Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:30, курс лекций
Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.
Лекция 1. Предмет и метод экономической теории
1. Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном мире
2. Возникновение и основные этапы развития экономической науки
3. Предмет экономической теории
4. Метод экономической теории
5. Современные направления и школы экономической теории
Лекция 2. Общественное производство: сущность, структура, результаты
1. Общая характеристика хозяйственной деятельности
2. Общественное производство и его роль в жизни общества
3. Центральные проблемы хозяйственной деятельности и способы их разрешения в разных экономических системах
4. Общественный продукт, его состав и стадии движения
Лекция 3. Общая характеристика рыночной экономики
1. Основные формы ведения общественного хозяйства
2. Товарное производство - исходный пункт возникновения капитализма и основная форма современной экономической жизни
3. Субъекты современного рыночного хозяйства и экономические цели в рыночной системе экономики
4. Закон стоимости - экономический закон товарного хозяйства
Лекция 4. Собственность и ее роль в экономике
1. Сущность собственности как экономической категории
2. Трансформация форм собственности в связи с изменениями материальных условий хозяйственной деятельности
3. Многообразие форм собственности и видов предпринимательской деятельности
4. Формы собственности и теоретические основы переходной экономики
Лекция 5. Экономическая теория товара и денег
1. Товар и его свойства
2. Теория предельной полезности и субъективная ценность блага. Основные направления критики трудовой теории стоимости
3. Деньги, их сущность и основные функции
4. Инфляция: сущность, причины, последствия
Лекция 6. Рыночный механизм и элементы его функционирования
1. Сущность и функции рынка
2. Рыночный механизм и его элементы
3. Спрос и факторы, определяющие его величину
4. Предложение товара и его кривая
5. Предложение и спрос: рыночное равновесие
Лекция 7. Экономическая роль и функции современного государства
1. Рынок и государство
2. Экономические функции правительства
3. Предпринимательская деятельность государства
4. Налоги и бюджетное регулирование
Лекция 8. Теория факторов производства и распределения факторных доходов
1. Основные факторы производства
2. Человек - главный фактор и цель общественного производства
3. Факторные доходы и их функциональное распределение
4. Формирование цен на факторы производства
Лекция 9. Теория капитала и прибыли
1. Определение капитала в марксистской и современной экономической литературе
2. Экономическая природа прибыли
3. Кругооборот и оборот капитала
4. Производство прибавочного продукта - основа экономического и социального прогресса общества
Лекция 10. Рынок труда и заработная плата
1. Механизм функционирования рынка труда
2. Инвестиции как источник спроса на труд
3. Заработная плата как плата за труд
4. Основные формы и современные системы оплаты труда
Лекция 11. Доходы от предпринимательства. Прибыль на промышленный капитал
1. Издержки производства и прибыль
2. Ценообразование на промышленную продукцию и услуги
3. Образование средней нормы прибыли. Цена производства
Лекция 12. Формирование факторных доходов на торговый и ссудный капитал
А. Торговый капитал и торговая прибыль
1. Торговый капитал как обособившаяся часть промышленного капитала
2. Издержки обращения
3. Источники торговой прибыли
Б. Ссудный капитал и ссудный процент
1. Источники образования и специфика движения ссудного капитала
2. Кредит и его формы
3. Типы банков и их роль в национальной экономике
Лекция 13. Рынок земельных ресурсов и земельная рента
1. Особенности воспроизводства и экономических отношений в сельском хозяйстве
2. Рента и арендная плата
3. Виды земельной ренты
4. Цена земли
Лекция 14. Национальная экономика и механизм ее развития
1. Национальная экономика: цели и результаты
2. Сущность и функции финансов
3. Фискальная политика государства и ее влияние на объем национального производства
4. Влияние потребления и инвестиций на объем национального производства
Лекция 15. Экономический рост: источники, типы, движущие силы
1. Экономический рост и его движущие силы
2. Современный тип экономического роста и его особенности
3. Эффективность производства
4. Теория экономического равновесия и эффективности роста
Лекция 16. Социальная политика государства
1. Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства
2. Слагаемые доходов населения
3. Дифференциация доходов населения: богатые и бедные
4. Экономический рост и экономически отсталые страны
Лекция 17. Международные аспекты экономической теории
1. Международное разделение труда и теория сравнительных преимуществ
2. Экономические отношения в системе всемирного хозяйства и их регулирование
3. Современные проблемы внешнеэкономической политики Украины
4. Глобальные экономические проблемы
Основу экономики образуют два фундаментальных положения: безграничность материальных потребностей общества (его индивидов и институтов) и ограниченность экономических ресурсов, т.е. средств для производства товаров и услуг. Потребители желают приобрести и использовать товары и услуги, удовлетворить свои потребности в них. Перечень таких товаров и услуг поразительно широк. и он непрерывно приумножается. Материальные потребности, подобно кроликам, обладают высоким коэффициентом воспроизводства. И в каждый данный момент индивиды и институты, составляющие общество, испытывают множество неудовлетворенных потребностей.
