Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:06, контрольная работа
Современная налоговая система России сложилась в основном на рубеже 1991—1992 годов, в период кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране — все это непосредственно повлияло на ее становление. Существующая российская налоговая система создавалась на базе опыта зарубежных стран. Благодаря этому она по общей структуре и принципам построения в основном соответствует общераспространенным в мировой экономике системам налогообложения.
Современная налоговая
система России сложилась в основном
на рубеже 1991—1992 годов, в период кардинальных
экономических преобразований и
перехода к рыночным отношениям. Отсутствие
опыта правового регулирования
реальных налоговых отношений, сжатые
сроки, отпущенные на разработку законодательства,
экономический и социальный кризис в стране
— все это непосредственно повлияло на
ее становление. Существующая российская
налоговая система создавалась на базе
опыта зарубежных стран. Благодаря этому
она по общей структуре и принципам построения
в основном соответствует общераспространенным
в мировой экономике системам налогообложения.
Однако основные элементы российской
налоговой системы не копировались полностью
с западных образцов, а формировались
с учетом национальной специфики.
Говоря об историческом аспекте развития
российской налоговой системы, необходимо
выделить Закон «Об основах налоговой
системы в Российской Федерации», принятый
Верховным Советом РСФСР 27 декабря 1991
года, который определил структуру и общий
механизм функционирования налоговой
системы, установил перечень налогов,
сборов и платежей, порядок их исчисления
и взимания, обозначил обязанности и ответственность
налоговых органов и налогоплательщиков.
Однако в процессе становления новой налоговой
системы законодателем не было сформулировано
ни одного налогово-правового принципа,
не был четко выработан налогово-терминологический
инструментарий и т. д., что в дальнейшем
негативно сказалось на становлении всей
финансовой системы России, а также на
развитии налоговой политики в стране.
Важно отметить тот факт,
что основу российской налоговой
модели 1992 года составили две пары налогов,
удельный вес которых в доходах государственного
бюджета стал подавляющим. Первая пара
налогов была привязана к доходу (прибыли),
получаемому юридическими и физическими
лицами в процессе их трудовой и предпринимательской
деятельности, а вторая — к выручке от
реализации продукции и услуг, т. е. обороту.
Несмотря на довольно большое количество
налогов и иных обязательных платежей,
наиболее весомую часть, около 4/5 всех
налоговых доходов консолидированного
бюджета, составляют налог на прибыль,
подоходный налог с физических лиц, а также
НДС и акцизы. В 1996 году по консолидированному
бюджету в общих налоговых поступлениях
доля налога на прибыль составила около
26%, косвенных налогов на товары и услуги
— 43% (в том числе НДС — 30%), подоходного
налога с физических лиц — около 10%. Между
тем доля имущественных налогов составила
около 8%, а платежей за пользование природными
ресурсами — только 4%. На местные и региональные
налоги приходится не более 5% совокупных
налоговых поступлений .
Следует отметить также, что в вопросах
распределения налогов между бюджетами
различных уровней и контроля за их установлением
по-прежнему ведущее место занимают интересы
федерального бюджета.
По словам И. Горского, наша налоговая
система по набору налогов отвечает мировым
стандартам. Налоги на имущество, доход
и потребление составляют костяк любой
податной системы. Других практика просто
не знает. В структуре налогов ведущее
место занимают налоги с предприятий при
незначительной доле личного подоходного
налога. Данное обстоятельство сложилось
исторически, и дальнейшие сдвиги возможны
только вместе с развитием отечественной
экономики и ее сегментов .
В данной курсовой работе рассматриваются
основные характерные черты налоговой
системы России (с учетом дополнений, введенных
Налоговым кодексом РФ), указываются ее
недостатки, а также описываются приоритетные
направления ее совершенствования.
