Переход к рыночной системе
хозяйствования обуславливает возникновение
деформации в сфере социально-трудовых
отношений и обострение проблем
занятости. Структурная перестройка
экономики в Кыргызстане привела
к высвобождению работников, и
тем самым появлению явной
безработицы. Кроме того, за счет лиц,
самостоятельно ищущих работу, или находящихся
в частично оплачиваемых и полностью неоплачиваемых
отпусках, работающих неполный рабочий
день, неделю и т. д., увеличивается и скрытая
безработица. Однако, необходимо отметить
следующее, что несмотря на рост безработицы,
потребности в рабочей силе отдельных
предприятий и отраслей, не удовлетворяются.
Следовательно, выявляется несоответствие
между потребностью населения в трудоустройстве
и потребностью в кадрах в целом по Кыргызстану
и по регионам, которое касается и профессионального
состава, и запросов работников, и характера
предлагаемой работы. Это свидетельствует
о том, что проблема свободных рабочих
мест существует и достаточно серьезно
сказывается на конкретных предприятиях.
Однако это не может скрывает факты, которые
заставляют работников отказываться от
свободных рабочих мест, это и низкий уровень
заработной платы, несвоевременная ее
выплата, и неудовлетворительные условия
труда, отсутствие льгот или поощрений.
Рыночные принципы формирования
занятости и трансформация социально-трудовых
отношений порождают новые явления
и тенденции в трудовой сфере, что обусловливает
остроту нерешенных проблем в социально-трудовой
сфере. В сфере занятости они проявляются
в сокращении числа рабочих мест, отсутствии
сбалансированности спроса и предложения
услуг труда, снижении эффективности и
остроте проблем воспроизводства ресурсов
труда. Такие отрицательные явления являются
причиной формирования неэффективной
занятости населения.
Занятость является одной
из существенных характеристик экономики
и благосостояния народа. Уровень занятости
представляет собой важнейший макроэкономический
показатель.
Занятость является социально-экономическим
явлением, а потому категорию занятости
необходимо рассматривать с двух
позиций [4]:
- как экономическую категорию;
- как социальную категорию.
Занятость как экономическая
категория представляет собой совокупность
отношений участия населения
в трудовой деятельности, выражает
меру его включения в труд, степень
удовлетворения общественных потребностей
в работниках и личных потребностей, интересов
в оплачиваемых рабочих местах, в получении
дохода [10]. С этих позиций занятость выступает
как важнейшая характеристика рынка труда.
Таким образом, чем больше людей занято,
тем более в обществе производится материальных
и духовных ценностей, и, следовательно,
более высокий будет уровень жизни населения.
Это — первый и главный вывод, на котором
базируется социально-экономическая политика
и государственное управление занятостью
населения.
Таким образом, занятость
представляет собой механизм реализации
взаимосвязей работников в процессе
производства, то есть выступает социально-экономической
категорией, и ее можно определить
как социально-экономические отношения
— соединения трудовых ресурсов со
средствами производства. Именно такая
двуединая сущность занятости населения
и дает основания четко определить,
что занятость населения является
важнейшим элементом социально-экономической
политики государства [9].
Современное состояние занятости
населения характеризуют следующие
основные признаки:
- недостаточная степень развития институционально-правового обеспечения занятости, что ведет к сохранению конфликтов на рынке труда;
- преобладание неэффективной занятости, которая выражается в высокой концентрации рабочей силы на убыточных предприятиях, больших масштабах недоиспользования рабочего времени, низкой производительности труда, снижении в общем числе работников доли занятых в высокотехнологичных и наукоемких видах деятельности;
- отсутствие эффективно работающего рыночного механизма трудовых ресурсов, адекватного макроэкономическим преобразованиям;
- потеря квалификации высококвалифицированными кадрами из-за отсутствия реальной связи между доходом и уровнем профессионализма работников, их перетока в неформальную занятость, миграции за рубеж;
- нарастание разрыва между спросом и предложением квалифицированной рабочей силы;
- ухудшение качественных характеристик имеющихся рабочих мест и медленное создание новых;
- увеличение травматизма и числа профессиональных заболеваний из-за роста доли рабочих мест с неблагоприятными условиями труда;
- обострение проблем трудоустройства отдельных социально-демографических групп населения: молодежи, инвалидов, женщин и др.;
- сохранение на производстве значительных масштабов скрытой безработицы, расширение предложения рабочей силы в «теневой» сфере занятости;
- недостаточно гибкое реагирование на изменения спроса на рабочую силу системой профессионально-технического образования;
- наличие стихийной трудовой миграции рабочей силы внутри страны;
- слабое развитие доступности рынка жилья, что препятствует гибкому перемещению и использованию экономически активного населения;
- отсутствие возможности ускоренного переобучения безработных по требуемым специальностям; направление больших потоков трудовой миграции в страны СНГ (прежде всего, в РФ, Казахстан) и другие страны дальнего зарубежья;
- значительный объем нелегальной трудовой миграции и отсутствие механизмов по возвращению трудящихся-мигрантов, незаконно находящихся на территории других стран, в места их постоянного проживания;
- отсутствие единой автоматизированной информационной базы по вопросам занятости населения.