Предприниматель (частный, коллективный или государственный) берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товаров или услуг. Созданный им продукт должен удовлетворить личную или производственную потребность других людей, быть полезным для них. Полезность придает вещам или услугам потребительную стоимость.
Ресурсы предоставляются предпринимателям в обмен на денежный доход. На производство товаров и услуг затрачиваются, таким образом, материальные ресурсы (прошлый труд) и живой труд людей, занятых в данном производстве. Воплощенный в товаре общественный труд и образует его стоимость. Он проявляется при обмене товаров. А сам товар выступает как неразрывное, хотя и противоречивое единство двух своих сторон: потребительной стоимости и стоимости.
Советская экономическая наука базировалась на трудовой теории стоимости К. Маркса. Ее смысл заключается в том, что всякий товар есть продукт человеческого труда и величина его стоимости определяется общественно-необходимым трудом, затраченным на его производство. Величина этого труда определяется средним временем на производство товара при данном среднем уровне развития производительных сил, при среднем уровне умелости и интенсивности труда.
В реальной экономике ни общественно-необходимого труда, ни усредненного рабочего времени не существует. Здесь господствуют конкретный труд и определенное время в часах и минутах. Любой товаропроизводитель, предлагая покупателю свой товар, рассчитывает на получение такой цены, которая бы возместила ему понесенные расходы (издержки производства) и принесла определенную, при том не меньшую, по сравнению с другими бизнесменами, прибыль. Прибыль выступает как доход на затраченный самим предпринимателем труд.
В теории трудовой стоимости выражена позиция продавца. но ведь покупателю нет никакого дела до "чужих" издержек производства и сбыта. Он оценивает товар по своим критериям, ценностью того, чем необходимо пожертвовать для приобретения данного товара. Он рассуждает примерно так: "Мне нравится сливочного масло и сырокопченая колбаса. Если я их куплю, то в жертву будут принесены все другие потребности. У меня не останется денег даже на хлеб. Поэтому ограничусь покупкой говяжьего жира и ливерной колбасы". Выходит, покупатель определяет стоимость блага своими затратами. Это есть альтернативная стоимость, понятие которое связывает воедино закон спроса и принципы, управляющие предложением. Высокие цены за билеты на концерты эстрадных "звезд" объясняются не высокими затратами общественно необходимого труда, а готовностью людей пожертвовать многим ради "билетика".
Противоречивость позиций продавца и покупателя блага в марксистской теории получила свое разрешение в определении стоимости как "определенном общественном отношении", в несовпадении цены блага с его стоимостью. Стоимость есть лишь основа, вокруг которой колеблются цены в зависимости от изменения соотношения между спросом и предложением. Эта проблема будет рассмотрена в отдельной лекции.
На протяжении более ста лет не утихает дискуссия вокруг трудовой теории стоимости и механизма ценообразования. нет единства и в определении товара. К. Маркс рассматривает товар как внешний предмет, вещь, способную удовлетворять ту или иную потребность человека, обмениваться в определенных количественных пропорциях на другие вещи. В основе первого свойства товара лежит его полезность. Без этого свойства всякое передвижение вещи от одних лиц к другим оказывается бессмысленным. Вторая ценность товара заключается в его обмениваемости на другие полезные вещи. Что лежит в основе приравнивания одного товара к другому? Здесь подход разный. Но в начале о самом товаре. Под благом вообще принято считать способность предметов удовлетворять потребности человека. Сторонники неоклассического направления в экономической теории разграничивают блага на экономические и неэкономические. К последним относят то, что имеется в неограниченном количестве и доступно для каждого человека вне всякого обмена. Действительно, когда-то можно было застрелить зайца и сделать из него жаркое. Зайцев-то было много. То, что сегодня имеется в неограниченном количестве никак нельзя назвать неэкономическими благами и просто благом. Опасно для жизни.
