Эвдемони́зм
(греч. ευδαιμονία — процветание, блаженство) — этическое направление, рассматривающее блаженство, счастье, удовольствие или пользу (одного
или всех) как мотив и цель всех стремлений.
Получил
распространение также социальный
эвдемонизм, который полагал возможным
стремиться к наибольшему счастью
наибольшего числа людей (см. Бентам). Все добродетели отдельного индивида имеют смысл лишь постольку,
поскольку они служат этой цели! Государство,
все его институты, мероприятия и законы
также являются средством для достижения
этой высшей цели.
«Никома́хова
э́тика» или «Этика
Никомаха» (др.-греч. Ἠθικὰ
Νικομάχεια) —
книга из разряда этических сочинений Аристотеля, посвящённая (точнее,
адресованная) предположительно его сыну
Никомаху.
Ещё одно
предположение о возникновении
названия книги: один из сыновей, Никомах,
переписывал именно эту часть, отсюда
и название. В ней, в частности, Аристотель вкраце излагает учение
о душе́, понятия о добродетелях, классификациях и т. д.
Аристотель утверждает, что предметом
его этики является счастье, которое он определяет
как «деятельность души в полноте добродетели».
Добродетель, таким образом, становится
средством достижения счастья. Она лежит
между двух крайностей (щедрость лежит
между крайностями скупости и мотовства)
и заключается в умеренности (умении найти
«золотую середину»).
A. A. Грицанов
«НИКОМАХОВА
ЭТИКА»
(? ? ? N?,
Ethi-ca Nicomachea), осн. этич. трактат Аристотеля,
отражающий позднюю фазу развития его
этич. учения (датируется 2-м
афинским периодом —
334 — 322 дон. э.), классич. памятник антич.
эвдемонизма. Назван в память об отце или
рано умершем сыне Аристотеля Ни-комахе
(второе вероятнее). Единственный из
крупных трактатов Аристотеля, дошедший
до нас в том виде, как он был задуман и
написан, и, видимо, предназначенный не
только для внутришкольного пользования,
но и для более широкого круга читателей.
Состоит из 8 книг равного объёма. Кн. 5—7
«Н. э.» тождественны кн. 4—6 «Евдемовой
этики»; на эту проблему до сих пор не дано
однозначного ответа. Согласно И. Дюрингу (1966)
и Ф. Дирльмайеру (1969), эти три книги скорее
принадлежали первоначально «Евдемовой
этике». В 1-й кн. говорится о высшем
благе, причём Аристотель ограничивает
задачи исследования «практически достижимым
благом» (??), оставляя в стороне платоновское
понятие трансцендентного блага. Высшее
благо — это счастье (эвдемония), которое определяется
как разумная деятельность души по осуществлению
своей «арете» (добродетели). Душа
(псюхе) распадается на
рациональную и иррациональную части.
Разум должен контролировать иррациональную
часть души («умерять
страсти») и правильно действовать сам
по себе. Так выводятся два типа добродетелей
— этические и дианоэтические (интеллектуальные).
Этич. добродетель (вопреки
сократич. тезису) не есть знание, но
приобретается через воспитание и «привычку».
Сущность этич. добродетелей — в балансировании
между «избытком» и «недостатком», в поддержании
«середины» между двумя крайностями. Кн.
2—5: виды этич. добродетели. Особое место
занимает анализ «справедливости» (5-якн.),
в которой Аристотель различает два аспекта
— общий и частный. Общая концепция («справедливость»
как «совершенная добродетель»,
объемлющая все остальные) совпадает
с платоновской («Государство»), частная рассматривает
«справедливость» как отд. арете в
ряду других; в этом значении «справедливость»
разделяется на «распределительную» и
«компенсаторную»: первая основана на
распределении благ в соответствии с «достоинством»
личности, вторая (осуждённая
Платоном в «Законах»
757 а слл. и реабилитированная
Аристотелем для сферы
торг. обмена и суд. наказания) полностью
игнорирует личность, основана на принципе
равной компенсации прибыли (убытка)
соответственно убытком (прибылью).
