Общая характеристика товарного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 10:39, контрольная работа

Описание работы

Жизнь человеческого общества сложна, многообразна и противоречива. Почти везде в мире, чтобы выжить, человек должен работать, ибо окружающие его вещи в своем естественном состоянии, форме и местонахождении не могут удовлетворить его потребности. Человек преодолевает опасности и неудобства своего и естественного обитания, изменяя форму, состояние и местонахождение объектов природы, занимаясь производством материальных благ. Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходимых для развития общества. Исторически оно прошло длительный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких переналаживаемых комплексов, вычислительных машин. В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ, но и возникают новые формы экономических отношений, происходит нравственное совершенствование самого человека.

Содержание

Введение 3

1 Товарное производство: условия возникновения и особенности

2 Благо как системообразующая категория хозяйствования 10

3 Товар и его свойства. Теории стоимости товара 14

Заключение 23

Практическое задание 24

Библиографический список 25

Работа содержит 1 файл

клименко.docx

— 39.29 Кб (Скачать)

      Кроме отмеченных групп благ рассматриваются  также блага настоящие и будущие, прямые и косвенные, долго- и краткосрочные и т.д. Особое значение имеет подразделение благ на экономические и неэкономические. К экономическим благам (этот термин принадлежит субъективистской школе экономической науки; представитель — известный итальянский экономист А.Пезенти) относятся те, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями. Отметим, что с экономическим благом связана проблема редкости благ, обусловливающая соответствующее поведение человека (хозяйственная производственная деятельность) в условиях ограниченности (редкости) ресурсов, благ. Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без приложения человеком усилий. Эти блага существуют в природе «свободно», в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.). [[6, c. 354]

      Таким образом, именно соотношение между  потребностью (или в терминологии К.Менгера, видного представителя австрийской школы, — надобностью) и доступным для распоряжения количеством благ делает их экономическими или неэкономическими. Специфической формой экономического блага является товар. Что же такое товар?

      Товар — это специфическое экономическое  благо, произведенное для обмена. К.Менгер утверждал, что экономическое благо становится товаром независимо от его способности к передвижению, независимо от лиц, предлагающих его для продажи, от его материальности, независимо от характера его как продукта труда, поскольку обязательно предназначено для обмена.

      Товар как таковой обладает двумя свойствами:

      а) способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность;

      б) пригодностью к обмену.

      Способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека составляет его  потребительную стоимость. Ею обладает любой товар. Характер потребностей может быть при этом самый различный (физические, духовные). Разным может  быть и способ их удовлетворения. Одни вещи могут удовлетворять потребность  непосредственно как предметы потребления (хлеб, одежда и т.п.); другие — косвенно, опосредованно как средства производства (станок, сырье). Многие потребительные стоимости могут удовлетворять  не одну, а ряд общественных потребностей (древесина, например, используется как  химическое сырье, как топливо, для производства мебели).

      В качестве товара выступают услуги. В чем их специфика? Потребительная стоимость услуги не имеет вещественной формы. Потребительная стоимость услуги — это полезный эффект деятельности, живого труда.

      Услуга  не имеет вещной формы, ее нельзя непосредственно  накопить, она может быть потреблена лишь в момент производства. Потребительные стоимости составляют содержание богатства всякого общества. Потребительная стоимость имеет три формы проявления', а) количество; б) натуральная форма; в) качество. Последнее — это степень полезности данной потребительной стоимости, степень ее соответствия потребности, ее пригодности удовлетворять потребность в конкретных условиях потребления.

      Следует отличать потребительную стоимость  товара от потребительной стоимости  продукта в натуральном хозяйстве. 
Продукты труда в натуральном хозяйстве являются потребительной стоимостью для самих производителей, а товары обладают потребительной стоимостью для других, т.е. общественной потребительной стоимостью. 
Потребительная стоимость товара переходит к непосредственному производителю только посредством обмена. [7, c. 453]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         3 ТОВАР И ЕГО СВОЙСТВА. ТЕОРИИ СТОИМОСТИ ТОВАРА.