Глава 1. Виды налогов, принципы классификации
1.1. Виды налогов, принципы их классификации
В понимании налогов важное значение имеют
два аспекта. Во-первых, налог – это объективная
экономическая категория, ее внутренняя
сущность (с объективной стороны); во-вторых,
существует конкретная видимая правовая
форма проявления внутренней сущности
налогового в процессе их использования
в реальной экономической жизни (с субъективной
стороны). Оба эти объекта тесно взаимосвязаны
и взаимообусловлены, представляя на практике
органическое единство, тем не менее их
следует различать между собой. Правильное
понимание объективной стороны особенно
важно при выработке налоговых концепций
Налоги как объективная
Возникновение налогов обычно связывается
с возникновением государства: становление
его институтов, возложений на государственный
аппарат общественно-политических функций
неизбежно потребовало формирования фондов
финансовых ресурсов и соответственно
инструментом, посредством которых такие
фонды могли бы быть сформированы. Таким
инструментом и стали налоги, главное
предназначение которых изначально заключалось
в формировании базы (фондов финансовых
ресурсов) для обеспечения функций государства
в интересах всего общества. С развитием
государства, расширением его функций
роль налогов повышалась, однако суть
их оставалась неизменной. Таким образом,
налог как экономическая категория выражает
денежные отношения между государством,
с одной стороны, и физическими и юридическими
лицами с другой стороны, возникающие
в процессе вторичного распределения
(перераспределения) вновь созданной стоимости
валового национального продукта и отчуждения
части ее стоимости в распоряжение государства
в обязательном порядке. Объективная сторона
налогов проявляется на практике в течение
всего периода существования налогов,
при каждом единичном акте их уплаты и
не зависит ни от того, на каком историческом
и экономическом этапе развития находится
государство, ни от того, какое государство
взимает налоги, ни от каких-либо других
факторов.
Субъективная сторона налогов (конкретные
их виды, уровень ставок, система льгот
и т.д.), напротив, предопределяется именно
внешней средой, в которой функционируют
налоги. Особенно важное значение здесь
имеют: уровень социально-экономического
развития страны, тип государственного
устройства, масштабность и круг задач,
стоящих перед обществом в данный момент
времени, наконец, традиции, оказывающих
существенное влияние на национальные
черты лица налоговой системы государства.
Субъективная сторона проявляется, таким
образом, в процессе их реального использования
(в виде подоходного налога, налога на
добавленную стоимость, акцизов и т.д.).
Установление налогов производится путем
принятия налогового законодательства,
определяющего понятие налогов, а также
сборов, приравненных к налоговым платежам.
Нормативное определение налога содержится
и в Налоговом кодексе Российской Федерации
(ч.1 ст.8):
«1. Под налогом понимается обязательный,
индивидуальный, безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и физических
лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований.
2. Под сбором понимается обязательный
взнос, взимаемый с организаций и физических
лиц, уплата которого является одни из
условий совершения в интересах плательщиков
сборов государственными органами, органами
местного самоуправления, иными уполномоченными
органами и должностными лицами юридически
значимых действий».
Налоговые отношения структурно входят
в систему финансовых отношений, но как
особый вид имеют отличительные признаки,
присущие именно налогам. Такими признаками,
помимо обязательности (принудительности)
налогов, являются их безвозмездность
и безэквивалентость.
В некоторых странах эти принципиальные
особенности налогов закрепляются в налоговом
законодательстве. Например, в Положении
о налогах и платежах, основном налоговом
законе ФРГ (1976 г.) содержится следующие
определения налогов: «Налоги – это денежные
платежи, которые не представляют собой
встречного исполнения обязательства
за какую-либо услугу и которые возлагаются
публично-правовым институтом для получения
доходов на тех, чьи фактические обязательства
соответствуют тому, чтобы закон мог возложить
на них обязанности исполнять обязательства».
Уплата налогов,
таким образом, является обязанностью
и не дает никаких оснований для
предъявления налогоплательщиком прав на встречное исполнение обязательств
со стороны государства. Не меняет сути
налоговых отношений и то обстоятельство,
что суммы уплаченные в бюджет в виде налогов,
в конечной форме возвращаются налогоплательщикам
в той или иной форме, хотя это и создает
видимость возмездности налогов. Даже
в тех случаях, когда налогоплательщики
получают денежные из бюджета, между обязанностью
платить налоги и правом на получение
бюджетных средств не существует закономерно
обусловленной взаимозависимости. О возмездности
налогов можно говорить как о явлении,
воспринимаемом общественным сознанием,
а не как о реально существующих экономических
отношениях.
