Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 19:40, курсовая работа
В настоящее время ни одно строительство не обходится без земляных работ и машин выполняющих эти работы (кусторезы, бульдозеры, рыхлители, экскаваторы, скреперы и т. д.). Рост темпов, объёмов строительства, усложнения конструкции возводимых сооружений, только увеличил интерес и потребность в машинах для земляных работ.
На сегодняшний день их производством занимается немало компаний с мировыми именами. Некоторые из них используют свои собственные оригинальные разработки и создают конструктивные особенности этих машин, но в целом принципы их устройства и сферы применения являются одинаковыми.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………... 2
1 КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И РАБОТА
АВТОГРЕЙДЕРА ДЗ-143………………………………………………. 3
1.1 Назначение автогрейдера ДЗ-143…………………………………. 3
1.2 Состав автогрейдера ДЗ-143………………………………………. 4
1.3 Установка силовая автогрейдера ДЗ-143…………………………. 8
1.4 Кинематическая схема автогрейдера ДЗ-143…………………… 11
1.5 Рабочий цикл автогрейдера ДЗ-143………………………………. 12
2 ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
АВТОГРЕЙДЕРА ДЗ-143…………………………………………….. 13
2.1 Тяговый расчет……………………………………………………. 14
2.2 Расчет производительности автогрейдера………………………. 18
3 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОГРЕЙДЕРА ДЗ-143…………………………………………….. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………... 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………… 23
2 ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ АВТОГРЕЙДЕРА ДЗ-143
Основными технико-эксплуатационными показателями автогрейдера являются тяговомощностные показатели и показатели производительности, расчет которых мы и произведем в рамках данного курсового проекта.
Условия расчета:
Для разработки несвязной горной породы типа легкого суглинка, перемещения ее на расстояние l2=40 м и послойной укладки на участке l3=15 м для горизонтального участка, если, набор горной породы происходит на длине пути резания l1=10 м, когда пути резания, перемещения и укладки горной породы лежат на одной прямой, а условия работы позволяют применить скорости, соответствующие I передаче при резании, II – при транспортировании и укладке, и наибольшую скорость при возвращении.
Рисунок 2.1 - расчетная схема
2.1 Тяговый расчет [2,5,6]
Таблица 2.1 – коэффициенты f и φ
Вид опорной |
Шинноколесный движитель | |||
шины высокого |
шины низкого | |||
f |
φ |
f |
φ | |
Грунт: |
||||
рыхлый свежеотсыпанный |
0,2...0,3 |
0,3... 0,4 |
0,1...0,2 |
0,4...0,6 |
слежавшийся уплотненный |
0,1...0,2 |
0,4... 0,6 |
0,1...0,15 |
0,5...0,7 |
Талица 2.2- значения коэффициентов k (при α = 45…60°) и kn
Категория грунта |
k, кг/м2 |
Грунты |
kn |
I |
7000 |
связные |
0,025…0,032 |
II |
11000 |
несвязные |
0,06…0,07 |
III |
17000 |
-------- |
-------- |
Таблица 2.3 – величины необходимые для расчета
G, кH |
Рх, кВт |
ηх |
пд, б/мин. |
и |
λ, м |
δ | |||
135 |
95,6 |
0,73…0,76 |
1575…1800 |
0,98 |
Плотный грунт |
Рыхлый грунт |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
0,12 . . . 0,15 |
0,08 ... 0,1 |
Установлено, что при δ = 0,1 колесный движитель работает с максимальным КПД, при δ = 0,2 достигается максимальная тяговая мощность, при δ = 0,3 развивается наибольшая устойчивая сила тяги.
Движение машины возможно, если максимальное тяговое усилие Тmах (Н) будет не меньше суммарного сопротивления движению W(Н):
Тmах ≥ W.
