет
максимизировать прибыли всех 15-и фирм (рис.2а)
3. Установить квоты каждому члену картеля. Поделить общий монопольный
выпуск Qm, между всеми фирмами. Например, мало дать указание фирмам
производить 1/15 Qm каждой, т.к. предполагается, что функции
издержек всех фирм одинаковые, то это эквивалентно тому, чтобы
рекомендовать фирмам
не сравнялись бы с рыночным MR*. До тех пор, пока сумма месячных
выпусков всех продавцов равна Qm,, можно поддерживать монопольную
цену.
4. Установить
процедуру проведения
сложный шаг, т.к. у каждой фирмы есть все стимулы расширить свое
производство при монопольной цене. Если все увеличат выпуск, то
картель обречен. Цена вернется к своему первоначальному
конкурентному уровню