Налоги как правило, не содержат такие
и целевого характера их использования:
основная их масса не предназначена для
финансирования конкретных расходов бюджета.
Исключения в российском законодательстве
составляют лишь те налоги, как налог на
воспроизводство минерально-сырьевой
базы и дорожный налог, играющие в общей
сумме бюджетных доходов незначительную
роль.
Налоговые системы обычно содержат большое
количество налогов. Налоговый кодекс
Российской Федерации содержит 28 различных
налогов и сборов.
Федеральные налоги и сборы:
1. налог на добавленную стоимость;
2. акцизы на отдельные виды товаров (услуг);
3. налог на прибыль (доход) от организаций;
4. налог на доходы с капитала;
5. подоходный налог с физических лиц;
6. взносы в государственные социальные
внебюджетные фонды;
7. государственная пошлина;
8. таможенные пошлины и таможенные сборы;
9. налог на воспроизводство минерально-сырьевой
базы;
10. налог на дополнительный доход от добычи
углеводородов;
11. сбор на право использования объектами
животного мира и водными биологическими
ресурсами;
12. лесной налог;
13. водный налог;
14. экологический налог;
15. федеральные лицензионные сборы.
Региональные налоги и сборы:
1. налог на имущество организаций;
2. налог на недвижимость;
3. дорожный налог;
4. транспортный налог;
5. налог с продаж;
6. налог на игорный бизнес;
7. региональные лицензионнные сборы.
Приведенный перечень дает четкое представление
о количестве и конкретных видах налогов
и сборов, а также их распределении между
уровнями бюджетной системы. На практике
для характеристики налоговой системы
и ее структурных показателей применяется
более широкая налоговая классификация,
основные принципы которой устанавливаются
в зависимости от:
• Объекта налогообложения – прямые и
косвенные;
• Уровня взимания (звена бюджетной системы)
– федеральные, региональные и местные;
• Субъекта уплаты - с физических и юридических
лиц;
• Целевого назначений – общие (без функциональной
привязки к расходам бюджета) и целевые;
• Источника уплаты – с доходов, прибыли
и выручки от реализации (продаж);
• Способа изъятия - у источника и с налоговой
декларации.
Приведенная классификация является основной,
наиболее часто используемой для оценки
налоговой системы, но она не является
исчерпывающей. При необходимости (в аналитических
и других целях) каждая налоговая группа
может быть детализирована по тем или
иным признакам. Например, в составе прямых
налогов выделяются подоходные, преимущественные,
ресурсные (рентные); в составе косвенных
– акцизы, которые, в свою очередь, подразделяются
на индивидуальные – для отдельных видов
и товарных групп, и универсальные и т.д.
Налоговая классификация позволяет выявить
роль каждого налога и каждой налоговой
группы и формировании доходов бюджета,
что особенно важно с точки зрения эффективности
и перспективности соответствующих налогов
и их групп. Она позволяет также определить
целевую направленность налоговой системы:
преобладание косвенных налогов обычно
свидетельствует о ее нацеленности на
решение преимущественно фискальных задач,
а также об уровне «цивилизованности»
налоговой системы, ее соответствие мировым
стандартам на основе сравнительного
анализа основных пропорций налоговой
системы.
Необходимость налоговой классификации
во многом связана с усложнением налоговых
систем, потребностью совершенствования
процесса управления налогообложением.
Поэтому классификация налогов, как особый
раздел налоговой науки, имеет сравнительно
маленькую историю, хотя основные классификационные
признаки известны с давних времен. Особое
внимание в налоговой классификации обычно
уделяется делению налогов на прямые и
косвенные.
Прямые налоги имеют в качестве объекта
налогообложения доход (прибыль) физических
и юридических лиц, имущество, природные
ресурсы и другие факторы, способствующие
получению доходов. Суммы прямых налогов
находятся в непосредственной зависимости:
при подоходном обложении – от финансовых
результатов экономической деятельности
хозяйствующих субъектов и личных доходов
физических лиц, при поимущественном и
ресурсном (рентном) обложении – от стоимости
имущества и объемов природных ресурсов
, используемых при получении доходов.