Усилие Тmах ограничено двумя факторами - мощностью привода ходового устройства и условиями сцепления движителя с опорным основанием, с которыми оно связано зависимостями:
Тmах(Рх) = 1000 Рх ηх / v; Тmах(φ) = G φ
где Рх - суммарная мощность двигателей механизма передвижения
(табл. 1.2) (Вт);
ηх - общий
КПД механизма передвижения (табл. 2.3);
φ - коэффициент сцепления движителя с основанием (табл. 2.1).
v - скорость передвижения (м/с);
Для шинноколесных движителей v - теоретическая скорость (м/с):
v =
где rc - силовой радиус, м;
пд - номинальная частота вращения вала двигателя ходового механизма (об/мин);
и - передаточное число трансмиссии.
Силовой радиус определяется как радиус недеформированного колеса rо за вычетом наибольшей радиальной деформации шины (в центральной зоне контактной поверхности) λ (м):
rc = rо – λВ.
Приближенно при движении по плотному грунту λ = (0,12…0,15) В; по рыхлому грунту - λ = (0,08...0,1) В (В - ширина профиля шины).
Фактическую скорость передвижения шинноколесной машины определяют с учетом буксования по формуле (м/с):
vф = v (1 - δ),
где δ - коэффициент буксования.
Совместив необходимые формулы, рассчитываем vф:
Полученное чначение соответствует I передаче автогрейдера (табл. 2.6).
Имея необходимые показатели рассчитываем усилие (Тmах(Рх)) мощности привода ходового устройства и усилие (Тmах(φ)) сцепления движителя с опорным основанием;
Для дальнейших расчетов берем меньшее из полученных значений.
Сопротивление передвижению W (Н) складывается из сопротивлений на рабочем органе машины Wp (Н), передвижению (перекатыванию) движителей Wпep (H) по горизонтальному пути, повороту машины Wnoв (H), движению на уклоне местности Wу (Н), инерции при разгоне и торможении Wи (H) и ветрового давления WB (H):
W = Wp + Wпep + Wnoв ± Wу ± Wи + WB
Из этого набора сопротивлений
удерживаются только те сопротивления,
которые имеют место в
Сопротивление повороту колесных машин, (рыхлый грунт);
Wnoв = (0,25 . . . 0,5) Wпep
Сопротивление движению от уклона местности ;
Wу = ± тgsinα
где т - масса машины, кг;
g - ускорение свободного падения, g = 9,81 м/с2;
α - угол подъема пути машины, (+) на подъем, (-) под уклон.
Сопротивление сил инерции при разгоне и торможении:
Wи = ± m v / tр(т),
где v - скорость в конце разгона или начале торможения (м/с):
tр(т) - продолжительность разгона (торможения) (с).
Сопротивление ветрового давления:
WB = S qB
где S - площадь, воспринимающая давление ветра (м2);
qB =125 – 500 - распределенная ветровая нагрузка на 1 м2 (Па).
Сопротивления Wnoв, Wу, WB и Wи в данном тяговом расчете не учитываются, так как по условию участок горизонтальный, автогрейдер движется с равномерной скоростью, а разворот совершается после выполнения операций (резание, транспортировании, укладке), а сопротивление ветрового давления незначительно при данной скорости.
Сопротивление резанью:
где k – коэффициент сопротивления резанью (табл. 2.2);
В – ширина отвала (м);
h1 – глубина резания во время перемещения призмы грунта (м2).
где kn – коэффициент потерь грунта при перемещении (табл. 2.2)
Vпр – объем призмы волочения(м3).
Вычисляем объем призмы волочения;
Вычисляем глубину резания во время перемещения призмы грунта;
Вычислив необходимые величины находим сопротивление резанью;
Сопротивление перекатыванию:
Wпep ≈ fG,
где f- коэффициент сопротивления передвижению движителей (табл. 2.1);
G - вертикальная составляющая внешней нагрузки на движители (Н) (табл. 2.2).
Подставив значения необходимых усилий находим сопротивление перемещению W (H);
Проверяем соответствие условию Тmах ≥ W:
Условие соблюдено, тяговые характеристики автогрейдера подходят для работы в заданных условиях. Неудовлетворение указанному выше условию по тяговому усилию Тmах(Рх) означает недостаток мощности для движения машины с заданной скоростью v. Если то же условие не удовлетворяется по усилию Тmах(φ), то это означает, что машина не может двигаться из-за буксования движителей.