Кн. 6: виды дианоэтич. добродетелей, которые
делятся в соответствии с расчленением
рациональной части души на «научную»
и «расчётливую (планирующую)» способность
: первая рассматривает необходимость,
то, что не может быть иным, чем оно есть;
вторая — «то, что может быть иначе»,
т. е. зависит от нашей деятельности.
Дианоэтич. добродетели первого класса
— «науч. знание» (эпистеме) и интуитивный
разум (нус); они образуют «мудрость»
(София). Дианоэтич. добродетели
второго класса — «искусство» , направленное
на «творчество» , и нравств. сознание
, направленное на практич. деятельность
; цель практич. деятельности, осуществляемой
согласно «правильному логосу» («норме»),
заключена в ней самой, цель «пойетич.» (творч.)
деятельности — вне неё, т.
е. в произведении. Кн. 8—9: многоаспектный
анализ понятия «дружба» (филия) как
существ. момента эвдемонии (её
мотивы, формы, причины
распада и т. д.); «дружба» определяется
как середина между лестью, или угодливостью,
и угрюмой замкнутостью (И
08 а 26). Знаменитое выражение культа
истины «Платон мне друг, но истина дороже»
основано на «Н. э.» (1096
а 12 слл.). Проблема удовольствия обсуждается
в «Н. э.» дважды: кн. 7, гл. 12—15, и
кн. 10, гл. 1—5, причём Аристотель
и здесь занимает среднюю позицию между
аскетич. ригоризмом и гедонизмом: удовольствие — эпифеномен счастья,
оно завершает аретологич. деятельность
и сопутствует эвдемонии («Н.
э.» 1174
b 31). Заключит. главы «Н. э.» (кн. 10,
гл. 6—10) рисуют этич. идеал Аристотеля,
который он видит в «cозерцат. жизни»
(, vita contemplative), или деятельности (см.
Энергия) ума (нуса) по осуществлению
своей арете, т. е. занятиях философией.
Греч. комм.к «Н. э.»— Гелиодора из Прусы,
Михаила Эфесского, Евстратия и Анонима
изданы в серии CAG (соответственно
?.XVIII; ?.XIX 2; ?.XX; ?.XXII 2, 3).
Издания:
?. Susemini, 1887; I. Bywater, 1894, 1957; J. Burnet, 1900. Важнейшие
комм.: J. A. Stewart, v. 1—2, 1892; K. A. Gauthier et J. I. Jolif, t.
1—2, 1958—59; Fr. Dirlrneier, 19692 (библ.). Рус.
пер. Э. Л. Радлова (1908).
Eriksen T.
В., Bios theoretikos. Notes on Aristotle's Ethica Nicomachea X, 6—8,
Oslo — Bergen — Tromsо, 1976.
А. В. Лебедев.
Философский
энциклопедический словарь. — М.:
Советская энциклопедия. Гл. редакция:
Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв,
В. Г. Панов. 1983.
«НИКОМАХОВА
ЭТИКА»
главное
этическое соч. Аристотеля в 10 книгах
(кроме «Никомаховой этики», известны
еще «Эвдемова этика» и «Большая этика»).
Предполагают, что «Никомахова этика»
была опубликована уже после смерти Аристотеля
его сыном Никомахом (Nicomachus). Рус. пер. –
«Этика», СПБ., 1908.
Философский
энциклопедический словарь. 2010.
Никомахова
Этика
- сочинение
Аристотеля (время написания не
установлено). Название “Н.Э.” восходит
к имени человека, которому данный
труд посвятил автор. Перу Аристотеля
приписывают три книги, исполненные
в форме трактатов о нравственности:
“Н.Э.”, “Евдемова этика” и “Большая
этика” (“Большая мораль”). Но, в отличие
от двух последних, ринадлежность “Н.Э.”
Аристотелю полагается неоспоримым. “Н.Э.”