Неоклассическая школа подчеркивает, что товар - это экономическое благо, предназначенное для обмена, но в этом определении отсутствует указание на то, что товар есть продукт труда. Между тем кизил, сорванный в лесу пенсионером и предлагаемый на подходе к рынку горожанам есть продукт его нелегкого конкретного труда.
Сторонники трудовой теории стоимости, начиная с А. Смита считали, что товары в определенных количествах приравниваются друг к другу потому, что они имеют общую основу - труд. При этом, необходимым условием обмена является различие потребительных стоимостей товаров.
В современной экономической теории принят иной подход, ведущий свое начало с работ представителей теории предельной полезности: К. Менгера, Е. Бем-Баверка, Ф. Визера. Не трудовая стоимость лежит в основе обмена, а полезность и проблема полезности занимает важное место в их учении. Поскольку теория предельной полезности, по мнению многих западных экономистов, произвела настоящий переворот в экономической науке, остановимся на ней более подробно.
2. Теория предельной полезности и субъективная ценность блага. Основные направления критики трудовой теории стоимости
Согласно теории трудовой стоимости, только на рынке при обмене выявляется общественно необходимый уровень затрат труда.
Стоимость создается в процессе производства, а проявляется на рынке. Покупатель, приобретая на рынке товар, оценивает его полезный эффект, а не затраты труда на его производство. Ценность полезного эффекта категория во многом субъективная, а отсюда ни как не может быть свойством, объективно присущим вещам. Ценность имеет лишь то, что ценно в глазах покупателя. Людьми ценятся самые различные материальные и духовные блага и услуги не в результате того, что на их производство затрачен общественно необходимый труд, а потому, что эти блага имеют полезность. Мы уже говорили о том, что высокая цена билета на концерт эстрадной певицы определяется отнюдь не затратами "какого-то" общественно необходимого труда, а тем полезным эффектом, который получает (или ожидает получить) зритель. Чем определяется стоимость картины Репина, Саврасова, Левитана? Конечно не какими-то общественно-необходимыми затратами времени. Однако приземлимся. Если пекарь при продаже своих булочек не вернет затраченный капитал и не получит определенный доход, оправдывающий его усилия, то покупатель, высоко или низко оценивающий полезные свойства булочек, окажется без булочек. Кто может оценить муки творчества? Что полезнее - обильный ужин в ресторане или настоящая музыка? В рамках здравого смысла ответить на этот вопрос невозможно.
В реальных ситуациях всегда приходится выбирать: или то или это. Субъективная оценка полезности зависит от двух факторов: от имеющегося запаса данного блага и от степени насыщения потребности в нем. По мере удовлетворения потребности "степень насыщения" растет, а величина конкурентной полезности падает. К закону убывающей полезности мы вернемся в последующих лекциях. Сейчас для нас важно уяснить одно: чем пекарь руководствуется при выпечке своих булочек? Производителю (продавцу) нужно одно, потребителю (покупателю) другое. Производителем движет "невидимая рука" А. Смита: включаясь в общественное производство он преследует только свою личную выгоду. Но он получит эту выгоду только в том случае, если на продукцию его труда найдется покупатель (ценитель полезных свойств его товара). Медаль имеет две стороны: лицевую и оборотную, Ценность блага также двойственна: производитель (продавец) измеряет его издержками производства (затраченным живым и прошлым трудом), потребитель (покупатель) - степенью полезности. Два начала ценности блага не противостоят друг другу. Это также медаль.
3. Деньги, их сущность и основные функции
Подвал. Раскрыты сундуки, полные монет и драгоценностей. Старый рыцарь медленно высыпает в один из них очередную горсть золота.
"Кажется, не много, А сколько человеческих забот, обманов, слез, молений и проклятий Оно тяжеловесный представитель! Тут есть дублон старинный..."
А. С. Пушкин. "Скупой рыцарь". Что-то очень схожее у автора человеческой комедии О.Бальзака:
"...деньги - это шестое чувство, позволяющее нам наслаждаться пятью остальными". Одним словом "Гобсек".
