Неналоговые поступления в бюджет и их роль

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:57, доклад

Описание работы

Неналоговые доходы - это основные платежи, имеющие частноправовую природу: доходы от использования, продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, от оказания платных услуг органами государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений и др. К неналоговым относятся также штрафы, конфискации, компенсации, иные принудительные изъятия в результате применения мер гражданско-правовой, уголовной и административной ответственности (п.4 ст.41)

Работа содержит 1 файл

НИКОЛАЕВА1.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И  РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

«НЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В БЮДЖЕТ И ИХ РОЛЬ»

 

 

 

 

 

Подготовила: Николаева  В.В.

Группа ЭУП-101

Проверила: Лебедева Ю.Н.

 

 

 

Волгоград, 2011

Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1998. N 31. Ст. 3823.

Неналоговые доходы - это основные платежи, имеющие частноправовую природу: доходы от использования, продажи  или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, от оказания платных услуг органами государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений и др. К неналоговым относятся также штрафы, конфискации, компенсации, иные принудительные изъятия в результате применения мер гражданско-правовой, уголовной и административной ответственности (п.4 ст.41)

Бюджетный кодекс Российской Федерации выделяет довольно

многочисленную  группу доходов бюджетов, которую  именует неналоговыми

доходами.

В эту  группу включаются довольно разнородные  платежи, получение

которых бюджетом имеет самые различные  основания. Поэтому дать

обобщающее  определение данной группе доходов  бюджетов весьма

затруднительно. Все их объединяет, пожалуй, лишь одно – все они не

являются  налогами.

 

Виды неналоговых доходов

 

Неналоговые доходы имеют довольно много разновидностей.

Бюджетный кодекс Российской Федерации выделяет основные из них.

1. Доходы  от использования имущества, находящегося  в

собственности субъекта Российской Федерации

В рассматриваемой  группе доходов субъектов Российской Федерации

учитываются:

а) средства, получаемые в виде арендной или иной платы за сдачу во

временное владение и пользование имущества, находящегося в

собственности субъектов Российской Федерации;

б) средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных

средств на счетах в банках и кредитных  организациях;

в) средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в

собственности субъекта Российской Федерации, под  залог, в доверительное

управление;

г) плата  за пользование бюджетными средствами, предоставленными

другим  бюджетам или юридическим лицам  на возвратной и платной основах;

д) доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных

(складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или

дивидендов  по акциям, принадлежащим субъектам  Российской Федерации;

е) часть  прибыли государственных унитарных  предприятий,

принадлежащих субъектам Российской Федерации, остающаяся после

уплаты  налогов и иных обязательных платежей.

В связи  с этим отметим, что в соответствии с Гражданским кодексом

Российской  Федерации, собственник (в данном случае, субъект Российской

Федерации) имеет право на получение части  прибыли от использования

имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия.

ж) другие предусмотренные законодательством  Российской Федерации

доходы  от имущества, находящегося в собственности  субъектов Российской

Федерации.

2. Доходы  от продажи имущества, находящегося  в собственности

субъекта  Российской Федерации

Средства, получаемые от продажи имущества, находящегося в

собственности субъектов Российской Федерации, подлежат зачислению в

бюджет  указанного субъекта Российской Федерации  в полном объеме.

Доходы, полученные субъектом Российской Федерации  от реализации

имущества, находящегося в собственности данного  субъекта, относятся к

числу постоянных (закрепленных) доходов  бюджета субъекта Российской

Федерации.

Порядок перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации

средств, получаемых в процессе приватизации имущества, находящегося в

собственности субъектов  Российской Федерации, а также размеры  затрат на

организацию приватизации определяются законодательством Российской

Федерации о приватизации.

 

3. доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации;

4. части прибыли  унитарных предприятий, созданных  субъектами Российской Федерации,  остающейся после уплаты налогов  и иных обязательных платежей  в бюджет, - в размерах, определяемых  в порядке, установленном законами  субъектов Российской Федерации;

5. платы за негативное  воздействие на окружающую среду  - по нормативу 40 процентов;

6. платы за использование  лесов в части, превышающей  минимальный размер арендной  платы и минимальный размер  платы по договору купли-продажи  лесных насаждений, а также платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, - по нормативу 100 процентов;

7. декларационного  платежа - по нормативу 100 процентов;

8. доходов от  передачи в аренду земельных  участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 20 процентов;

9. доходов от  продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, - по нормативу 20 процентов;

10. доходов от  продажи земельных участков, которые  находятся в федеральной собственности  и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, передачи в аренду таких земельных участков, продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков - по нормативу не более 50 процентов;

11. доходов от  продажи объектов недвижимого  имущества одновременно с занятыми  такими объектами недвижимого  имущества земельными участками,  которые находятся в федеральной  собственности и осуществление  полномочий Российской Федерации  по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не более 50 процентов; 

 

12. платы  за пользование водными объектами,  находящимися в собственности  субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

13. разовых платежей  за пользование недрами при  наступлении определенных событий,  оговоренных в лицензии (бонусы), по участкам недр, содержащих  месторождения природных алмазов, - по нормативу 100 процентов.

Роль неналоговых  поступлений и факторы их формирования.

Какова же роль этих доходов на сегодняшний день? Объем неналоговых  доходов, предусмотренных в проекте  доходной части федерального бюджета  на 2010 г., оценивается в общей сумме 219,2 млрд руб., или с ростом против ожидаемой оценки за 2010 г. на 66,8 млрд руб. Доля неналоговых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета (без учета поступлений единого социального налога) составит 9,5 процента. Существенный, по сравнению с ожидаемой оценкой поступлений на 2009 г., объем проектируемых неналоговых доходов на 2010г. связан с изменением их структуры и зачислением начиная с 2010 г. новых доходных источников, к числу которых относятся: доходы от предоставления услуг на договорной основе подразделениями вневедомственной охраны МВД России и подразделениями Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации соответственно в суммах 38,58 млрд руб. и 0,28 млрд руб., а также разовые платежи за пользование недрами по результатам проведения аукционов и конкурсов на предоставление права пользования участками недр в размере 24,4 млрд руб.