включает в себя десять книг, касающихся
самых различных проблем. В первой книге
Аристотель определяет область, метод
и предмет своего исследования: поскольку
человек по своей природе является общественным
животным, постольку ведущей дисциплиной,
изучающей его поведение, должна выступать
политика. К этой сфере Аристотель относил
и мораль. Полагая, что предмет науки о
морали весьма переменчив, Аристотель
констатировал, что философ способен разработать
правильные оценки, только отталкиваясь
от моральных взглядов, господствующих
в наличное время. Такие оценки, по мысли
Аристотеля, предполагают определенный
уровень образования, а главное – достаточный
жизненный опыт. Согласно Аристотелю,
любое действие и предпочтение человека
имеет целью некое Благо. Так же никем
не отрицается, что среди множества благ
наилучшим является то, которое делает
жизнь человека удачной, успешной и счастливой.
Сложность автор “Н.Э.” усматривает в
том, что человеческое счастье определяют
по-разному: как наслаждение, богатство,
почет, здоровье, знание и т.д. Любое из
этих определений лишь уточняет, что представляет
собой счастье при разных обстоятельствах
и для разных людей. Человек не может обрести
высшее благо ни в удовольствии, ни в богатстве,
ни в почете, поскольку счастье в этом
случае будет зависеть от других, т.е. от
политики. По мысли же самого Аристотеля,
счастье заключается в созерцательной
жизни. Первая книга “Н.Э.” завершается
рассмотрением платоновской идеи Блага
как общего понятия. Можно предположить,
согласно автору, что Благо является целью
нашей практической жизни. При этом значимым
для Аристотеля оказывается то, что учение
об Идеях создали друзья. Но истина дороже
дружбы. Аристотель считает, что Благо
не менее многообразно, чем бытие. Благо
принимает разные формы в зависимости
от обстоятельств: благо по отношению
ко времени – это благоприятный случай;
благо по отношению к количеству – это
верная мера и т.д. Поэтому Благо в противоположность
гипотезе Платона, согласно “Н.Э.”, не
может быть Идеей, доминирующей при анализе
человеческой деятельности. Аристотель
предлагает ввести понятие “энергия”.
Коль Благо многообразно и не может быть
объектом научного изучения, коль всякое
благо является целью, то главной желанной
целью человека можно считать стремление
к чему-то лучшему. Поступки и цели человека
координированы и подчинены некоему “последнему
благу”, относительно которого существует
универсальное согласие, что это и есть
счастье. Счастье, по мнению Аристотеля,
может осмысливаться следующим образом:
1) Если трактовать счастье лишь как непрестанную
погоню за наслаждениями, то жизнь, растраченную
таким образом, можно уподобить лишь жизни
животных. 2) Трактовка счастья как обретения
почестей или достижения успеха также
не является достаточным для его понимания:
успех – это нечто внешнее, зависящее
от окружения человека, от тех, кто его
признает либо не признает. 3) Если же счастье
сводится к умножению богатства, то это
означает жизнь вопреки природе: богатство,
по Аристотелю, только средство для чего-то
иного, не имеющее смысла как самодостаточная
цель. Человек обретает свое счастье в
исполнении своего человеческого ремесла.
Счастье – это энергия, движение, действие,
сила осуществления, “деятельность души
по осуществлению добродетели”, выполняемые
в жизни до конца и в согласии с разумом
(Логосом). Совершенство, по Аристотелю,
– это практическое осуществление человеком
своего предназначения в жизни, отмеряющей
на его долю удачи и неудачи. Это способ
самоутверждения перед лицом внешних
обстоятельств. Во второй книге “Н.Э.”
дается определение понятия “добродетель”.
Добродетель у Аристотеля – это внутреннее
нравственное совершенство, вошедшее
в привычку. Ее кульминация проявляется
в деятельности высшей части иррациональной
души, полной желаний, но сдерживаемой
разумом. Это совершенство разумного желания,
т.е. добродетель проявляется в нашей способности
приспосабливаться к различным ситуациям:
“в сфере действия и пользы нет ничего
постоянного”. Добродетель есть добровольный
выбор на основе правильного суждения
того образа действий, который зависит
от нас, – отмечает Аристотель в третьей
книге “Н.Э.”. А это означает, что добродетель
проистекает из практической мудрости,
которую благоразумный человек делает
нормой жизни. Хотя целью добродетели
должно полагать, по мысли Аристотеля,
достижение “золотой середины”, но она
и сама по себе – верх совершенства. Так,
мужество есть “золотая середина” между
трусостью и отчаянностью. Умеренность
же суть “середина” в наслаждениях. Человек,
по Аристотелю, должен стремиться всегда
придерживаться “золотой середины”.
