Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 10:39, контрольная работа
Жизнь человеческого общества сложна, многообразна и противоречива. Почти везде в мире, чтобы выжить, человек должен работать, ибо окружающие его вещи в своем естественном состоянии, форме и местонахождении не могут удовлетворить его потребности. Человек преодолевает опасности и неудобства своего и естественного обитания, изменяя форму, состояние и местонахождение объектов природы, занимаясь производством материальных благ. Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходимых для развития общества. Исторически оно прошло длительный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких переналаживаемых комплексов, вычислительных машин. В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ, но и возникают новые формы экономических отношений, происходит нравственное совершенствование самого человека.
Введение 3
1 Товарное производство: условия возникновения и особенности
2 Благо как системообразующая категория хозяйствования 10
3 Товар и его свойства. Теории стоимости товара 14
Заключение 23
Практическое задание 24
Библиографический список 25
Кроме
отмеченных групп благ рассматриваются
также блага настоящие и
Таким образом, именно соотношение между потребностью (или в терминологии К.Менгера, видного представителя австрийской школы, — надобностью) и доступным для распоряжения количеством благ делает их экономическими или неэкономическими. Специфической формой экономического блага является товар. Что же такое товар?
Товар
— это специфическое
Товар как таковой обладает двумя свойствами:
а) способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность;
б) пригодностью к обмену.
Способность
товара удовлетворять ту или иную
потребность человека составляет его
потребительную стоимость. Ею обладает
любой товар. Характер потребностей
может быть при этом самый различный
(физические, духовные). Разным может
быть и способ их удовлетворения. Одни
вещи могут удовлетворять
В качестве товара выступают услуги. В чем их специфика? Потребительная стоимость услуги не имеет вещественной формы. Потребительная стоимость услуги — это полезный эффект деятельности, живого труда.
Услуга не имеет вещной формы, ее нельзя непосредственно накопить, она может быть потреблена лишь в момент производства. Потребительные стоимости составляют содержание богатства всякого общества. Потребительная стоимость имеет три формы проявления', а) количество; б) натуральная форма; в) качество. Последнее — это степень полезности данной потребительной стоимости, степень ее соответствия потребности, ее пригодности удовлетворять потребность в конкретных условиях потребления.
Следует
отличать потребительную стоимость
товара от потребительной стоимости
продукта в натуральном хозяйстве.
Продукты труда в натуральном хозяйстве
являются потребительной стоимостью для
самих производителей, а товары обладают
потребительной стоимостью для других,
т.е. общественной потребительной стоимостью.
Потребительная стоимость товара переходит
к непосредственному производителю только
посредством обмена. [7, c. 453]
3 ТОВАР И ЕГО СВОЙСТВА. ТЕОРИИ СТОИМОСТИ ТОВАРА.
Организуя производственно-трудовую деятельность на основе разделения труда, специализации, кооперации и обмена, человеческое общество смогло совершить значительные изменения в своем материальном и духовном благосостоянии и научиться производить продуктов труда в тысячи раз больше, чем было возможно во времена натурального хозяйства.
В условиях товарного производства продукт труда приобретает новые
специфические свойства, делающие его товаром. Этот продукт является ценностью уже не для производителя, а для других лиц, т. е. он приобретает общественное свойство. Мерой общественной потребительной ценности выступает величина спроса. Производство продукта определяет объем предложения. Вещи обладают общественной потребительной ценностью, если предложение удовлетворяет спрос.
В товаре выражены отношения между людьми по поводу обмена продуктами труда. Обмен товарами может принимать разные формы, но во всех случаях обмен — это действие, в ходе которого мы получаем или отдаем одну вещь в обмен на другую. Отсюда каждый товар при обмене на товар приобретает на рынке меновую стоимость, т. е. способность, свойство обмениваться на другие полезные вещи в определенных соотношениях (пропорциях). [ 4]
В экономической литературе сложилось три основных подхода при определении стоимости товаров. Первый основан на использовании теории трудовой стоимости К. Маркса. В соответствии с этим направлением производство и обмен товаров совершаются на базе их стоимости, которая определяется общественно необходимыми затратами труда. В этом случае товаропроизводители должны исходить из следующего закономерного положения: если индивидуальные затраты труда больше общественно необходимых, то та часть затрат, которая превышает последние, обществом не признается. При этом в основе стоимости товара лежит общественный труд, затраченный на его производство. Отсюда стоимость определяется как воплощенный в товаре общественный труд товаропроизводителей. К. Маркс рассматривал товар, с одной стороны, как потребительную стоимость, способную удовлетворять какие-либо потребности людей, с другой — как стоимость. Двойственный характер товара обусловлен двойственным характером труда, воплощенного в товаре. Товар как потребительная стоимость создается трудом в определенной форме, т. е. конкретным трудом; товар как стоимость создается трудом вообще независимо от его конкретной формы, абстрактным трудом, т. е. не конкретными единицами непосредственного рабочего времени, а через сопоставление с другими товарами, которые выполняют функцию эквивалентов. Таким образом, стоимость товаров определяется не индивидуальным, а общественно необходимым рабочим временем, которое требуется для изготовления товара при наличии общественно-нормальных условий производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда. Использование косвенных измерителей через сопоставление с другими товарами иногда подвергается нападкам со стороны противников теории трудовой стоимости, хотя речь идет об определении стоимости не средним трудом, а трудом, обусловленным общественными условиями производства и реализации. [ 5, c. 253]
Второй подход основан на использовании теории предельной полезности. Эта теория широкое применение нашла у маржиналистов. Они выводят стоимость и цену из предельной полезности товаров и их редкости. Представители этого направления считают, что последовательное приращение одинаковых величин запаса блага, находящегося в распоряжении субъекта, за известной точкой сопровождается прогрессирующим уменьшением единицы полезности блага. Полезность последней единицы запаса, или предельная полезность блага, и определяет величину стоимости данного товара. При этом теоретики маржинализма, в частности представители австрийской школы, выделяют два вида ценности материальных благ — субъективную и объективную. Под субъективной ценностью они понимают ценность материальных благ для данного субъекта, под объективной ценностью — рыночную цену товара. Определяющую роль представители австрийской школы отводят субъективной ценности, которая была заложена ими в теорию цен. Последняя рассматривается как результат столкновения на рынке субъектов оценки полезности данного товара со стороны покупателей и продавцов.
Третий
подход был сформулирован А. Маршаллом.
Его позиция определения
Основными теориями стоимости являются трудовая теория и теория
предельной полезности. Российская экономическая наука либо принимает теорию предельной полезности, либо остается в рамках трудовой теории, либовырабатывает третий вариант. Третьим вариантом может быть:
• выработка совершенно иного подхода к стоимости, что маловероятно;
• разработка информационной теории стоимости, которая находится в зачаточном состоянии;
• синтез трудовой теории и теории предельной полезности.
Последний
вариант (синтез теорий) нам представляется
весьма перспективным как с точки
зрения развития мировой экономической
науки, таки с точки зрения осознания
экономических интересов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак,
проследив взаимосвязь
1.
Товарное производство
2. Всякий продукт товарного производства имеет непременное свойство - полезность, то есть удовлетворяет какие-либо потребности людей.
3.
Рост объемов товарного
4. Увеличение выпуска товаров
создает возможность и
необходимость обменивать
5. Товарное производство является
основой существования и
развития общества.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
1
Характеристиками
Информация о работе Общая характеристика товарного хозяйства