2.2 Расчет производительности автогрейдера [6]
Производительность является важнейшей выходной характеристикой машины. Ее определяют количеством продукции, произведенной машиной в единицу времени. Различают расчетную (теоретическая или конструктивная), техническую и эксплуатационную производительность. Под расчетной (теоретической, конструктивной) производительностью понимают производительность за 1 ч непрерывной работы при расчетных скоростях рабочих движений, расчетных нагрузках на рабочем органе и расчетных условиях работы. Теоретическую производительность рассчитывают на стадии разработки конструкторской документации на машину, используя для этого нормативные значения расчетных параметров и расчетных условий. Под технической производительностью понимают максимально возможную в данных производственных условиях производительность при непрерывной работе машины. Под эксплуатационной производительностью понимают фактическую производительность машины в данных производственных условиях с учетом ее простоев и неполного использования ее технологических возможностей.
Таблица 2.4 - средние значения коэффициента разрыхления kp
Категория породы по трудности разработки |
Разновидность горной породы |
kp |
I |
Песок, супесок, растительный грунт, торф |
1,05...1,12 |
II |
Легкий и лессовидный суглинок, влажный рыхлый лёсс, мягкий солончак, гравий мелкий и средний, песок, супесок и растительный грунт, смешанные со щебнем и галькой, насыпной слежавшийся грунт с примесью щебня или гальки |
1,12....1,20 |
III |
Жирная мягкая глина, тяжелый суглинок, гравий крупный, галька мелкая, щебень крупностью 15...40 мм, суглинок со щебнем пли галькой |
1,20...1,25 |
Таблица 2.5 - коэффициент призмы kпр
Грунты |
Значение kпр при отношении H/B | ||
0,15 |
0,3 |
0,45 | |
Связные |
0,75 |
0,78 |
0,85 |
Несвязные |
1,15 |
1,20 |
1,50 |
Таблица 2.6 – параметры автогрейдера ДЗ-143
Скорости движения, м/с |
Ширина отвала, мм |
Высота отвала, мм | ||||
uI |
uII |
uIII |
uIV |
umax |
В |
Н |
1,9 |
3,5 |
6,4 |
11,7 |
11,7 |
3740 |
620 |
Производительность определяем по формуле (м3/ч):
П = 3600Vпp × ky × kи /(tцkp),
где Vпp – объем грунта в разрыхленном состоянии (объем призмы волочения), находящийся перед отвалом в конце транспортирования, м3;
tц – продолжительность цикла, с;
ky – коэффициент уклона (kу=1, так как участок горизонтальный);
kи – коэффициент использования автогрейдера во времени(kи =0,85);
kp – коэффициент разрыхления грунта, т.е. отношение объема разрыхленного грунта к объему грунта такой же массы в естественно плотном состоянии ( kp =1,085 табл. 2.4).
Объем призмы волочения (м3):
V'пр = BH2/(2kпр),
где В и Н – ширина и высота отвала, м (табл.);
kпр – коэффициент призмы, установленный экспериментально и зависящий от свойств грунта и соотношения размеров отвала (табл.2.5 ).
kпр =,
V'пр =
Продолжительность цикла (с):
tц = l1/u1 + l2/u2 + l3/u3 + l4/u4 + nпtп + nоtо + nповtпов ,
где l1, l2, l3, l4 – длины пути резания, перемещения, укладки грунта и обратного хода, м;
l4= l1+ l2+ l3=10+40+15=65 м
u1=1,9, u2=u3=3,5, u4=uмах=11,7 – скорости движения на соответствующих участках пути, м/с (табл. 2.6);
tп – время на переключение передач (tп ≈2,5с);
tо – время опускания и подъема отвала (tо ≈ 4,5с);
tпов – время разворота автогрейдера на 180° (tпов ≈ 12,5с);
nп=3, nо=5, nпов=2 – соответственно количество переключений передач, подъемов и опусканий отвала и разворотов на 180°.
tц=≈81,5 с,
П = 3600Vпp × ky × kи /(tцkp)=34,6 м3/ч
3 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОГРЕЙДЕРА