Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 17:46, курсовая работа
И не смотря на то, что производство – вовсе не единственный фактор, определяющий богатство стран и народов. На экономическое развитие оказывают влияние природные ресурсы, климат, естественное плодородие земли, накопленные людьми знания и опыт, численность народонаселения и другие факторы. Однако определенный результат общество может получить лишь в том случае, если использует эффект, заложенный в этих факторах, в процессе производства.
Поэтому изучение такой категории как производство и воспроизводство интересно и актуально на любой ступени развития общества.
Целью моей курсовой работы является рассмотрение сущности производства, воспроизводства и их структуры.
Итак, перейдем к рассмотрению понятие общественного производства.
Введение
1. Хозяйственная деятельность, ее эволюция и ее организации в обществе
1. 1 Понятие производства и производственных отношений, их сущность
1.2 Периоды развития общественной экономической организации человеческого общества
1.3 Воспроизводственный процесс
2. Структура общественного производства и его основные формы
2.1 Понятие экономических структур
2.2 Типы экономических структур
3. Объективные условия и противоречия экономического развития
Заключение
Использованная литература
За весь путь экономического развития произошли три гигантские революции в производстве, породившие соответственно три эпохи в экономике. Своеобразной точкой отсчета принято считать высокоразвитое индустриальное (промышленное) производство, которое заняло центральное место в истории и дало производные названия другим эпохам. Выделяют соответственно доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную стадии производства.
Изначально
первобытная община не имела регулярно
налаженного производства. Средства
существования добывались преимущественно
путем собирательства готовых продуктов
природы. Для охоты и рыболовства
изготавливались примитивные
Собирательство
плодов природы привело к двум
великим открытиям, ознаменовавшим
аграрную революцию – земледелию
(вначале в виде примитивной обработки
почвы и посевов зерна) и скотоводству
(приручение диких животных и разведение
их как домашних животных). Так впервые
появилась постоянно
Кардинальные перемены в материальной культуре вызвали более быстрое развитие домашнего ремесла. Изготовление различных изделий из камня, дерева, металла, глиняной посуды и др. можно считать задатками промышленной деятельности. С переходом к оседлому образу жизни люди стали заниматься строительством, сооружая жилища и хозяйственные постройки. Все это благоприятствовало резкому увеличению численности населения – произошел так называемый первый демографический взрыв: в эпоху неолита темпы роста населения Земли возросли почти втрое.
В Старом Свете древнейшие земледельчески-скотоводческие культуры на Ближнем Востоке, по новейшим данным, датируются восьмым-седьмым тысячелетиями до н.э. В Новом Свете неолитическая культура земледельцев возникла в пятом-втором тысячелетии до н.э. Этим было положено начало самой длительной эпохи экономического развития.
Для доиндустриальной стадии производства характерны следующие черты:
преобладает первичная сфера экономики (сельское хозяйство);
подавляющая
часть трудоспособного
в хозяйственной деятельности господствует ручной труд (прогресс наблюдался только в переходе от простых инструментов к сложным);
в производстве очень слабо развито разделение труда и веками сохраняются примитивные формы его организации (натуральное хозяйство);
в массе населения преобладают самые элементарные потребности, находящиеся вместе с производством в застойном состоянии.
Исходная стадия производства до сих пор типична, например, для некоторых стран Африки (Гвиана, Мали, Гвинея, Сенегал и др.), где в сельском хозяйстве занято две трети населения. Примитивные орудия ручного труда позволяют работнику прокормить не более двух человек.
Рост населения
Земли и повышение уровня его
потребностей пришли в резкое противоречие
с теми ограниченными возможностями,
которые свойственны
Индустриальная стадия производства имеет следующие особенности:
главной является вторичная сфера экономики – машинизированное промышленное производство;
промышленность по своему образу и подобию – на основе машинной техники – преобразует другие важнейшие отрасли производства (сельское хозяйство, строительство, транспорт);
основная
масса трудящихся является работниками
индустриальных отраслей хозяйства (например,
в Великобритании уже в середине
40-х годов 19в. три четверти населения
составили фабрично-заводские
резко ускоряется
развитие разделения труда в обществе
(в промышленности насчитывается
несколько сотен отраслей, подотраслей
и крупных видов производства).
Вследствие этого развиваются более
сложные формы организации
происходит быстрая урбанизация (лат. – городской) населения: в городах проживает до двух третей всех жителей;
мощный рост производственных возможностей и многоотраслевая структура хозяйства позволяют удовлетворять достаточно широкий спектр материальных и культурных потребностей.