Мы привыкли к тому, что деньги обладают покупательской способностью, что они являются общепринятым средством, позволяющим нам сравнивать и складывать разные блага и услуги. Это единицы учета, удобные для осознания или описания различных ценностей. Металл можно сложить с цементом, платье - с продуктами, золото - с зерном и т.д. В деньгах выражается национальное богатство и объем производимого годового продукта. Характерной чертой денег является их абсолютная ликвидность. Они легко реализуемы, их везде от вас примут в обмен на благо или услугу.
Деньги заколдовывают людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся. Люди придумывают наиболее искусные способы получить их и наиболее искусные способы потратить их. Деньги - единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободиться от него. Они не накормят и не дадут приюта пока вы не истратите их.
Деньги - это такой инструмент, без которого не может нормально работать экономика. Плохо функционирующая денежная система может привести общество к полному развалу.
Путь к деньгам был длительным. В своем развитии форма стоимости прошла ряд этапов: от простой или случайной, при которой один товар обменивался на другой, до всеобщей, а от нее уже совершился переход к денежной форме стоимости.
Деньги возникли 6 - 7 тыс. лет тому назад, бумажные стали внедряться в Европе в 18 веке.
Деньги выполняют три основные функции:
1. Выступают как мера стоимости. Общество считает удобным использовать денежную единицу в качестве масштаба для соизмерения относительных стоимостей разнородных благ и ресурсов. Благодаря деньгам нам не надо выражать цену каждого продукта через все другие продукты. В качестве меры стоимости деньги используются и в сделках с будущими платежами. Долговые обязательства всех видов измеряются в денежном выражении.
2. Деньги служат средством обращения. Они используются при покупке и продаже товаров и услуг, являются посредником в обмене. С появлением денег непосредственный товарообмен принимает форму товарного обращения. В ходе его деньги, постоянно перемещаясь от одних лиц к другим, совершают свой оборот. Деньги легко принимаются в качестве средства платежа. В функции средств обращения реальный денежный материал заменяется определенными символами, условными знаками, выпускаемыми государствами и обязательными к приему.
3. Деньги служат средством сбережения. В силу своей абсолютной ликвидности, они являются удобной формой хранения и накопления богатства. Накопление денег может обусловливаться разными конкретными мотивами. Но мало кто будет накапливать и сберегать неустойчивые денежные знаки, имеющие ограниченное хождение.
Количество денег, необходимых для обеспечения товарного обращения, зависит прежде всего от суммы цен товаров, которые подлежат реализации в течение определенного периода. Чем больше товаров, тем больше требуется денежных единиц для их реализации.
Денежная масса в обращении - это не только наличные деньги, но и чековые вклады в банках. Она увеличивается, когда коммерческие банки выдают ссуды своим клиентам, и уменьшается, когда клиенты возвращают ссуды. Изменения в денежной массе влияют на совокупный спрос. Количество денег в обращении зависит и от скорости оборота каждой денежной единицы. Одна и та же сумма денег может обслужить большее или меньшее число актов купли-продажи. Поэтому потребное для обращения количество денег определяется делением суммы цен товаров и услуг, подлежащих реализации, на скорость обращения денег. Из суммы цен товаров исключаются взаимно погашающиеся платежи по товарам, проданным в кредит.
Бумажные деньги и чековые вклады не обладают собственной стоимостью. Сторублевая купюра - это всего лишь кусок бумаги, а чековый вклад - всего лишь запись в бухгалтерской книге. Но чтобы обладать ценностью, деньгам не нужно иметь золотое обеспечение, достаточно им быть общепринятым средством обращения и ограниченно доступными. Спрос на деньги зависит от их ожидаемой ценности. Если люди решат, что она понизится, они не захотят держать денежные запасы.
Стоимость денег определяется их редкостью по отношению к их полезности. Полезность денег состоит в их уникальной способности обмениваться на товары и услуги как сейчас, так и в будущем. Количество товаров и услуг, приобретаемых за денежную единицу, изменяется обратно пропорционально уровню цен. Когда индекс потребительских цен растет, покупательская способность денег падает, появляются деньги, не обеспеченные товарами, что означает инфляцию. Она может вызываться разными причинами. Это и выпуск излишнего количества денежных единиц, когда расходы государства превышают его доходы, и отставание производства товаров от роста платежеспособного спроса и поступление на рынок товаров, не пользующихся спросом и другими факторами.
От того как поставлено в обществе "управление" денежным обращением, зависят темпы экономического роста, стабильность уровня цен, занятость населения, спокойное или возбужденное его состояние.