Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 08:27, курсовая работа
Цель поставленного исследования в следующем виде: разобраться в сущности и дать анализ экономическим взаимоотношениям государств на рубеже XX – XXI веков. Соответственно, исходя из плана нашей работы, можно выделить задачи исследования, решение которых необходимо для достижения его цели:
1. дать определение и выделить формы международных экономических отношений;
2. дать определение международной экономической интеграции и интернационализации, а также выяснить причины их развития;
3. изучить сущность и структуру мирового хозяйства;
Введение…………………………………………………………………….….… 3
1 Понятие международных экономических отношений……………………….5
1.1 Сущность и основы международных экономических отношений………...5
1.2 Объекты и субъекты МЭО в условиях рынка……………………………….7
1.3 Принципы и особенности механизма МЭО……………………………….9
2 Объективные основы и сущность международной экономической интеграции……………………………………………………………………….12
2.1 Понятие интеграции и интернационализации……………………………..12
2.2 Причины развития международной экономической интеграции……….18
3 Внешнеэкономическая торговая политика России как одна из форм международных экономических отношений ………………………………….19
3.1 Торговые отношения с развитыми и развивающимися странами мира…19
3.2 Интеграция России во Всемирную торговую организацию……………...24
Заключение……………………………………………………………….……....26
Список используемой литературы……………………………………………...29
В-третьих, интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие как выравнивание условий развития отсталых районов, смягчение положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее развитие системы здравоохранения, охраны труда и социального обеспечения.
Однако взаимодействие национальных хозяйств развивается с разной степенью интенсивности, в разных масштабах, проявляясь более четко в отдельных регионах. Помимо чисто экономических причин у международной интеграции есть и политические стимулы. Укрепление тесных экономических отношений между разными странами, сращивание национальных экономик гасит возможность их политических конфликтов и позволяет вести единую политику в отношении других стран. Формирование интеграционных группировок стало одной из мирных форм современного геоэкономического и геополитического соперничества. [8]
3 Внешнеэкономическая торговая политика России как одна из форм международных экономических отношений
3.1 Торговые отношения с развитыми и развивающимися странами мира
Россия принимает участие в мировой торговле уже более 1000 лет – еще начиная с образования Древней Руси. Всем хорошо известны из истории торговые пути «из варяг в греки» и «из варяг в персы». Русские купцы из древних городов Киева, Новгорода и других активно торговали с Византией, Грецией.
В настоящее время наша страна имеет экономические отношения со многими странами мирового сообщества. Безусловно, обладание большим количеством торговых связей оказывает положительное влияние на состояние национальной экономики. Но у России существует немало экономических проблем в мировой экономике, основная из них – это падение доли страны в ВМП. А она вызвана проблемами падения производства и снижения производственного потенциала страны. [5]
У России есть множество предпосылок для исправления и стабилизации экономического положения страны на мировой арене. Поэтому рассмотрим общую экономическую характеристику нашей страны.
Российская Федерация (РФ) является крупнейшим по территории государством мира – 12,7% мировой суши, на которой проживает 2,4% населения мира. Она производит 1,1-2,5% ВМП (1999). РФ образовалась в 1991 г. в результате развала Советского Союза. Современная хозяйственная система страны является следствием слома государственного строя, разрушения единого экономического пространства и хозяйственного механизма.
Рассмотрим некоторые основные черты российских мирохозяйственных связей в современной мировой экономике.
РФ выступает во всех видах внешнеэкономических связей, став открытой для зарубежных хозяйствующих субъектов. На экспорт идет 24% ВВП, что примерно соответствует показателям развитых стран. Большую роль играет импорт во внутреннем спросе страны; за счет него обеспечивается 35-37% спроса на продовольственные товары, 100% на аудиовизуальную технику, бытовые электроприборы, более 60% - на машины и оборудование. Конечно, это далеко не лучший показатель, т.к. в 80-е годы страна сама обеспечивала себя на 80-85% продукцией машиностроения. [11]
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является базовой, системообразующей отраслью российской экономики, главной движущей силой, способной обеспечить прорыв в устойчивому развитию, а также коренному преобразованию. Это касается энергетического сырья – нефти и газа, в меньшей степени – угля. Существенную роль по-прежнему играют металлы – алюминий, медь, цинк, никель, железорудные концентраты и листовой прокат; драгоценные металлы – золото, платина, палладий; урановое сыре и редкие металлы, также необработанные алмазы и бриллианты. [7]
Чрезвычайно благоприятным фактором для нашей страны будет то, что в перспективе можно ожидать опережающий рост мировых цен на энергетическое сырье по сравнению с общим их ростом в международной торговле. Действительно, как известно, современное общество все в большей степени зависит от природных ресурсов, хотя и вводятся различные энергосберегающие технологии. Соответственно, со временем, примерно к середине XXI в. минеральные ресурсы истощатся во многих странах при современных темпах потребления. А запасов России, в частности, по природному газу, хватит еще на несколько столетий, по оценкам экспертов. Следовательно, цены на природные ресурсы будут возрастать, и они станут «на вес золота». От этого Россия будет в выигрыше. Еще 2 года назад Российский бюджет закладывался, исходя из цены 18 долл. за баррель нефти, что считалось очень выгодным для нашего экспорта. Как вскоре увидел весь мир, цены на минеральное топливо «скакнули» за 50 долл. за баррель, поставив рекорд. При таких ценах на топливо отечественный экспорт процветает, образуя профицит бюджета. [9]
Следует особо отметить такой аспект внешней торговли России, как контракты на поставку оружия и боевой техники. Дело в том, что хотя отрасли машиностроения в стране находятся в упадке, одна из них, работающая на Министерство Обороны, и называемая военно-промышленным комплексом (ВПК), пожалуй является единственной, производящей конкурентоспособную продукцию.