К прямым налогам относятся: налог на прибыль
(доход) организаций; налог на доходы от
капитала, подоходный налог с физических
лиц; налог на пользование недрами; налог
на воспроизводство минерально-сырьевой
базы; налог на дополнительный доход от
добычи углеводородов, лесной налог; водный
налог; транспортный налог; налог на имущество
организаций; налог на недвижимость; земельный
налог; налог на имущество физических
лиц; налог на наследование или дарение.
Несмотря на то, что в количественном отношении
они составляют половину перечня налоговой
системы и их гораздо больше, чем косвенных,
роль этих налогов в современной российской
практике налогообложения весьма скромная:
поступления только от одного налога на
добавленную стоимость гораздо выше, чем
от всех прямых налогов, вместе взятых.
Косвенные налоги взимаются с операцией
по реализации товаров и услуг, экспорту
и импорту товаров и тому подобных операций.
Суммы налогов определяются в виде надбавки
к цене товара (по акцизам) или в процентах:
к добавленной стоимости (по налогу с продаж).
В налоговой теории отношение к косвенным
налогам неоднозначно. Эти налоги считаются
крайне несправедливыми, поскольку они
через механизм цен в конечном счете перекладываются
на население, которое и является реальным
плательщиком косвенных налогов. В то
же время признается, что косвенные налоги
имеют ряд достоинств в качестве источника
бюджетных доходов. Они гораздо минее,
чем прямые налоги, зависят от циклических
колебаний конъюнктуры, поэтому являются
более надежным бюджетным источником.
Поэтому косвенные налоги широко применяются
в мировой практике, они содержатся в налоговой
системе каждой страны и играют в ней весьма
существенную роль.
1.2. Налоговые системы и принципы их построения
1.2.1. Понятие налоговой системы
В каждой стране существуют свои виды
налоговых систем, иногда существенно
отличающихся друг от друга. Свое особое
"национальное лицо" имеют налоговые
системы США, Японии, Франции, Германии,
Швеции, Великобритании. Во многом это
связано с традициями, накладывающими
отпечаток на количественные и качественные
характеристики, а также с конкретной
социально-экономической ситуацией и
соответственно с теми задачами, которые
решает налоговая система в тот или иной
период времени. Тем не менее налоговые
системы объединяют общие черты, характерные
для всех стран.
Налоговая система, в ее обобщенном понимании,
представляет собой совокупность налогов,
установленных законом; принципов, форм
и методов их установления, изменения
и отмены; системы мер, обеспечивающих
выполнение налогового законодательства.
Главными органично связанными элементами
налоговой системы являются система налогов
и налоговый механизм.
Система налогов - это совокупность налогов,
сборов, пошлин и других приравненных
к налогам платежей, взимаемых на территории
государства в тот или иной период времени.
Основными налогами, посредством которых
формируется преобладающая масса бюджетных
доходов, как в российской, так и в мировой
практике являются: налог на добавленную
стоимость, акцизы, налог на прибыль (доход)
юридических лиц, подоходный налог с физических
лиц; таможенные пошлины, платежи в социальные
фонду, налог с продаж.
Налоговый механизм - понятие более объемное,
чем система налогов, представляет собой
совокупность всех средств и методов организационно-правового
характера, направленных на выполнение
налогового законодательства. Посредством
налогового механизма реализуется налоговая
политика государства, формируются основные
количественные и качественные характеристики
налоговой системы, ее целевая направленность
на решение конкретных социально-экономических
задач.
Наиболее важную роль в налоговом механизме
имеет налоговое законодательство, а внутри
него - механизм налогообложения (уровни
налоговых ставок, система льгот, порядок
исчисления налогооблагаемой базы, состав
объектов налогообложения и другие элементы,
связанные с исчислением налогов).
