Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:35, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение сущности, типов и факторов экономического роста.
Задачи работы в себя включают:
- рассмотрение деловых циклов,их понятие и модели;
- описание типов и факторов экономического роста;
- изучение влияния государственной политики на экономический рост;
Введение………………………………………………………………………………4
1 Деловые циклы: понятие и модели………………………………………………..6
2 Факторы экономического роста;
экстенсивный и интенсивный экономический рост………………………………10
3 Новое качество инновационного экономического роста
в Республике Беларусь………………………………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………………..21
Список использованных источников…………………………
В Беларуси отсутствует присущая рыночной экономике система мер, стимулов и условий для осуществления инновационной деятельности. Республика не достигла еще состояния "инновационной восприимчивости". Об этом свидетельствует, например, численность субъектов малого предпринимательства, занимавшихся реализацией научно-технических разработок. Так, в 1996 году в сфере науки и научного обслуживания работало 4,2 процента субъектов малого предпринимательства, в промышленности - 16 процентов, в то время как в торговле и общественном питании - 50 процентов. При этом в последующие годы их доля снижается: 1997 год - 2,8 процента, 1998 - 2,2 процента, 2007 год - 1,4 процента. Это вызывает беспокойство.
Снижающийся удельный вес высокотехнологичных организаций в сфере малого предпринимательства означает, что наметилась тенденция
cоздания рабочих мест, не требующих высокой квалификации.
Наукоемкость внутреннего валового продукта в республике находится на очень низком уровне - 0,81 процента, в то время как в развитых странах этот показатель составляет 2-3 процента.
Сложилась такая ситуация, что научно-техническая и другие сферы экономики оказались неподготовленными к работе в новых экономических условиях. Уровень многих разработок не позволяет им стать продуктом, готовым для производства и реализации. Тем самым возникает опасная тенденция для экономики Беларуси - потеря рынков и вытеснение отечественных производителей товаров и услуг. Темпы обновления продукции в республике крайне низки. В странах Европейского союза ежегодно обновляется до 30 процентов продукции, в то время как в Беларуси - 3 процента.
Для того чтобы предотвратить складывающиеся негативные тенденции, необходима выработка национальной инновационной стратегии как центрального звена государственной социально-экономической и научно-технической политики. Стратегия должна базироваться на долгосрочных прогнозах, позволяющих выявить перспективные рыночные ниши и оценить интеллектуальные и производственные ресурсы для их заполнения.
Основной целью инновационной политики Республики Беларусь является создание экономико-правовых, финансовых, организационных и других условий, обеспечивающих ускоренную разработку и освоение новой конкурентоспособной продукции и современных экологически чистых, безопасных, ресурсосберегающих технологий и на их основе - структурную перестройку и развитие экономики страны.
Инновационная политика в любом государстве независимо от его экономической мощи направлена на развитие научно-технического потенциала, обновление существующих и создание новых технологий в различных отраслях, создание системы коммерциализации научных разработок. В связи с
этим не может не тревожить состояние инновационной политики в республике. Кризисное состояние экономики, неразвитость финансово-кредитной
системы, инфляция вынуждают Правительство принимать меры сугубо временного характера.
С учетом сегодняшнего состояния экономики инновационная политика на современном этапе рыночных реформ должна способствовать развитию научно-технического потенциала, формированию современных технологических укладов в отраслях экономики.
Инновационная деятельность требует государственной поддержки и стимулирования, особенно на этапах ее становления. Технологические успехи ряда зарубежных стран стали возможными не только благодаря силе индивидуальной инициативы. Большую роль играло и продолжает играть целенаправленное государственное вмешательство в область инновационной деятельности, включая правовое регулирование соответствующих процессов. Государственное регулирование инновационной деятельности рассматривается в развитых странах как важнейший инструмент развития экономики, как ключевой фактор обеспечения долгосрочной национальной конкурентоспособности и устойчивого повышения благосостояния населения.
Меры воздействия государства в области инноваций могут быть прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.
