Недобросовестная конкуренция и как с ней бороться

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:27, контрольная работа

Описание работы

В данном курсовом проекте мы рассмотрим общие признаки и конкретные виды недобросовестной конкуренции, методы борьбы с ней и существующие в России законы, нормативно-правовые акты и органы государственной власти противодействующие недобросовестной конкуренции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава 1 Основные виды недобросовестной конкуренции ………………………..4
1.Конкуренция как центральное звено рыночного механизма………………..4

2.Понятие и основные виды недобросовестной конкуренции…………………10

3.Монополия и недобросовестная конкуренция…………………………………21

Глава 2. Борьба с недобросовестной конкуренцией……………………………...24

2.1 Методы противодействия недобросовестной конкуренции предприятиями……………………………………………………………………….24


2.2 Государственные законы и органы исполнительной власти РФ направленные на борьбу с недобросовестной конкуренцией…………………..28

Заключение…………………………………………………………………………....37

Список использованных источников……………………………………………...38

Работа содержит 1 файл

Мой курсовой.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

     В-четвёртых, при противоборстве субъектов рынка  усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.

 

      1.2 Понятие и основные виды недобросовестной конкуренции

 

     3Стокгольмская Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности при ООН от 14 июля 1967 г. (для РФ вступила в силу с 19 сентября 1968 г.) содержит весьма обширный перечень прав, относящихся к интеллектуальной деятельности в различных областях человеческой деятельности. Данное в Конвенции определение интеллектуальной собственности включает, в числе прочих, также "права, относящиеся к защите против недобросовестной конкуренции" (ст.2). Данная формулировка иногда толкуется таким образом, что "пресечение недобросовестной конкуренции" - это объект интеллектуальной собственности. В подтверждение подобного вывода обычно приводят ст.1 Парижской Конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. в ред. от 14 июля 1967 г. (для РФ действует с 19 сентября 1968 г.), где сказано буквально следующее: "Объектами охраны промышленной собственности являются патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции".

     Представляется, что приведенные нормы не дают основания для включения пресечения недобросовестной конкуренции в число объектов права интеллектуальной собственности. Прежде всего, с точки зрения теории права невозможно относить действие (совокупность действий) к объектам права собственности, в том числе интеллектуальной собственности. Кроме того, не следует забывать о том, что анализ зарубежного законодательства всегда сопряжен с определенными трудностями, в частности, лингвистическими и культурно-историческими, в связи с чем дословный перевод какого-либо нормативно-правового акта не всегда точно передает его истинный смысл. На наш взгляд, рассматриваемые международно-правовые нор-мы позволяют говорить о пресечении недобросовестной конкуренции как совокупности действий, направленных на защиту объектов интеллектуальной собственности. Сходные определения встречаются и в зарубежных источниках: так, например, в материалах Международного Бюро ВОИС указывается, что "Парижская Конвенция предусматривает пресечение недобросовестной конкуренции как один из способов защиты интеллектуальной собственности".

     Исторически сложилось так, что вопросы недобросовестной конкуренции регулировались в комплексе с охраной объектов промышленной собственности (напомним, что под последними понимаются те объекты интеллектуальной собственности, которые используются в хозяйственной деятельности с целью извлечения прибыли: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и т.д.). В зарубежных странах весьма распространенной является практика принятия нормативных актов, посвященных объектам промышленной собственности и вопросам недобросовестной конкуренции одновременно (например, Закон о товарных знаках и недобросовестной конкуренции, принятый в Канаде в 1952 г.). Однако, несмотря на такую взаимосвязь, недобросовестная конкуренция представляет собой самостоятельное социально-экономическое и правовое явление.

     Принято считать, что "правовой институт недобросовестной конкуренции входит в такую отрасль  законодательства, как "конкурентное право", известную законодательству многих стран и представляющую собой  комплекс норм различных отраслей права, регулирующих конкурентные отношения, причем последние могут возникать не только по поводу объектов интеллектуальной собственности, но и договорных обязательств, личных прав предпринимателей и др.

     Таким образом, пресечение недобросовестной конкуренции, бесспорно, не сводимо к объектам интеллектуальной собственности и должно рассматриваться как одно из правовых средств их защиты.

     Легальное определение недобросовестной конкуренции  на международно-правовом уровне дано в п.2 ст.10-bis Парижской Конвенции: "Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах". П.3 этой же статьи несколько конкретизирует приведенную норму: "В частности, подлежат запрету:

     - все действия, ведущие к тому, что потребитель может принять предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность данной фирмы за предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;

     - ложные заявления в ходе коммерческой  деятельности, дискредитирующие предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;

     - использование в ходе коммерческой  деятельности указаний или обозначений,  которые вводят потребителя в  заблуждение относительно природы,  способа изготовления, характеристик, пригодности для определенных целей или количества товаров.