С индустриальной стадией экономики связан второй демографический взрыв. Численность населения мира за три четверти столетия (1650 – 1974г.г.) возросла в 7раз (в 1650г. на нашей планете жило 650 млн. человек). При этом для его начального удвоения потребовалось почти 200 лет, для второго – менее 100 лет, последнее удвоение (несмотря на отрицательные последствия второй мировой войны) произошло всего за 50лет[10].
В такой демографической обстановке особенно важно обеспечить реальное удовлетворение потребностей по горизонтали: действительные потребности должны распространяться среди все большего числа жителей каждой индустриально развитой страны. Вместе с тем прогресс техники и разделения труда вызывает массовое движение потребностей по-вертикали (от низшего уровня к более высоким).
Однако достижения
индустриальной экономики явно недостаточны
для современного этапа динамики
потребностей и потребления. Ведь при
механизированном труде работник зачастую
управляет одной машиной и
не в состоянии стабильно
Постиндустриальная стадия производства, ведущая к информационному обществу, отличается следующими признаками:
наибольшее развитие получает третичная сфера экономики – сфера услуг, где занято 50-70% всех работников;
наука становится непосредственной производительной силой, на основе ее достижений производство впервые создает продукты, которых не существует в природе;
во всех отраслях хозяйства и в быту широко внедряются достижения информатики и современной вычислительной техники, что позволяет резко повысить значение информации в жизни общества, а также автоматизировать физический и умственный труд;
на предприятиях
быстро повышается роль научных работников
и высококвалифицированных
совершается переход к «высоким технологиям», которые сберегают все виды ресурсов и надежно обеспечивают высокое качество изделий;
экономика способна обеспечить для всех граждан достаточно полное удовлетворение элементарных потребностей и расширить реализацию запросов более высокого порядка.
На высшую
ступень развития производства и
потребностей перешли США, Канада, Япония,
государства Западной Европы и некоторые
другие страны. Об этом свидетельствуют,
в частности, статистические данные
о структуре занятости
Заключение.
Итак, в заключение работы сделаем некоторые выводы:
Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей.
Производство включает в себя три разнородных фактора.
Первый фактор – субъективный, человеческий. Для производства всегда нужны люди, имеющие необходимые знания и трудовые навыки. Отсюда первой созидающей силой является труд. Труд в материальном производстве – это целесообразная деятельность, в которой люди с помощью созданных ими средств изменяют предметы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей. В своей деятельности на предприятиях участвуют работники разных профессий, а также управленческий персонал, организующий их совместный труд.
Второй фактор – вещественный – средства труда. К ним относятся те материальные вещи, с помощью которых люди создают полезные блага. В состав труда входят естественные условия производственного процесса, например, вода, используемая для хозяйственных целей, и техника – искусственные, созданные человеком средства труда. В свою очередь, они включают орудия труда (инструменты, машины, оборудование, аппараты химического производства и т. п.), благодаря которым исходное природное вещество преобразуется в полезные блага, а также общие материальные условия труда (производственные здания, каналы, дороги и т. п.).
Третий фактор - тоже вещественный – предмет труда. Это вещь или совокупность вещей, которые человек подвергает обработке с помощью средств труда. Предметы труда также подразделяются на вещество природы, которое не подверглось обработке (например, угольный пласт в шахте, руда в руднике), и на сырье (сырые материалы), которое претерпело воздействие труда человека (отбитые из пласта уголь и руда, направляемые для дальнейшей переработки).
Все три фактора связываются воедино с помощью технологии. Технология – совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов.
Если производство рассматривать как непрерывно возобновляющийся процесс, который включает в себя распределение, обмен и потребление произведенных благ и услуг, то это – воспроизводство. Воспроизводственный процесс бывает двух видов: простой и расширенный.
Простое воспроизводство – это непрерывное повторение созидательной деятельности при котором масштабы производства, величина создаваемого продукта и размер действующего капитала (производственных фондов) остаются неизменными.
Расширенное
воспроизводство - означает такое увеличение
размеров капитала, которое ведет
к росту масштабов
Список использованной литературы:
Борисов. Е. Ф. Экономическая теория. – М.: Юрайт, 2000.
Гайдулина Л.Ф. Развитие общественного производства как основа становления целостности общества. - Казань, 1990 г.
Дудченко Н.А. Общественное производство: структура и факторы развития. - Киев, 1991 г.
Ермишин. П. Г. Основы экономической теории: Курс лекций. «МГТУ» М. 1999.
Курс экономики: Учебник. (2-е издание дополненное) Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: Инфра - М,1999.
Курс экономической теории: Учебник / Под ред. проф. М. Н. Чепурина и проф. Е.А. Киселёвой.
Маркс К. Введение // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 12.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46.
Сущность
и структура общественного
Экономика.С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. М., 1993.
Экономикс. Кемпбелл Р. Макконел, Стэнли Л. Брю. Спб. 1993.