В последние годы законодательство Республики Беларусь пополнилось рядом важных нормативных правовых актов, определяющих развитие научно-технической и инновационной деятельности:
- Указ
Президента Республики
- Указ
Президента Республики
- Указ Президента Республики Беларусь от 25 марта 2008 г. № 174
«О
совершенствовании
- Указ
Президента Республики
- Указ
Президента Республики
- Указ Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2009 г. №441 «О дополнительных мерах; по стимулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности» и др.
Несмотря на значительное количество принятых нормативных правовых актов, в правовом регулировании научно-технической и инновационной деятельности существуют отдельные пробелы. Они будут решены с принятием Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике», к разработке которого приступил ГКНТ.
Эффективным инструментом инновационной политики является активно формирующаяся (особенно в последние пять лет) Национальная инновационная система (НИС) страны.
Научным организациям и вузам для проведения научных и опытно-конструкторских работ предоставлено право на создание унитарных предприятий, обладающих рядом льгот.
Унитарным предприятиям разрешается самостоятельно устанавливать цены на произведенную продукцию, определять объемы и виды закупаемых материалов. Они также освобождаются от обязательной продажи валюты, уплаты сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и обложения ввозными таможенными пошлинами на оборудование, предназначенное для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Кроме того, создаваемые предприятия получают право в течение трех лет с момента начала производства наукоемкой продукции отчислять до 2 процентов
выручки от ее реализации исполнителям научных разработок с
отнесением
данных отчислений на
Реализация Указа позволит расширить инновационную инфраструктуру, создать новые рабочие места, привлечь инвесторов и стать стимулом для активизации инновационной деятельности научных и учебных учреждений.
Огромное значение имеет организация в республике четко работающей системы подготовки кадров для работы в новых экономических условиях. Не обладая соответствующими знаниями и опытом, в условиях жесткой конкуренции добиться успеха в инновационном бизнесе крайне сложно.
Нуждается в постоянном совершенствовании нормативная правовая база, регулирующая инновационную деятельность. С этой целью будет проведен анализ национального и зарубежного законодательства в этой области, пересмотрена существующая нормативная правовая база, разработаны предложения по повышению ее эффективности.
Эффективность научно-инновационной деятельности самым тесным образом связана с выставочной деятельностью, с участием белорусских производителей в различных международных информационных сетях и организациях. Без государственной поддержки решить эти проблемы невозможно. Следует более активно развивать лизинг дорогостоящего и уникального оборудования.
Перечисленные направления окажут максимальное содействие созданию благоприятной экономической среды, необходимой для успешной работы
инновационных
организаций.
Заключение
Из всего выше изложенного можно сделать следующие выводы:
1) Экономический рост можно определить как рост реального ВНП или рост реального ВНП на душу населения. Он обеспечивает прирост производства, используемый для решения внутренних и международных социально-экономических проблем.
2) Экономический
рост определяется следующими
факторами: природные ресурсы,
трудовые ресурсы, капитал,
3) При
экстенсивном экономическом
4) При
экстенсивном типе развития
5) Экстенсивный
путь развития носит застойный
характер, фактически нет технического
прогресса, морально и
6) Государство может играть значительную роль в экономическом росте при правильной налоговой политике и политике инвестирования.
Рассмотрев выше изложенные
проблемы, мы приходим к выводу, что
экстенсивный путь давно исчерпал себя.
В условиях новых, еще развивающихся, экономические
отношениях он ведет только в тупик, не
давая ни каких шансов на экономическое
возрождение. Поэтому объективно необходимо
менять тип экономического роста и переводить
народное хозяйство на путь интенсивного
развития. Однако не следует забывать,
что экстенсивный путь дал почву для рождения
нового типа развития - интенсивного. Создав
базис для развития новых экономических
отношений, экстенсивный путь внес огромный
вклад в развитие национального хозяйства
всего мира.
Список используемых источников
ПРИЛОЖЕНИЕ
1
Объём ВВП
L(тренд)
А
Информация о работе Новое качество инновационного экономического роста в Республике Беларусь