Оценка влияния монополии на экономику России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать естественные монополии в России в области электроэнергетики, принципы их реформирования, а также обосновать действие антимонопольного законодательства.
Всё это позволит решить следующие задачи:
1) Определить сущность, причины и последствия монополий;
2) Рассмотреть вопрос ценовой политики государства, типы барьеров, препятствующих возникновению новых фирм;
3) Проанализировать в динамике рост цен на услуги естественных монополий в области электроэнергетики;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы исследования монополии…………………………...5
1.1 Сущность и причины монополии……………………………………….5
1.2 Виды и формы монополии…………………………………………….16
1.3 Последствия монополии……………………………………………….21
2. Оценка влияния монополии на экономику России………………………...23
2.1 Анализ естественных монополий……………………………………..23
2.2 Реформирование электроэнергии России…………………………….29
2.3 Антимонопольная политика государства…………………………….35
Заключение………………………………………………………………………43
Список литературы……………………………………………………………...46

Работа содержит 1 файл

теория монополии.doc

— 314.50 Кб (Скачать)

       Хотя  правительство  может  предоставить  компании  монопольное  право, например, в том случае, когда имеет место экономия  от  масштаба.  В  данном случае конкуренция  была  бы  расточительна  с  точки  зрения  общества.  Но правительство  может  в  то  же  самое  время  стремиться  к   регулированию поведения компании, с тем, чтобы ослабить основные  явления  неэффективности монополизации,  уменьшить  социальные  потери   связанные   с   ограничением выпуска.

    Особого внимания  требует вопрос ценовой  политики монополистических образований. Монопольная цена устанавливается предпринимателем, занимающим монопольное положение на рынке, и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя. К этому следует добавить, что эта цена рассчитана на получение сверхприбылей, или монополистических прибылей. Именно в цене реализуется выгода монопольного положения.

    Особенность монопольной цены заключается в  том, что она сознательно отклоняется  от реальной рыночной, которая устанавливается  в результате взаимодействия спроса и предложения. Монопольная цена является верхней или нижней в зависимости от того, кто ее формирует — монополист или монопсонист. В обоих случаях обеспечивается выгода последних за счет потребителя или мелкого производителя: первый переплачивает, а второй не получает надлежащей ему части продукта. Таким образом, монопольная цена являет собой определенную “дань”, которую общество вынуждено платить тем, кто занимает монопольное положение.

    Отличают  монопольную высокую и монопольную  низкую цены. Первую устанавливает  монополист, оккупировавший рынок, и  с ней вынужден мириться потребитель, лишенный альтернативы. Вторую формирует монопсонист по отношению к мелким производителям, которые тоже не имеют выбора. Следовательно, монопольная цена осуществляет перераспределение продукта между хозяйственными субъектами, но такое перераспределение, которое основывается на внеэкономических факторах. Но сущность монопольной цены этим не исчерпывается — она отражает и экономические преимущества крупного, высокотехнического производства, обеспечивая получения сверхъизлишнего продукта.

    Границы монопольных цен устанавливаются  рыночной конкуренцией. Верхняя граница определяется соотношением уровня цен и объемов производства, которое обеспечивает монопольно высокую прибыль. Рассмотрим это на примере, который дает общее представление об основных закономерностях монополистического ценообразования.

    Из  таблицы 1 видно, что при понижении цены и увеличении объема оптимальной является партия изделий, при которой прибыль будет максимальной. В данном  примере такой партией является партия объемом в 200 изделий. Она приносит наивысший доход в размере 2000 тыс. рублей. При этом цена за одно изделие в размере 35 тыс. рублей будет верхней границей монопольных цен. 
 
 
 

              Таблица 1 – Образование монопольных цен 
 

Объем партии, шт. Издержки на единицу продукции, тыс. руб. Совокупные  издержки, тыс. руб. Цена за одно изделие, тыс. руб\ Общая выручка  за партию, тыс. руб. Прибыль тыс. руб.
100 25 2500 40 4000 1500
200 25 5000 35 7000 2000
300 25 7500 30 9000 1500
400 25 10000 28 11200 1200
 
 

    Нижняя  граница монопольной цены — это  низкая цена, при которой дополнительная прибыль сверх нормальной будет равна нулю. Доля монопольной прибыли в цене товара связана с величиной эластичности спроса на продукцию монополиста. Этот показатель называется индексом Лернера. Он определяется по формуле:

 

где   — монопольная цена;

        —   цена совершенной конкуренции;

         Е —   эластичность спроса. 

    В отличие от совершенного конкурента монополист сам устанавливает не только количества предлагаемой продукции, но и ее цену, выбирая точку на кривой отраслевого спроса.

    Поскольку монопольное предприятие сосредоточило  в своих руках весь выпуск продукции, кривая спроса предприятия совпадает  с кривой спроса отрасли, и монополист стоит перед выбором: ограничить ли объем продаж для поддержания высокой цены или снизить цену в целях увеличения объема реализации (рис. 1). 

 

Рисунок 1 - График выбора монополиста между изменением объема продаж и цен 

    При идентичности издержек и спроса монополия приводит к более высокой цене и меньшему объему производства, чем совершенная конкуренция (рис. 2).

