Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 09:40, курсовая работа
Целью данной работы является изучение научного наследия Н. Д. Кондратьева, в частности его теории длинных волн или больших циклов конъюнктуры.
На основе выше поставленной цели были предопределены следующие задачи:
Задача теории цикличной динамики, методов ее моделирования и измерения.
Задача формирования и развития механизма больших циклов конъюнктуры во взаимодействии со среднесрочными и краткосрочными циклами.
Задача влияния циклов на жизнь человека.
ВВЕДЕНИЕ.
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОЕСИЕ.
Совокупный спрос и его структура.
Совокупное предложение
Макроэкономическое равновесие.
МОДЕЛИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОЕСИЯ.
Классическая модель макроэкономического равновесия
Кейнсианская модель макроэкономического равновесия
Модель "IS-LM”
ВКЛАД Д.К. КОНДРАТЬЕВА В ПОНИМАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ.
Понятие экономических циклов.
Большие циклы конъектуры.
Экономическое доказательство существование больших циклов.
Условия и события вызывающие большие волны экономической динамики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Курсовая работа
по экономической теории
На тему: «Научный вклад Н. Кондратьева в понимание экономической динамики»
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Введение
Целью данной работы является изучение научного наследия Н. Д. Кондратьева, в частности его теории длинных волн или больших циклов конъюнктуры.
На основе выше поставленной цели были предопределены следующие задачи:
Объектом исследования выступают циклические колебания развития экономики, которые характеризуются восстановлением, длинным подъемом, большим кризисом и т. д.
Предметом же исследования являются социально-экономические условия производства, государственное регулирование экономики на основе анти циклической экономической политики, влияние циклов на жизнь человека, на развитие образования и культуры.
Хотелось бы подчеркнуть, что многие из идей, выдвинутые Н. Д. Кондратьевым не утратили своей актуальности.
Основные положения, выдвинутые ученым в своих трудах, вызывали и вызывают вплоть до настоящего времени живой интерес. Многие из поднятых вопросов до сих пор остаются открытыми и широко дискутируются.
С уверенностью можно констатировать, что преобладающее большинство из них по-прежнему остаются в центре научных дискуссий.
Издавна замечено, что количество благ, которое покупатели запрашивают у продавцов для приобретения (назовем, его величина спроса), прямо зависит от уровня цены, по которой такая покупка возможна. Величина спроса — это количество товара конкретного вида (в натуральном измерении), которое покупатели готовы приобрести на протяжении того или иного периода времени (месяца, года) при определенном уровне цены этого товара. Зависимость величины покупок на товарном рынке от уровней цен экономисты назвали спросом. Спрос — сложившаяся в определенный период времени зависимость величины спроса на товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже. Спрос характеризует состояние рынка, а точнее одну из его важнейших составляющих — экономическую логику поведения покупателей. Реально эта логика проявляется в том, какой оказывается величина спроса (количество покупок) при том или ином уровне цены.
Изучая, как покупатели реагируют на изменения цен товаров, экономисты сформулировали закон спроса. Суть закона спроса состоит в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен — к ее увеличению (при прочих равных условиях).
Проявление закона спроса связано с рядом важных обстоятельств. Подавляющее большинство благ люди покупают, оценивая соотношение цена - полезность» по каждому конкретному благу. Если потребность человека в этом благе удовлетворена не полностью, то снижение цены ведет к росту оценки относительной желанности блага. А значит, ведет к росту спроса на него. Эта закономерность изменения желанности товара (блага) ведет к тому, что хотя снижение цены позволяет покупателю приобрести большее количество товара, но желанность каждой дополнительной единицы становится все меньше и меньше из-за постепенного насыщения потребности покупателей в этих товарах.
Какие еще факторы, кроме полезности товара и его цены, влияют на формирование спроса? Таких факторов пять: доходы покупателей; цены на дополняющие или заменяющие товары; ожидания относительно динамики цен в будущем; численность и возраст покупателей; привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей. Кроме того, на спрос могут влиять и некоторые другие факторы (сезонность, правительственная политика, равномерность распределения доходов, реклама и др.).
Уровень цен P
Объемы производства Q
Рис. 1. График средней нормы потребления как функции от дохода.
Источник: учебник ред. М.Н. Чепурина, Е. А. Киселевой, - Киров «АСА», 2007, - 388 с
Теперь перейдем непосредственно к понятию совокупного спроса. Можно сказать, что совокупный спрос (AD) - сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Из этого вытекает также следующее: совокупный спрос - модель, представляющая различные объёмы товаров и услуг (т.е. реальный объём производства), которые потребители могут и готовы приобрести при любом уровне цен.
Покупателями на рынке благ являются четыре макроэкономических субъекта: домохозяйства, фирмы, государство и заграница. Следовательно, необходимо определить объём спроса каждого из них.
Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На него приходится объём больше половины конечного совокупного спроса. Выделяют следующие факторы, определяющие спрос домохозяйств на рынке благ:
Два первых фактора объединяются в понятие «располагаемый доход». Два последних в коротком периоде являются экзогенными параметрами. В зависимости от того, какой фактор считать наиболее значительным, можно построить разные виды функции спроса домашних хозяйств на рынке благ, которая называется «функцией потребления».
