Новое качество инновационного экономического роста в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение сущности, типов и факторов экономического роста.
Задачи работы в себя включают:
- рассмотрение деловых циклов,их понятие и модели;
- описание типов и факторов экономического роста;
- изучение влияния государственной политики на экономический рост;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………4
1 Деловые циклы: понятие и модели………………………………………………..6
2 Факторы экономического роста;
экстенсивный и интенсивный экономический рост………………………………10
3 Новое качество инновационного экономического роста
в Республике Беларусь………………………………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………………..21
Список использованных источников…………………………

Работа содержит 1 файл

рамка для основной части.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

   В Беларуси отсутствует присущая рыночной экономике система мер, стимулов и условий для осуществления инновационной деятельности. Республика не достигла еще состояния "инновационной восприимчивости". Об этом свидетельствует, например, численность субъектов малого предпринимательства, занимавшихся реализацией научно-технических разработок. Так, в 1996 году в сфере науки и научного обслуживания работало 4,2 процента субъектов малого предпринимательства, в промышленности - 16 процентов, в то время как в торговле и общественном питании - 50 процентов. При этом в последующие годы их доля снижается: 1997 год - 2,8 процента, 1998 - 2,2 процента, 2007 год - 1,4 процента. Это вызывает беспокойство.

   Снижающийся удельный вес высокотехнологичных организаций в сфере малого предпринимательства означает, что наметилась тенденция

cоздания рабочих мест, не требующих высокой квалификации.

   Наукоемкость внутреннего валового продукта в республике находится на очень низком уровне - 0,81 процента, в то время как в развитых странах этот показатель составляет 2-3 процента.

   Сложилась такая ситуация, что научно-техническая и другие сферы экономики оказались неподготовленными к работе в новых экономических условиях.      Уровень многих разработок не позволяет им стать продуктом, готовым для производства и реализации. Тем самым возникает опасная тенденция для экономики Беларуси - потеря рынков и вытеснение отечественных производителей товаров и услуг. Темпы обновления продукции в республике крайне низки. В странах Европейского союза ежегодно обновляется до 30 процентов продукции, в то время как в Беларуси - 3 процента.

   Для того чтобы предотвратить складывающиеся негативные тенденции, необходима выработка национальной инновационной стратегии как центрального звена государственной социально-экономической и научно-технической политики. Стратегия должна базироваться на долгосрочных прогнозах, позволяющих выявить перспективные рыночные ниши и оценить интеллектуальные и производственные ресурсы для их заполнения.

  Основной целью инновационной политики Республики Беларусь является создание экономико-правовых, финансовых, организационных и других условий, обеспечивающих ускоренную разработку и освоение новой конкурентоспособной продукции и современных экологически чистых, безопасных, ресурсосберегающих технологий и на их основе - структурную перестройку и развитие экономики страны.

   Инновационная политика в любом государстве независимо от его экономической мощи направлена на развитие научно-технического потенциала, обновление существующих и создание новых технологий в различных отраслях, создание системы коммерциализации научных разработок. В связи с

этим  не может не тревожить состояние  инновационной политики в республике. Кризисное состояние экономики, неразвитость финансово-кредитной

системы, инфляция вынуждают Правительство  принимать меры сугубо временного характера.

   С учетом сегодняшнего состояния экономики инновационная политика на современном этапе рыночных реформ должна способствовать развитию научно-технического потенциала, формированию современных технологических укладов в отраслях экономики.

   Инновационная деятельность требует государственной поддержки и стимулирования, особенно на этапах ее становления. Технологические успехи ряда зарубежных стран стали возможными не только благодаря силе индивидуальной инициативы. Большую роль играло и продолжает играть целенаправленное государственное вмешательство в область инновационной деятельности, включая правовое регулирование соответствующих процессов. Государственное регулирование инновационной деятельности рассматривается в развитых странах как важнейший инструмент развития экономики, как ключевой фактор обеспечения долгосрочной национальной конкурентоспособности и устойчивого повышения благосостояния населения.

   Меры воздействия государства в области инноваций могут быть прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.

В последние годы законодательство Республики Беларусь пополнилось рядом важных нормативных правовых актов, определяющих развитие научно-технической и инновационной деятельности:

- Указ  Президента Республики Беларусь  от 9 марта 2009 г. №  23 «О некоторых  мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь»;

- Указ  Президента Республики Беларусь  от 3 января 2007 г. № 1 «Об утверждении  Положения о порядке создания  субъектов инновационной инфраструктуры  и внесении изменения и дополнений  в Указ Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. №495»;

- Указ  Президента Республики Беларусь от 25 марта 2008 г. № 174

 «О  совершенствовании деятельности  Белорусского инновационного фонда»;

- Указ  Президента Республики Беларусь  от 4 декабря 2008 г. №662 «О налогообложении высокотехнологичных организаций»;

- Указ  Президента Республики Беларусь  от 26 июня 2009 г. №349 «О мерах по  совершенствованию порядка создания  условий деятельности временных  научных коллективов»;

- Указ  Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2009 г. №441 «О дополнительных мерах; по стимулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности» и др.

    Несмотря на значительное количество принятых нормативных правовых актов, в правовом регулировании научно-технической и инновационной деятельности существуют отдельные пробелы. Они будут решены с принятием Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике», к разработке которого приступил ГКНТ.

   Эффективным инструментом инновационной политики является активно формирующаяся (особенно в последние пять лет) Национальная инновационная система (НИС) страны.