       Организуя производственно-трудовую деятельность на основе разделения труда, специализации, кооперации и обмена, человеческое общество смогло совершить значительные изменения в своем материальном и духовном благосостоянии и научиться производить продуктов труда в тысячи раз больше, чем было возможно во времена натурального хозяйства.

     В условиях товарного производства продукт  труда приобретает новые 

специфические свойства, делающие его товаром. Этот продукт является ценностью уже  не для производителя, а для других лиц, т. е. он приобретает общественное свойство. Мерой общественной потребительной ценности выступает величина спроса. Производство продукта определяет объем  предложения. Вещи обладают общественной потребительной ценностью, если предложение  удовлетворяет спрос.

     В товаре выражены отношения между людьми по поводу обмена продуктами труда. Обмен товарами может принимать разные формы, но во всех случаях обмен — это действие, в ходе которого мы получаем или отдаем одну  вещь в обмен на другую. Отсюда каждый товар при обмене на товар приобретает на рынке меновую стоимость, т. е. способность, свойство обмениваться на другие полезные вещи в определенных соотношениях (пропорциях). [ 4]

     В экономической литературе сложилось  три основных подхода при определении  стоимости товаров. Первый основан  на использовании теории трудовой стоимости  К. Маркса. В соответствии с этим направлением производство и обмен  товаров совершаются на базе их стоимости, которая  определяется общественно  необходимыми затратами труда. В  этом случае товаропроизводители должны исходить из следующего закономерного  положения: если индивидуальные затраты  труда больше общественно необходимых, то та часть затрат, которая превышает  последние, обществом не признается. При этом в основе стоимости товара лежит общественный труд, затраченный  на его производство. Отсюда стоимость  определяется как воплощенный в товаре общественный труд товаропроизводителей. К. Маркс рассматривал товар, с одной стороны, как потребительную стоимость, способную удовлетворять какие-либо потребности людей, с другой — как стоимость. Двойственный характер товара обусловлен двойственным характером труда, воплощенного в товаре. Товар как потребительная стоимость создается трудом в определенной форме, т. е. конкретным трудом; товар как стоимость создается трудом вообще независимо от его конкретной формы, абстрактным трудом, т. е. не конкретными единицами непосредственного рабочего времени, а через сопоставление с другими товарами, которые выполняют функцию эквивалентов. Таким образом, стоимость товаров определяется не индивидуальным, а общественно необходимым рабочим временем, которое требуется для изготовления товара при наличии общественно-нормальных условий производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда. Использование косвенных измерителей через сопоставление с другими товарами иногда подвергается нападкам со стороны противников теории трудовой стоимости, хотя речь идет об определении стоимости не средним трудом, а трудом, обусловленным общественными условиями производства и реализации. [ 5, c. 253]

     Второй  подход основан на использовании  теории предельной полезности. Эта  теория широкое применение нашла  у маржиналистов. Они выводят стоимость и цену из предельной полезности товаров и их редкости. Представители этого направления считают, что последовательное приращение одинаковых величин запаса блага, находящегося в распоряжении субъекта, за известной точкой сопровождается прогрессирующим уменьшением единицы полезности блага. Полезность последней единицы запаса, или предельная полезность блага, и определяет величину стоимости данного товара. При этом теоретики маржинализма, в частности представители австрийской школы, выделяют два вида ценности материальных благ  — субъективную и объективную. Под субъективной ценностью они понимают ценность материальных благ для данного субъекта, под объективной ценностью  — рыночную цену товара. Определяющую роль представители австрийской школы отводят субъективной ценности, которая была заложена ими в теорию цен. Последняя рассматривается как результат столкновения на рынке субъектов оценки полезности данного товара со стороны покупателей и продавцов.