 

Рисунок 2 - Убытки, приносимые монополией 

    Чтобы не допустить превышения потерь от снижения цены над приростом дохода от реализации дополнительной продукции, монополист каждый раз должен сравнивать при расширении производства общий доход от реализации n единиц продукции с общим доходом от реализации n + 1 единиц продукции, т. е. он следует за величиной MR.

    Линия предельной выручки для монополиста вдвое круче линии спроса.

Монополист  максимизирует прибыль при  МС = MR, при MR < Р.

    В отличие от ситуации конкурентной фирмы, где вход на рынок свободен, барьеры входа в условиях монополии столь значительны, что не допускают появления новых производителей. Барьеры на входе — препятствия к появлению на рынке новых участников.

         Типы   барьеров,  препятствующих   проникновению   новых   фирм    на

монополизированные  рынки:

       1.  Юридические барьеры.

    Вход  на монополизированный рынок обычно очень сильно  может  быть  ограничен  с  помощью  юридических   барьеров.   Самыми древними  формами  таких   барьеров   были   монопольные    права,   которые присваивались себе по праву  сильного  правителями  и  которые  со  временем получили  название  «государственных  монополий».    Под  этим  именем   они продолжают существовать и сегодня.

      Надо сказать, что государство рождает монополию  или  создает  условия

для нее  и  тогда,  когда  выгоды  от  этого  достаются  преимущественно  не

государственной казне, а другим лицам или организациям.

      Например, государство осуществляет лицензирование  определенных  видов деятельности, и без получения государственной лицензии  такой  деятельностью заниматься   просто   нельзя.    Лицензируются,    например,    деятельность радиостанций  и  телекомпаний,  нотариусов,  аудиторов,  банков,  охота   на определенные породы ценных  животных  (в  частности,  пушных),  изготовление спиртных напитков или торговля ими и т.д.   Итогом  лицензирования  является ограничение доступа желающих проникнуть в  определенные  сферы  деятельности и, следовательно, создание предпосылок для рождения монополистов.

      Естественно, лицензирование придумано не для создания монополий –  оно решает  совершенно  иные  задачи.  Например,  предотвращение   фальсификации алкогольных напитков не лицензированными и потому  бесконтрольными  фирмами, продукцией  которых  люди  могут  отравиться.  Тем  не  менее,  экономически грамотный человек не может не замечать побочных  последствий  лицензирования как фактора усиления монополизации.

      Важнейшим  видом  юридических  барьеров,   рождающих    и   защищающих монополию, являются патенты на изобретения и научно-технические  разработки.

      Патенты и авторские права.  Патенты и авторские права обеспечивают

создателям  новых продуктов или произведений искусства, литературы, музыки и так далее исключительные права  на  продажу,  использование,  предоставление лицензии  на  использование  их  изобретений  и  творений.   Патенты   могут выдаваться на производственные технологии.  Но  патенты  и  авторские  права обеспечивают монопольные позиции лишь  на  ограниченное  количество  лет,  в зависимости от местного законодательства.  После  окончания  срока  действия патента барьер для входа в отрасль исчезает. Идея патентов и авторских  прав стимулирует фирмы и отдельные личности к изобретению  новых  продуктов,  так как изобретателю заранее гарантируются   эксклюзивные  права  на  реализацию продукта.

      2.  Естественные  барьеры.

       В  некоторых  случаях  рождение  монополии оказывается практически неизбежным по  сугубо  объективным  причинам.  Такие монополии называют обычно естественными. Поскольку  порождающие  их  барьеры

естественны, то есть закономерно присущи определенному рынку.

       В  зависимости  от  вида   естественной   монополии   существуют

естественные  барьеры  двух видов:

      а)  Когда  рождение    монополий   происходит   из-за   барьеров   для

конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может  стать фирма,  геологи  которой  обнаружили   месторождение   уникальных   полезных ископаемых и которая купила права на земельный  участок,  где  располагается это месторождение. Теперь никто другой  это  месторождение  использовать  не сможет: закон защищает права собственника, даже если  он  оказался  в итоге монополистом (что не исключает  регулирующего  вмешательства  государства  в деятельность такого монополиста).

      б) Второй  вид  естественных  барьеров,  препятствующих  проникновению конкурентов на рынок монополиста, характерен  для  монополий,  возникновение которых продиктовано  либо  техническими,  либо   экономическими  причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

      Скажем, технически почти невозможно (а точнее,  крайне  нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии  в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить  в  одном  и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем  более  что  им все равно пришлось бы постоянно  обращаться  к  услугам  друг  друга,  когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

      3Экономические барьеры.

       Такие барьеры возводятся  самими   фирмами-

монополистами  или  являются  следствием  неблагоприятной  общеэкономической ситуации в стране.

    Также в качестве барьеров для входа  в отрасль, контролируемую  монополистом, могут служить:

      а)  Собственность на  все предложение производственного   ресурса.

Монополия  также  может  поддерживаться    в   результате   владения   всеми

источниками   конкретного   ресурса,    необходимого    для     производства

монополизированного товара.

       б)  Уникальные способности и знания также могут создать монополию.

Так певцы, художники, спортсмены обладают монополией на использование  своих услуг. Фирма, обладающая технологическим секретом, при условии,  что  другие фирмы не могут  воспроизвести  данную  технологию,  обладает  монополией  на данный продукт. Хотя, как правило, такая монополия не является  чистой,  так как могут существовать близкие заменители данного продукта.

Информация о работе Оценка влияния монополии на экономику России