Посредством изменения механизма налогообложения
(порядка исчисления того или иного налога)
можно придать налоговой системе качественно
новые черты, например, изменить ее структуру,
не меняя при этом количественного и видового
состава налогов. В самом простом случае
это достигается путем изменения ставок
наиболее значимых налогов. Но в мировой
практике обычно используется другой
способ: система налогов и уровни ставок
меняются, как правило, лишь в случаях
крайней необходимости, однако достаточно
часто пересматриваются системы льгот.
Последние и устанавливаются на относительно
короткий срок - на 2-3 года, по истечении
которых льготы перестают действовать
автоматически, но могут быть продлены.
Серьезная переориентация налоговой системы
достигается также при изменении налогооблагаемой
базы за счет состава налогоплательщиков,
объектов налогообложения и т.д.
1.2.2. Принципы построения налоговых систем
В современном мире налоговая система
любой страны выступает важнейшим звеном
не только финансовой системы государства,
неотъемлемой частью которой она является,
но и общей системы экономического регулирования.
Налоговые системы используются как действенный
инструмент реализации финансово-экономической
политики государства. С помощью налогов
регулируются социально-экономические
процессы, поощряется или, напротив, сдерживается
развитие тех или иных отраслей экономики
и видов деятельности в интересах структурной
перестройки экономики, поддерживаются
общие темпы социально-экономического
развития и уровень занятости населения.
Решение этих задач не происходит автоматически
путем введения системы налогов. Способность
налоговой системы в целом и каждого налога
в отдельности выполнять возложенные
на них функции зависит от принципов, на
которых она построена.
Принципы построения налоговых систем
в налоговой теории трактуются с разных
позиций. Общее признание получили пока
только фундаментальные (классические)
принципы налогообложения:
• принцип справедливости (равенства)
налогообложения;
• определенность и точность налогов
(размер налогов, сроки, способ и порядок
исчисления должны быть точно определены
и понятны налогоплательщику);
• удобство сроков и способов уплаты;
• экономичность (эффективность) налогов,
т.е. расходы по сбору и обслуживанию налогов
должны быть как можно меньше относительно
сумм, поступающих в доход государства
в виде того или иного налога.
Общепризнанно, что при всей важности
каждого из этих принципов главным из
них является принцип справедливости,
однако понимается он по-разному. Проблема
здесь заключается в том, что справедливость
- категория прежде всего социальная, нравственно-этическая;
в экономике же она является "чужеродным"
элементом, понятием весьма относительным,
субъективным по своей сути и поэтому
далеко неоднозначным. Различные понятия
о справедливости вызывают различные
понятия экономической и налоговой справедливости.
В настоящее время в мировой налоговой
теории имеются две основные точки зрения
на справедливость налогов; остальные
мнения обычно приближаются либо к той,
либо к другой позиции. Первая состоит
в том, что налоги должны строиться на
основе вертикального и горизонтального
равенства, т.е. должны быть равными для
всех налогоплательщиков независимо от
объема их доходов, условий их получения
и каких-либо других факторов. Уровень
налоговых ставок должен быть при этом
минимальным (низким, насколько это возможно),
льготы также должны быть сведены к минимуму,
а в идеале - их не должно быть совсем.
В соответствии с другой позицией, напротив,
считается, что номинальный уровень налоговых
ставок не имеет принципиального значения
(он может быть весьма высоким). Налоги
же должны содержать разветвленную сеть
льгот и дифференциацию налоговых ставок
в зависимости от уровня дохода. В данном
случае провозглашаются принципы горизонтальной
и вертикальной справедливости, соблюдение
которых достигается путем выравнивания
доходов налогоплательщиков.
В соответствии
с этими двумя позициями
Во втором случае принцип справедливости
понимается как сочетание двух принципов:
• принципа вертикальной справедливости,
в соответствии с которым субъекты, находящиеся
в различных условиях, должны трактоваться
налоговыми законами по-разному;
• принципа горизонтальной справедливости
- субъекты, находящиеся в одинаковых условиях,
должны трактоваться налоговыми законами
одинаково.
Реализация этого принципа достигается
путем прогрессивного налогообложения,
при котором налоговые ставки увеличиваются
в зависимости от роста уровня облагаемого
дохода налогоплательщика.