Россия занимает 2-е место в мире по экспорту боевой техники после США. Продажа оружия преобладает в экспорте всей продукции машиностроения страны. Многие страны мира заключают контракты на поставку отечественного оружия. От этого Россия имеет немало прибыли.
Важной стороной МЭО России являются отношения со странами СНГ и, частности, Белоруссии. Содружество Независимых Государств – это международная организация, образовавшаяся после распада СССР, включающая 11 из 15 бывших советских республик.
Главная цель СНГ – сохранение единого экономического и единого оборонного пространства, изначально. Но эта задача оказалась трудновоплотимой по ряду причин. Бывшие республики СССР находятся на разных этапах политического, общественного и социально-экономического развития. В настоящее время страны-участницы не готовы к глубокой экономической интеграции по западноевропейскому типу. Но некоторые форму многостороннего экономического сотрудничества вполне эффективны.
Партнеры по СНГ продолжают извлекать материальные выгоды из членства. И Россия нуждается в сохранении СНГ. Сейчас перед РФ стоит задача – реализация трансазиатских энергетических проектов в сотрудничестве с республиками Центральной Азии. [7]
На западном фланге цементирующей основой был и остается союз России и Белоруссии. Причем этот союз, несмотря на невзгоды, продолжает крепнуть. В рамках союза неуклонно укрепляется экономическое взаимодействие. Экономики наших стран пронизаны тесными кооперационными связями, растет число совместных предприятий. Сняты таможенные барьеры, предпринимаются определенные шаги по сближению национальных законодательств в области регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. [8]
Кроме СНГ Россия активно сотрудничает с Евросоюзом (ЕС). Россия и ЕС близки географически, обладают дополняющими друг друга экономическими структурами и активами, а также разделяют значительный интерес в дальнейшей экономической интеграции. Имеющийся экономический потенциал не использован в полной мере, налицо необходимость общих усилий. Однако, ЕС продолжает ставить экономическое сотрудничество с Россией в зависимость от политических вопросов демократии. Стоит вопрос о создании общего экономического пространства (ОЭП) как результат экономической интеграции. Необходимое условие продолжения переговоров – вступление России в ВТО. Следует подчеркнуть, что концепция ОЭП была сформулирована в общих чертах, в ней отсутствует конкретность, не употребляются термины «свободная торговля», «свободная экономическая зона». Все же даже без формирования ОЭП, внешняя торговля является взаимовыгодной как для ЕС, так и для России. РФ приобретает наукоемкую продукцию, продукцию машиностроения у Евросоюза. В свою очередь 20% потребляемого ЕС энергетического сырья является российским. Из всех стран Западной Европы наибольший товарооборот с Россией у Германии. [7], [11]
Необходимо рассмотреть и взаимоотношения России и развивающихся стран. Развивающиеся страны могут послужить емким рынком для нашей перерабатывающей промышленности, прежде всего ее высокотехнологичных производств и услуг, т.к. там не так остра конкуренция, что открывает поле для инвестиционной экспансии российского бизнеса. Экономисты считают, для повышения эффективности можно обратиться к импорту продукции из развивающихся стран. Россия уже импортирует из стран Третьего мира больше машин и оборудования, чем экспортирует туда. [6]
В мировом хозяйстве очень важен выбор внешнеэкономических партнеров. Для России это важно, потому что этим определяются структура экономики, темпы ее роста.