В пятой книге “Н.Э.” анализируются “частные
добродетели”: щедрость, великолепие,
благородство, честолюбие, мягкость, приветливость,
правдивость, умеренность в играх, скромность.
Например, щедрость, т.е. добродетель в
денежных вопросах, должна быть “серединой
между расточительностью и скупостью”.
Великолепие, добродетель власть имущих,
есть чувство меры в расходах, середина
между скудостью и вульгарной пышностью.
Благородство находится посредине между
тщеславием и малодушием. Благородный
человек занимает среднюю позицию между
честью и бесчестьем. В книге пятой “Н.Э.”
анализируется добродетель справедливости
в ее различных проявлениях. Аристотель
различает две формы справедливости и
несправедливости: 1) Справедливость всеобщая,
или установленная законом: безусловная
добродетель в наших отношениях с другими
и состоящая в полном исполнении закона,
если сам закон установлен правильно.
Это политическая форма данной добродетели.
2) Справедливость частная, касающаяся
раздела или обмена имуществом и почестями
между членами общины. Это распределительная
справедливость, которая устанавливает
пропорциональное равенство между членами
общины в зависимости от ценности каждого
из них. Благодаря этой справедливости
устраняется неравенство, возникающее
при частных сделках. Она основана на принципе
арифметического равенства людей. Ценность
людей определяет пропорции при распределении.
Справедливый обмен имущества становится
возможным благодаря денежной оценке
его рыночной стоимости. Справедливость,
по Аристотелю, в любой своей форме также
является серединой, а несправедливость
– излишеством или нехваткой. В строгом
смысле, “справедливость может существовать
лишь между теми людьми, чьи взаимоотношения
регулируются законом”. Аристотель отвергает
софистическое противопоставление “политической
справедливости” и “естественной справедливости”.
Установить политическую справедливость
сложнее всего, поскольку она призвана
исправлять в особых случаях неизбежные
издержки уравнительности законов. Шестая
книга “Н.Э.” посвящена интеллектуальным
добродетелям. Как поясняет Аристотель,
речь идет о совершенно особой сфере. Но
основной принцип остается все тем же:
“Следует избирать середину, избегая
излишеств и недостатков. Середина соответствует
правильному порядку”. Сущность интеллектуальной
добродетели – в правильном сочетании
желания и разума, рациональной и иррациональной
частей души. Интеллектуальная часть души
– объект приложения истины. Аристотель
перечисляет интеллектуальные добродетели:
это наука, изучение искусства, изучение
благоразумия, изучение созерцательного
разума, теоретическая мудрость (т.е. мудрость
в себе и для себя, не применяемая в практической
деятельности). И наконец, Аристотель переходит
к благоразумию и искусству политики.
Аристотель представляет благоразумие
как интуицию, или как способность воспринимать
нетрадиционные ситуации. После этого
он размышляет о второстепенных добродетелях:
здравом смысле, сообразительности и рассудительности.
Аристотель анализирует связи между мудростью
теоретической и практической: “сегодня
все при определении добродетели, указав
на ее свойства и объекты, к которым она
приложима, добавляют, что она должна соответствовать
правильному порядку, а правильный порядок
должен быть благоразумным”. В книге седьмой
“Н.Э.” рассматриваются отрицательные
стороны человеческого характера: порочность,
жестокость, неумение владеть собой, несдержанность.
Последний порок связан с забвением под
влиянием страсти одной из посылок практического
силлогизма: невыдержанный человек в общем-то
знает, в чем состоит благо, но не пользуется
этим знанием в конкретных случаях. Этим
он и отличается от человека благоразумного.
В “Н.Э.” Аристотель различает наслаждение
и жизнь, проводимую в удовольствии. Его
теория наслаждения содержится в седьмой
и десятой книгах. Аристотель не согласен
с теми, кто осуждает наслаждение. Само
по себе наслаждение – это ни хорошо, ни
плохо. По сути дела часто это даже не состояние,
а деятельность, энергия и ее цель. Приятная
деятельность есть цель всякой жизни.