Та и другая позиция в налоговой теории
обосновываются достаточно аргументирование,
поэтому каждая из них имеет право на существование.
Если же обратиться к практике развитых
стран, то налоговые системы строятся
большей частью на принципах вертикальной
и горизонтальной справедливости. Дифференциация
ставок основных налогов - явление широко
распространенное: как в прямой форме
- в виде прогрессивных налоговых ставок
в зависимости от уровня доходов (как,
например, взимаются основные подоходные
налоги в США),
ак и в скрытой - преимущественно
через систему льгот, иногда в
прямой и скрытой форме одновременно.
Наряду с общими (классическими) принципами
построения налоговых систем в налоговой
теории разработан ряд специальных (частных)
принципов. В их числе: стабильность налогового
законодательства; однократность взимания
налогов; предъявление равных финансовых
требований к налогоплательщикам независимо
от организационно-правовых форм хозяйствования
и видов собственности; оптимальный уровень
налоговых ставок; обоснованность системы
налоговых льгот; оптимальное сочетание
налоговых функций (прямых и косвенных
налогов в доходах бюджета) и др. Каждый
из этих принципов (в литературе встречаются
другие их формулировки) относится к тому
или иному элементу налоговой системы,
поэтому их перечень можно многократно
расширить. В совокупности же они составляют
принцип эффективности и оптимальности
налоговой системы (см. раздел 4 данной
главы курсовой работы).
Для российской налоговой системы, как
и для других налоговых систем, функционирующих
в странах федеративного типа государственного
устройства, в особом ряду находится принцип
единства налоговой системы, в соответствии
с которым налоговая система должна быть
в своих главных характеристиках единой
на территории всего государства. Налоговые
полномочия, предоставляемые региональным
органам государственной власти и органам
местного самоуправления, не должны приводить
к формированию индивидуальных региональных
налоговых систем, разрушению тем самым
единого налогового пространства.
Принципы построения налоговой системы
в своей совокупности должны создавать
условия для эффективного выполнения
налогами своих функций.
1.2.3. Функции налоговой системы
Налоговая система как единое целое и
каждый отдельный налог обладают рядом
функций. Функции налоговой системы являются
производными от объективных функций
налогов; в налоговой теории однозначное
признание получила пока только одна функция
- фискальная. По поводу других функций
существуют различные мнения: от отрицания
наличия каких-либо других функций, кроме
фискальной и, в лучшем случае, контрольной,
до чрезмерного расширения их количества.
Это связано с тем, что в современном мире
функции государства многократно возросли:
помимо традиционных общественно-политических
функций, государство в той или иной форме
регулирует все социально-экономические
процессы. Не дискутируя по этому поводу,
отметим, что наибольшее признание в этой
связи получили следующие функции налоговой
системы: уже отмеченная фискальная, макроэкономическая
(регулирующая), распределительная, социальная,
стимулирующая, контрольная .
Фискальная функция состоит в обеспечении
доходов государственной бюджетной системы
и находится под особым контролем и воздействием
государства, в центре его финансовой
политики. Преобладающий интерес государства
в реализации бюджетной (фискальной) функции,
естественно, проявляется в стремлении
максимально увеличить налоговые источники,
как это имеет в России, что может вести
к гипертрофированию фискальной функции
перед другими функциями и задачами налоговой
системы и налоговой политики.
Макроэкономическая (регулирующая) функция
- это роль налогов и налоговой политики
в системе факторов регулирования макроэкономических
процессов, совокупного спроса и предложения,
темпов роста и занятости. В условиях России
налоговая система проявила себя как фактор
ограничения спроса, особенно инвестиционного,
углубления падения производства, формирования
безработицы и неполной занятости рабочей
силы.
Распределительная функция налоговой
системы проявляется в сложном взаимодействии
с ценами, доходами, процентом, динамикой
курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным
инструментом распределения и перераспределения
национального дохода, доходов юридических
и физических лиц. Распределительная функция
налогов влияет на распределение не только
доходов, но и капиталов, инвестиционных
ресурсов.