3.2 Интеграция России во Всемирную торговую организацию
Перед Россией уже не первый год стоит задача вступления во Всемирную торговую организацию. С этим имелись некоторые трудности. Россия испытывала и продолжает испытывать дискриминацию в торговых отношениях и не может в полной мере использовать преимущества МРТ.
Главным фактором при вступления России в ВТО является изменение режима торговли, это означает, что Россия должна будет шире открыть внутренний рынок для иностранных товаров и услуг, что поставит отечественных производительней в тяжелое положение. России придется снизить уровень тарифов на импорт продукции с 14-17% в настоящее время до уровня 4-6% стран-членов ВТО. Но в целом российская экономика только выиграет, открывая свой рынок для иностранных товаров и получая доступ на рынки стран ВТО. Исследования Всемирного банка показали, что через несколько лет после присоединения российская экономика будет получать дополнительно по 19 млрд. долл. в год. [2]
Но от вступления РФ будет иметь и преимущества, связанные с тем, что такие организации как ГАТТ и другие соглашения, интегрированные в ВТО, имеют общее правовое пространство. Они являются многосторонними торговыми договорами. Поэтому это даст России шанс решать проблемы многостороннего торгового сотрудничества наряду с остальными членами ВТО. [3]
Также Россия сможет пользоваться механизмом защиты внешнеторговых интересов в улаживании различных конфликтных ситуаций. К примеру, частые антидемпинговые процедуры стран-импортеров российской продукции являются препятствиями на пути экспорта нашей страны. Равноправие на рынке товаров усилит позиции России на международных рынках капиталов. И конкурентная среда станет более прозрачной. По сути, вступление в ВТО – это процесс реального внедрения полновесных рыночных принципов в национальную экономику и ее мирохозяйственные связи, оптимизация национальных интересов и традиций с общемировыми тенденциями. Невозможно занять место в мировой экономике и быть вне ВТО.
Членство России в ВТО ставит 2 основные проблемы перед федеральным правительством. Одна из них – источники пополнения доходных статей бюджета из-за сокращения таможенных пошлин и тарифов. Другая – согласование обязательств РФ перед странами СНГ, с которыми уже имеются таможенные союзы или иные торговые соглашения. [3]
Не были обойдены вниманием министров и вопросы двусторонних торгово-экономических связей. США занимают шестое место по объему накопленных иностранных инвестиций в Россию. Товарооборот между нашими странами составляет 25 миллиардов долларов. Но размеры экономик США и России таковы, что эти показатели могут быть увеличены, убежден Гутьеррес. Сейчас Россия и США ведут активные переговоры по отмене двух ключевых антидемпинговых пошлин, действующих в отношении экспорта российских товаров в США, - поставок урана и химических удобрений, добавил Греф. Он не уточнил, могут ли быть отменены антидемпинговые меры до вступления России в ВТО, но полагает, что этот шаг поможет урегулированию спорных вопросов.
Причем перспективы присоединения России к ВТО с 1 января 2008 года уже нашли отражение в основных проектировках трехлетнего бюджета на 2008-2010 годы, сообщил Греф на инвестиционной конференции. При этом прямые потери казны от снижения импортных тарифов составят за три года около 200 миллиардов рублей, подсчитал министр. Но в целом, по его мнению, экономика и бюджет окажутся в выигрыше - вырастет товарооборот, улучшится инвестиционный климат, увеличится приток капитала. [11]
Стабильность финансовой и экономической ситуаций в России подтверждают и прогнозы по объему внешнего долга. К концу трехлетки он снизится до 2 процентов ВВП, ожидает Греф. Напомним, что сразу после кризиса 1998 года этот показатель превышал 140 процентов ВВП, но уже к началу этого года, после выплаты долгов перед Парижским клубом кредиторов, он был менее 10 процентов ВВП. И это позволило нашей стране улучшить кредитный рейтинг по оценке ведущих международных агентств, сделать займы компаний на зарубежных рынках более дешевыми, а вложения в российскую экономику - более безопасными. [11]
Одним из негативных моментов присоединения России к ВТО является то, что Россия в силу исторически сложившихся обстоятельств не обладает необходимыми конкурентными преимуществами для завоевания и поддержания технологического лидерства, т.е. является глобально неконкурентоспособной. Но это всего лишь один сценарий развития экономики России со вступлением в ВТО. [7]
В целом, плюсы от вступления России в ВТО перевешивают минусы, ибо в конечном счете это должно привести к повышению эффективности российской экономики и результативности работы всех участников ВЭД. Ясно, что РФ вступит в эту глобальную организацию и состоится это событие довольно скоро.
Информация о работе Объективные основы и сущность международных экономических отношений