Доходы от имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности, или от деятельности государственных  и муниципальных организаций  прогнозируются в сумме 165,0 млрд руб., что составляет 75,5% от общей суммы  неналоговых доходов федерального бюджета.

Основные поступления  указанных доходов формируются  за счет дивидендов по акциям, находящимся  в собственности Российской Федерации (7,5% общей суммы), доходов от сдачи  в аренду имущества, находящегося в  государственной и муниципальной  собственности (5,3%), доходов от оказания услуг или компенсации затрат государства (37,5%), платежей от государственных и муниципальных организаций (11,2%), перечисление прибыли Центрального банка Российской Федерации (19,3%).

В настоящее время  около 50% арендной платы, поступающей в федеральный бюджет, обеспечивается поступлениями от сдачи в аренду федерального имущества в г. Москве.

В период 2009 - 2010 гг. работа по определению арендных ставок на рыночной основе будет продолжена, что, по оценкам Минимущества России, обеспечит существенное повышение доходов бюджета. Также увеличение поступлений арендных платежей будет обеспечено за счет проведения следующих мероприятий - сдачи в аренду дополнительных площадей, выявленных в ходе инвентаризации объектов федеральной недвижимости; усиления контроля за состоянием и использованием федерального недвижимого имущества, проведения проверок законности размещения и использования федеральной недвижимости, осуществляемых как силами Минимущества России, так и с привлечением других контрольных органов; погашения задолженности по арендным платежам.

Пример из неофициального источника

Российская  газета. 2002. N 65.

 

Общая сумма  доходов от оказания услуг или  компенсации затрат государства  прогнозируется в размере 62,0 млрд руб.

В составе доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций предусмотрены доходы, получаемые в виде процентов от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств бюджета и от предоставления бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) внутри страны в суммах соответственно 0,43 млрд руб. и 0,12 млрд руб., а также подлежащая внесению в федеральный бюджет прибыль Центрального банка Российской Федерации по результатам его деятельности за 2003 г. в сумме 32 млрд руб.

В составе прочих неналоговых доходов предусматриваются  доходы от реализации на экспорт высокообогащенного урана и природного сырьевого  компонента низкообогащенного урана  в сумме 4,9 млрд руб.

В составе неналоговых доходов федерального бюджета на 2004 г. учтены поступления платежей при пользовании недрами, не связанными с добычей полезных ископаемых: разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, плата за геологическую информацию о недрах, регулярные платежи за пользование недрами, включающие плату за оценку месторождений, поисковые и оценочные работы, за пользование недрами континентального шельфа Российской Федерации и другие - в размере 582,9 млн руб., в том числе 193,6 млн руб. платежей при пользовании недрами при выполнении соглашений о разделе продукции, а также разовые платежи за пользование недрами по результатам проведения аукционов и конкурсов на предоставление права пользования участками недр в размере 24,4 млрд руб.

В прогнозируемых доходах консолидированного бюджета  учтены разовые платежи за пользование  недрами по результатам проведения аукционов и конкурсов на предоставление права пользования участками  недр в размере 27,2 млрд руб., в том числе в доход федерального бюджета - 24,4 млрд руб. Поступление указанных сумм планируется во втором полугодии 2004 г.

В неналоговых  доходах федерального бюджета учтены поступления платы за пользование  водными биологическими ресурсами  по межправительственным соглашениям в сумме 1,5 млрд руб.

Расчет платы  за негативное воздействие на окружающую среду на 2004 г. учитывает следующее. В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О установлено, что Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", ранее признанное незаконным Решением Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2002 N ГКПИ 2002-178, сохраняет силу и предусматривает взимание платы за загрязнение окружающей природной среды как платежей неналогового характера. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О Нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" утверждены Нормативы платы. При расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду учтено увеличение Нормативов платы, утвержденных указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, в меру инфляции в 1,1 раза.

Прогнозируемое  поступление платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2004 г. составит в консолидированный бюджет в сумме 10,7 млрд руб., в том числе в федеральный бюджет 2,1 млрд руб.

Прогноз поступлений  таможенных сборов и прочих таможенных платежей в 2004 г. произведен с учетом введения с 1 января 2004 г. Таможенного кодекса Российской Федерации. Оценка суммы поступлений таможенных сборов и прочих таможенных платежей произведена исходя из складывающейся динамики и структуры их поступлений по ожидаемой оценке в предшествующие годы, а также с учетом прогнозируемых объемов экспортно-импортных операций в 2004 г. В неналоговых доходах от внешнеэкономической деятельности поступления таможенных сборов и прочих платежей учтены в сумме 37,1 млрд руб. На снижение суммы прогнозируемых поступлений таможенных сборов и прочих таможенных платежей повлияло увеличение ставок таможенных пошлин на автомобили, ввозимые физическими лицами, что повлекло за собой сокращение ввоза подержанных автомобилей, а, следовательно, уменьшение поступлений таможенных сборов с физических лиц. В составе таможенных сборов и платежей наибольшую долю занимают таможенные сборы с физических лиц - 22,7 млрд руб. (61,2%), таможенные сборы за таможенное оформление, хранение и сопровождение товаров - 11,7 млрд руб. (31,5%), штрафы за нарушение таможенного законодательства, пени и другие аналогичные платежи - 2,5 млрд руб. (6,7%).

Информация о работе Неналоговые поступления в бюджет и их роль