Динамика изменения занятости
и безработицы в Кыргызской Республике
выглядит следующим образом.
Таблица 1.
Основные показатели
занятости и безработицы
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Занятое население, тыс. чел. |
2152,7 |
2184,3 |
2216,1 |
2243,7 |
Занятые в неформальной сфере,
тыс.чел. |
1506,9 |
1529,01 |
1592,9 |
1579,5 |
Доля в численности
занятых, % |
65,1 |
65,4 |
59 |
58,6 |
Безработные, тыс. чел. |
191,1 |
195,6 |
203,7 |
212,3 |
Уровень безработицы, % |
8,2 |
8,2 |
8,4 |
8.6 |
Источник: данные
Нацстаткома КР
По данным Министерства труда,
занятости и миграции Кыргызской
Республики численность незанятого населения,
состоящего на учете в органах государственной
службы занятости в поисках работы, на
1 октября 2011 г. уменьшилась на 2,1 %, а численность
безработных — на 4,6 %. Уровень зарегистрированной
безработицы составил 2,5 % от экономически
активного населения [8].
Также можно привести цифры,
которые привел бывший министр экономического
регулирования Кыргызской Республики
Учкунбек Ташбаев, по результатам социально-экономического
развития КР за январь—сентябрь 2011 года,
что численность безработных составила
204 тыс. человек, уровень безработицы —
8,4% [3].
По итогам 1 полугодия 2011 года
в республике создано 53,5 тыс. новых рабочих
мест, из них в формальном секторе — 6,8,
в неформальном — 46,6. Наименьшее количество
новых рабочих мест создано в Нарынской
области [3].
Здесь нужно отметить, что
данные, приводимые органами государственной
статистики о числе работающих, не
в полной мере отражают объективную
картину занятости в стране. Причиной
тому служит отсутствие четкого механизма
системы учета, отчетности, законодательной
базы, мер стимулирования и ответственности
для хозяйствующих субъектов
за сохранение, увеличение и сокращение
рабочих мест, обоснованности проводимых
сокращений и т. д.
Как видим из таблицы 1, в течение
ряда лет порядка 70—71% трудоспособного
населения отнесены к так называемой самозанятой
категории. И хотя в мировой практике занятое
население классифицируется на две основные
категории: занятых по найму (paid employment)
и самозанятых (self-employment), в законодательстве
Кыргызской Республике дано только определение
понятию самостоятельная занятость. Так,
в законе «О содействии занятости населения»
дается следующее определение: «Самостоятельная
занятость — разновидность предпринимательской
деятельности лиц, осуществляющих собственный
бизнес и обеспечивающих себя работой» [2].
Однако для целей государственной
статистики используется другая формулировка
— занятость в неформальном секторе [5].
Большинство самозанятого населения,
как и безработные, перебивается случайными
кратковременными заработками. Поэтому
при сложившейся системе учета невозможно
однозначно ответить на вопрос, сколько
безработных и работающих на самом деле
в Кыргызской Республике.
Преодоление кризисных явлений,
активизация экономической деятельности,
переход к индустриально-инновационному
типу производства сегодня требуют от
государства выработки нового типа стратегии
занятости — т. е. «стратегии развития».
