Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 08:37, реферат
Основа любого бизнеса — люди. Причем не только умеющие с успехом генерировать новые идеи и вдохновлять на их исполнение, но и степень общей вовлеченности сотрудников в деятельность компании. По Эдвинссону и Мэлоуну: «Интеллектуальный капитал — это корни компании, скрытые условия развития, таящиеся за видимым фасадом ее зданий и товарного ассортимента».
Z = Х2—Х1 / Y
Z - коэффициент эффективности инвестиций;
X2 - величина интеллектуального капитала в конце периода;
X1 - величина интеллектуального капитала в начале периода;
Y - инвестиции в интеллектуальный капитал организации.
Для подсчета величины Y рекомендуется
учитывать следующие
Инвестиции в образование работника образуют его человеческий капитал и через определенное время приносят (отдачу) доход своему владельцу.
Yn = X0 + RCn,
где Yn - заработки человека, имеющего п лет образования;
Хо - заработки человека, имеющего нулевое образование;
R - текущая норма отдачи вложений в образование;
Сп - объем инвестиций в течение п лет обучения.
После процедуры определения
издержек образования и выгод
от его получения производят сравнение
величин выгод с величиной
издержек, приведенных к одному моменту
времени путем дисконтирования.
Разность между дисконтированными
величинами выгод и издержек дает
чистую приведенную стоимость
где NPV - чистая приведенная стоимость;
Bt - доход от образования в момент времени t;
Сt - издержки обучения в момент времени t;
п - число периодов времени;
i - норма процента.
Здесь необходимо учитывать то, что величина приведенной стоимости пожизненных заработков очень сильно зависит от выбранного коэффициента (нормы) дисконтирования. Подбор нужной нормы дисконтирования - достаточно трудоемкий процесс. Существуют различные методы вычисления нормы отдачи от образования. Наиболее часто используется следующий метод: для каждого периода времени от О до п рассчитываются соответствующие чистые выгоды, а затем подбирается норма дисконта, при которой суммарные приведенные чистые выгоды становятся равны нулю. Такая норма дисконта получила название внутренней нормы отдачи. Другой метод приближенной оценки нормы отдачи основывается на анализе статистических зависимостей между уровнем заработков работника и уровнем его образования.
Внутренняя норма отдачи представляет собой такую норму процента, при которой приведенная величина будущих выгод обучения равна приведенной величине его издержек:
где г - внутренняя норма отдачи.
Чем выше r, тем прибыльнее инвестиции в образование. С учетом абсолютной величины чистого дохода и времени его получения норма прибыли на высшее образование рассчитывается путем следующего уравнения:
где t - возраст человека;
Et - прирост заработной платы человека после получения высшего образования в возрасте t;
Сt - издержки получения высшего образования человека в возрасте t;
n - возраст, в котором индивид начал учиться в высшем учебном заведении (колледже);
N - возраст, в котором
человек прекращает свою
r - норма прибыли на высшее образование.
В приближенном виде данный показатель можно рассчитать следующим образом:
r = (DB – Dc) / Со, где
DB - пожизненные заработки лиц с высшим образованием;
Dc - пожизненные заработки лиц со средним образованием;
Со - разница в сумме затрат на высшее и среднее образование. [2, с. 248].
Г. Псахаропулос приводит данные по динамике социальной отдачи на инвестиции в образование по доходам стран на душу населения. В большинстве беднейших развивающихся стран с низким уровнем дохода на душу населения социальная отдача начального образования равна 23 %, среднего - 15 %, а отдача высшего - 11 %. В наиболее развитых странах мира с высоким уровнем дохода (ОЭСР) социальная отдача начального образования равна 14 %, среднего - 10 %, высшего - 8 %.
Отметим, что при разработке
государственной политики в области
образования ряд
Исследования, в которых сравнивалось академическое, или общее, и техническое, или профессиональное, среднее образование показали, что в среднем отдача первых 16 %, а вторых - 11 %. И здесь решающим фактором являются издержки: профессиональное обучение требует больших затрат, чем общеакадемическое образование [7].
Многие мировые лидеры
современной экономики уже
1. инвестиции в своих работников;
2. широкое присутствие
фирмы в деловых и
3. масштабные научные
4. приверженность высоким этическим стандартам, охране труда, безопасности, сбережению окружающей среды [4].
В Японии развитие человеческого
капитала рассматривается как
Анализ инвестиций в человеческий
капитал предприятиями г. Пензы
показал следующее. Несмотря на то,
что, во-первых, инвестиции носят сугубо
индивидуальный характер, во-вторых, многие
компании считают инвестиции в человеческий
капитал рискованными, так как
имеет место возможность
В заключении можно отметить следующее: благополучие и устойчивое развитие любой нации зависит от человеческого капитала, поэтому необходима продуманная и последовательная политика в области развития человеческих ресурсов и сбалансированных инвестиций в человеческий капитал, как на уровне отдельной фирмы, так и в целом на уровне государства.
Список литературы:
1. Ваганян О.Г. Управление
формированием и развитием
2. Добрынин А.И., Дятлов
С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий
капитал в транзитивной
3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т. 2. М.: Республика, 1992.
4. Мясоедова Т.Г. Человеческий капитал и конкурентоспособность предприятия.// Менеджмент в России и за рубежом, 2005, №3, с. 29-37.
5. Сулейманова Л.Ш. Человеческий
капитал как фактор
6. Фитц-енц, Як. Рентабельность инвестиций в персонал: измерение экономической ценности персонала/Як Фитц-енц; пер. с англ.:[Меньшикова М.С.,Леонова Ю.П.]; под общ. Ред. В.И. Ярных. - М.: Вершина, 2006.
7. Psacharopoulos G. Returns to Investment in Education//Policy Research Working Paper 1067. January 1
Информация о работе Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал предприятий