Поэтому ничто не мешает высшему благу
одновременно доставлять и наслаждение.
Что касается божественного наслаждения,
являющегося чистым действием, то оно
длится вечно. Аристотель подтверждает,
что наслаждение – это “энергия”, а не
генезис: некоторые формы энергии осуществляются
в движении. Целостное, неделимое и законченное
сразу по своем появлении, “наслаждение
есть завершение действия”: оно суть осознание
совершенства. Книги восьмая и девятая
“Н.Э.” посвящены дружбе. Эта добродетель
– одно из самых необходимых условий жизни.
Ведь никто бы не захотел жить без друзей,
даже имея все остальные блага. Дружба
может быть основана на удовольствии,
пользе или благе. Лишь в последнем случае
она желанна сама по себе. Как и всякая
добродетель, дружба есть устойчивое отношение,
которое реализуется в совместной жизни
и достигает высшего развития у друзей,
обладающих одинаковыми моральными качествами.
Бог слишком отличается от человека, чтобы
между ними могла существовать дружба.
Какова основа дружбы? Ее можно обнаружить
в любви к самому себе, в высшей степени
положительной форме эгоизма, состоящей
в любви и развитии всего лучшего в себе.
Хороший человек должен быть в глубине
души эгоистом, поскольку обязан любить
прежде всего самого себя. И если бы все
граждане, стремящиеся к добродетели,
любили себя, то общество и полис получили
бы от этого огромную пользу. Благосклонность,
для которой не нужна совместная жизнь,
есть не что иное, как “ленивая дружба”
и согласие, политическая форма дружбы.
Быть благосклонным к другому – значит
проявлять к нему дружеские чувства. Благодетель
любит того, кому сделал добро, как художник
любит свое произведение. Это свидетельство
его энергии, его образа жизни в мире, его
практической самореализации. Поэтому
счастливый человек должен иметь друзей.
Они позволяют ему существовать, в том
смысле, что через совершенные им благодеяния
он самореализуется. Даже мудрецу не обойтись
без единомышленников. В дружбе меж мудрецами,
самом совершенном виде дружбы, каждый
из них вносит свой вклад в общую радость
практической жизни. Только живя с друзьями,
можно глубже ощутить радости собственного
бытия. Это чувство, согласно мысли Аристотеля,
доступно лишь человеку и недоступно Богу.
Книга десятая “Н.Э.” посвящена счастью.
Счастье у Аристотеля – это по преимуществу
созерцание, действие “самой божественной
части в нас самих”. Счастье – не только
абстрактное понятие: оно все же требует
наличия внешних благоприятных условий,
например, совместной жизни друзей. На
более низкой, чем созерцание, ступени
счастье может состоять также в общении
с себе подобными. Поэтому этика – это
еще и способ осмысления “политических”
отношений. Для того чтобы хорошо жить
в обществе, следует воспитать в своем
характере любовь к прекрасному. Это воспитание
– дело политическое; правильные законы
должны обеспечить здоровое воспитание
и развить в человеке привычку и желание
действовать добродетельно. Для сочинения
таких законов опыт следует соединить
с критическим суждением. Вся мораль Аристотеля
определяется логикой ситуации, существующей
в данный конкретный момент времени. Благоразумие
позволяет справляться с наличными ситуациями
лишь по мере их возникновения, а не заранее.
Не существует Блага как такового, есть
лишь конкретное благо. Человек должен
“стремиться обессмертить себя в максимально
возможной степени”. Таким образом, Аристотелем
постулируется стремление к идеалу: он
предполагает, что человек по природе
своей не бессмертен, и бессмертие для
него – не что иное, как идеал, постепенное
и целенаправленное уподобление божественному
образу, остающемуся недосягаемым. Моральная
теория “золотой середины”, сформулированная
Аристотелем в “Н.Э.”, широко использовалась
в дальнейшем многими философами, в первую
очередь Фомой Аквинским.