Стратегия занятости —
это система иерархии целей, принципов,
задач и этапов формирования эффективного
рынка труда, приоритеты и механизмы
реализации политики в сфере социально-трудовых
отношений с учетом анализа основных
тенденций рынка, социально-экономических
последствий принимаемых решений,
создание нормативно-правовой базы рынка
труда и регулирования миграции
рабочей силы. Задачей новой стратегии
— «стратегии развития» должно является эффективное использование
наличных ресурсов для достижения основной
цели — обеспечения достойного труда,
позволяющего гражданину страны реализовать
свое конституционное право на труд и
обеспечить социальную защиту по оплате
и условиям труда.
Развитие человеческих ресурсов
— главная цель и приоритет
стратегии эффективной занятости
населения страны. В качестве основной
составляющей новой социальной модели
занятости может быть использована
концепция флексикьюрити (англ.
«flexicurity») [1]. Это пока еще недостаточно
широко известное для нашей страны понятие
означает сочетание гибкой политики на
рынке труда и в сфере занятости с высокой
степенью социальной защищенности, иначе
говоря, нахождение оптимального баланса
между экономической эффективностью и
обеспечением прав и гарантий работников.
Концепция «флексикьюрити»
базируется на следующих четырех
принципах:
- договорные отношения между работодателями и работниками, обеспечивающие необходимую гибкость для обеих сторон трудового процесса, и соответствующее им законодательство о защите занятости;
- активная политика на рынке труда, стимулирующая мобильность работников (быстрый переход из состояния безработицы к экономической активности);
- система образования и переподготовки, способствующая развитию профессиональных навыков работника в течение всего периода его трудовой деятельности и обеспечивающая его адаптивность к быстро меняющимся условиям на рынке труда;
- система социальной защиты населения, обеспечивающая необходимую поддержку уровня доходов безработных и экономически неактивных граждан [1].
Другой новацией является
поощрение государством работодателей,
которые будут заниматься подготовкой
и переподготовкой кадров. Привлечение
работодателей в качестве социальных
партнеров предполагает уточнение,
а в отдельных случаях и
разработку новых профессионально-квалификационных
требований к специалистам, которые
будут положены в основу профессиональных
стандартов.
Разумеется, универсальной
стратегии занятости не существует.
Но любая выбранная стратегия
должна корректироваться в зависимости
от результатов деятельности, а стратегические
решения следует глубоко продумать,
хорошо обосновать, а действия —
детально спланировать. Под стратегией
развития занятости понимается система
согласованных мер по воспроизводству,
регулированию, обмену и использованию
рабочей силы, направленных на повышение эффективности труда
и отдачи совокупного трудового и интеллектуального
потенциалов.
Для нашей страны приоритетами
новой стратегии занятости могли
бы стать следующие направления:
- совершенствование институционально-правовой базы. Объектом законодательного регулирования должна стать занятость в целом, а не только регистрируемая безработица, ориентироваться надо на повышение эффективности занятости, требуется равное внимание к спросу на труд и его предложению. Необходимо срочно принять кодекс законов о занятости, который бы охватывал все ее сферы, определил формы участия и меру ответственности за решение проблем занятости всех причастных субъектов общества.
- проведение работы по идентификации самозанятого населения в рамках неформальной экономики Кыргызской Республике и сопоставление с международной практикой, включая определение правового и социально-экономического статуса самозанятого и их отраслевого профиля, а также выявление доступа этой категории к услугам системы социального обеспечения.
- направление усилий республиканских и местных исполнительных органов на решение проблемы самозанятого населения за счет более активных мер по возрождению, развитию и инновационному обновлению производства в промышленных и аграрном секторах, в депрессивных регионах, развитие малого и среднего предпринимательства.
- создание условий для эффективной системы учета, отчетности и контроля занятости населения, преодоление стихийности в развитии рынка труда, координация решений по регулированию рынка труда с учетом состояния региональных рынков, состояния социальной инфраструктуры и прежде всего рынка жилья.
- при условии присоединения Кыргызстана к Таможенному Союзу принять меры по недопущению нелегальной трудовой миграции, использование возможностей перелива рабочей силы и формирования общего рынка труда в рамках Таможенного Союза.
- развитие и поощрение научных исследований по наиболее актуальным проблемам создания эффективного рынка труда и регулирования миграции рабочей силы.