Дж.М. Кейнс вывел четыре
правила совокупного
Отсюда следует, что расширение
производства потенциально содержит в
себе возможность возникновения
перепроизводства, так как уменьшение
средней нормы потребления
3) С ростом дохода предельная склонность к потреблению падает.
Таким образом, характер зависимости потребления от величины текущего дохода Кейнс выводит из «основного психологического закона», который он формулирует так: «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растёт доход». И эта функция имеет вид:
C = C0 + Cу y; C0> 0; 0 < Cу< 1, |
Формула(1)
где С0 - величина автономного (независимого от текущего дохода) потребления (при у = 0 автономное потребление осуществляется за счёт сокращения имущества), которое зависит от изменения процентной ставки и от инфляционных ожиданий, (численные значения С0 и у, как правило, однопорядковые величины); Cу - предельная склонность к потреблению.
Практическая проверка формулы(1) показала, что она хорошо аппроксимирует статистические данные о доходах и потреблении домашних хозяйств в коротком (2-4 года) периоде. Так, в России зависимость между потреблением и доходом в период между 1995 и 2000 гг. выражалась формулой С = 80.35 + 0.62у ( в млрд. руб.)
Ещё одно объяснение факту относительной стабильности средней нормы потребления в длительном периоде даётся в теории перманентного дохода Фридмена (1957г.) посредством введения понятия перманентного дохода ( уP), под которым понимается средневзвешенная величина из всех доходов, ожидаемых субъектом в будущих периодах. В целях упрощения возьмём только два периода с доходами у1 и у2. Тогда
уP = у1 + q ( у2 - у1 ) = qу2 + ( 1 - q ) у1; 0 <q< 1 |
Формула(2)
Где q - доля приращения дохода в будущем, присоединяемая к текущему доходу.
Если текущий доход растёт, то перманентный тоже растёт, но с меньшей скоростью. Параметр весов (q ) принимает большее значение тогда, когда доход устойчиво растёт, чем тогда, когда уровень дохода колеблется. При стабильном доходе, т.е. при у1 = у2 = у* , уP = у*.
В соответствии с гипотезой перманентного дохода
Сt = Сt(уP) = Cyq уt + Сy( 1 - q ) уt-1. |
Формула (3)
Отсюда легко объяснить, почему предельная склонность к потреблению в коротком периоде меньше, чем в длительном: при повышении дохода в текущем году на единицу потребление увеличится на Сyq единиц в текущем году и ещё на Сy(1 - q) единиц в следующем году.
Нужно заметить, что в концепции перманентного дохода имущество и доход не существуют сами по себе. Перманентный доход рассматривается как усреднённый доход от всех видов имущества, в том числе и от «человеческого капитала». С другой стороны, имущество есть не что иное, как источник дохода, и ценностную оценку этот источник получает через капитализацию дохода. Так, величина человеческого капитала есть приведённая к данному моменту посредством дисконтирования сумма всех ожидаемых доходов от труда.
Итак, посредством гипотез относительного и перманентного доходов делается попытка логически обосновать наблюдаемый факт постоянства средней нормы потребления в длительном периоде при её изменчивости в коротком периоде.
Тем не менее функция потребления, построенная в соответствии с гипотезой абсолютного дохода, сегодня считается чрезвычайно упрощенной. Один из современных вариантов подходов к построению функции потребления заключается в том, что различают три вида этой функции: краткосрочную, долгосрочную и функцию потребления с учётом разных доходов населения (подоходная функция).
Краткосрочное потребление вполне описывается кейнсианской функцией потребления: С = С0 + Су у. Долгосрочная функция потребления имеет вид С = Су у , т.е. средняя и предельные нормы потребления равны.
При построении всех рассмотренных до сих пор разновидностей функции потребления использовались две общие предпосылки:
1)доход домашних хозяйств является экзогенной величиной;
2)доля потребления в доходе определяется на основе привычек, традиций, психологических склонностей экономических субъектов.
Соответственно
Экономисты классической
школы и современные
Распределение дохода между текущим потреблением и сбережением осуществляется субъектом на основе учета, с одной стороны, степени предпочтения им текущего потребления будущему, с другой - сложившейся ставки процента. Рассмотрим бюджетные уравнения домашнего хозяйства в двух смежных периодах:
y1+b 0 (1+i)=C 1 +b1,и y2+b1 (1+i)=C 2 +b 2, |
Формула (4)
Где b t - реальная ценность облигаций, представляющих в данном случае все имущество субъекта на начало t-го периода; i-ставка процента. Определив из первого уравнения значение b1 и подставив его во второе, получим двухпериодное бюджетное уравнение субъекта:
С1+С2/(i+1)=y1+y2/(1+i)+b0 (1+i)-b2/(1+i). |
Формула(5)
В левой его части представлена
дисконтированная сумма потребления
за оба периода, а в правой - дисконтированная
сумма имеющихся для
Информация о работе Научный вклад Н. Кондратьева в понимание экономической динамики