     Еще 12 видов деятельности определяются как недобросовестная конкуренция  в комментарии к Типовому закону по товарным знакам, фирменным наименованиям  и актам недобросовестной конкуренции для развивающихся стран. Это следующие виды:

     1) подкуп покупателей конкурентов,  направленный на то, чтобы привлечь  их в качестве клиентов и  сохранить на будущее их признательность;

     2) выяснение производственных или  коммерческих тайн конкурента  путем шпионажа или подкупа его служащих;

     3) неправомочное использование или  раскрытие ноу-хау конкурента;

     4) побуждение служащих конкурента  к нарушению или разрыву их  контрактов с нанимателем;

     5) угроза конкурентам исками о  нарушении патентов или товарных  знаков, если это делается недобросовестно и с целью противодействия конкуренции в сфере торговли;

     6) бойкотирование торговли другой  фирмы для противодействия или  недопущения конкуренции;

     7) демпинг, т.е. продажа своих  товаров ниже себестоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее;

     8) создание впечатления, что потребителю  предоставляется возможность покупки  на необычайно выгодных условиях, когда на самом деле этого  нет;

     9) намеренное копирование товаров,  услуг, рекламы или других аспектов  коммерческой деятельности конкурента;

     10) поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами;

     11) выпуск рекламы, в которой проводится  сравнение с товарами или услугами  конкурентов;

     12) нарушение правовых положений,  не имеющих прямого отношения  к конкуренции, когда такое нарушение позволяет добиться неоправданного преимущества перед конкурентами.

     Рассмотрим  поподробнее некоторые из них.

  • Экономический шпионаж – существует также термин промышленный шпионаж, хоть эти два термина часто используют как синонимы, но между ними существует определенная разница, т.к. в принципе промышленный шпионаж является частью экономического. Экономический шпионаж сверх промышленного охватывает и такие сферы, как показатели валовой национальный продукт и т. д. и выходит за рамки данного курсовой работы.

     4Основными объектами внимания промышленного шпионажа являются патенты, чертежи, секреты производства, технологии, структура издержек. С развитием промышленного шпионажа промышленные монополии тщательно охраняют содержание патентов, результаты научно-технических исследований, проекты и эскизы любой своей продукции. В организационную структуру ТНК (транснациональные компании) входят т.н. технические центры основной задачей которых является разработка новых товаров, повышение качества уже существующей продукции, разработка новых технологий и т.д.

     В целях повышения прибыли ТНК  стремятся к установлению истинной ценности собственной продукции. Для  этого производится детальнейший анализ продукции конкурентов с целью  установления сравнительного качества своей продукции.

     Все промышленные монополии имеют засекреченные  лаборатории, где по всем параметрам сравнивают уровни технически решений, качество, производительность и надежность своей продукции с аналогичной  продукцией конкурентов. В этих лабораториях разбирают каждый узел и агрегат собственных машин и аналогичной продукции конкурентов, чтобы объективно сравнить их и выявить действительную ценность той или иной продукции. Учитываются все недостатки или преимущества своих и чужих товаров. Все лучшее у конкурентов перенимают и приспосабливают для своих машин, механизмов и конструкций, если при этом можно обойти патентное законодательство или если это выгодно фирме.

     Недостатки  своей продукции тщательно изучаются. Затем ищутся пути их устранения, если это оказывается выгодно. Но никогда информация о слабых сторонах своей продукции не выходит за пределы таких лабораторий и конечно никогда не доходит до обычных потребителей. Само существование таких лабораторий также не афишируется.

     Существуют  различные способы получения конфиденциальной информации о деятельности конкурентов, как законных, так и незаконных. Законными средствами считаются сбор и анализ информации из официально публикуемых источников, докладов, отчетов, изучений продукции конкурентов и т.д.

     Основными законными путями сбора информации о конкурентах являются: публикации конкурентов и отчеты о деятельности фирм; сведения, данные публично бывшими  служащими конкурентов; ежегодные  финансовые отчеты; обзоры рынков и  доклады инженеров-консультантов; выпускаемые конкурентами издания; анализ изделий конкурентов; отчеты зарубежных филиалов и др..

     Так как каждая ТНК знает о возможных  действиях, исследований против нее  со стороны конкурентов, то в официальных  публикациях и отчетах каждая ТНК старается дать минимальную информацию о своей деятельности и финансовом положении, о научно-исследовательских работах. В основном, любая крупная компания составляет несколько вариантов отчета.

     Отчет, отражающий истинное состояние дел, в считанных экземплярах представляется высшим руководителям ТНК , которые определяют политику и стратегию корпорации.

     Другой  вариант отчета, из которого исключена  наиболее важная и личная информация, структура производственных издержек, предоставляется руководителям  корпорации среднего уровня, некоторым управляющим зарубежными филиалами, некоторым лицам из среды основных акционеров.

     Возможен  и третий - популярный вариант отчета, в котором отсутствует практически  всякий смысл, но зато присутствуют отличные иллюстрации, отчет прекрасно издан и т.д. ; такой отчет предназначен для акционеров и широкой общественности.

     Но  конкурирующие фирмы, зная о возможных  способах сокрытия информации, осуществляют сбор конфиденциальной информации следующими путями:

     - различного рода вопросы, задаваемые специалистам конкурента

     - приглашение на работу специалистов  конкурента

     Также могут быть реализованы следующие  способы:

     - тайное наблюдение за интересующим  специалистом, отделом, лаборатории

     - использование профессиональных  шпионов для получения информации

     - подкуп сотрудников из основных  отделов конкурента

     - внедрение "нужных" лиц в  структуру фирмы-конкурента

     - подслушивание разговоров и т.д.

     - похищение чертежей, образцов, документов

     - шантаж и другие способы давления

     - получение информации от источников в государственных структурах

     - сбор информации через зарубежные  филиалы и через общих поставщиков

Информация о работе Недобросовестная конкуренция и как с ней бороться