   Научным организациям и вузам для проведения научных и опытно-конструкторских работ предоставлено право на создание унитарных предприятий, обладающих рядом льгот.

   Унитарным предприятиям разрешается самостоятельно устанавливать цены на произведенную продукцию, определять объемы и виды закупаемых материалов. Они также освобождаются от обязательной продажи валюты, уплаты сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и обложения ввозными таможенными пошлинами на оборудование, предназначенное для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

   Кроме того, создаваемые предприятия получают право в течение трех лет с момента начала производства наукоемкой продукции отчислять до 2 процентов

выручки от ее реализации исполнителям научных  разработок с

  отнесением  данных отчислений на себестоимость  продукции.

   Реализация Указа позволит расширить инновационную инфраструктуру, создать новые рабочие места, привлечь инвесторов и стать стимулом для активизации инновационной деятельности научных и учебных учреждений.

   Огромное значение имеет организация в республике четко работающей системы подготовки кадров для работы в новых экономических условиях. Не обладая соответствующими знаниями и опытом, в условиях жесткой конкуренции добиться успеха в инновационном бизнесе крайне сложно.

   Нуждается в постоянном совершенствовании нормативная правовая база, регулирующая инновационную деятельность. С этой целью будет проведен анализ национального и зарубежного законодательства в этой области, пересмотрена существующая нормативная правовая база, разработаны предложения по повышению ее эффективности.

   Эффективность научно-инновационной деятельности самым тесным образом связана с выставочной деятельностью, с участием белорусских производителей в различных международных информационных сетях и организациях. Без государственной поддержки решить эти проблемы невозможно. Следует более активно развивать лизинг дорогостоящего и уникального оборудования.

   Перечисленные направления окажут максимальное содействие созданию благоприятной экономической среды, необходимой для успешной работы

инновационных организаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   Из всего выше изложенного можно сделать следующие выводы:

1) Экономический  рост можно определить как  рост реального ВНП или рост  реального ВНП на душу населения. Он обеспечивает прирост производства, используемый для решения внутренних и международных социально-экономических проблем.

2) Экономический  рост определяется следующими  факторами: природные ресурсы,  трудовые ресурсы, капитал, технологии.

3) При  экстенсивном экономическом росте  достигается сокращение уровня  безработицы, достижения полной занятости, которая позволяет увеличить темпы роста. Но это явление  временно, т.к. состояние полной занятости не  может  восполняться  ежегодно и  на  следующий год темп роста будет такой же.

4) При  экстенсивном типе развития многие  работнике не являются высококвалифицированными.

5) Экстенсивный  путь  развития  носит  застойный   характер, фактически  нет  технического  прогресса, морально и физически  изнашиваются производственные  основные фонды, снижается фондовооруженность  работников.

6) Государство  может играть значительную роль в экономическом росте при правильной налоговой политике и политике инвестирования.

    Рассмотрев  выше  изложенные  проблемы, мы  приходим к выводу, что экстенсивный путь давно исчерпал себя. В условиях новых, еще развивающихся, экономические отношениях он ведет только в тупик, не давая ни каких шансов на экономическое возрождение. Поэтому объективно необходимо менять тип экономического роста и переводить народное хозяйство на путь  интенсивного развития. Однако не следует забывать, что экстенсивный путь дал почву для рождения нового типа развития - интенсивного. Создав базис для развития новых экономических отношений, экстенсивный путь внес огромный вклад в развитие национального хозяйства всего мира. 

Список  используемых источников

  1. Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: учебник 4-е изд. / под. общ. ред. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ, Издательство «Дело и Сервис», 2002г.
  2. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник / Антонова Н. Б. – Мн.: Академия управления 
  3. Базылев Н. И. «Экономическая теория», под редакцией Базылева Н.И., Гурко С.П., “БГЭУ», Минск, 1997г.
  4. В. Н. Шимов. Национальная экономика Беларуси: потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: учеб. пособие / под общ. ред. В. Н. Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2005г.
  5. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс: Учебник. - 4-е перераб. и доп. изд. - М.: «Маркетинг», 2002г.. - 584с
  6. Зайченко Н.П., Полоник С.С., Богданович А.В., Александрович Я.М. Основные положения национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь за период до 2020 года // Белорусский экономический журнал. 2004г. № 3. С. 4-19
  7. Зубко Н.М. Макроэкономика: ответы на экзаменационные вопросы/ Н. М. Зубко, И. М. Зборина,  А. Н. Каллаур. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2011г. – 192 с
  8. Ильин А.В. Экономическая теория Мн.:2000г. - 358С
  9. М. И. Плотницкий. Макроэкономика: учеб. пособие для экономических специальностей вузов / под ред. М. И. Плотницкого. – М.: Новое издание, 2002г.
  10. Тарасевич Л. С., Гребенников П. И., Леусский А. И. Макроэкономика: учебник под общ. ред. Л.С. Тарасевича. – М.: Юрайт , 2003г.
  11. Ясин Е. Экономический рост как цель и как средство // Вопросы экономики. № 9, 2007г., С. 4-15.

                                                                                              

    ПРИЛОЖЕНИЕ  1 
     
     
     
     
     

Объём ВВП

                                          А

                                                                                        L(тренд)                Объём ВВП

 L(тренд)

 А

Информация о работе Новое качество инновационного экономического роста в Республике Беларусь