     Третий  подход был сформулирован А. Маршаллом. Его позиция определения стоимости  сводится к выяснению взаимодействия рыночных сил, лежащих на стороне  спроса в виде предельной полезности, и предложения в виде издержек производства. Отсюда А. Маршалл делает вывод: полезность определяет предлагаемое количество, предлагаемое количество определяет издержки производства, издержки производства определяют ценности. Он считал, что цена, которую согласен уплатить за товар покупатель, определяется полезностью товара, при этом полезность он рассматривал как максимальную стоимость, которую может уплатить за товар покупатель. При определении цен А. Маршалл выделял два фактора, влияющих на цены: предельная полезность и издержки производства. Он считал, что цена, назначенная продавцом товара, определяется издержками его производства, а рыночные цены устанавливаются покупателями и продавцами в результате спроса и предложения. В современных условиях при измерении полезности благ маржиналисты разделились на кардиналистов, отстаивающих идею о возможности количественного измерения абсолютных величин предельной полезности, и ординалистов, отрицающих возможность и необходимость измерения абсолютных величин предельной полезности. К числу наиболее видных представителей современных ординалистов относятся Дж. Хикс и П. Самуэльсон. Они разработали шкалу предпочтений потребителей. Дж. Хикс считает, что исходным пунктом шкалы предпочтения потребителя является теория кривых безразличия. По его мнению, на основе этих кривых можно предусмотреть, какой наилучший выбор товаров может сделать потребитель, не прибегая к измерению самой полезности. Дж. Хикс не делает различия между предельной полезностью и ценой, которую готов уплатить покупатель, а закон спроса он сводит к соразмерному соотношению между изменением цен и изменением количества товаров. П. Самуэльсон предложил связать теорию предельной полезности с предельной полезностью денег и с доходами применительно к модели экономического равновесия. Он считает, что предельные полезности каждого блага, деленные на его цену, должны быть равны между собой и в итоге давать среднюю предельную полезность на доллар дохода. На рынке под воздействием изменений, происходящих в спросе и предложении, имеют место постоянные колебания рыночных цен. В соответствии с теорией трудовой стоимости такие колебания объясняются как отклонение цен от стоимости товаров. На этой основе производители товаров при их обмене вынуждены считаться с общественной трудовой стоимостью товара, последняя служит базой цены. Равновесное состояние наступает при совпадении спроса и предложения. При определении стоимости блага на основе теории предельной полезности  колебания цен происходят вокруг ценности «предельного продукта». Равновесная рыночная цена товара является результатом столкновения на рынке субъективной оценки полезности данного товара со стороны покупателей и продавцов. [5, c. 255]

     Основными  теориями стоимости являются трудовая теория и теория

предельной  полезности. Российская экономическая  наука либо принимает теорию предельной полезности, либо остается в рамках трудовой теории, либовырабатывает третий вариант. Третьим вариантом может быть:

     • выработка совершенно иного подхода  к стоимости, что маловероятно;

     • разработка информационной теории стоимости, которая находится в зачаточном состоянии;

     • синтез трудовой теории и теории предельной полезности.

     Последний вариант (синтез теорий) нам представляется весьма перспективным как с точки  зрения развития мировой экономической  науки, таки с точки зрения осознания  экономических интересов России.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Итак, проследив взаимосвязь товарного  производства и путей экономического развития общества можно прийти к выводу, что товарное производство  является важнейшим фактором мировых экономических отношений и отношений  в  обществе, а именно:

     1. Товарное производство обслуживает   самые  разные  социально-экономические   системы.

      2. Всякий продукт товарного   производства  имеет  непременное   свойство  - полезность, то есть удовлетворяет какие-либо потребности людей.

     3. Рост объемов товарного производства  приводит к увеличению  рабочих   мест, снижению стоимости товара, а, соответственно, к увеличению благосостояния общества.

      4.  Увеличение  выпуска  товаров   создает  возможность   и   необходимость обменивать излишнее  их количество  на  большую   массу  других  полезных вещей.

      5.  Товарное  производство  является  основой  существования  и   развития общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРАКТИЧЕСКОЕ  ЗАДАНИЕ

     1 Характеристиками экономического  блага выступают:

Информация о работе Общая характеристика товарного хозяйства